Многие люди думают, что поставленная грамотная речь необходима только в определенных сферах деятельности. Но это мнение ошибочно. Хорошая дикция заставляет оппонента внимательно слушать ваши слова и доверительно относиться к вашему мнению. Умение красиво говорить часто способствует продвижению по карьерной лестнице, поэтому сегодня мы рассмотрим упражнения для развития речи.
Развитие речи у взрослых предполагает применение нескольких техник. Красивый, поставленный голос и умение быстро и четко произносить слова – результат продолжительной и кропотливой работы.
Упражнения по развитию речи включают комплекс по тренировке артикуляционного аппарата.
Более подробно изучить упражнения можно в нашей статье « ». По завершении разминки и подготовки всех частей артикуляционного аппарата, разрешается приступать к выполнению главного комплекса.
Упражнения на улучшение артикуляции:
Упражнения по развитию речи включают занятия по постановке акустических качеств голоса. Произносите без звука сочетание букв «А-Э-О». Обратите внимание, что нужно стремиться открывать не рот, а полость зева.
Отличные результаты дают упражнения с орехами и карандашом – это проверенная временем методика, практикуемая в школах актерского мастерства.
Возьмите в рот горсть чистых, неочищенных грецких орехов, и начинайте медленно проговаривать скороговорки/чистоговорки либо читайте вслух любые тексты.
Орехи можно заменить карандашом.
Существует множество скороговорок, разработанных специально для развития дикции. Подобное упражнение является классикой тренировки. Оно помогают человеку научиться четко произносить различные согласные звуки.
Чтобы получить результат, необходимо заниматься ежедневно. Длительность одного занятия – минимум 15 минут.
Важно: каждую фразу требуется произносить в трех разных режимах: вначале медленно, потом – в среднем темпе и последний раз быстро, как скороговорку.
Начинать тренировать речь надо, выбирая наиболее простые предложения. Они используются для обучения произношения одного – двух звуков.
Когда простые фразы будут освоены, а проблемные в произношении звуки отработаны, можно переходить к более сложным звуковым сочетаниям. Можно попробовать освоить в мире на русском языке.
Тренировка речи предполагает использование для улучшения дикции и произношения звуков всевозможные скороговорки. Они способствуют решению конкретных проблем. Чтобы понять ошибки своей речи, ее надо прослушать со стороны. Для этой цели рекомендуется пользоваться диктофоном.
Вначале необходимо освоить науку правильного произношения именно проблемной буквы. Затем можно приступать к упражнениям, позволяющим разграничить в речи звуки схожие с ней по звучанию
Начинать работать над правкой следующего звука можно только после того, как вы научитесь правильно проговаривать предыдущий.
Упражнения по развитию речи помимо практики скороговорок предусматривают чтение вслух. Это также весьма полезно для улучшения дикции.
Возьмите за правило читать вслух отрывки из классических произведений, записывая свои импровизированные выступления на диктофон. Такой подход к занятиям помогает не только услышать ошибки речи, но и отточить произношение до идеального состояния.
Читать необходимо с выражением – монотонность совершенно недопустима. Нужно учиться менять громкость голоса, скорость произносимого текста, обязательно выделяя паузами особенно важные моменты. Важно помнить, что остановки должны быть к месту и ни в коем случае не затянуты.
Следующее, на что необходимо обратить внимание, – регулярное расширение словарного запаса. Всесторонне развитый в интеллектуальном плане оппонент способен поддержать беседу на любую тему и подобрать необходимые слова.
Помочь в расширении словарного запаса поможет чтение книг, решение кроссвордов. Полезным будет посещение всевозможных тренингов по саморазвитию.
Чтобы научиться хорошо говорить, важно овладеть наукой контроля дыхания. В отсутствии подобного навыка, речь будет регулярно прерываться паузами и вдохами. Это может ухудшить общее восприятие текста и даже полностью нарушить всю смысловую нагрузку. Он получится обрывистым и будет восприниматься гораздо хуже.
Именно поэтому среди упражнений по развитию речи должны непременно присутствовать тренировки, направленные на становление правильного дыхания.
Комплекс включает следующие упражнения:
После того как базовое упражнение будет полностью освоено, его нужно усложнить. Для этого дышите правильно и параллельно выполняйте дополнительные движения: ходите по комнате, бегайте на месте, подметайте пол и т.д.
Многие люди не предают должного внимания тому, что красивое звучание голоса зависит от осанки и умения правильно вдыхать и выдыхать воздух.
Вот несколько упражнений:
Добиться улучшения речи и дикции не получится, если не понять истинных причин имеющихся нарушений. Иногда таковыми выступают сложности со здоровьем, в частности, аномальное строение нижней челюсти либо укороченная уздечка языка.
Роль играет и слабый артикуляционный аппарат. Даже когда у человека не возникает сложностей с произношением звуков – они присутствуют полностью и звучат правильно – то во время выступления он может сбиваться, отчего произносимый текст становится нечетким. В таком случае артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление нижней челюсти, языка, мягкого нёба, поможет в решении имеющейся проблемы.
Причинами невнятности слов у большей части людей становится нарушение произношения шипящих/свистящих звуков, полное отсутствие букв «Л» и «Р» либо сложности в их озвучивании. Поэтому если вы видите, что носит постоянный характер — обратитесь к логопеду за консультацией.
Специальные игры и упражнения для развития речи смогут помочь в решении многих проблем. Непродолжительные ежедневные занятия помогут человеку улучшить дикцию, изменить свой голос в лучшую сторону и развить речь в целом.
Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.
Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.
ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.
Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.
Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:
Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.
В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.
Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.
Причина | Решение | |
1. | Наследственность | Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время. |
2. | Особенность характера и темперамента | Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников. |
3. | Отсутствие необходимости в речи | Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого». |
4. | Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты | Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации. |
5. | Чрезмерный напор родителей | Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку. |
6. | Отсутствие интереса | Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие. |
7. | Отсутствие социума | Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке. |
Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.
Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.
Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.
(9
оценок, среднее: 4,67
из 5)
Даже если ваш малыш ещё слишком мал для первого слова - не стоит откладывать развивающие речь занятия. Ведь учить ребёнка говорить можно уже с первых месяцев жизни.
Массаж ладоней и пальчиков можно делать с самого рождения крохи. Начните с лёгких поглаживаний в направлении от запястья к кончикам пальцев. Круговым движением вашего указательного пальца проработайте центр ладошки. Все движения должны быть плавными, но ощутимыми. Затем подключите растирание каждого пальчика по отдельности, уделяя особое внимание подушечкам. Помните, что именно эта зона отвечает за интеллект и речь ребёнка. Используйте для массажа специальные мячики с ворсинками и бугорками - разные фактуры и материалы (пластик, резина, дерево) дают разные тактильные ощущения, что также влияет на развитие умственных способностей.
Даже самый маленький ребёнок любит общение. И оно не ограничивается лишь тактильным контактом. Говорить с малышом так же важно, как целовать или гладить его. Ведь малыши во всём копируют взрослых. Поэтому возьмите себе за правило - говорить много и правильно. Не стоит коверкать слова и пытаться подстроиться под язык ребёнка. Никакого улюлюканья. Называйте вещи своими именами: это голубь, а не «гуля», в коляске лежит малыш, а не «ляля», «ав» - это не собака, «ав»- это то, как говорит собака. Не ленитесь объяснять малышу простые вещи по сто раз: повторяйте, читайте стихи и частушки, рассказывайте сказки. Это сыграет немаловажную роль в совершенствовании детской речи, памяти и воображения.
Давно известно, что артикуляция напрямую связана с мелкой моторикой рук - поэтому трудно переоценить пользу пальчиковых игр. Во время таких занятий малыш активно использует свои ручки, стимулируя разные точки и нервные окончания на ладошках и пальчиках. Вспомните про «Сороку-белобоку», «Ладушки-Ладушки» или «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» из детства. В арсенале у наших мам таких стишков было намного больше.
Ничто не развивает мелкую моторику лучше лепки. Во время занятия задействованы все пальчики и ладошка ребёнка. Карапуз совершает множество различных движений: мнёт, растирает, катает, нажимает, хлопает. Но самое важно - происходит воздействие на точки в подушечках пальцев. Разнообразьте простую лепку из пластилина новыми элементами: используйте крупы, бобовые, фигурные макаронные изделия, шишки, жёлуди и пуговицы.
Обратите внимание на те развлечения, в которых используются сыпучие ингредиенты и мелкие предметы разных форм. Мастерите фигурки из кинетического песка, надевайте бусины на нитки, сортируйте цветную фасоль — в общем, используйте любые подручные материалы, с которыми малышу будет интересно играть. Проговаривайте каждый этап поделки: цвет материалов, их форму, назначение, последовательность действий. Только не забывайте о технике безопасности - не оставляйте ребёнка без присмотра, чтобы он не мог подавиться или проглотить мелкий предмет.
Разучивание стихов отлично тренируют память и развивают речевой навык. Потешки для самых маленьких написаны с учётом возрастных особенностей малышей и состоят из небольших рифмованных фраз с повторяющимися слогами или словами. К тому же, такие занятия обязательно должны сопровождаться активными физическими действиями ребёнка: хлопаньем в ладоши, прыжками, ходьбой, приседаниями. Вот вам пример:
Зайка
Зайка шёл, шёл, шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл.
Зайка шёл, шёл, шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.
(Во время разучивания потешки мама с малышом имитируют все движения зайки).
Эта «зарядка» нацелена на отработку определённых положений органов артикуляционного аппарата. Говоря проще, это ряд упражнений, помогающих ребёнку научиться правильно произносить звуки родного языка. Вот некоторые из них (каждое упражнение выполнять 10-15 раз).
«Улыбка-трубочка»
Сначала малыш широко улыбается, чтобы были обнажены резцы, затем вытягивает губы в трубочку. При этом нижняя челюсть остается неподвижной. Работают только губы.
«Открытая-закрытая дверь»
Ребёнок широко улыбается, чтобы были видны резцы, зубы сомкнуты (дверь закрыта). Затем нужно разомкнуть зубы на 2 см, но при этом всё так же улыбаться (дверь открыта).
«Ходики»
Губы в улыбке, зубы разомкнуты на 2 см, резцы обнажены. Затем, всё так же улыбаясь, нужно высунуть язык и дотронуться сначала до правого, затем до левого уголка рта. Челюсть неподвижна, работает только язык.
«Лопатка-иголочка»
Губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Необходимо положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу в положение «лопатка». Затем, всё так же с открытым ртом, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку».
«Качели»
Рот в широкой улыбке, зубы обнажены. Нужно высунуть язык и поочерёдно дотронуться до центра верхней и нижней губы, затем спрятать язык за зубы и совершить те же движения внутри рта.
«Варенье»
Рот в широкой улыбке. Зубы обнажены. Малыш высовывает язык и слизывает воображаемую капельку варенья с верхней губы.
«Звуки»
Эффективным упражнением для развития у крохи способности различать звуки будет игра «Звуки». Договоритесь с ребёнком, что он будет делать определённое движение, когда услышит нужный звук: громко хлопать в ладоши, поднимать обе руки вверх или приседать. Начните с одного звука, чередуя его с другими. Постепенно усложняйте задачу: вводите второй звук и новое движение.
«Звуковой мяч»
Кидайте малышу мяч, сопровождая бросок определённым звуком. Задача ребёнка - повторить звук громче вас. Затем меняйтесь ролями.
Мало научиться говорить, нужно уметь изъясняться. Упражнения с сюжетными картинками - увлекательная и интересная игра. Такие карточки можно сделать самостоятельно. Главное, чтобы ребёнок смог описать картинку и составить по ней рассказ, пусть даже из пары-тройки предложений. На первых порах мама должна помогать малышу: задавать наводящие вопросы, начинать фразу, чтобы ребёнок мог продолжить и домыслить. Запаситесь терпением. Это сложный, но очень важный этап, пройдя который малыш будет с лёгкостью излагать мысли и рассказывать сказки собственного сочинения.
Для развития речи у детей возраст от 1 до 3 лет идеален – если не упустить момент, можно научить малыша говорить не просто внятно, но и правильно, используя достаточно сложные речевые обороты. Малыши впитывают все подобно губке, и если с ними не сюсюкать, коверкая слова, уже к 2,5 годам можно будет учить первые стихи, чтобы тренировать память. Ниже вы получите полную характеристику речевого развития ребенка 1-3 лет.
Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.
Центральное звено всего аппарата речи - кора головного мозга, у правшей - преимущественно левого полушария, а у левшей - правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.
У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.
В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»
Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.
Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.
Речевое развитие детей 1-2 лет совершенствуется, большинство малышей в этом возрасте начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, слова «дай», «нельзя».
На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования - назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.
Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.
Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300-400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту. К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я - Катя», «Ем сам». Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.
Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.
Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.
Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.
Взрослые, подстраиваясь под неумелый детский лепет, дают ребенку «хороший» пример, как надо неправильно разговаривать.
Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».
Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.
В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».
Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака - пес, мишка - медвежонок и т. д.).
В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту - логопеду. Главное, сделать это вовремя.
В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.
Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:
Возраст |
Достижения |
12-14 месяцев |
Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь |
14-18 месяцев |
Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках |
18-20 месяцев |
Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов |
В речи малыша появляются наречия и глаголы, слова уже складываются в небольшие предложения |
|
2 года 4 месяца |
Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе» |
2 года 6 месяцев |
В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказывает любимые стихи, но не более 4-х строчек |
Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать). Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:
Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.
Все действия - купание, переодевание, кормление - сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».
Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка - такую речь малыш воспримет с удовольствием.
Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.
В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты - строение челюстей, языка, неба и т. д.
Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.
Статья прочитана 7 242 раз(a).
Гимнастика для тела, рук, ног – привычное и знакомое дело и для взрослых, и для детей (по крайней мере, так хотелось бы думать). Мы делаем ее, чтобы укрепить мышцы, чтобы быть стройными, сильными, подтянутыми. А вот зачем упражнения для развития ребенка , гимнастика для языка? Язык – главный среди органов речи человека. И ему необходима гимнастика, как и всем другим мышцам в организме человека. Ведь язык должен быть развит очень хорошо для того, чтобы выполнять довольно сложные движения, в результате которых и получаются звуки, а они помогают нам общаться друг с другом. Очень важно развивать ораторские способности , научить ребенка правильно говорить.
поможет развить и укрепить мышцы языка и быстрее поставить правильное звукопроизношение. Даже если звуки малыш произносит правильно, то гимнастика для языка поможет сделать его более четкой и выразительной. В начале занятий упражнения нужно выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш контролировал правильность выполнения упражнений, потом можно будет зеркало не использовать. Не расстраивайтесь, если у ребенка что-то не получается, это довольно сложно для первого раза. Многое может не получиться даже у Вас. Будьте ласковы и снисходительны. Занимайтесь вместе с ребенком. Занятия должны длиться 5-7 минут. Кроме артикуляции для развития ораторских способностейочень важны и дыхательные упражнения, которые учат вдыхать воздух медленно и глубоко. Певицы говорят, что вдыхать воздух нужно так медленно, чтобы захотелось зевать, а на зевке можно и петь, и читать нараспев – звуки получаются насыщенными и сильными, а связки не устают.1. Цветок. Предложите малышу представить, что он вдыхает аромат прекрасного цветка, который он держит на вытянутой руке. Он должен вдыхать воздух носом медленно и глубоко. Далее упражняемся в плавном и продолжительном выдохе:
2. Снежинки . На ладонь ребенка положите кусочек ваты и попросите его представить, что это снежинка. Она легкая и воздушная. Посмотрите, как она летает. Покажите малышу, как сдуть снежинку с ладони. Вдох делается через нос медленный и глубокий, и выдох через рот – длительный и плавный.
3. Чай. Прекрасное упражнение – дуть на горячий чай. Выдох не должен быть резким.
4. Листочки. Из зеленой бумаги нужно вырезать листочки, привязать их ниткой к карандашу. Ветер дует – листочки колышутся. Роль ветра исполняет ребенок. Дуть нужно достаточно сильно но не резко, при этом по прежнему делать глубокий и медленный вдох через нос.
5. Футбол. С двух сторон делаются импровизированные ворота. Это могут быть не очень большие коробки. Дуя на комочки ваты (мячи), вы должны забить гол в ворота противника.
6. Шарики . Очень полезно надувать воздушные шарики.
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
7. Звоночек. Попросите ребенка, чтобы он подошел к стене и представил, что перед ним входная дверь, а рядом кнопочка звонка. Попросите малыша сделать глубокий медленный вдох носом, но плечи при этом не поднимать, задержать на секундочку дыхание. Пусть он нажмет на звонок пальчиком, одновременно произнося звук «рь=рь-рь». Затем то же самое нужно проделать, нажимая на звоночек пальцем другой руки.
8. Свеча . Перед ребенком держите зажженную свечу. Попросите его сделать носом глубокий вдох и резко задуть свечку. Повторите эту игру несколько раз. После нее, правда, нужно проветривать комнату.
9. Волшебник . Предложите малышу немного побыть магом. Произносите заклинание, но обязательно на одном дыхании: «Мимм -мэмм — мамм — момм — мумм — мымм!» Следите за артикуляцией, ребенок должен хорошо двигать губами.
10. Шарик . Возьмитесь с малышом за руки. Не разъединяя руки, сделайте медленный вдох носом и два шага назад. Так шарик надулся и у вас получился большой круг. Теперь вы выпускаете воздух, произнося «с-с-с….» и выдыхая, делаете один шаг вперед. Шарик немного уменьшился. Теперь его нужно еще уменьшить, для этого, не вдыхая, еще произносим «с-с-с…» и делаете еще один шаг вперед. Шарик стал совсем маленьким. Таким образом вы максимально выпустили воздух из дыхательных путей. После этого можно спокойно вздохнуть. Повторите игру несколько раз.
Такие упражнения для развития речи ребенка нужно выполнять регулярно, каждое из них повторять по 5 раз в течение 5-7 секунд. Обычно детям такая гимнастика очень нравится. Не забывайте дать малышу зеркало, он должен видеть, что делает. Погримасничать любят все!
Чистим зубки
— нужно улыбнуться и открыть рот
— с внутренней стороны почистить зубки кончиком языка сначала нижние, потом верхние
Окошко
— закрыть рот — холодно
Тесто
— нужно улыбнуться
— держа язык между губами, пошлепать ими, получается звук «пя-пя-пя»
— зубками легонько покусать кончик языка — далее движения чередуются
Чашечка
— нужно улыбнуться — открыть широко рот
— широкий язык высунуть наружу и придать ему форму чашечки (приподнять кончик языка)
Дудочка
— сомкнуть губы и зубы
— с напряжением вытянуть губы вперед
Заборчик
— нужно улыбнуться
— обнажить сомкнутые зубы, с напряжением растягивая губы в широкой
Маляр
— нужно улыбнуться
— рот приоткрыть
— покрасить (погладить) нёбо кончиком языка
Грибочек
— нужно улыбнуться
— языком поцокать, как будто идет лошадка
— широкий язык присосать к нёбу
Поймай мышку
— нужно улыбнуться
— приоткрыть рот
— произнести «а-а» и широкий кончик языка поймать зубами, прикусить его (мышка поймана за хвостик)
Лошадка
— губы вытянуть
— рот приоткрыть
— поцокать узким язычком (как лошадки цокают копытами)
Пароход
— нужно улыбнуться
— рот открыт
— произнести с напряжением длинное «ы-ы-ы»
Слоник
— нужно улыбнуться
— губы вытянуть вперед трубочкой, получается «хобот слона»
— хоботом как будто набирать воду, слегка при этом причмокивать
Орешки
— закрыть рот
— поочередно кончик напряженного языка упирается в щеки
— на щеках образуются орешки – твердые шарики
Качели
— нужно улыбнуться
— рот открыт
— переводить кончик языка за нижние зубы, потом за верхние
Часики
— нужно улыбнуться
— рот открыт
— кончик языка переводить из одного угла рта в другой поочередно
Шарик
— надуть полностью щеки
— сдуть щеки тоже полностью
Гармошка
— нужно улыбнуться
— сделать языком грибочек (присосать его к нёбу)
— не отрывать язык от нёба, открывать и закрывать рот, при этом зубы не смыкать
Парашютик
— положить ватку на кончик носа
— языку придать форму чашечки и прижать к верхней губе
— сдуть с носа ватку
Занимайтесь такой артикуляционной гимнастикой всегда, когда у Вас есть такая возможность. И Ваш малыш в скором времени будет удивлять Вас своей красивой и правильной речью. Упражнения для развития правильной речи можно начинать выполнять с того возраста, когда ребенок начинает понимать, что вы от него хотите, может выполнять Ваши просьбы. Обычно начинают с 3-4 лет. Но даже если, Вы поняли, что такая гимнастика нужна малышу позже, то Вы успеете наверстать упущенное. Такая полезна не только для детей 3-4 лет , но и для взрослых. Зачем развивать правильную речь вы можете прочитать в статье » «. Не забывайте о развитии и пальчиковых играх. Всю информацию на эту тему Вы можете найти в рубрике « «.
Пусть наши детки будут здоровы, и их ораторские способности радуют родителей!
Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!