Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители - Цицерон, Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский, Г. Тард
Суть теории. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Образование государства Петражицкий пытается изобразить как продукт явлений индивидуальной психики, он старается объяснить его психикой отдельного индивида, взятого изолированно, в отрыве от общественных связей, общественной среды. Психика человека, по Петражицкому, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в психических взаимодействиях людей и их различных объединений, сумма которых и составляет государство. Петражицкому вторит Е.Н. Трубецкой, указывавший, со ссылкой на Спенсера, на основную черту человека - солидарность: «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, основная черта человека.
Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и служащими государственного аппарата.
Оценка теории. Теория возникла в конце XIX века, когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знания. Заслугой сторонников этой теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, верно и то, что различные интересы людей реализуются только через психику. Человек - не автомат. Да и люди по психологическим качествам отличны друг от друга.
Эта теория имеет ряд недостатков:
1) Её сторонники не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства с позиции развития психологической науки того времени. Они не видели разницы между национальной и волевой мыслительной сферы.
2) Сторонники психологической теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. В действительности, люди воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Да, под влиянием угрозы уничтожения люди способны объединяться, но солидарность присуща и животным.
3) Сторонники придают решающее значение в процессе образования государства психологическим факторам. Однако психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».
Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.
В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое, структурное и территориальное образование.
Политическое потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани – словом, стало заниматься политикой.
Например, политическими становятся отношения между городами-государствами, союзы и войны между ними. Известные из истории завоевания одних городов-государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи.
Если в первобытном обществе социальная организация имела дело с относительно малыми группами (исключения составляли объединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.
Государство стало и новой структурной организацией общества, т.к. выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная деятельность.
Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества. Любое государственно-организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этого хорошего управления.
Для выполнения своих функций этот особый слой людей – аппарат государства – наделяется властью, т.е. возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.
В отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалось выше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е. основанную на родстве, организацию – совокупность семейных общин (кланов, локальных групп), то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.
Дворцы, храмы, иные здания для коллективных празднеств, выполнения обрядов, строения для производства работ, сельскохозяйственные угодья, рудники и т.п. – все это сооружалось на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства.
Отныне и аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и на управление территориями. Территориальная организация государства имела разные формы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в состав государств, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центром и т.д., но всегда отныне характеризовала государство как новую, по сравнению с первичным обществом, социальную организацию раннеклассового общества.
Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в III-II тыс. до н.э., т.е. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территорий или их защиты.
Таким образом, признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.
К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения на территории того или иного государства. Это единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.
В совокупности эти признаки характеризуют государство, т.е. их наличие в социальной организации общества свидетельствует, что это общество – государственно организовано. Поэтому не может существовать государство, не имеющее этих признаков или имеющее их ограниченный набор (например, оборону, транспорт, энергетику). Такое социальное образование не будет государством.
Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители - Цицерон, Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский, Г. Тард
Суть теории. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Образование государства Петражицкий пытается изобразить как продукт явлений индивидуальной психики, он старается объяснить его психикой отдельного индивида, взятого изолированно, в отрыве от общественных связей, общественной среды. Психика человека, по Петражицкому, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в психических взаимодействиях людей и их различных объединений, сумма которых и составляет государство. Петражицкому вторит Е.Н. Трубецкой, указывавший, со ссылкой на Спенсера, на основную черту человека - солидарность: «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, основная черта человека.
Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и служащими государственного аппарата.
Оценка теории. Теория возникла в конце XIX века, когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знания. Заслугой сторонников этой теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, верно и то, что различные интересы людей реализуются только через психику. Человек - не автомат. Да и люди по психологическим качествам отличны друг от друга.
Эта теория имеет ряд недостатков:
1) Её сторонники не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства с позиции развития психологической науки того времени. Они не видели разницы между национальной и волевой мыслительной сферы.
2) Сторонники психологической теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. В действительности, люди воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Да, под влиянием угрозы уничтожения люди способны объединяться, но солидарность присуща и животным.
3) Сторонники придают решающее значение в процессе образования государства психологическим факторам. Однако психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
04. Теория Насилия
5. Психологическая теория происхождения государства
6. Марксистская теория происхождения государства
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
(возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.)
Виднейшие представители теории НасилияТеория насилия.
Основой
происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание
одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным
народом, для насилия над ним и создается государство.
«История не
представляет нам, - писал Л. Гумплович в конце XIX века, - ни одного
примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а
как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия
одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении
более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».
Таким
образом, сторонники теории насилия утверждали, что первобытные племена
при встречах между собой воевали и победители превращались в
господствующую часть общества, создавали государство, использовали
государственную власть для насилия над покоренными народами.
Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы,
навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое,
даже расовое, происхождение.
Например, К. Каутский, который также
склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия,
считал, что и первые классы, и государство образуются из племен при их
столкновениях, при завоеваниях. Причем утверждалось, что, как правило,
кочевники-скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев.
«Племя
победителей, - писал он в книге „Материалистическое понимание истории", -
подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и
затем принуждает побежденное племя систематически работать на
победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого
завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины
на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин,
из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и
эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают
победители для управления побежденными, превращается в государство».
Как
видно, и К. Каутский считал, что государство - не результат внутреннего
развития общества, а навязанная ему извне сила, что первобытная родовая
демократия сменяется государственной организацией только под внешними
ударами.
Действительно, завоевания одним народом другого имели место,
отражались и на социально-этнической структуре вновь возникающего
общества. Однако это были уже вторичные процессы, когда первичные,
раннеклассовые государства уже существовали как города-государства,
когда завоеванные народы или имели уже свои органично возникшие
государственные образования, или достигали в своем развитии уровня, при
котором были готовы воспринять государственно организованные формы
общественной жизни. Кроме того, теория насилия опять же имеет
вневременной, абстрактный характер, соответствует представлениям и
уровню знаний XIX - начала XX века.
Вместе в тем «завоевательный»
фактор в образовании государства отбрасывать не следует, помня, однако, и
о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения
побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями
государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не
раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает
отдельные его формы, главным образом вторичные (войны
городов-государств между собой, формирование территориально более
обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже
существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще
государственной организации, и либо разрушались, либо использовались
победителями (например, нападения германских племен на Рим).
В пользу
теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является
одним из основных факторов, на которых основывается государство.
Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование
вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности
подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в
том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие
государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной
раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции,
собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд
крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других
государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая
Британия; США и др.
Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств
Органическая теория происхождения государства(получила широкое распространение во второй половине XIX в. в
Психологическая теория
Среди
наиболее известных представителей психологической теории можно выделить
Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали
появлениетосударственности с особыми свой¬ствами человеческой психики:
потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением
подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются
в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным
вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая
энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали
события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов
первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти,
приписываемой этой элите и возникает власть государственная.
Вместе с
тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те
или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде
подобные психические начала личности и возникает государство.
Следовательно,
государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей
части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в
обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.
Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в
закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению
представителей данной теории, продукт разрешения психологических
противоречий между инициативными (активными) личностями, способны¬ми к
принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к
подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно,
психологические закономерности, с помощью которых осуществляется
человеческая деятельность, - это важный фактор, оказывающий влияние на
все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя.
Чтобы убедиться в том можно привести в качестве примера проблему
харизмы. Слово «харизма» переводится как «дар божьей милостью». Ею
обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими
или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами
(герои, пророки, вожди и т.п.).
Однако, роль психологических свойств
личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства не
следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих
причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты
государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под
влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и
иных внешних условий.
Достоинства психологической теории: отчасти она
справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению
действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать
влияние на процессе образования государства.
Недостатки
психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы,
благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические,
политические и др.
Материалистическая теория происхождения государства
(Возникновение марксистской (классовой, экономической) теории связывают с именами Л. Морган, К. Маркса и Ф. Энгельса)
Виднейшие представители марксистской теории.
Льюис
Генри Морган (21 ноября 1818 - 17 декабря 1881) - выдающийся
американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в
теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной
теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в
социальных науках.
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818 - 14 марта 1883) -
немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист,
общественный деятель. Его работы сформировали в философии
диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию
прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти
направления стали основой коммунистического и социалистического движения
и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как
«Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году),
«Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы
написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Фридрих
Энгельс (28 ноября 1820- 5 августа 1895) - немецкий философ, один из
основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла
Маркса.
Владимир Ильич Ульянов (22 апреля 1870, - 21 января 1924)
псевдоним Ленин - российский и советский политический и государственный
деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской
социал-демократической рабочей партии (большевиков), председатель Совета
Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой
истории социалистического государства. Марксист, публицист,
основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего
(Коммунистического) интернационала, основатель СССР.
Скачать курсовую:
|Теологическая - Бог создал государство |?---+
|(Аквинский, Маритен, Мерсье и др.). | |
|Патриархальная - государство - продукт развития семьи |?---+
|(Аристотель, Филмер, Михайловский и др.) | |
|Договорная - государство - продукт соглашения между людьми |?---+
|(Гоббс, Руссо, Радищев и др.) | |
|Теория насилия - государство возникло в силу военно-политических| |
|факторов |?---+
|(Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) | |
|Органическая теория - государство - специфическая разновидность | |
|биологического организма |?--+
|(Спенсер, Вормс, Прейс и др.) | |
|Материалистическая теория - государство - продукт социально- | |
|экономического развития |?--+
|(Маркс, Энгельс, Ленин и др.) | |
|Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей| |
|человеческой психики |?--+
|(Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.) |
Фома Аквинский - 13 век. Официальная доктрина (система взглядов, воззрений) Ватикана.
Право - выражает божью волю. Искусство добра и справедливости - в теологической теории права.
Патриархальная - монарх - отец для всех. Нет подтверждающих фактов. Семья - мельчайшая частица общества.
Патримональная - гос-ва от право собственности на землю. Владелец земли - государь.
Насилие является только условием, а не причиной образования гос-ва.
Биологизация оценок социальной жизни.
Два подхода - классы + механизм распределения прибавочного продукта => гос-во.
Иррагационная теория (Др.Египт) - те кто занимался иррогацией и образовали гос-во.
Рассовая теория - деление общество по рассовому признаку. Гос-во - господство одних над другими
В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.
К. наиболее известным теориям относятся следующие.
1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: >. Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.
Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.
3. Договорная теория происхождения государства появилась в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.
Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как >, где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его >, утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.
Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, о человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества — и бедных, и богатых, и облеченных властью, и не имеющих ее.
Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства.
· Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.
· Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства — человеку гарантировались его права и свободы.
· В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство как первый созданный людьми общественно-политический институт можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям.
· В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание.
· В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.
4. Марксистская концепция происхождения государства (XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе > Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила —государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как >, как >.
Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов.
Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.
5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX —начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.
Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание —мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.
К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного —класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.
В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем насилие, завоевание, не являясь первопричиной образования государства, оказали значительное влияние на процесс его вознкновения.
6. Представители психологической теории (Г. Тард, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения —государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.
7. Автором расовой теории происхождения государства был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на >, призванные господствовать, и >, которые обязаны подчиняться > расам. В основе подобного разграничинения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства > рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны, приведшие к захвату развитыми государствами отсталых народов Азии, Африки и Латинской Америки.
Выделяют также:
Ø патримониальную теорию, согласно которой государство произошло из права собственника на землю (патримониум);
Ø инцестную (половую) теорию, суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функции, что и привело к возникновению государства;
Ø ирригационную теорию, объясняющую происхождение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений. Такие крупные работы требовали жесткого, централизованного управления, распределения, контроля, подчинения и т. д. Подобное было под силу только многочисленному классу управленцев чиновников;
Ø теорию солидаризма, представляющую государство в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество.
Такое разнообразие теорий происхождения государства помогает объяснить суть явления не односторонне, а во всем многообразии его проявлений в реальной жизни.
В истории развития правовой мысли существовали различные точки зрения на происхождение права.
Одной из первых теорий происхождения права была теологическая , то есть божественная (впервые системно изложена Иоаином Златоустом, Аврелием Августином, Фомой Аквинским) . Право, согласно этой теории, дано Богом, выражает Его волю и является вечным. Сторонника этой теории также считали, что право - это данное Богом понимание добра порядочности. Поэтому право несет людям чувства честности, порядочности, равенства, любви к ближнему.
Согласно теории естественного права (изложенной впервые в трудах Г Гроция, Т Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо), каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права. Естественное право не создается людьми, оно познается ими внутренне как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
Патриархальная теория (в трудах Фильмера, Михайловского) источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, то есть старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом.
Сторонники исторической школы (Гуго, Ф.К.Савиньи, ГФЛухга) права полагали, что право формируется самим народом, а не создается законодателями. Оно есть результат народного национального сознания. Право, как и язык, создается народом в процессе его исторического развития.
Нормативистская теория выводила право из самого права. Нормативизм призывает изучать право в «чистом виде», как особое нормативное социальное явление, независимое от экономических, политических и иных общественных условий. Ее автор Г Кельзен утверждал, что право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.
Основоположник психологической теории права Л. Петражицкий причиной происхождения права признавал психику людей, их «императивно-атрибутивные правовые переживания», особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике человека. Психологическая теория рассматривает право как продукт различного рода психологических явлений - инстикктов, психологических установок, эмоций.
Классовая (марксистская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) связывала появление права с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения. Право, по их мнению, представляет возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными, в первую очередь, экономическими условиями его жизни.
Некоторые ученые (Г Берман, Э. Аинерс) создали примирительную теорию происхождения права. Сущность ее сводится к тому, что право возникло как средство мирного разрешения споров и конфликтов.
Становление права происходило в течение многих веков. Это — закономерный процесс, вызванный:
Ø усложнением хозяйственной и социальной организации догосударственного общества;
Ø имущественным расслоением общества, выделением разнообразных групп, слоев с противостоящими групповыми и частными интересами;
Ø углублением и обострением социальных противоречий и конфликтов;
Ø потребностью упорядочнить хозяйственную деятельность, урегулировать распределение и перераспределение продуктов труда;
Ø необходимостью стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок;
Ø стремлением нарождающегося класса имущих закрепить свое господство, выразить свои частные интересы и имущественные права и т. д.
Именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Образование права и государства шло параллельно, взаимозависимо, поэтому причины и условия возникновения права и государства во многом схожи. В целом же право, как и государство, вырастало из потребностей производящей экономики.
Условно выделяют особенности возникновения права на Востоке и Западе.
На Востоке переход к производящей экономике привел к делению населения общин на управляющих и управляемых. Управляющие одновременно выступали организаторами производства, контролерами и распределителями произведенного продукта. Для того чтобы организовывать и регулировать процесс производства в сложных условиях поливного земледения, необходимы были специальные правила, нормы. На определенном этапе формирования раннеклассового общества эти правила закрепляются в агрокалендарях, становясь основой производственной, общественной и личной жизни раннеземледельческой общины. В них указывается, что надо делать обязательно (>), что делать разрешено (>), что делать запрещено (>) и что безразлично для общества, т. е: можно действовать по своему усмотрению. Именно с агрокалендарей началось становление собственно права в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии примерно в IV—III тыс. до н. э.
Право органично вытекало из норм религии и морали, играло по отношению к ним вспомогательную роль. Поэтому правонарушение было одновременно и нарушением норм религии и морали. Основными источниками права стали религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д.
Таким образом, на Востоке право должно было, во-первых, обеспечить новый тип трудовой деятельности, поддержать новое состояние общества и, во-вторых, закрепить сложившееся неравенство, служить инструментом господства правящей верхушки над остальным населением.
На Западе, в результате перехода к производящей экономике, произошло общественное разделение труда, что, в свою очередь, способствовало повышению производительности индивидуального труда, дало возможность отдельным семьям существовать независимо от общины и изменило положение человека в обществе. Он стал свободным (относительно) благодаря способности личным трудом удовлетворять свои потребности. То есть возникла необходимость в защите интересов ирдивидуальных производителей от возможного произвола и обмана со стороны других лиц с помощью норм права.
Прибавочный продукт, который появился вследствие роста производительности труда, совершенствования культуры производства, повлиял на возникновение возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, усиления конфликтов и противоречий между бедными и богатыми. Традиции, обычаи, религиозные и моральные нормы уже не могут обеспечить порядок в обществе, стабильный способ разрешения конфликтов. В результате возникает насущная потребность в праве как таком социальном регуляторе, который бы установил и закрепил господство имущих классов с помощью обязательных для всех правил.
Итак, право на Западе появляется, с одной стороны, как мера общественной и индивидуальной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей. В западных странах право развивалось от обычая к правовому обычаю, т. е. государство санкционаировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов. Далее развитие шло от правовых обычаев к законам, судебным и административным прецедентам, договорам.
Нестерова И.А. Психологическая теория возникновения государства и права Петражицкого // Энциклопедия Нестеровых
В Российской Империи была разработана одна из уникальных теорий возникновения государства и права. Это психологическая теория Л.И. Петражицкого. Она до сих пор привлекает внимание ученых-правоведов.
Лев Иосифович Петражицкий – российский и польский философ, социолог, правовед и исследователь правовой природы жизни общества и государства. Л.И. Петражицкий родился в 1867 году в имении Коллонтаево Витебской губернии в семье богатого дворянина. С детства Лев Иосифович проявлял склонность к наукам. В юношеском возрасте он успешно поступил и закончил юридический факультет Киевского университета. Затем он продолжил обучение в Германии, а именно в Берлинском университете. Л.И. Петражиткий достиг особых успехов в изучении основ римского права. Его знания в этой области поражали окружающих.
Жизнь Л.И. Петражицкого сложна и извилиста. Он начал разработку своей психологической теории о возникновении государства и права еще во времена учебы в университете. После окончания обучения Л.И. Петражицкий продолжил научную деятельность. Он широко известен как профессор юридического факультета Петербургского университета.
Лев Иосифович Петражицкий принимал активное участие в политической и общественной жизни страны. Он был депутатом I Государственной думы от партии кадетов.
После Великой Октябрьской Революции 1917 года Л.И. Петражицкий покидает Россию. В 1921 году он принимает гражданство Польши. Лев Иосифович Петражицкий преподаёт в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией.
Лев Иосифович Петражицкий был женат на Теоне Карловне. Детей у него не было. Умер Л.И. Петражицкий в возрасте 64 лет в Варшаве. Его смерть покрыта завесой тайны.
Психологическая теория Льва Иосифовича Петражицкого о возникновения государства и права имела множество сторонников и противников. С ним часто спорили видные зарубежные правоведа пытаясь выявить изъяны в его теории и связать их с утопичностью.
Разрабатывая свою теорию, Л.И. Петражицкий опирался на различные области знания. Будучи феноменальным знатоком римского права, Лев Иосифович строил свои аксиомы на опыте данной отрасли права и на основах человеческой психологии. По мнению Петражицкого наука основывается на двух видах человеческого бытия, а именно:
Право, по мнению Л.И. Петражицкого, принадлежит к сфере психического бытия. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Петражицкий именует этическим сознанием. Согласно психологической теории возникновения государства и права Л.И. Петражицкого существует такое понятие как этический долг, который может выступать в двух ипостасях:
Чтобы раскрыть все грани своей теории Л.И. Петражицкий создал несколько трудов, направленных на раскрытие основ психологической составляющей общества и государства. Так в работе "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики. В своей работе он предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений деление на:
По мнению Л.И. Петражицкого, эмоции руководят жизнью человека. Этические эмоции обладают рядом свойств, таких как:
Л.И. Петражицский утверждал, что право включает в себя:
В своих работах Л.И Петражицский сконентроиван на разделении таких понятий как "право" и "нравственность". Он выделяет их отличительные признаки:
Петражицкий Л.И. предлагал выделять больше видов права, чем современная ему юриспруденция. По его мнению, существовали позитивное право и интуитивное право. Соотношение позитивного и интуитивного права проявляется в трех областях:
По мнению Л.И. Петражицского интуитивное право, если оно приобретает массовое распространение, устойчивость, может ограничивать позитивное право. Если интуитивное право проявляется достаточно редко, его значение и влияние на позитивное право снижается. Интуитивное право, как отмечал Петражицкий Л.И., содержит в себе тенденцию к позитивации. Петражицким был выделен особый вид позитивного права – официальное право, к которому он относил нормативные акты, судебные решения.
Помимо интуитивного и позитивного права Л.И. Петражицский выделял официальное право. Оно определяется им как особый вид позитивного права, посредством которого государство влияет на эмоциональную сферу в прогрессивную сторону. Но есть также, по Петражицкому, и неофициальное право, появляющееся во всех сферах жизни людей, где в их сознании возникают императивно-атрибутивные переживания. Получается, что в каждой обособленной группе людей формируется свое право наряду с официальным правом. Официальное право, по Петражицкому, представляет собой "совершенно микроскопическую величину" по сравнению с тем необъятным множеством жизненных ситуаций, которые регулируются интуитивным правом. Л.И. Петражицкий приписывает интуитивному праву как явлению весьма подвижному, живому, гибко реагирующему на запросы времени все более возрастающую роль в жизни общества.
Согласно психологической теории Л.И. Петражицкого права представляет собой не государственные нормы, не фактические правовые отношения, не нравственная идея, а явление индивидуальной психики, т.е. особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Их отличие от других эмоций Л.И. Петражицкий видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас.
Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого научно корректные выводы. В трудах Л.И. Петражицкого право фактически сводилось к индивидуальным эмоциям. Как следствие непомерно расширялась сфера правового. Правовой характер приобретали не только, например, правила карточной игры, правила поведения за обеденным столом, внутрисемейные отношения, но и воровские правила и даже воображаемый договор человека с дьяволом о продажи души. Такое право Петражицкий именовал неофициальным. Право, имеющее официальную поддержку от государства – право высшего сорта – получало статус права официального. Для Л.И. Петражицкого – без минимума любви жизнь людей, заключенных в своих эгоистических раковинах, становится просто бесполезным бременем. Именно эгоизм и зависть есть причины требования равенства в обществе, по мнению сторонников психоанализа и 3. Фрейда.
В понимании Л.И. Петражицкого, "Любовь" – это есть движущая сила, переживание, которое сообщает энергию человеку и направляет его действия. По своему содержанию, "Любовь" несправедлива в общепринятом смысле: не вызывает желания делить что-либо поровну, не предполагается принцип при разделе благ – каждому по заслугам. "Любовь" предвзята и склонна защищать интересы объекта любви или соблюдать в его отношении условную, кажущуюся выгоду. Направление для формирования внутренней справедливости задает именно эта сила, а не тяготение к жизни или смерти как в психоанализе.
В период с 20-х до начала 90-х годов XX века теория понимания права Л.И. Петражицкого получила развитие только в трудах русских ученых в эмиграции. Его теория упоминалась как пример ненаучного исследования права и буржуазного характера этой концепции: субъективизм противоречил утверждению объективной природы права, положению о существовании только коллективного правосознания.
Теория Л.И. Петражицкого оценивалась, как пример попытки лишить легитимности право царского режима, так как это право противоречило внутренней справедливости людей.
В.Д. Зорькин упоминает его теорию наравне с правовыми взглядами Г.И. Муромцева. Очень бурно развивалась критика теории Л.И. Петражицкого на том основании, что он разрушал объективное значение понятия "справедливости", отождествлением справедливости и интуитивного права, когда справедливость должна иметь определенное содержание, критерии. Однобокое представление справедливости с позиции психологической теории права ведет к субъективизму в науке и не может дать целостного представления о мире, по мнению критиков.
Теория Л.И. Петражицкого дает формальное определение справедливости, охватывающее все изменчивое ее содержание, и тем самым не разрушает понятия, а дает ключ к его пониманию.
Ее понимание должно основываться на представлениях индивида, на осознании содержания этих представлений, анализе своего правосознания и нравственной составляющей психики. Однако, если право и нравственность коренятся в эмоциональной природе психики, то пропадает ценность этих явлений, поскольку их содержание представляется уже не ясным, не единой известной для всех ценностью.
Нравственная составляющая психики другого человека есть явление "туманное", не поддающееся познанию, ее исследования не могут дать точных результатов, по мнению критиков. Ценность морали представляется в том, что ее принципы общепризнанны в обществе, субкультуре. При этом, по мнению автора статьи, нельзя ставить упреки ученому, открывшему такую природу права, которая подчеркивала несоответствие действительности идеалам общества. Эмоциональная природа человека внесла в прогресс гораздо более ценные идеи, нежели метафизические искания права и нравственности, именно таково основное содержание возражений на критику теории Л.И. Петражицкого, когда был обозначен факт не соответствия общепризнанных норм нравственности и морали поведению людей. Поиски точных формулировок, исследование объекта в отрыве от действительности, в его идеальной форме, по мнению Л.И. Петражицкого, невероятно мало дали миру знаний и ценных идей. Получается, люди руководствуются нормами морали, принципами поведения, адекватными среде существования личности.
Профессор В.М. Хвостов считал, что оперирование представлениями о содержании сознания отдельных людей, изучение содержания представлений о праве, манипуляция этими индивидуальными правовыми переживаниями – есть путь псевдонаучный, носит оттенок иллюзионизма. Поэтому невозможно технически определить, насколько сходны правовые переживания людей в обществе. Необходимо осуществить процесс изучения индивидуального правосознания и обобщения информации о содержании правосознаний множества лиц, выделить критерии, на основании которых можно судить о сходности правосознаний групп лиц.
Времена меняются. Вместе с этим меняется и восприятие психологической теории возникновения государства и права Л.И. Петражицкого. Многие современные ученые воспринимают психологическую теорию как основу новых прогрессивных направлений правовой науки.
Идеи Л.И. Петражицкого заинтересовали представителей американских правовых школ. Развивая вслед за О. Холмсом идею о громадной роли внеправовых соображений и обстоятельств в судебном процессе и акцентирование вслед за Фрейдом роли подсознания в этом процессе, американская школа правового реализма по ряду своих догматов и методологических ориентации действительно может быть воспринята продолжательницей традиции психологической трактовки права, уделившей значительно больше внимания соотношению совокупного воздействия психологических факторов на область правовой мысли и юридической практики одновременно. Американских реалистов так же, как и Л.И. Петражицкого, интересовала проблема несовершенства "юридического языка" – его неопределенность, неясность, двусмысленность. По мнению Дж. Фрэнка, некоторые правовые термины похожи на луковицы – если их как следует почистить, то в итоге ничего не останется.
Юридический язык – это "жаргон, не имеющий четкого значения". Он нередко ставит в тупик и одурачивает обывателя и тем самым дает возможность прибегать к различным уловкам .
В своем обращении к бихевиористским аспектам изучения правосознания и практики американские реалисты вновь привлекли внимание к необходимости более тщательного различения правовых требований "на бумаге" и "в реальности", к соотношению доктрины и совокупности основывающихся на ней судебных решений, и все это во имя снятия проблем, вызываемых неопределенностью предписания правовой нормы. Они в то же самое время высоко оценивали присущие праву единообразие и предсказуемость действия. Подобно Л.И. Петражицкому, реалисты разделяли позитивистскую веру в применение научной методики и в этом смысле переориентировали практическое изучение права на современный лад. Это выражалось в том, что они снабдили исследователей новыми свидетельствами несовершенств или недостаточности формально-догматического анализа там, где речь идет об оценке реального действия правовых требований и предписаний или об эффективности и ценности права в реальной судебной практике и в обиходном правовом общении. В теории права существует специальная концепция, объясняющая мотивацию принятия судьей решения, хотя в каждой теории понимания права уделяется внимание юридической практике и описанию механизма работы судей.
Теория свободного судейского усмотрения В. Эрлиха по своей сути является психологически ориентированной социологией.
В соответствии с этой теорией существо права заключается не в психике и не норме, а в реальной жизни. Правосознание ни в каком смысле не может признаваться правом. Свобода судебного усмотрения заключается в существе права – интуитивном чувстве целесообразности способа разрешения проблемы. Поэтому именно в суде творится право, по мнению социологической школы и ее основателя Р. Паунда, который отводил главное место судье в системе отправления правосудия.
Субъективное усмотрение судьи представляется решающим критерием правомерности того или иного поступка, его соответствия требованиям закона. Развивая теорию признания права Л. Бирлинга и теория понимания права Л.И. Петражицкого, бихевиористские интенции в правовом реализме Дж. Фрэнка, можно выдвинуть предположение, что свидетельством наличия в сознании людей конкретной нормы права, является ее использование судом. То есть, те правила, которые устанавливает суд, являются правом, и вообще все способы разрешения конфликтов и принципы поведения, реализуемые в профессиональной деятельности органами власти, получаются выше законов, в том числе и Конституции. Способ применения и реализации, толкование и понимание права, воплощенное в поведении представителей официальных органов власти становится образцом для поведения граждан, и таким образом правом. Социологическая школа лишь определяет такие тенденции как самый главный фактор в понимании права. Только факт реализации конкретной нормы судом, делает правило поведения – правом. Исследования теории Л.И. Петражицкого сместили акцент в науке социологии и в понимании социологией явления права. Они дали толчок к исследованию взаимосвязи социальных фактов, окружающих человека, создающих условия принятия решения, и эмоционального мира (психологической сферы), который определяет реакцию на эти социальные условия, в форме принятия конкретного решения. Выделение в науке права психологической школы довольно спорный момент.
Понятие "школы" в науке предполагает работу многих исследователей в развитии одного направления, в данном случае, понимания права. Делались попытки использовать положения этой теории на практике, переосмыслить ее содержание. Эти работы принадлежат исследователям, которые сами себя не относили к сторонникам теории Л.И. Петражицкого. Однако, использовали отдельные положения его теории в работах по психологически ориентированной социологии, праву, криминологии. Можно сделать вывод, что исследования в областях, смежных с пониманием права и психологически ориентированных обогатили теорию Л.И. Петражицкого. Поэтому не имеет смысла говорить о психологической школе понимания права, но отдельных сторонниках теории Л.И. Петражицкого, которые принимали его теорию с оговорками .
В своих работах исследователи психологической составляющей явления права уделяли внимание и придавали особое значение тем решениям, которые принимает в своей профессиональной деятельности судья. В рамках социологической школы понимания права был сделан акцент на выработке определенного отношения к принятым судьями решениям. Была определена необходимость исследования их решений на представления о справедливости других людей. То есть, провести исследование природы судебных решений как нормативных фактов. Решение судьи – является внешним проявлением права, оно вызывается правовым мнением судьи.
Исходя из определения Л.И. Петражицкого патологического права, как результата функционирования больной психики, хроническим и систематическим нарушением права можно считать деятельность судьи, обладающего нормальной правовой психикой и не деформированным правосознанием.
Деформация правосознания и больная психика имеют место, когда человек переживает патологическое право – его поведением управляют ценности, отличные от общечеловеческих, когда в действительности нарушена двусторонняя структура права. То есть не находится субъекта, в сознании которого, существовало бы представление об обязанности, соответствующее представлению о праве в сознании переживающего патологическое право субъекта. Такого типа нарушение права имеет место, когда судья сознательно отказывает в защите права, которое он в душе считает обоснованным и справедливым. Иногда, это совершается в интересах людей, от которых он является зависимым . Однако будет ли являться вынесение судьей решение на основе законодательства, которое очень быстро изменилось, а психика судьи еще не прониклась принципами новой справедливости, решением, вынесенным недобросовестно – спорный момент с точки зрения Л.И. Петражицкого.
Литература