Главная » Наука » Воспитание семейных ценностей классные часы. Классный час «Семейные ценности. VII. Заключительное слово

Воспитание семейных ценностей классные часы. Классный час «Семейные ценности. VII. Заключительное слово

«Классный час - Семья и семейные ценности!»

Цель : воспитание интереса: к истории своей семьи, истории происхождения фамилии; воспитание чувства любви и уважения к родителям и членам семьи, гордости за свою семью; формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям как национально-культурной ценности.

Оформление доски : название кл.часа «Семья и семейные ценности», «Семья в куче – не страшна и туча», В.В.Розанов «Семья – это самая благородная форма существования человека», фотографии учащихся, их родителей, родственников, шары, цветы.

Чтец:

Семья- людей святой оплот,

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам.

С ней все по силам, по зубам.

Все по плечу и по судьбе-

Семья, святой поклон тебе!

Ведущий /учитель /: Семья! Красивое слово. Подумайте, а что такое семья? /Ответы учащихся/

Замечательно! Значимость понятия «семья» очень велика. И у меня к вам вопрос. Есть в семье он и она, есть дети, есть одна крыша над головой, одна фамилия, документы о родстве. А бывает, что потребности в общении при этом нет, и каждый стремиться уйти из дома побыстрее, потому что где-то его больше понимают и принимают. Что это? Семья? А что тогда? /Ответы учащихся/

Что-то наподобие пансионата, где можно поесть, постирать, отдохнуть, то есть обиталище внутренне чужих людей. Значит, если я вас правильно поняла семья – это прежде внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. «Семья в куче – не страшна и туча».

А когда же родилась её величество - семья? /Ответы учащихся/


Оказывается давно. Когда-то о ней слыхала земля, но…

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит, мне богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я, - снова вторила Ева, - я, я…»

С этой поры и родилась семья!

(из энциклопедии) Семья основана на браке или кровном родстве - малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(из словаря Ожегова) Семья – эта группа живущих вместе родственников.

«Семейная азбука»

    Что означает слово «фамилия»? /семья/

    У кого на Руси появилась фамилия? /у знатных людей/

    Во время, какого правителя появилась отчество с суффиксом «вич»? /Екатерина/

    Про кого говорят «Седьмая вода на киселе»? /дальние родственники/

    Назовите папу и маму одним словом? /родители/

Семейная фамилия.

Семейная реликвия - это не только старинные ордена, медали, в отблесках которых отражается сама российская история. Не только редкая книга, древняя икона, с которой шли и в бой, и под благословение еще наши прадеды. Но и фамилии, которые мы и сегодня несем по своей жизни. Не зря ведь древние русские летописцы не переставали напоминать: «Луна светила над землёю еще задолго до того, как мы родились…..»И если вдуматься в подлинный смысл этой фразы, то станет понятно: нельзя жить на свете «Иванами не помняшими родства » своего прошлого.

Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка: она означает «наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства.

Расскажите о значении и происхождении своих фамилий.

/Выступление учащихся./

Моя родословная.

Чтец:

Пусть будут мама и отец,

Тепло родных вокруг сердец,

Дед, прадед, бабушка и брат,

Сестра – я буду очень рад!

Пусть будет вся семья со мной,

Не нужно жизни мне другой,

Готов я счастья им дарить,

И защищать их, и любить!

Ведущий : Еще на Руси всегда особенно ценилось уважение младших членов семьи к старшим. Говорили так: кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Что же такое родословная? /Ответы учащихся/ Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево /генеалогическое дерево/. Еще его называли «деревом жизни», потому что в нем соединились в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, так делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

А вы знаете своих предков? У кого самое роскошное генеалогическое дерево?

/Выступление учащихся. Они рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках, прабабушках и прабабушках как их звали, кем они работали и т.д./

Считается, что незнание своих предков прежде приравнивалось почти к отсутствию образования. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С.Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал ее друзьям. Не только родословной во всем времена и во всех странах придавалось большое значение. Но и к гербам и девизам. По сей день многие английские семьи придерживаются традиции изображения семейного герба. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела свой герб.

Представьте, пожалуйста, герб вашей семьи. Расскажите, что символизирует каждый элемент, изображенный на гербе.

/Выступление учащихся./

Кто это?

Каждая семья, члены семьи имеют много родственников не только

близких, но и дальних. Как же их называют правильно.

Брат жены /шурин/

Брат мужа/деверь/

Сестра мужа/золовка/

Сестра жены/свояченица/

Мать жены/тёща/

Мать мужа/свекровь/

Отец жены/тесть/

Отец мужа/свекор/

Дочь брата или сестры/племянница/

Брат отца или матери /дядя/

Сестра отца или матери /тетя/

Жёны двух братьев /свояченицы/

Мужья двух сестер /свояки/

Матери жены и мужа /сватьи/

Семейные ценности.

Чтец:

Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на видном месте – увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина» - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Но теперь фотографии обычно хранятся в фотоальбомах, на дисках и в каждом таком альбоме или папке – фотографии близких и дальних родственников всех, кто дорог нашему сердцу. Сегодня вы принесли семейные фотографии, чтобы рассказать о семейных ценностях своих семей.

А что такое семейные ценности? /Ответы учащихся/

Ценности легко можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными ценностями, если защищаются и отстаиваются её членами.

Ценности духовные это объединяющие семью идеи, убеждения. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на многие вопросы (мировоззрение), но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её. В такой семье, где все защищают одни и те же ценности, все горды за себя и свою семью, никто не обижен, не унижен.

К духовным семейным ценностям также относится семейные традиции и устои. Понимание принятых в семье ролей мужа, жены, детей, бабушек и дедушек, других родственников, а также друзей, соседей и посторонних. Их права и обязанности, границы ответственности. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.

Само слово уклад адресует нас к славянской богине Ладе. Эту Богиню почитали как одну из самых важных в пантеоне славянских богов. Лада олицетворяла собой любовь и семейное счастье.

А в вашей семье есть духовные ценности? Какие в семье традиции, устои? Есть ли у членов семьи права и обязанности? Какую роль в семье выполняет каждый член семьи? /Выступление учащихся/

И всё это действительно ценно, так как влияет на эволюцию всего человечества. Успешные в своем укладе семьи не вымирают, а продолжают участвовать в развитии народа.

Сохранение семейных ценностей это сотворение будущего, передача ценного опыта потомкам. Ведь этот опыт в прямом смысле результат непрерывной борьбы, созидания, осмысления. Колоссальный труд поколений людей. Это созидательный труд на благо сообщества.

К сожалению, не многие люди задумываются о своей роли в сотворении будущего, о роли своей семьи и вовсе не считают это ценностью. Но если вы не считаете важной социальную функцию своей семьи, её влияние на развитие сообщества, то семья существует в вашем понимании лишь ради людей входящих в её состав.

Такая точка зрения совершенно не соответствует действительности. Это очень вредная эгоистичная точка зрения блокирует для вас бесконечные источники мотивации – сил и вкуса к жизни.

Есть ценности материальные это семейное имущество, передаваемое по наследству. Зачастую из-за этого имущества происходит множество ссор. Отсутствие духовной наполненности превращает семейное имущество в обычные вещи.

На Руси издревле дом и всякий скарб имели свой духовный смысл. В доме был и бабий кут (угол) и красный угол. Дом был храмом семьи. Тесно связанный с духовными ценностями дом являлся продолжением всех идей и устремлений. К примеру, одежда отражала социальный статус не только по части достатка, но и по части семейного положения, предметы быта защищали от сглазов и т.д. Сегодня это почти полностью утрачено.

Украшения раньше были оберегами, каждый из которых изготавливался или дарился с определенной идеей.

Я вижу, вы принесли интересные ценности своей семьи. Расскажите, пожалуйста, о них. От кого они вам достались? / Выступление учащихся/

Материальная ценность, в которую вдохнули ценность духовную, становится сильным оберегом семьи и помогает нести традиции через поколения. Дорогая вещь передается детям и внукам с заветом и особо почитается.

Сегодня мы много узнали о ваших семьях. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будите глубже изучать историю своей семьи, бережно относится к семейным ценностям и передадите их своим детям.

Чтец:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Пословицы о семье.

Сколько теплых, душевных с глубоким смыслом существует пословиц о семье. Назовите пословицы, которые вам известны. /Ответы учащихся/

    На что и клад, коли в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Семья-печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

    Лучше дружная семья, чем слиток золота. и т.д.

Ведйщий:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Спасибо за участие.

«Семья и семейные ценности»

Подготовила и провела

Абдулманова З.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ д.Чебыково

2012г.

Формы учебной работы : тематический классный час для учащихся начальных классов

Тема классного часа: «Урок семьи и семейных ценностей».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи : 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование : планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).

3. Работа по теме .

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на марийском и башкирском языках.

Марийский – ачай, авай.

Башкирский – атай, асай.

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете?

Расскажите, какие же они, ваши мамы?

Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

4. Физкультминутка .

Давайте и мы с вами немного отдохнем.

1,2,3,4,5, -

Мама, папа, брат, сестра,

А мизинчик – это я!

6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

5. Обобщение.

На доске ребус 7я.

Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (о семье).

Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?

А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

6. Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

7. Итог урока.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

    Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.

    Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.

    Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, мои родные!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Урок будем начинать!

Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Влад: Каникулы кончаются -

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

Со знаниями новыми!

И - с Новым Школьным Годом!!!

Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Артем: В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Антон: На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Дима С.: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)

Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

А кто это? (Члены семьи)

Никита: Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Диана: Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки...

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе...

И о контрольной

Сегодняшней я...

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Даша: У Вовы двойка с минусом -

Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.

Не взял он в руки мела!

Стоял он будто каменный:

Он стоял как статуя.

- Ну как ты сдашь экзамены?

Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,

На собранье упрекать

Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока

Директор недоволен:

Она растить ученика

Не помогает школе.

- Ну при чем моя семья? -

Он говорит вздыхая. -

Получаю двойки я -

И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,

Не показал бы виду,

Но о семье идет вопрос -

Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:

«У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

А вы одна - плохая мать!» -

Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,

Лег на сердце камень:

Стало маму очень жаль…

Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,

На меня надейся!

Нас должны перевести

В хорошее семейство!»

Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Сценка

Дима: Отправляла мама в школу,

Малыша – сыночка. (Мама одевает сыну портфель на спину, гладит по головке)

Говорила мама строго:

Таня: «Не дразнись! Не дерись! (Мама грозит сыну пальцем, мальчик кивает)

На уроках не вертись!

Поспеши, тебе пора. (Мальчик машет маме и убегает за дверь)

Ну, ни пуха, ни пера!»

Дима: Через час, едва живой

Петя наш идет домой.

Ковыляет еле-еле (Заходит уже лохматый, пиджак и портфель тащит в руках)

Он со школьного двора

И на нем, на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Таня: Уж какая тут учеба, (Мама поправляет сына и говорит недовольным тоном)

Глаз подбит и нос распух.

На спине следы от сдобы,

А в глазах его испуг. (Мама показывает сыну кулак, сын боится)

Все артисты берутся за руки, кланяются, уходят.

Денис: Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Учитель: А я предлагаю сыграть в игру «Лучики». Тем более что наш классный коллектив именно так и называется. К доске выходят 2 человека: взрослый и ребенок. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)

Я думаю, победила любовь близких людей.

Катя Ситнянская: Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья «ЛУЧ и К» очень успешная. В прошлом году мы стали Лучшим классом года в ежегодном школьном конкурсе, заняли____ призовых мест в районных конкурсах, получили областное благодарственное письмо, есть ____ призовых места во Всероссийских конкурсах и предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами)

И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)

Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!

Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы – четвертый «А»!

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

Катя: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лиля: Семья – это летом поездки на дачу.

Катя: Семья – это праздник, семейные даты,

Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.

Катя: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Катя: Семья – это труд, друг о друге забота,

Лиля: Семья – это много домашней работы.

Катя: Семья – это важно!

Лиля: Семья – это сложно!

Катя: Но счастливо жить одному невозможно!

Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Коля: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром

Алена: Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно вчетвером.

Коля: Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Алена: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

Учитель: А теперь я прошу вас придумать синквейн на тему: «Семья. Семейные ценности».

(Работают в группах. Затем зачитывают результат).

Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

Классный час духовно- нравственное воспитание

« Семья, семейные ценности и традиции»

Цели: Узнать, что такое семья, семейные ценности и традиции.

Оборудование: Выставка книг о семье, семейные фотографии, альбомы, презентации, фотовыставка « Мои увлечения и увлечения моих родителей»

Эпиграф

« Лишь у счастливых родителей вырастают

счастливые дети «

А.С.Макаренко

« Семья - это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

В.А.Сухомлинский

Ход классного часа

(Вступительное слово классного руководителя)

Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье, семейных ценностях и традициях.

Поэтому темой нашего классного часа является « Семья, семейные ценности и традиции».

Цель, узнать, что же такое семья, семейные ценности, семейные традиции? Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?

Они я уверена, есть в каждой семье. У каждой семьи своя судьба, своя жизнь. И именно семейные ценности и традиции рассказывают историю семьи.

Ребята, а что такое семья? (Предполагаемые ответы учащихся)

Семья- это те, кто дорог вам больше всего. Семья- это, где тебя всегда ждут и понимают. Семья - это родные друг другу люди.

Кл. рук . Молодцы! Да, ребята, семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Именно самому близкому человеку, мы можем доверить тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться.

Семья - это, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанье, печаль

Семья - это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Семья - священный союз людей. Считается, что именно у семьи есть небесные, святые покровители. Святые Петр и Февронья Муромские, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.

Что вы о них знаете?

Ученик: (расскажет о них, о Дне Семьи и верности.)

Кл.рук. А что же такое семейные традиции? (ответы детей: это обычные принятые в семье нормы, манеры, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)

В) Какие традиции существуют в вашей семье? (ответы детей: празднование дней рождений, встреча Нового года, выезд на природу, совместный отпуск и т.д.)

Хорошо, я с вами согласна. А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду « Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.

« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

Как вы думаете, о каких качествах идет речь?

(ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)

Так вот, ребята, если каждый член семьи будет жить согласно этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Ребята, а вот видите, у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома. Какие кирпичики мы положим в основание дома? (Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).

Ребята, а как вы понимаете, что такое семейные ценности?

(ответы детей это что-то важное, дорогое, что объединяет семью)

А какие бывают семейные ценности?

(ответы детей: Это дети, доброе отношение к людям, чувство долга, взаимоотношения в семье, семейные фотографии, ордена, медали предков и т.д.)

Ребята, а вот когда вы называли семейные ценности, вы назвали и семейные фотографии. А как понять, семейные фотографии и семейные ценности, давайте поговорим об этом. Я неслучайно попросила вас принести сегодня семейные фотографии. Кто из вас принес? Хорошо. Расскажи нам о них.

Ученица : Вот эта фотография очень старая, ее края уже потертые. Ей много лет. На ней мои самые близкие люди. Прадедушка, прабабушка, бабушка. Молодые и счастливые. Я их никогда не видела. Эта фотография у нас стоит дома на самом почетном и видном месте. Каждое утро, когда я собираюсь в школу, я невольно задерживаю на этом фото взгляд. И мне кажется, что они улыбаются и одобрительно кивают мне. Я им многим обязана. Для нашей семьи эта фотография - реликвия, настоящая семейная ценность.

В) А кто еще принес?

Ученица: Ты права. В моем доме тоже есть такие фото. Иногда мы всей семьей собираемся и пересматриваем их. Мои родители вспоминают наших родных, которых уже нет в живых, вспоминают своих друзей. Представьте себе, если бы не было фотографий, мы бы не знали своих предков, никогда не видели их.

Кл.рук . Молодцы. Ну, а теперь, если есть такая возможность, давайте заглянем в семейный архив наших одноклассников - это не только фотографии родных и близких людей, это еще и другие семейные ценности.

Кто хочет о них рассказать?

(учащиеся рассказывают)

Ученица: Эти фотографии история моей семьи, история моего рода. Я рада, что у меня есть такая семья. Все ее члены дороги мне. Я их очень всех люблю. Очень люблю перечитывать трогательное письмо моего прадедушки к моей прабабушке, которое написано с любовью, верой в победу и с надеждой на скорейшую встречу.

Мой папа собирает модели машин. Он собрал их уже 250 штук. Письма, папины модели (хобби) иные ценности.

Кл.рук . Да, ребята. Нет ни одной семьи, в которой не хранили бы снимки, ставшие семейными реликвиями. Пока есть это все в вашем доме, люди связаны с ними, они живут вместе с нами, в наших воспоминаниях. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или других трудных жизненных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии и письма дорогих людей.

«Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен.

Какой кирпичик в доме мы еще с вами положим?

Ответ : (Семейное фото.)

Ученица: А я хочу рассказать о ценности нашей семьи.

Кл.рук .: А вот видите, в доме еще не все есть кирпичики. Давайте подумаем, какой можно еще положить кирпичик.

Ответ: Память о близких людях.

Ученица : А, я хочу рассказать о традициях в нашей семье. Я считаю, что каждая семья - это какой -то особый, отдельный мир. И очень хорошо, если этот мир полон тепла, ласки, заботы, сострадания, взаимной любви. Еще одна важная вещь в жизни семьи - семейные традиции, которые объединяют всех членов семьи, и я думаю, что семьи, в которых есть такие традиции самые крепкие и дружные.

Мы в нашей семье всегда стараемся прислушиваться к мнению друг другу и стараемся сохранить теплую, семейную атмосферу. У нас много традиций, и я с большим удовольствием расскажу о некоторых из них.

Гостеприимство и уважение к людям - одна из традиций в нашей семье. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями, мы уже знаем, что наши близкие друзья, гости любят, и стараемся приготовить одно из их любимых блюд. Чтоб сделать им приятное. А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Взаимопомощь, вежливость - наша главная традиция. Каждый имеет свои права и обязанности, и это облегчает жизнь нашей семьи. Вечером мы отдыхаем. Читаем интересные книги, смотрим интересные передачи.

В Великий праздник Святой Пасхи мама печет куличи, мы помогаем ей красить пасхальные яйца. Потом мы обязательно идем в церковь для освящения куличей и яиц. Еще одна из традиций нашей семьи отмечать праздники в кругу семьи. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским днем, Днем Защитника Отечества, Днем Знаний и, конечно с Днем Рождения. Мама с папой считают необходимым участвовать в жизни государства. Для них традиция - ходить на выборы. Они знакомятся с программами кандидатов и определяют свой выбор. Когда придет время, я тоже буду голосовать, как и любой гражданин.

Я горжусь своей семьей и нашими семейными традициями. Горжусь своими родными, которые эти традиции бережно хранят, любят и открывают их мне. И пусть у нас нет семейного герба или гимна, зато в нашей семье хорошо живется благодаря нашим традициям. Когда я страну взрослым человеком, я буду стараться беречь и хранить семейные традиции.

Кл. рук : Итак, ребята, какой же кирпичик мы положим в строительство нашего дома? Вежливость и понимание.

А еще раз хочу поведать вам одну притчу:

« Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

«Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Во уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому, что ты так ее любишь.»

Что в этой семье присутствует ? Любовь и Уважение.

Ученица: А я, хочу рассказать о нашей семье. Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, родом занятий, которые передавались по наследству. Издревле на Руси существует традиция, представители одной семьи занимались одним видом деятельности. И это дело, занятие передавалось из поколения в поколение. Так в одних семьях рождались гончары, учителя, в других художники, обувщики, швеи, строители. Так рождалась династия. В нашей семье династия врачей………

Кл.рук. : Ребята, есть еще одна хорошая традиция - заботиться о престарелых родителях. Вы повзрослеете и обязательно вспомните историю, о которой я вам сейчас расскажу.

« Когда-то жил старик. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал, ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из нее.

Как- то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? спросил отец.

- Деревянную кормушку,- ответил малыш.- Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.»

О чем поведала вам эта история? Какой вывод вы сделали?

Ответ : Главная семейная ценность - это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость.

Кл.рук. Счастливая старость наших родителей - это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Какой кирпичик мы положим в наш дом ? Забота.

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца и мать, да будет тебе благо»

В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями, Любить можно безотчетно. Долг требует осмысления и душевной теплоты.

Ребята, мы о многих традициях сегодня вспомнили, а самая первая чудесная традиция молодой семьи - бракосочетание.

Какие традиции вы знаете относительно бракосочетания? (По традиции невеста надевает белое платье, невесту с женихом обсыпают монетками, конфетками, крупой, подают хлеб с солью. Все эти традиции чудесны, к ним относятся с особым трепетом. Большинство людей на Земле живут в браке. Но есть люди, которые считают, что не обязательно, можно прожить и так. Давайте обсудим 2 точки зрения. Подумайте, какие вы можете привести аргументы в защиту гражданских отношений без оформления законных отношений и что вы видите отрицательного в этом.(Обсуждение вопроса)

А сейчас, я хочу проверить, как вы поняли, что такое семейные ценности, а что такое семейные традиции. Семейные фотографии и семейный альбом, письма - это что? (ценности), а то, что нам говорила Даша, Настя - это? (традиции). Какой кирпичик еще встроим в наш дом? Традиции . Молодцы!

Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома называется « Счастливая семья» .

Мастерская.

Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.(Работа учащихся в 1 группе)

В каждой семье живет свое настроение, и каждой член семьи вносит свою лепту в настроение семьи. Нарисуйте цветом настроение вашей семьи. Какую семью, вы представляете в будущем построить. (Работа учащихся 2 группы)

Семья каждого из вас индивидуальна, неповторима. Как вы думаете, что делает, ее такой? (Работа учащихся 3 группы)(отношения между домочадцами, то как воспитывают детей, чему учат, семейные традиции, ценности и т.д.)

Ребята, вы все правы, так как называете различные стороны одного понятия. Понятие это- семейные духовно - нравственные ценности.

Обратите внимание на доску: давайте прочитаем и постараемся запомнить определение этого понятия.

Семейные духовно - нравственные ценности - это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании людей в семье.

И так мы с вами построили « Дом счастья»

Несомненно, у каждого из вас должен быть дом, а не просто крыша над головой. Место, где вас любят и ждут, принимают и понимают, такими, какие вы есть. Где вам тепло и уютно. Счастье человека в семье - наибольшая ценность.

Ребята, а какой же дом без песни. Давайте все вместе споем песню» Родительский дом» (поют песню.)

Где бы небыли мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом

Припев: Родительский дом- начало начал

Ты в жизни моей надежный причал

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет

Рефлексия : Давайте подведем итог нашего классного часа. Вспомним мысленно все, о чем мы с вами говорили сегодня.

Что лично для себя вы взяли из нашего разговора?

Какие вопросы, касающиеся семьи, семейных ценностей и традиций вам захотелось обсудить дома с вашими близкими и родителями.

Что вас заинтересовало?

Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились? В чем они состояли.

А сейчас давайте вас, послушаем? (ответы детей: Я обязательно спрошу у мамы о ценностях нашей семьи? Я думаю, что буду с уважением относиться к ценностям нашей семьи.)

Ребята, я думаю, что вы еще подумаете над этим. И если мы будем хранить наши семейные ценности и традиции семьи, то в будущем мы получим отдачу.

Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья - это книга. Свадьба - это обложка. А в книге обложка, как правило, одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги - подумайте о последствиях…….

Я заканчиваю сегодня классный час с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память,Забота .

Любите близких людей и цените свои семьи, продолжайте семейные традиции, чтобы не растерять семейных ценностей!

Классный час в 9 классе на тему «Семья и семейные ценности»

Цель классного часа : раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи : привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Ход классного часа.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Классный руководитель .

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Каждый человек хочет быть счастливым, это, значит, все мечтают об одном и том же. Представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место - самое важное и т. д.).

  • Отдых, путешествие

    Материальные блага

Почему же семья ассоциируется со счастьем?

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Тест «Незаконченное предложение».

1. Семья - это...

2. Мои родители - это...

3. Свет в окнах моего дома - это...

4. Радость в моей семье - это...

5. Горе моей семьи - это...

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7. Из традиций моей семьи мне хо­телось бы взять в будущую семью...

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

Молодцы, ребята! Семья - это

    трудовой коллектив,

    и моральная опора,

    и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),

    и пространство для отдыха,

    и школа доброты,

    и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,

    мораль и вкусы,

    манеры и привычки,

    мировоззрение и убеждения,

    характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

А какие бывают традиции? (Ответы учащихся)

Традиции:

    Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

    Приглашать гостей и собирать застолье;

    Собирать и хранить семейные фотографии;

    Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А сейчас давайте немного поразмышляем…

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

В.Сухомлинский

Вопросы и задания к сказке:

Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?

Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.

Что вы для делаете для мамы, когда она устает?

Классный руководитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач.

В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

Самое дорогое в жизни человека – семья .

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!


«Семья и семейные ценности»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цель: сформировать представление о семейных ценностях.

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг

друга, заботятся друг о друге.

Формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сплочение коллектива детей и родителей.

Развитие внимания, речи, творческого воображения.

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Задачи:

Осознание понятий «семейная ценность»

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Сплочение коллектива класса;

Оборудование: проектор, ноутбук, листочки бумаги с заповедями, пословицы разрезанные, ладошки из бумаги, домик, лепестки ромашки со словами (семейные ценности), семейные фото, рисунки.

Ход классного часа:

(Дети исполняют ПЕСНЮ «ЗАВАЛИНКА» )

Завалинка

На завалинке старушки, деды, тётки, ребятня,
На завалинке частушки распевают до темна.
На завалинке пригрелась почитай, что вся семья,
Если песня здесь запелась, подпоёт деревня вся.

Завалинка, завалинка
Шумит о том, о сём,
Беда горой с плеч свалится
И всё пойдёт путём.
Завалинка, завалинка,
Вся рядышком родня,
Ах, потеснись, завалинка,
Своим признай меня.
Ох, потеснись, завалинка,
Своим признай меня.

Учитель: Здравствуйте дети, здравствуйте наши гости. Сегодня в первый день знаний мы проводим с вами урок под названием «Семья и семейные ценности».

Что же такое семья? (Ответы детей)

Семья - это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают.

Семья - это Я,

И меня называют:

Котёнок и лапочка, заинька, птичка...

Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка.

Семья - где все любят меня и ласкают,

И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!

Учитель: - Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Конечно же, это наши родные люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

Учитель: 7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Но что же тогда значит это слово – семья? Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы, это братья и сестры, тети и дяди.

(Генеологическое древо)

Учитель: - Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый... (дед)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

Учитель: - Я прочитаю стихотворение, и мы выделим, какие ЦЕННОСТИ важны для семьи.

(ДЕТИ ПРИКРЕПЛЯЮТ ЛЕПЕСТКИ РОМАШКИ СО СЛОВАМИ НА ДОСКУ)

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень
Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Учитель: - Вот какие ценности важны для настоящей семьи.

Учитель: -А сейчас в ходе конкурсов и викторин мы с вами ещё больше узнаем о понятии «семья» и познакомимся с вашими семьями.

1. (ЛАДОШКИ)

Учитель: Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать слова о вашей семье и прикрепить свою бумажную ладошку.

(Дети по очереди выходят со своими ладошками)

Учитель: - Как вы думаете, почему руки? (ответы детей ) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

2.(ВИКТОРИНА)

Учитель: Ну а сейчас вы будете отвечать на вопросы, и зарабатывать свои первые жетоны.

Вопросы:

 В какой пословице говорится о разглашении внутренних семейных неприятностей и ссор? (Выносить сор из избы.)

 Какой глагол пропущен в русской пословице: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

 Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы . (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

 Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья ». Что это за слово? (Родина.)

 Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»? Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой ? («Муха-Цокотуха».)

 Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

 Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

 Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

 Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

 Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ? (Мать -и-мачеха.)

 В каком месяце отмечается Международный день семьи ? (В мае)

Молодцы! Давайте посчитаем, сколько у кого ромашек получилось.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ)

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.

3.(ИГРА С ПОСЛОВИЦАМИ)

Учитель. Я буду зачитывать начало пословицы, а вы должны закончить её.

1.В гостях хорошо… а дома лучше.
2.Не красна изба углами… а красна пирогами.
3.Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
4.Каково на дому… таково и самому.
5.Дом вести… не бородой трясти.

Учитель. - А теперь каждый из вас соберёт пословицу. (предлагаются разрезанные пословицы)

    Не нужен клад… когда в семье лад.

    При солнышке - тепло, при матери – добро

    На что и клад, коли в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Согласную семью и горе не берет.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

(Подведение итогов конкурса)

4.(ФОТОГРАФИИ И РИСУНКИ)

Учитель. : В 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Невольно вспоминаешь строки из стихотворения Н. М. Рубцова.

Семейным альбомом всегда дорожите. Его как реликвию нужно хранить. На самое видное место кладите, Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Учитель. - Ребята, а сейчас мы познакомимся с вашими семьями. Каждый из вас покажет нам фотографии, рисунки, которые вы подготовили дома, и немного расскажет о своей семье.

(ЗВУЧИТ ТИХО ПЕСНЯ «ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»)

(Рисунки прикрепляют на доску, презентация фотографий)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Семейным альбомом всегда дорожите.

Его как реликвию нужно хранить.

На самое видное место кладите,

Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Каждый получает жетон

5.(ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ)

Учитель: - В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Учитель: - У каждого из вас есть какие-то обязанности в семье. Расскажите о них.

(Дети рассказывают, что они делают дома)

6.(ПРАЗДНИКИ)

Учитель: - Труд – это хорошо. Но делу - время, потехе – час! Как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

А какие семейные праздники знаете вы?

Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: - Назовите последний праздник, который вы праздновали всей семьей?

Учитель: - Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
- А в ваших семьях кто вы?

7.(ВИКТОРИНА)

Учитель: - Как вы понимаете слова, обозначающие тоже родственников:

свекровь (мать мужа).
свекор (отец мужа).
теща (мать жены).
тесть (отец жены).
зять (муж дочери).
сноха (жена сына).
золовка (сестра мужа, жена брата).
деверь (брат мужа).
шурин (брат жены).
свояченица (сестра жены).
свояки (женатые на родных сестрах).
мачеха (неродная мать).
отчим (неродной отец).
падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Да, встречаются и такие семьи, где есть мачеха, отчим, приёмные дети или неполные семьи. Но если в семье царит любовь, уважение, взаимопонимание, то это самое важное для любой семьи! Недаром говорится, «Не та мать, что родила, а та, которая воспитала».

Учитель: - «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» - так гласит Индийская мудрость. Поэтому постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души, помогайте своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Навещайте их почаще.

Учитель: - Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей :

(на листочках распечатаны заповеди дети зачитывают их )




* подари родителям радость;

* почитай отца, мать

* не огорчай никого

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)

Учитель: - Давайте подведём итог. Посчитайте, у кого сколько получилось ромашек. Кто у нас победитель?

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами говорили о семье, о её ценностях, традициях. Вы рассказывали о своих семьях.

Так что же такое СЕМЬЯ ?

(Дети читают СТИХОТВОРЕНИЕ О СЕМЬЕ )

Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»

Учитель: - И в завершение нашего урока девочки споют нам песню про семью.

ПЕСНЯ «МОЯ СЕМЬЯ»

Учитель: - Ребята, а нашу школу можно назвать семьей?
- Да, в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Учитель: - Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно и уютно!

(ПОСЛОВИЦЫ)

При солнышке - тепло, при

матери – добро

На что и клад, коли в семье

В семье и каша гуще

Вся семья вместе, так и

душа на месте

Согласную семью и горе не

В семье любовь да совет,

так и нужды нет

Семья - печка: как холодно,

все к ней собираются

Дружная семья и землю

превращает в золото

* свято храни честь своей семьи;
* люби свою семью и делай её лучше;
* будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
* подари родителям радость;
* умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
* почитай отца, мать

*возлюби ближнего своего, как самого себя

* делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе

* не огорчай никого



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта