Главная » Образование » Классный час этикет для студентов. Разговор об этикете классный час (5 класс) на тему. Этикет в одежде

Классный час этикет для студентов. Разговор об этикете классный час (5 класс) на тему. Этикет в одежде

Классный час «Этикет. Правила этикета.

Цели: познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развивать коммуникативные способности, умение анализировать.

Ход классного часа.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами начинаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения человека среди других людей»

Учитель : А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. И сегодня Вежа будет гостем на нашем занятии (на доску вывешивается картинка с изображением Вежи).

Перед нами карта – лабиринт. Прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что в него легко войти, а выйти можно, только, овладев правилами. Каждая остановка имеет свою потайную дверцу, которая выпустит того, кто усвоил все правила, выполнил задания. Ну что же, откроем первую дверцу.

    Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие.

А какие вы знаете формы приветствия? Не всегда мы используем эти «волшебные» слова, поэтому иногда происходит следующее:

«Случай из школьной жизни»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

Определите, с каким настроением вы приходите в школу (карточки на каждого)

Мы с вами открыли первую дверцу и запомнили, что есть слова приветствия и прощания, которые мы используем всегда.

Вот стул, на нем сидят,

вот стол, за ним сидят,

вот школа, дом, где мы живем,

вот магазин, куда идем,

дорога, транспорт, пеший путь,

лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов.

На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

Откроем вторую дверцу, прочитаем, что написано: "Уважая человека - уважаешь себя". Это главная мысль нашего занятия. Хотите продолжить путешествие?

  1. Вежа приглашает вас к столу, кто знает как правильно накрыть на стол? (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка). Игра «Как правильно накрыть на стол.

http://klipariki.net/karaoke/?idkaraoke=30 – просмотр мульткараоке про Винни-Пуха

Какую ошибку допустил В-П?

Как надо себя вести за столом?

Откроем третью дверцу?

    Вот школа, дом, где мы живем.

Сегодня Вежа заглянул к нам в школу. Как вы думаете, что он увидел? .

А теперь постараемся взглянуть на себя со стороны и исправить все ошибки. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Ты вошел в гардероб, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

8. На утреннике тебя попросили выступить, а тебе не хочется. Как ты поступишь?

9. – Вы стоите перед входом в школу, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать?

10. –Вы идете по коридору школы вместе со своим другом, рядом толкаются мальчики, один из них падает, ваша реакция?

Посмотрите, лабиринт мы прошли, а как вы думаете, все ли об этикете мы вспомнили? О каких правилах еще не говорили?

Итог классного часа:

Что нового вы узнали на классном часе?

Классный час

«Культура этикета»

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Задачи:

1. Прививать учащимся знания правила этикета.

2. Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

3. Формирование эстетического вкуса в манерах поведения .

4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся хорошим манерам ; обсуждать вопрос о культуре этикета.

Оборудование: ребус, рисунки на тему «Вежливый человек», карточки – вежливые слова, карточки — задания для проведения игры «Приветливые люди», пословица.

Ход классного часа

    Актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Какая, вы узнаете, разгадав ребус.

К + + + а этикета

О чем будем говорить? (О культуре этикета)

Учитель читает стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

2. Мозговой штурм «Этикет – это …».

«Этикет – это …»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «этикет» и зачем он нужен людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе

Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом. Он обязывает их обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным , выражая уважительное отношение к окружающим.

Зачем нужно соблюдать людям правила этикета?

Соблюдение и знание этикета позволяют представить общую картину о человеке, например, о том, насколько он внимательно относится к людям, где он вырос, каков стиль его общения, одним словом, по поведению человека можно определить уровень его воспитания.

Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.

Хорошие манеры:

— скромность;

— внимательное обращение с окружающими;

— способность держать под контролем свои слова;

— обладание чувством такта.

Дурные манеры:

— бестактность;

— привычка громко говорить;

— недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;

— намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;

— пренебрежительное отношение к чужим интересам;

— сквернословие;

— грубость;

— беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;

— неряшливость в одежде.

3. Групповая работа «Хорошие манеры»

Класс разделен на 5 групп. Каждая группа подготовила показ хороших манер.

1группа – манера сидеть и стоять

2 группа – манера садиться и вставать

3 группа – манера ходить и уступать дорогу

4 группа – правила вежливости при общении с соседями и с другом

    группа – правила общения с родными и общение мальчиков и девочек

4. Беседа по прочитанному «Сказка о вежливости кролика».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

— Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
— Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа.
— Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
— Как вы поступите, если кто-то будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?

В ходе подготовки к классному часу вы нарисовали рисунки на тему «Вежливый человек». На доске я поместила ваши работы. По окончании классного часа вы можете подойти и посмотреть их. А сейчас давайте посмотрим на ваши работы и вы расскажите с кем вы сравнили вежливого человека, и объясните почему?

    Физкульминутка

Игра «Вежливые прятки»

Задача водящего — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.

    Творческое задание «Приветливые люди» (работа в парах)

Ребята, прочитайте пословицу:

«Не будь приметлив, а будь приветлив».

Детям раздаются карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

    Подведение итогов. Рефексия.

Вежливые манеры — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Как сказал Р. Эмерсон:

«…жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

хлопать собеседника по плечу;

размахивать руками;

теребить одежду, крутить пуговицы;

чесать голову и теребить себя за ухо;

барабанить пальцами по столу;

трогать лицо руками;

чихать, не прикрывшись рукой или платком;

бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

5. Что не следует делать во время спектакля?

6. Как зрители благодарят артистов за спектакль?

Домашнее задание: Предлагаю вам в течение дня посчитать, сколько вежливых слов вам сказали люди, и сколько вежливых слов вы сказали людям.

Классный час для 5-8 классов «Разговор об этикете»

Цели:

  • развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;
  • привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я думаю, что тему классного часа вы определите, когда послушаете следующее стихотворение

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака " Ежели вы вежливы"):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель спрашивает ребят о теме классного часа.

Учитель: Вы правы и сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения этикета; проведем дискуссии; разберем и обсудим жизненные ситуации и выполним практикум. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик : На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Жизненные ситуации .

Учитель: Ребята, чтобы перейти к следующей части нашего урока, необходимо одному из представителей команды взять листочек бумаги, в котором описана жизненная ситуация и даны вопросы, на которые необходимо дать ответы.

Ситуация 1 . Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. "А что ты мне за это дашь?" - спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения : В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

Учитель: Ребята, вам необходимо будет сейчас проявить свои актерские способности и разыграть жизненные ситуации. Каждой команде предлагается три одинаковые ситуации и есть возможность заработать за каждый правильный ответ баллы.

Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей". В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ : дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. "Приветствие ". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с ровесником? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. "Подарки" . От каждой команды требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. "Да - нет" . Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
  4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
  5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
  7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
  9. Когда взрослый человек входит в класс, ребята приветствуют его стоя. (да)

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

Релаксация: смайликом покажите свое мнение о классном часе


План-конспект открытого классного часа.

Тема: « Этикет и мы »

Учитель: Прокушева Светлана Григорьевна.

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа», с. Айкино, Усть-Вымский район, Республика Коми.

Должность: учитель математики.

Класс: 9 «А» класс.

Аннотация

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

    Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).

    Цель : усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

    Форма: коллективная работа; индивидуальная работа; просмотр и прослушивание информации; тестирование.

1. Введение

Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

Идя по тротуару ловлю себя на мысли, что уступают дорогу навстречу идущему немногие, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.

Возвращаясь с работы, домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся

только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник, посидеть в Интернете…

И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – учитель, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни учитель, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; о том, как нужно одеваться в той или иной ситуации, как нужно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, как нужно вести себя в общественных местах, школе и дома, своим поведением показывать их в ходу.

Мы каждый год и не один раз беседуем на темы на классных часах. Вот и сегодня я решила продолжить эту тему. Что-то вы уже знаете, т.е. вспомним, а что-то узнаем новое.

    Итак: (слайд № 1 тема, слайд №2 высказывания)

    Вспомним: (ребятам задаются вопросы, они отвечают, а их ответы сопровождаются слайдами)

а) Что такое этикет? (слайд №3);

б) Зачем нужен этикет (слайд №4);

в) Виды этикетов (слайд №5).

4 . Немного истории (сообщение ученика), слайд №6.

Накануне мероприятия с ребятами проводился тест: «На высоте ли ваши манеры? »

Вопросы к тесту:

    1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…

      1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его

        кидаетесь к нему на помощь

        никак не реагируете

      Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?

      1. извинюсь перед ней;

        отдам ей деньги;

        куплю ей точно такую же;

      Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?

      1. сразу же;

        в антракте;

        по окончании любой песни

      Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?

      1. да, мало ли что делает хозяин;

        нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;

        только в кабинет начальника;

      Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…

      1. чокнуться с сидящим рядом;

        чокнуться со всеми;

        поднять бокал и обвести глазами присутствующих;

      Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…

      1. промолчите;

        скажите ему 1 раз «Будь здоров»;

        будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;

      Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?

      1. ничего;

        извинюсь;

        сошлюсь на веские причины.

Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах». Вывод: есть над, чем работать, есть что корректировать. Продолжим.

6. Остановимся подробнее на некоторых видах этикета.

Этикет общения.

а) общение по телефону (сообщение ученика) слайд №7;

б) разговорный этикет (слайд №8);

в) бизнес - этикет (слайд №9).

Предлагается посмотреть и прослушать видеоролик: «Правила делового общения».

г) Блиц-опрос по данной теме: « Культура общения».

Вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

2. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? /проходящий/

5. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот, кому звонят? /позвонивший/

6. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/

7. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни? / в будни: с 8.00 до 10.00; в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

8. Можно ли в беседе употреблять односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

избегать/

9. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

10. Как лучше реагировать на комплимент? / скромно поблагодарить

7. Следующий вид этикета не менее важен. Это дресс-код. Попробуйте объяснить это понятие.

а) Дресс-код (сообщение ученика) слайд № 10.

б) Итоги тест - контроля:

Вопросы тест – контроля:

    Имеет ли для меня значение, как одет преподаватель?

    Как должна одеваться женщина – преподаватель?

    Как должен одеваться мужчина – преподаватель?

    Должен ли преподаватель следить за своей причёской?

    Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?

    Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

Тест – контроль показал : оказывается из 14 опрашиваемых:

    для 10 человек имеет значение, как одет преподаватель, и только 4 человека не обращают на это внимание. Понравилось: «Как одет учитель, так одет и ученик.

    Все 14 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле. Элегантно, стильно, красиво. Строго, чтобы не отвлекать учеников, чтобы по виду было видно, что это учитель.

    тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». В зависимости от предмета, который он ведет, должен быть аккуратным и ухоженным, с чистыми ботинками, смокинг.

    Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.

    На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?» Ребята отвечали, что спокойным и строгим; в зависимости от поведения учащихся; обычным, не очень громким, и не приказным; приятным и одновременно строгим, вежливо с улыбкой, главное не кричать; в зависимости от настроения учителя.

    На вопрос «Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?»: Ребята посоветовали повысить голос и сделать замечание, поругать, предложили провести беседу «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; записать замечание в дневник и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя. Были и другие предложения…

Вывод: приятно было читать и видеть результаты своего труда, бесед и внушений. Если говорить о вас, дети, то приятно видеть, как вы повзрослели и осознали то, как нужно одеваться и вести себя (если позволяет время, можно задать следующие вопросы).

Вопросы:

1. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

2. Как подобрать носки к деловому и праздничному костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

3. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

4. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

5. Какого цвета предпочтительнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

6. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

7. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/

8. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наносятся духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

9. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/.

    Остался еще один вид этикета. Он, как и все остальные, очень важен.

а) Столовый этикет (сообщение ученика) слайд № 11.

б) Блиц – опрос.

Вопросы:

Культура поведения за столом.

1. Как положено, есть птицу и дичь? / вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /

2. Что нужно сделать, если Вы уронили нож или вилку ? / не суетиться, а спокойно попросить заменить их/

3. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

/- цветы держать в левой руке;

Подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке;

Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

4. Как положить нож и вилку, если Вы, не закончив есть, решили сделать паузу? / нужно их положить крест накрест. Если закончили, есть параллельно друг другу /

5. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим? /надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

9. Заключение

Итак, материал на сегодня исчерпан. На всех видах этикета за один раз не возможно остановиться.

На первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, и вы ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке вы всё – таки вспомните о том, что я хотела донести до вашего сознания, и я думаю, будете применять свои знания на практике и в жизни.

Результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Итоги: слайд № 12;

слайд №13 «Спасибо за внимание!»

Классный час: Правила этикета.

Цель:

Привитие культуры поведения, речи, внешнего вида и общения подростков.

Ход классного часа:

Что такое этикет? Этикет - это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общении с людьми.

Нужны ли такие общие правила? Конечно. Они помогают людям разумно и красиво оформить свое поведение, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом.

Мозговой штурм.

Какие правила этикета вы знаете?

Ответы учащихся записываются на доске

Каждый должен быть аккуратным, опрятным, чтобы с ним было приятно другим. Он должен быть вежлив, чтобы никто с ним не испытывал чувство неловкости, точным, чтобы его никто не ждал, верным своему слову, чтобы никого не подводить. Как мы называем человека, который всегда следует правилам этикета? Это воспитанный человек. В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения.

Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов) На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.

1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят. Рядом с тобой девочка. как ты поступишь?

2. Утро, ты входишь в класс. В классе несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?

3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?

4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?

5. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще раз?

6. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

7. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

Старайтесь, ребята, придерживаться этих правил, тогда окружающим людям и вам будет всегда хорошо.

_______________________________________________________________________

Почему-то многие подростки, да и взрослые люди, считают, что правила этикета для зануд и высоколобых эстетов.

Но никто из них не задумывается, что этикет делает тебя воспитанным, приятным человеком и награждает тебя характеристиками, которых порой нам всем не хватает. Для того, чтобы ты чувствовала себя уверенной и соответствующей ситуации, я предлагаю ознакомиться с немногочисленными правилами, которое можно использовать каждый день и при этом совершенно не выделяться «белой вороной».

1. Не стоит класть телефон на стол в гостях, ресторане, кафе и на встрече с друзьями. Вы пришли разговаривать с определенными людьми. Насладитесь живым общением с теми, с кем вы пришли. Забудьте о средстве связи и постарайтесь игнорировать желание полазить в телефоне. Таким образом, вы можете обидеть друзей или собеседника.

2. Следи за чистотой своей обуви. Заведи в сумку упаковку влажных салфеток и протирай обувь в том случае, если она пачкается. Всегда выходя из дома следи за чистотой туфель, ботинок или сапог.

3. Опоздала в кино или театр? Пробирайся на свои места в центре зала только лицом к сидящим.

4. Никогда не используй много духов. Тебе может казаться, что от тебя не исходит запах любимого парфюма, но поверь – толпа вокруг может просто задохнуться, если ты переборщишь с дозой.

5. В кафе или ресторан мужчина входит первым. Исключение составляет только та ситуация, когда вас встречает швейцар и открывает дверь. Тогда входит первой дама.
6. Всегда говори «спасибо» и «извините».

7. Опаздывать НЕЛЬЗЯ. В самом крайнем случае – на 15 минут. И не забудь предупредить друзей о задержке.

8. В лифт первым входит мужчина, а вот выходит тот – кто ближе всех стоит к дверям из него.

9. Ролевая игра.

Не отдавай свою сумку молодому человеку. Мужчина может понести тяжелый рюкзак или пакет, хозяйственные сумки или на крайний случай – тебя саму. Не позволяй ему таскать дамскую сумочку, даже если у самой отрываются руки.

Не ешь в общественном транспорте. Конечно, речь не идет об украдкой откусанной шоколадке или конфете. Хот-доги, бутерброды, стаканы с водой или бутылки с пивом – все это запрещено, так как ты можешь испачкать окружающих или раздражать их запахом.

Не используй в своей речи жаргон . Также – идеальным будет не использовать мат, зарубежные словечки вроде «ОК» и прочие «непонятности».

Надеюсь, мои небольшие советы помогут тебе стать чуточку лучше!! Есть вопрос по этикету?

Этикет в общественных местах

Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Главное правило поведение в общественных местах - не забывать, что если бы каждый поступал, руководствуясь заботой только о своих удобствах и желаниях, то во многих случаях в результате этого возникла бы невозможность пользования театром, кино, музеем и т.д.

В театре и кино этикет требует сидеть спокойно, не клонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра или (в кино) высокий головной убор: тот кто сидит за вами будет вынужден все время следовать за вашими перемещениями.

На концертах не нужно подпевать или подсвистывать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами или дирижировать. Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера, до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Если ваше место в середине ряда, то проходить к нему необходимо лицом к зрителям уже сидящим в этом ряду.

В магазинах следует соблюдать те же правила, что и в других общественных местах: не толкаться, не нарушать общего порядка, не стараться быть обслуженным вне очереди.

Нельзя, особенно за границей, самому перебирать и переставлять выставленные вещи, снимать их с полок, пробовать запоры закрывающихся изделий - все это должен продемонстрировать продавец. Если предмет очень заинтересовал вас и вы решили купить его - попросите разрешение самому проделать с ним, для ознакомления, необходимые манипуляции, но соблюдайте при этом осторожность.

В магазинах тканей и готовых изделий не следует усиленно перетирать пальцами выставленные образцы. На Западе даже очень вежливые продавцы при виде энергично трущего пальцами ткань покупателя сначала неодобрительно покашливают, а если этот процесс затягивается больше, чем 5-7 секунд, решительно останавливают его.

В магазинах готового платья и обуви не нужно приводить в отчаяние продавцов неосуществимыми требованиями или просьбами относительно желаемых вами сочетаний форм, расцветок, качества изделия, если таких товаров в магазинах не имеется.

В продовольственных магазинах нельзя трогать руками товары без упаковки. При посещении магазинов за границей во избежании недоразумений храните кассовый чек до выхода из магазина.

Нормы нашего поведения на улице приобретают большое общественное значение. При современном темпе жизни люди на улице обычно торопятся. Но то обстоятельство, что каждому "некогда", не дает никому ни права, ни оснований толкаться, наоборот, обязывает к тому, чтобы стараться не толкнуть кого-либо. Если же это нечаянно случиться - обязательно нужно извиниться.

Встречных нужно обходить со своей правой стороны, обгонять - так же.

Не следует на ходу балансировать руками, особенно если в них что-нибудь есть: зонт, трость, портфель и т.п.

Не останавливайте на улице знакомого, если он идет не один: не известно, понравится ли знакомство с вами человеку, которому ваш знакомы обязан будет вас представить, да и нужно ли это знакомство вам самому.

В обратном случае - если вы не один, но вам очень нужно остановиться для краткого разговора со встреченным вами на улице знакомым, предварительно спросите разрешение на это у вашего спутника и, в случае его согласия, представив его знакомому, можете переговорить с ним в присутствии вашего спутника. Очень невежливо отзывать встреченных вами знакомых от их спутников (кроме того вы можете натолкнуться на отказ) или отходить от своего спутника для разговора со встреченным знакомым.

На общественный транспорт распространяется общее правило хорошего тона: женщину, старшего и занимающего более высокое положение следует пропускать впереди себя. При выходе из транспорта поступают наоборот: мужчина и младший выходят перед женщиной и старшим. Это правило не работает, если речь идет о вышестоящих лицах, которые всегда проходят первыми. Это происходит потому, что выходящий первым помогает выйти второму, и правило становится бессмысленным, когда речь идет о субординации. Иными словами, подавать руку начальнику при выходе из транспорта не стоит (если он, конечно, не женщина).

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, но и дома.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта