Главная » Финансы » Тематические подборки к празднику первой борозды. Урок «Праздник первой борозды. Сборник сценариев по краеведению - мбук меленковского

Тематические подборки к празднику первой борозды. Урок «Праздник первой борозды. Сборник сценариев по краеведению - мбук меленковского

23 АПРЕЛЯ ЯРИЛО ВЕШНИЙ НА СВЯТОЙ РУСИ - ПРАЗДНИК "ОТМЫКАНИЯ" МАТУШКИ ЗЕМЛИ, ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ. 23 апреля считается Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). В этот день проводится важный обряд - "Отмыкания Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает на поля росу, от чего начинается бурный рост трав. Все наши праздничные священнодейства на Святой Руси связаны с Природой, с солнцем Даждьбогом, поэтому то мы и "солцепоклонники", и жизнь у нас идет по солнечному календарю (колодар - Коло Сварожье, Круг Сварожий). Праздник Первых Русалий, удивлявший множеством девичьих песен, хороводов и гаданий на суженного, закончился. Отзвенел девичьими смешками да отсверкал лукавыми улыбками 22 апреля, женский праздник Лёльник, завершающий эту чародейную седьмицу. Девушки, получившие от Лёли венки невесты, полны мечтами, а матери, снисходительно и довольно улыбаясь, прикидывают лучший день свадьбы. Весенний мужской праздник Ярило Вешний идет сразу же за девичьим Лельником. День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Ярилин День, долгожданный день, когда спускается на Мать сыру Землю Ярило, молодой и ярый Бог Солнца, отмыкает Землю своим ключом и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав и цветов. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. В народе считалось, что в этот день Бог Ярило на своём Белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает лес, где общается со своими друзьями и помощниками - волкам. Поэтому распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего было кормление волков. Волк – это не просто один из видов диких животных. Волк – это мистическое, полное тайн, существо, олицетворение неизведанных тёмных сторон бытия. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбища - на Ярилину росу до самой зари. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которые потом одаривали пастуха; со двора под ноги скотины выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса не спадёт. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривая: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!" Единственный, пожалуй, славянский праздник, который надо было провести в поте лица своего, ритмично двигаясь из конца в конец своего поля, бороздя и вспахивая его, с раннего утра и до вечера. На Ярилу Вешнего запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха", "С Ярилы Вешнего - начало сева яровых". На Ярилин день определяли урожай яровых хлебов: "На Ярилу мороз - будет просо и овёс", "На Ярилу мороз - под кустом овёс", "На Ярилу мороз - гречихи воз", "На Ярилу роса - будут добрые проса". И уж потом, вечером, на том же поле, куда придут девушки да женщины в белых одеждах, продолжить славянский праздник чествования Ярилы Вешнего, вкусить пищи, собранной в братчину, да водить хороводы, прославляющие Мать - Землю и Отца-Солнце. Вот такой сакральный смысл этого славянского праздника Ярилин День! Слава Ярилу! Слава Богам и Предкам Нашим!

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний - 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния - 22 декабря плюс 24 дня, то есть с - 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме - 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря.

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют «Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев - Праздник первой борозды. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать - старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. Заранее выделяется главное действующее лицо - пахарь, как правило, уважаемый джамаатом человек. Пахаря одевают в старый тулуп, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. На пути к полям его поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. Пахота начинается с утра, впереди пахаря идет его жена, раздавая всем жареное зерно.

С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь («кузал »). Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно - с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Все обрядовые действия направлены на усиление продуцирующих способностей природы и человека. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Сценарий праздника «Навруз-Байрам»
Для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание

    Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном празднике. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

    Учить детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя звучание). Учить детей делать аппликацию.

    Выполнять танцевальные движения выразительно и ритмично (ковырялочка). Использовать подвижную игру для формирования координации движений. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.

Репертуар

    Песня «Приезжайте в Дагестан» м.Касимова

    Песня «Горный край»

    Танец «Лезгинка»

    Подвижная игра «Бег на мяче»

    Перетягивание каната

    Эстафета «соревнование трактористов»

Оборудование

    Дагестанские костюмы

    Мячи, канат

    Машины, борозда

    Шерстяные нитки (15-20см)

    Бубны

    Ватман, клей ПВА, кисти, салфетки

    Сито, пшеница

    «Костер»

Ход праздника

Дети под звучание дагестанской народной музыки входят парами в зал. Впереди идут девочки с бубнами и веточками в руках. Веточки украшены конфетами и разноцветными ленточками. Дети обходят зал и становятся полукругом. Воспитатель поздравляет всех собравшихся с праздником.

1 Девочка:

Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Навруза – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

2 Девочка:

В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы,
Рукава их длинны
И слова их умны.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

Ребенок:

Да развеется тоска,
Да просеется мука,
А мука у нас бела,
Испечете вы пирог.
Нам отрежете кусок.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!

(Из кумыкского народного фольклора).

Воспитатель: Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущие от традиций и связанные с древними обычаями.

Главным во все времена был праздник «Первой борозды». Праздник этот состоит из двух частей – обрядовой вспашки поля плугом в 2-3 борозды и засевании.

Мы всех гостей приглашаем на праздник «Первой борозды».

Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан».

Дети садятся на стульчики.

Ребенок: Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «кIубахрули». Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.

Ребенок: Лакский аул Кулушац разделен на 2 части ручьем. В старину праздник первой борозды проводили по очереди то одна половина аула, то другая. Старики помнят древний заговор «хъу дюхъаннав, шта оюхъаннав». («Пусть будет богатый урожай, пусть будет много овец и скота, пусть будет много пчел и меду»).

Ребенок: В Южном Дагестане издавна существует старинный народный праздник цветов – Яран-сувар – праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером у каждого дома разжигают большие костры, через которые прыгают члены семьи. В огонь нельзя плевать, долго смотреть на пламя: оно может ударить («ягъун»), сжечь, опалить, притупить зрение.

В зал забегает с шумом и музыкой пешавар (ряженый).

Пешавар: Ассаламу алейкум! С праздником!

Дети: Ваалейкум ассалам!

Воспитатель: Пешавар, оставайся с нами, будь гостем на нашем празднике.

Ребята, праздник «Первой борозды» - это игры, веселье, соревнования. Самому достойному будет предоставлено право проложить первую борозду. Следить за порядком во время соревнований и эстафет будет наш гость Пешавар.

Первая эстафета «Бег на мячах».

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, кто сильнее.

Проводится соревнование «Перетягивание каната».

Ребенок:

Здравствуй, милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеют лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей.

Девочки исполняют танец «Весенняя фантазия».

Воспитатель: Как красиво девочки танцевали. Какие умницы! Посмотрите скорее, какие ловкие у нас мальчики-джигиты.

Проводится музыкальная игра «Возьми папаху». В игре принимает 6-8 мальчиков.

Воспитатель: Молодцы, мальчики, настоящие джигиты. Ребята, в дни праздника «Навруз» дагестанский народ заклинал:

Дети по очереди произносят заклинания.

    Да уродит земля.

    Да будут густыми всходы.

    Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.

    Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.

    Да не будет засухи.

    Да будет достаточно солнца и осадков.

Воспитатель: Вот сколько заклинаний мы с вами вспомнили. Вот вышли наши силачи. Они сейчас будут мериться силой.

Проводится соревнование.

Воспитатель: Вот и определились претенденты на главное соревнование. Самому достойному будет оказана честь проложить первую борозду.

Проводится эстафета «Кто быстрее добежит до машины». Самый быстрый и заслужит право провести первую борозду.

После соревнования тракторист на машине «прокладывает» первую борозду. Перед машиной идут музыканты, за машиной раскручивается борозда и девочка «бросает» в борозду зерна.

Ребенок:

Иди весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Дети читают стихи о весне. 3-4 ребенка.

Воспитатель: Ребята, на улице стемнело и пора разводить костер. Пешавар помоги нам разжечь костер.

Костер «загорается».

Воспитатель: Пока пламя высокое и прыгать через него мы не можем, мы сделаем коллективную работу «Горный пейзаж».

Дети на готовые силуэты приклеивают шерсть овцам, делают папаху и бурку чабану, клеят шерстяными нитками солнце, кусты, цветы, дорогу, горы.

Дети становятся полукругом вокруг «костра».

Ребенок:

Люблю тебя я всей душой,
О, Дагестан, мой край родной!
Не нужно мне заморских стран
Ты так прекрасен, Дагестан!
(Р.Гамзатов).

Дети исполняют песню «Горный край».

Прыгают через «костер».

Ребенок: Мы лезгинку дружно любим танцевать! Гей!

Бьем в ладоши дружно и кричим: Арса! Арса! Асра!

Исполняется Общая лезгинка.

Воспитатель: На этом наш праздник завершается. До свидания. Все выходят из зала.

О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов

В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.

Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана - зороастрийцев.

Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.

В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» - «первая борозда».

Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.

Эбелцан - это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан - символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.

Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.

Яран Сувар/Эбелцан - это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер - это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.

Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.

Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.

Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.

Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.

На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.

ФЛНКА на празднике в Хиве

Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.

В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.

Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.

Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.

Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.

Являлся оним из крупных культурно-массовых мероприятий села. Проводился он каждый год весной в марте.
Организатором мероприятия выступал весь сельский джамаат.

До 40х гг.праздник проводился с большим размахом. Всем селом собирали продукты на праздник. Некоторым поручалось приготовление бузы, которое являлось незаменимым напитком на празднестве. К 10-11 часам утра люди собирались вместе проведения мероприятия, где был накрыт стол. В меню стола входили хинкал ("Хъулла хинкIе"),буза("гьаруш"), медовуха ("муккатта"), бульоны, мясо. Отдельно пекли специальный хлеб ("гулагар") в виде круга с отверстием в центре. Он был предназначен для победителя соревнований.Количество таких хлебов определялось количеством соревнований.
После застолья мужчины запрягали волов под плуг и выходили за село на поле. Привилегию первой борозды имел человек, в доме которого проводился праздник или другой уважаемый человек. Во время пашни произносились пожелания, молитвы, чтоб Аллах дал в этом году хороший урожай.
За пахарем устремлялись толпа ребят, кидали в него свежевспаханную землю, закидывали за пазуху, в карманы.
После окончания пашни джамаат возвращался в село и останавливались у восточного выхода старой дороги из села. Здесь была финишная точка маршрута для соревнующихся в беге.
Самым престижным и зрелищным было соревнование в беге молодежи. Чтоб принять участие в этом забеге приходили спортсмены и любители бега со всех близлежащих селений. Начало маршрута находилось в местности "ЦIулегу къатта", а финиш у въезда в село, где все жители села ждали с нетерпением участников забега. Общая протяженность маршрута составляла около двух километров.
И вот, подан сигнал к старту. Все устремились к финишу. Для победы использовались любые ухищрения. Участник мог бежать любым маршрутом: по дороге, через поля, по тропинкам. Главное, чтоб добежал первым. Наконец-то, из-за поворота показался один, за ним другой, третий участники. Люди начинают кричать, поддерживать участников забега. Но только один вырвался вперед и пересек линию финиша. Он сегодня герой. Все жители подбегают к нему поднимают на руки, подбрасывают вверх. Старейшины села, сидящие за финишной линией награждают победителя круглым хлебом. Победителя поздравляли со словами "Кьуват хвала бегъаб"(" чтоб у тебя было еще бошьше сил"). После соревнований родственники, друзья победителя играли свадьбу в честь победителя. С 50х до начала 90х годов 20в. проведение праздника было сведено к минимуму, да и все пашни вокруг села были в собственности колхоза.
Второе рождение праздник получил в начале 90х годов. Согласно новым обычаям, праздник проводит по очереди каждое хозяйство. Всем селом перед свадьбой собирают деньги, готовят бузу, медовуху. На эти средства хозяин дома, за которым в этот год стоит черед проводить праздник, покупает продукты, мясо, готовит блюда и организовывает мероприятие.
Праздник проходит по вышеописанной схеме. Соревнования в беге проводятся среди школьников по возрастной категории и среди взрослых. Как и в старину, самым зрелищным и престижным считается бег и победа в старшей возрастной категории.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта