Главная » Карьера » Теория организации как наука объект предмет и методы. Предмет и методы теории организации. Аспекты изучения организации

Теория организации как наука объект предмет и методы. Предмет и методы теории организации. Аспекты изучения организации

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: Зачем организации нужны? Как они создаются, функционируют и изменяются? Почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития в природе и обществе. Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает, какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в процессе своей жизнедеятельности. Появление новой теории оправдано лишь тогда, когда открываются собственные объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательной точки зрения и объект, и предмет познания - феномены однопорядковые. Они относятся к окружающей нас действительности и противостоят субъекту познания.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих формирований, их поведение и связь с внешней средой. Как научная дисциплина теория организации исследует общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения указанной теории базируются как на общих экономических законах, так и на законах специализированных наук (например, теория систем, кибернетика, теория управления и др.). Вместе с тем теория организации опирается и на специфические, присущие ей законы и закономерности. В ней сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект (исследуемое явление) и предмет исследования.

Объект теории организации - регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали.

Другими словами, объектом теории организации являются социальные (создаваемые людьми) организации, в функционировании которых человек играет активную роль.

Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Объективной основой организации являются отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Иначе - предметом теории организации являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда.

Организационные отношения - воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Они включают отношения:

  • ? выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;
  • ? возникающие между людьми по поводу совместного труда работников;
  • ? обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Теория организации обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

  • 1) общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.);
  • 2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);
  • 3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Предложенное разделение на категории носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности они применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. Он предполагает использование определенных процедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего известными потребностями, возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формальнологического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие применять средства исследования и как именно, чтобы получить истинные знания о предмете.

К основным методам теории организации относятся: метод дедукции и индукции, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др.

Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предполагает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, способная объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функ- ционирования организационных систем в их развитии.

Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом:

  • 1) сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеряемые события (факты);
  • 2) следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки отличия;
  • 3) сравнение должно осуществляться, прежде всего, по признакам сходства и различия, имеющим существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объясняемые факты) с известным (ранее установленными знаниями).

Каждый из указанных методов опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • ? осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;
  • ? достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;
  • ? возможность обобщения с переходом на другие классы событий;
  • ? наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);
  • ? возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому особое значение приобретают методы комплексного и функционального анализа, системного, исторического и междисциплинарного подходов (рис. 1.1). Благодаря их широкому применению появляется возможность полного, глубокого и всестороннего исследования проблем теории организации.

Рис. 1.1.

Использование комплексного подхода позволяет раскрыть интегральные качества организации, получить новые знания о ней посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие ее свойства, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.

Применение функционального подхода дает возможность:

  • ? изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;
  • ? установить место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;
  • ? выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.

Исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов ее развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

Междисциплинарный подход опирается на представление об организации как о социотехнической системе, объединяет данные естественных наук, кибернетики, социально-психологические концепции. В его основе лежат следующие положения :

  • ? организация - открытая система, подчиняющаяся всем законам и принципам, свойственным другим подобным системам;
  • ? организация - развивающаяся социальная система, к которой применимы все законы групповой динамики;
  • ? в организации всегда существуют два вида совместной деятельности, один из которых направлен на решение базовой задачи, а другой - на общение;
  • ? люди в организации неосознанно повторяют модели поведения, которые сложились на основе их семейного опыта.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

Теория организации в системе наук.

Теория организации – составная часть всеобщей организационной науки и наиболее близкая к теории управления научная дисциплина.

Существует связь теории организации с другими науками , что представлено на рис. 1.1.1.

Здесь выделены основные научные направления, с которыми, так или иначе, связана теория организации. При этом каждое из обозначенных направлений имеет сложный характер и включает в себя множество специальных и дополняющих подсистем.

Например, теория управления, безусловно, играет важнейшую роль в теории организации, при этом данная наука дополняется стратегическим менеджментом, государственным управлением, управлением персоналом, управлением проектами, инновационным менеджментом, финансовым менеджментом, креативным менеджментом, территориальным управлением, информационным менеджментом и др., что на данной схеме не отражено, но подразумевается.


Рис. 1.1.1. Связь теории организации с другими науками.

Рассмотрим значение отдельных наук для развития теории организации.

1). Теория управления . Это важная современная наука, к числу поклонников которой принадлежит и автор, раскрывает особенности воздействия (взаимодействия) одних лиц на другие с целью получения определенного результата. При этом теория управления отвечает на вопрос: «Как и Зачем осуществляется данное воздействие или взаимодействие?» Теория организации дает ответ на вопрос: «На что или Где осуществляется это воздействие или взаимодействие?» То есть две данные науки гармонично дополняют друг друга. Теория управления дает теории организации бесценный обобщенный материал об особенностях управления организацией, к чему мы постоянно обращаемся в данном курсе.

2). Экономическая теория – основа всех социально-экономических дисциплин. В теории организации она, прежде всего, интересна нам тем, что раскрывает особенности человеческих отношений по производству материальных благ – именно того, ради чего и создается большинство организаций. Человек вступает в трудовые, производственные, финансовые и др. отношения, то есть либо сам формирует новые организации, либо стимулирует их возникновение. Таким образом, теория организации получает от экономической теории информацию о том, для чего создаются организации, и как данные объединения производят продукт, создают рабочие места и прибавочную стоимость.

3). Теория систем – молодая перспективная наука, сформировавшаяся в прошлом веке и уже завоевавшая миллионы поклонников и последователей. Существенный момент данной науки – представление всего в мире в виде тех или иных систем. Напомним, что система – это совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных на основе некой общности . Системы бывают самые разные: открытые и закрытые; статические и динамические; физические, биологические, социальные и др. Социальная система – это и есть организация. То есть мы рассматриваем данное явление с точки зрения входящих в нее элементов (подразделений, индивидов, социальных групп, неформальных объединений и прочее), а также всего комплекса отношений возникающих внутри данной социальной системы. Не будем забывать, что организация – открытая динамическая система, а значит - она живет в изменяющейся среде, с которой находится в тех или иных развивающихся отношениях. Таким образом, теория систем ответила на многие вопросы в исследовании сущности организации, о чем мы будем говорить позднее.

4). Социология социальная наука о человеческих отношениях в различных объединениях людей. Для теории организации данная наука играет существенную роль, так как объединение людей – это основа организации, и особенности данных объединений имеют существенное значение для изучения организаций.

5). Юриспруденция – наука о праве, то есть о том, что защищает человека и регулирует человеческие отношения. В теории организации используются многочисленные юридические нормы, раскрывающие правовой статус тех или иных организаций, форм их существования, взаимодействия друг с другом и др.

6). Социальная психология – наука, родственная социологии, отвечающая на вопросы об особенностях существования человеческих коллективов. Поскольку любая организация существует на базе именно коллективов, то взаимодействие социальных наук имеет огромное взаимное значение.

7). Психология – социальная наука о «внутреннем мире» человека, его сознательных и бессознательных особенностях. Для теории организации данные аспекты имеют важное значение в силу того, что все решения, включая управленческие, в организации принимаются человеком, соответственно его психологическое состояние, основы мотивации, волевое начало, самоорганизация, восприимчивость и др. играют существенную роль в функционировании и развитии организации.

8). История – «наука о былом», то есть о том, что было раньше и играло тогда существенную роль. Автор исходит из того, что происшедшее ранее имеет определенное значение для дальнейшего развития. Соответственно в теории организации мы не можем ни учитывать исторический опыт человечества, в том числе историю человеческих отношений и особенности построения организаций как объединения людей в предыдущие исторические периоды.

9). Информатика – динамично развивающаяся наука об информации, занимающаяся изучением особенностей производства, передачи, обработки, обобщение, использования и осуществления иных операций с данными. Без притока новой информации современная наука умирает. Соответственно теория организации является активным потребителем результатов информационной наука, включая не только методы обработки информации, но и применяя формы и способы организации информационного пространства в социальных, в том числе производственных, системах.

10). Инноватика – молодая наука, изучающая производство и использование нового знания - инноваций. Очевидно, что любая современная организация постоянно производит инновации. Тезис «ничто не вечно, кроме перемен» стал лозунгом управления XXI века. Об управлении знаниями мы будем говорить отдельно.

11). Политология – социальная наука о человеческой деятельности по борьбе за завоевание, обладание, сохранение и использование власти. Для теории организации данная наука имеет существенное значение, так как в любой социальной системе существует властный элемент, необходимый для целенаправленной деятельности данной организации. Также нам важно изучение определенного вида социальных систем – политических организаций, о чем мы будем говорить ниже.

12). Специальный менеджмент – отдельные управленческие наука, раскрывающие особенности функционального, отраслевого и иного менеджмента. Данные знания необходимы в теории организации для применения общих организационных особенностей в конкретных управленческих ситуациях. Данные направления управленческой науки изучаются в других многочисленных дисциплинах.

Таким образом, теория организация нашла свое место в современном научном знании и постоянно развивает новые важные направления.

Предмет и метод теории организации.

Изучая теорию организации, мы исследуем различные социальные системы: в той или иной форме организованные группы людей; коллективы, объединенные единой целью, совместной деятельностью и историей; предприятия, компании, корпорации и объединения.

То есть в теории организации рассматриваются самые различные объекты, объединенные общей характеристикой – все они являются организациями.

Организации отличаются друг от друга размером, степенью формализации, главными целями, организационным построением, родом и отраслью деятельности и др.

Организации представлены во всех областях человеческих знаний и сфер человеческой жизнедеятельности. Любая форма совместного труда и целесообразного времяпрепровождения есть организация, а значит, возможны анализ, обобщения, систематизация и выявление наиболее общих черт и характеристик людских, человеческих, социальных организаций.

Исследования в данной области возможны на примере любых, самых необычных и экзотических объектов: семья, фан-клуб, парламент, людоедское племя, тоталитарная секта и так далее, и тому подобное.

Традиция отечественной управленческой науки обязывает нас изучать теорию организации на примере хозяйственных или социально-экономических организаций, что, в той или иной степени, безусловно, оправданно в силу ключевого значения в развитии общества элементов экономической системы. Также имеют место быть исследования управленческих основ государства как всеобщей формы организации общества. Выступая от имени и оставаясь последователями отечественной школы управления, автор имеет честь позволить себе обратить внимание читателя и на другие возможные, и не менее интересные и важные объекты изучения теории организации, о которых речь пойдет ниже.

Таким образом,предметом теории организации является весь комплекс общих отношений по формированию, функционированию и развитию организаций (организационные отношения) (см. Рис. 1.2.1) .

В целом к обозначенному комплексу общих организационных отношений можно отнести следующие аспекты:

Вопросы проектирования, построения и адаптации организаций,

Стратегия, миссия, цели и задачи организаций,

Проблемы функционирования и развития организаций,

Структурно-функциональные вопросы организаций,

Система законов организации и др.


Рис. 1.2.1. Предмет и методы теории организации.

Что касается методов теории организации, то здесь можно обозначить комплекс способов изучения интересующих нас аспектов следующим образом.

1). Системный подход. Он представляет собой метод в теории организации, позволяющий рассматривать организацию как систему в единстве составляющих ее элементов, связей между ними и внешней средой, а также на основе исторической, целевой, технологической, стратегической, структурной и иной общности. Например, системный подход позволяет говорить об особенностях взаимоотношений между высшим руководством организации и сотрудниками ее филиалов и представительств в регионах России.

2). Комплексный подход. Он представляет собой метод по исследованию организации в комплексе с другими организациями, с различных сторон, с использованием разных подходов, с акцентом на различные области научного знания. Например, комплексный подход проявляется, когда мы рассматриваем миссию, правовой статус и организационную структуру организации одновременно, что позволяет нам получать результаты, характеризующие данный объект в комплексе.

3). Ретроспективный подход. Он призван давать представление об организации с исторической точки зрения, в развитии черт и характеристик во времени. Здесь мы имеем дело с выявлением имеющихся исторических тенденций в развитии организации, а историческая предопределенность вместе с волевым началом и случайностью, так или иначе, оказывает существенное влияние на настоящее и будущее. Ретроспективный подход, в частности, позволяет говорить о месте и роли той или иной организации в жизни социума, что дает возможность точнее и эффективнее формулировать управленческие и иные задачи.

4). С ретроспективным подходом неразрывно связан метод прогнозирования , который позволяет нам, в той или иной мере, сформировать наши представления о возможных будущих состояниях организации. Существует множество способов прогнозирования, в том числе математических. Самым распространенным считается метод экстраполяции, когда на основании существующих состояний объекта выявляется тенденция, позволяющая представить состояние объекта в будущем. Данный способ имеет очевидную погрешность, так как тенденция не всегда сохраняется. Соответственно метод экстраполяции имеет объективный ограничитель – он действует только при отсутствии качественных изменений состояния объекта и среды, что значительно сужает возможность применения данного способа. При этом наиболее строгим подходом можно считать метод математической индукции, который говорит, что если в случае n =1 имела место некая особенность объекта, если в случае n =k имела место та же особенность объекта, и если в случае n=k +1 также имела место эта же особенность, то она сохранится во всех возможных случаях n . Данный метод также имеет ряд ограничений: во-первых, не всегда мы располагаем необходимой фактической базой, и, во-вторых, социальные системы далеко не всегда способны на сохранение устойчивых тенденций, которые нам демонстрируют математические модели. Таким образом, прогнозировать состояние организаций необходимо различными способами и их сочетаниями с широким использованием экспертных оценок.

5). Социологические методы. С прогнозированием тесно связаны социологические методы, которые, используя различные способы изучения общественного мнения, позволяют говорить нам о состоянии организаций, росте или падении их влияния, популярности и известности. Социологические методы играют важнейшую роль в обеспечении обратной связи при осуществлении процесса управления и реализации контрольной функции управления.

6). Сравнительный анализ. Данный метод призван выявлять характерные особенности организации в сравнении с аналогичными или похожими объектами. Важную роль сравнительный анализ играет при построении организаций, когда необходимо учесть ошибки предшественников и не допустить появления характерных и аналогичных проблемных ситуаций.

7). Моделирование. Данный подход также необходим для возможного предотвращения кризисных состояний в развитии организации. Для этого необходимо смоделировать вероятные развития событий и обыграть их последствия.

8). Экспериментирование. Данный способ расширяет базу использования метода моделирования, когда позволяет смоделировать возможную проблемную ситуацию в реальности с действующими лицами и реальными исполнителями. Роль экспериментов, в частности, играют пилотные проекты, когда на практике исследователь пытается выявить те или иные особенности и тенденции, характерные для данной организации.

9). Инновационный подход. Настоящий способ представляет собой позиционирование организации в качестве постоянного инновационно активного субъекта, перманентно разрабатывающего и использующего новые знания для совершенствования управленческой и иной деятельности. Инновационный подход позволяет организации постоянно находиться «в организационном тонусе» и быть готовой к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

Структура и содержание нашего курса, в целом, раскрывает предмет и метод теории организации (см. рис. 1.2.2.).

На рисунке схема курса учебной дисциплины «Теория организации» напоминает забавного человечка, «сложенного» из тем как из частей тела.

Действительно «введение», «история организации», «системный подход» и «модели» - это предпосылки и основа, то на чем стоит этот человечек, то есть крепкие ноги. Различные виды организаций – хозяйственные, некоммерческие, политические и др. – это организационные проявления. На рисунке - это основание позвоночника человека.


Рис. 1.2.2. Структура учебного курса «Теория организации».

Организационные структуры и законы – это особенности строения и функционирования организации, то есть тело. Интеграция и процесс – это движение, что символизируют руки человечка. Управление и развитие – это центральная нервная деятельность организации, то есть голова.

Социальная организация как общественный институт характеризуется различными способами упорядочивания и регулирования деятельности людей и групп, которые должны быть всесторонне изучены и систематизированы. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина – теория организации.

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого.

Объектом ТО являются социальные организации, т.е. организации, объединяющие людей.

Предметом изучения ТО является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций. Другими словами предметом ТО выступают организационные отношения , возникающие в процессе совместной деятельности людей.

Предпосылки. В основе деятельности любой компании лежат производствен­ные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материаль­ных ресурсов.

Производственные отношения условно разделяются на экономические, технологические, организационные, правовые, социальные и др.

Организационные отношения связывают весь набор составляющих отношений. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организа­ционных объектов, в дальнейшем для краткости - «организаций».

Основные типы организационных отношений:

Формальные и неформальные; легитимные и противоправные; свободные и административные; равенства и неравенства; зависимые и независимые; последовательные и параллельные; устойчивые и неустойчивые; дискретные и непрерывные; жесткие и мягкие; притяжения и отталкивания; центростремительные и центробежные; совместимые и несовместимые; эквивалентные и неравнозначные; детерминированные и стохастические; вертикальные и горизонтальные; диффузные и локализованные; аддитивные и альтернативные; симметричные и асимметричные; централизованные и децентрализованные.

Организационные отношения складываются в процессах орга­низации: производства в целом или его отраслей; труда на пред­приятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорга­низации, реструктуризации и ликвидации.

Общим методом ТО является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход .

1.2. Теория организации: ее место в системе научных знаний

Организации не могут быть предметом изучения только одной науки - теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа­ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении . Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод­нозначно. В одних работах теория организации рассма­тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы ор­ганизации в относительно самостоятельную область знаний. Исход­ная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как воздействовать на объект.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях.

Рис 1. Система наук об организации

Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социаль­ных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для ТО большую научную значимость приобретает изучение мо­тивации человеческой деятельности, места и роли человека в соци­альных и технических системах, анализ факторов социальной актив­ности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможно­стей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильно­сти, идентификации.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина - социальная психология . При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная па­мять прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценнос­тей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельнос­ти организаций. В ТО исключительно важно учиты­вать характер и степень влияния указанных факторов на формирова­ние приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к админис­тративному праву, регулирующему общественные отношения, возни­кающие в процессе организации государственного управления и осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право - совокупность юридических норм, ре­гулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хо­зяйственных обществ и товариществ.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. В последние десятилетия развитие со­временных информационных систем осуществляется высокими тем­пами за счет широкого внедрения новых информационных техноло­гий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. Этой областью знаний занимается новая дисциплина информационные технологии управления .

Безусловно, в теории организации широко используются методы, подходы и достижения многих других классических научных дисциплин. Среди них:

математика, обеспечивающая формализацию описания некоторых процессов и явлений, происходящих в органи­зации, и дающая возможность представить их в виде сис­тем уравнений, формул, графиков, таблиц, числовых за­висимостей и количественных выражений;

теория вероятностей, позволяющая оценить качествен­ное состояние организационных систем и достоверность наступления или того иного события, определяющего по­ведение организаций в будущем;

статистика, изучающая методы анализа массовых яв­лений и занимающаяся практической деятельностью по сбору, обработке, анализу и публикации данных, харак­теризующих количественные закономерности развития организаций в их неразрывной связи с качеством управ­ленческой деятельности, что позволяет прогнозировать развитие организационных систем;

логика - наука о приемлемых способах рассуждения, умозаключения и методах проверки их истинности, в том числе формальная математическая логика, диалектиче­ская логика и неформальная логика (интуитивная, мажоритарная), роль которой при принятии управленческих решений в условиях частичной неопределенности осо­бенно велика;

теория игр, позволяющая решать комбинаторные задачи и применять ситуационный подход для анализа и прогно­зирования реакции системы управления организацией на различные возмущающие воздействия со стороны внеш­ней и внутренней среды;

теория графов, используемая в виде инструментария для построения дерева альтернатив и выбора наиболее опти­мального варианта достижения цели, стоящей перед ор­ганизацией;

теория матриц, прикладные разделы которой находят широкое применение при исследовании системы управ­ления и обобщении результатов анализа деятельности ор­ганизации с целью повышения ее эффективности.

1.3. Термин «организация» как процесс и как явление

Слово «организация» происходит от лат. слова «organizo» - де­лать сообща, стройный вид, устраиваю.

Существует три подхода к понятию организации.

1 подход. явление (структурное образование) - она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Например, набор элементов, составляющих компанию по производству стиральных машин «Стинол». В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ.

Организация = Явление

2 подход. Организация рассматрива­ется как процесс (особый вид деятельности людей) - представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совер­шенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголов­ным кодексами.

Организация = Процесс

3 подход. Организация рассматривается как система (см. пункт 1.3.).

Организация = Система

Для любой организации (компании) характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функ­циям) разделение труда.

При рассмотрении организации как явления необходимо отметить, что организация в правовом отношении рассматривается в четырех формах:

Юридическое лицо зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке, например, ОАО, ООО.

Неюридическое лицо, не зарегистрированное в государствен­ном органе, например, подразделения юридического лица, про­стое товарищество, ряд объединений;

Неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее отдельного зарегистрированного офиса,официальной печати, например, предприниматель без образова­ния юридического лица;

Неформальная организация граждан, например, активисты жи­лого дома, объединение любителей пляжного волейбола.

Более подробно основные организационно-правовые формы (ОПФ) организаций представлены на рис. 2. При этом характеристика коммерческих организаций по различным признакам представлена в приложении 1.

Общими чертами для них являются наличие, по крайней мере, одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетво­рение потребностей или интересов человека или общества; совме­стная деятельность для получения прибавочного продукта в раз­личных формах (материальной, духовной, информационной).

Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная на­ука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характери­зует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний.

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованны. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функ­ционирования и принципах формирования целостных образований (си­стем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос-«какая»?, а если «процесс», то «чего»?

Объектом изучения теории организации является любой исследу­емый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для лю­бых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через ана­логию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории орга­низации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимуще­ственно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствую­щие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров.

Любая из перечисленных организаций представляет собой слож­ную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее час­то встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных сис­тем - это люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации являются организационные от­ношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода це­лостными образованиями и их структурными составляющими, а так­же процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Рассмотрим, что же представляет собой конкретный предмет те­ории организации. Перейдем на уровень теории организаций соци­альных систем.

Главная особенность социальных систем заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он свя­зывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как свя­зующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной

Цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы-людей, средства и предметы труда. Чтобы организация су­ществовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими ос­новными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени . Эти связи и являются предме­том и результатом организационной деятельности в социальных систе­мах, то есть конкретные организационные отношения - предмет орга­низационной науки.

Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рацио­нальные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целе­сообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. За­тем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и ус­тановить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выра­женных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей - внутренних и внешних - и является предметом организа­ционной науки.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

    статики, под которой следует понимать структуру связей меж­ду ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображаетсяорганизационной структурой системы или ее частью;

    динамики, под которой следует понимать деятельность, направ­ленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное фун­кционирование. Эти связи отображают движение материальных, энер­гетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной дея­тельности является комплекс целенаправленных действий организато­ра (или группы организаторов), ориентированных на:

создание новой организационной структуры системы;

совершенствование существующей организационной структурысистемы-реструктуризация системы (перепланировка частей, упраз­днение действующих и создание новых технологий и т. д.);

техническое перевооружение системы (без изменения существу­ющей структуры и т. д.);

расширение действующей системы (на территории действующейорганизации);

эксплуатацию имеющихся систем;

реализацию рациональных форм и методов организации разно­образных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т. п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономичес­кой системы включает три основные фазы:

    организационный анализ;

    проектирование организации;

    внедрение организации.

На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

    во-первых, четко обозначить области организационной деятель­ности в социально-экономических системах - это установление и обес­печение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

    во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры це­лесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирова­ние социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их рас­положения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирова­ние и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

    организация как состояние, мера упорядоченности системы;

    управление как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) сис­темы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы струк­туры, обеспечивающие:

осуществление установленной для системы цели;

бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

минимальный уровень эксплуатационных расходов;

оптимизацию условий труда и т. д.;

максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная дея­тельность по достижению определенной цели, способ достижения ка­кой-либо цели.

Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факто­ров. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

    эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор инфор­мации;

    системный подход в организации , представляющий собой ло­гический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей целисистемы и подчинения достижению этой цели деятельности всех под­систем, включая планы развития и другие параметры указанной дея­тельности. При этом эта система рассматривается как часть болеекрупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этойкрупной системы;

    синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологи­ческих и других естественных и искусственных систем;

    методы математического моделирования - метод линейногопрограммирования, теория очередей и др.

Предметом теории организации являются закономерности построения, функционирования и развития организаций различного типа и форм (коммерческих, государственных, политических, общественных и т.д.).

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.

Организация — это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию , органу власти , добровольному союзу и т.д.

Во-вторых, организация — это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление », хотя и не исчерпывает его.

Рассматривая организацию как одну из функций управления. М. Мескон определял организацию как «процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения цели», выделяя два аспекта:

  • деление организации на подразделения в соответствии с целями (цели — иерархия);
  • взаимоотношение полномочий (делегирование, собственно полномочия, ответственность).

В условиях все больше и больше меняющегося делового мира традиционные механизмы теории организации и научного менеджмента оказываются все менее полезными и даже совершенно непродуктивными. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями.

Так, важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса}. В частности, изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки» оказывает существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории организации.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития экономики , особенно это касается современного состояния экономики России и стран бывшего СССР и восточной Европы. Темп, глубина и всеохватность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества.

Согласно Глику основным катализатором теории хаоса были исследования ученого-метеоролога Эдвара Лоренса. В начале 1960-х гг. Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. Он, как большинство ученых, считал, что небольшое изменение в первоначальных условиях, которые он заложил в компьютер, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса.

Такое явление бросало вызов как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Заинтригованные загадкой Лоренса ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и в итоге они обнаружили идентичные явления. Бесконечно малые изменения в начальных условиях могли вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы.

То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических систем, а также экономических систем как макро-, так и микроуровня.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, существенно изменило видение учеными окружающего мира. Упор на предсказуемость и управление , который делался в XIX столетии, проложил путь к пониманию власти хаотичности и случая в конце XX в. На практике поведение даже относительно простых систем в основном трудно предсказать (а тем более сложных). Так складывалась ситуация и с экономическими реформами в России в 1990-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого рисунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение означенных систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь эти системы не перестают существовать, определенные пути их развития возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. К примеру, если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая будет погода в конкретный день в будущем, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды, которая может возникнуть. Такие пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит. Причинно-следственная точность традиционной физики была заменена статистической оценкой вероятности.

Кроме того, способ, по которому ученые определяют предсказываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вместо того чтобы разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой из них отдельно, т.е. поступить так, как это делали во времена Ф. Тейлора, многие ученые вынуждены были научиться более холистическому, т.е. целостному подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы. Не пытаясь объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, они делают упор на результат взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик в области управления Лютер Гьюлик в середине 1960 гг. писал по этому поводу: во-первых, люди не так просты, как машины, во-вторых, менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где действует так много социальных факторов, что их трудно просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. И наконец, в-третьих, влияют бесчисленные факторы внешней среды.

Поэтому и теорию организации, и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они помогают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, помогая тем самым принимать более правильное решение.

Осмысление систем — это способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных систем с течением времени. Именно они должны давать возможность менеджерам «видеть целостность».

Например, после нескольких лет потрясающего успеха продукция одной компании внезапно потеряла спрос у покупателей. Отчаянно пытаясь удержаться, старшие менеджеры наняли еще большее число торговцев и постоянно пытались продавать все больше своей продукции. Эти меры действительно увеличили продажу продукции, как и подразумевалось, но только на какое-то время. Для фирмы наступил период, когда ее продукция то пользовалась спросом, то сбывалась с большим трудом, и это в конечном итоге привело ее к банкротству .

Изучая этот случай, специалисты определяют источник краха фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые основные процессы обратной связи. Говоря простыми словами, высокий спрос на продукцию привел к тому, что компания не стала справляться с производством товаров. Неадекватное производство повлекло за собой невыполнение заказов в больших объемах и длительные задержки в поставках товаров. Заказчики потеряли доверие, и это привело к падению уровня продаж.

Таким образом, существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются «прототипами систем». В определенном смысле это организационные эквиваленты странных, привлекающих путей теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно.

Рассмотренная нами история фирмы иллюстрирует ряд прототипов систем, т.е. рисунков поведения. Один из них специалисты определяют как «пределы роста», когда процесс роста создает условия для падения своей собственной фирмы.

Менеджеры фирмы настолько были озабочены расширением продаж и величины сбыта, что не смогли сосредоточиться на реальном решении своей проблемы — расширении производственных мощностей с тем, чтобы контролировать время поставок.

Реализация на практике основных положений теории систем, теории хаоса и сложности позволяет сформулировать сущность нового подхода в виде следующих практических рекомендаций.

Решающей концепцией в теории систем является система рычагов, т.е. идея о том, что небольшие, хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения. Теория хаоса также учит тому, что небольшие изменения могут оказать большое влияние на физические системы.

Возникновение менеджмента и теории организации базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические основы менеджмента и теории организаций. С другой стороны, теория и практика организаций в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию организации. Наука XIX в. с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса — необходимость рассматривать поведение системы в целом. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления организацией, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Ключевыми моментами современной системы подходов к менеджменту и теории организации являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении и теории организации, является представление организации как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Более того, в некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть — сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого — это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности .

Таким образом, системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2. Применение ситуационного подхода. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация — меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3. Современная наука делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»)

и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о формировании новой парадигмы методологии менеджмента и теории организации, отметим, что наиболее перспективный путь создания такой парадигмы — синтез, целостное единство всех методологических подходов. При этом необходимо учитывать, что методология теории организации есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации, т.е. она должна соответствовать предмету теории организации и данному конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на теорию организации без учета специфики предмета и своеобразия применения. Исследователь всегда должен быть свободен в выборе необходимых методов. Недопустимо навязывание каких-либо из них в качестве единственно верных — так называемое методологическое принуждение, т.е. абсолютизация отдельных методологических подходов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта