Главная » Наука » Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Личностный смысл как единица анализа личности

Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Личностный смысл как единица анализа личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Личностный смысл как единица анализа личности

  • Введение
  • 2. Смысловая установка как единица личности в теории А.Г Асмолова
  • Заключение

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии существует множество теоретических и практических исследований, изучающих проблемы психологии личности. Одной из таких проблем является поиск единиц личности - образований, обладающих свойствами целого.

Существуют определенные методологические предпосылки, которые препятствуют постановке проблемы структуры личности в современной психологии. Одна из них состоит в принципах, толкающих исследователя на атомарный путь исследования психики, когда предмет делится на элементы, теряющие свойства целого, но при этом составляющие его в совокупности. Эти элементы, или блоки, по отдельности, имеющие абсолютно новые свойства, только в сочетании друг с другом, образуют целое. Для раскрытия структуры личности необходимо перейти от анализа «по элементам» к анализу «по единицам».

Объект данного исследования - личностный смысл.

Предмет исследования - личностный смысл как единица анализа личности. Целью данной работы является изучение личностного смысла как единицы анализа личности.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1) Раскрыть сущность понятия «личностный смысл».

2) Рассмотреть структуру личности с позиции смыслового подхода.

3) Охарактеризовать различные аспекты личностного смысла.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психологической литературы. Теоретической основой исследования выступили труды таких авторов, как В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов и других.

1. Понятие личностного смысла в теории А.Н. Леонтьева

Смыслом является субъективное, личностное, индивидуальное значение, наиболее соответствующее ситуации, контексту, личности в целом и появляющееся в процессе деятельности человека, во взаимодействии мотива и цели. Смысл отличается субъективностью, он принадлежит индивидуальному сознанию и является ответом на вопрос - «зачем». Объективное знание, объединенное с пристрастностью, отношением, субъектностью, превращается в индивидуальное сознание, преобразуется в него психологически, личностно .

Значение, становясь живым, реально задействованным, переходит в смысл, в значение, выбранное личностью в условиях социально организованной, распределенной человеческой деятельности. Значение, будучи объективным знанием, принадлежащим всему человечеству, достаточно постоянно и меняется по законам познания. Субъективный смысл является более переменчивым, так как появляется и существует в определенной личности и ее деятельности, в изменяющейся жизненной ситуации.

Смысл, путешествуя по системе значений, оказывает на нее определенное психологическое влияние. Значения познаются и усваиваются через смыслы, посредством субъективно значимых обстоятельств.

Понятие личностного смысла в работах А.Н. Леонтьева входит в систему основных понятий теории деятельности .

Понятие личностного смысла было введено в 1947 году. Значение, как об обобщенное отражение действительности, не зависящее от индивидуального, личного отношения к ней человека - это личностный смысл, как субъективное значение данного объективного значения, как «в значении для меня».

Смыслом всегда является значение чего-либо, не бывает не предметного смысла. Личностным смыслом у Леонтьева называется не продукт структуры деятельности, а существенная «единица», детерминанта сознания. Личностный смысл - это одна из составляющих сознания, совместно со значением и чувствами. Личностный смысл также можно обозначить как отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия.

Личностный смысл составляет динамическую часть смысловой системы, отражение действительности для определенного индивида, которое выражает отношение личности к объектам ее деятельности. Главная особенность мотивационно-смысловых отношений - это их производность от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, которые задает эта социальная позиция.

Рассматривая смысл в контексте развития личности, можно сказать, что развитие личности является становлением системы личностных смыслов. Личностный смысл при этом не зависит от сознательного контроля, также как и все смысловые, благодаря этой особенности можно отделить понятие смысловых образований от понятия отношение.

Согласно Б.С. Братусю, теория деятельности сформировала специфический образ человека. Человека, который усваивает, осваивает и присваивает в процессе собственной жизни мир культуры. Это человек, функционирующий в окружающем его мире .

Такое понимание смысла приближенно к теории Выготского о взаимодействии аффекта и интеллекта и об аффективном отношении к действительности как специфической способности человека. Это определение личностного смысла, по теории Леонтьева, согласуется с пониманием смысла как взаимодействия индивидуального и общественного в человеке.

Рассматривая развитие психики в филогенезе и онтогенезе, как смену биологического смысла животных сознательным (личностным) смыслом человека, как развитие отношения человека с миром, диалога между человеком и миром. Теория Леонтьева, близка идее «моего не-алиби в мире» М. Бахтина.

Бахтин отметил, что две взаимосвязанные человеческие теории мира - «человек в мире» и «мир в человеке» существуют, не противопоставляясь друг другу, а находясь в постоянном диалоге. В этой идее, близкой также Спинозе и Л.С. Выготскому, показано, что внешний окружающий мир не противостоит человеку, а отражается во внутреннем мире в форме особых смысловых образований, где мир имеет «для меня значение».

В этом случае внешний мир уже не застывшая скала для человека, а определенная динамичная и смысловая модель мира, конструируемая самим человеком. Не может существовать для человека единственной «истинной» или «объективной» реальности, человек и психолог всегда взаимодействуют со многими субъективными реальностями, существование которых является отличительной чертой человека.

Таким образом, человек самостоятельно создавая картину своего мира, и картины других миров (например, идеального мира), связывает себя как личность с окружающим миром, преодолевает биологическую логику жизни животных и выходит на уровень смысловой регуляции, исходя из собственных смыслов своей жизни или даже находясь выше них.

Внутренний мир человека не является совокупностью безликих значений мира или набором субъективных реальностей, оторванных от действительности. Внутренний мир индивидуума - это измененный и обобщенный внешний мир, окрашенный тем смыслом, который он имеет для человека. Основными составляющими внутреннего мира человека считаются характерные для него и получаемые из его личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов, явлений, которые отражают его отношение к ним .

А.Н. Леонтьев изучал личностные смыслы, разрабатывал модели личности в период с 30-тых до 70-тых годов, это был первый этап изучения смысла в деятельностном подходе, во время которого теоретическое значение идеи оставалось практически неизменным. К концепции личностного смысла добавились представления о соотношении смысла, мотива, сознания и деятельности.

Для дальнейшего изучения смыслов произошло разделение данного понятия. В работах А.Н. Леонтьева Д.А. Леонтьевым рассмотрение смысла разделено на три аспекта: структурный, генетический и функциональный. Структурный аспект изучает место личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности. Здесь рассматривается личностный смысл уже не как результат деятельности, а в качестве детерминанта сознания, одной из составляющих частей сознания.

Согласно А.Н. Леонтьеву развитие личности - это образование связной системы личностных смыслов. В генетическом анализе показано представление о возникновении, формировании и изменении смысла. Развитие смысла - это следствие развития мотива деятельности, которое определяется реальным отношением человека с миром, обусловленного объективными условиями его жизни.

Функциональный аспект является отражением представлений о месте и роли смысла в деятельности и среди других психических процессов. В функциональном анализе личностного смысла исследовалась зависимость эффективности действий от деятельности, от взаимоотношений между мотивом деятельности и целью деятельности.

Таким образом, личностный смысл согласно А.Н. Леонтьеву представляет собой некоторую неосознаваемую составляющую сознания личности, которая является предметным значением чего-либо. Понятие смысла позволяет соотнести между собой такие важные категории, как личность, мотив, деятельность и общение, которые прежде считались принадлежащими совершенно разным школам и ведущим их теориям .

Данный подход, реализуемый А.Н. Леонтьевым, не только снял классическую для психологии оппозицию, но и продолжил значимые для науки традиции, с подчеркиванием необходимости выхода за пределы замкнутого индивидуального сознания.

2. Смысловая установка как единица личности в теории А.Г. Асмолова

Субъективный смысл существует всегда, но при этом не всегда осознается личностью. Поиск и выделение смысла - это зачастую напряженная и творческая работа для всей психики и личности. Процесс осознания смысла заключается в его сопоставлении, соотношении с объективным значением.

Разнообразие в жизни, ее объемность и целостность, система отношений между значением и смыслом - это одна из важнейших индивидуальных и личностных особенностей психики человека. При всей схожести, одинаковости знаний у людей, сознание как отношение к знанию всегда является уникальным.

Понятие личностного смысла, вследствие большой теоретической нагруженности и обобщенности, необходимо было дифференцировать. В связи с чем в 70-е годы в деятельностном подходе возникли новые представления о смысловых образованиях личности .

Понятие смысловой установки было введено А.Г Асмоловым. Анализируя в деятельностном подходе теорию установки Д.Н. Узнадзе, А.Г. Асмолов определил существование разных форм установок, сформулировал положение о связи форм установок и объективных факторов действительности, которые обусловливают различные структурные моменты деятельности, а также вызывают отдельные по своей природе установки.

Асмоловым была предложена гипотеза уровневой природы установки как стабилизационного механизма деятельности.

Используя основные единицы строения деятельности можно выделить следующие уровни установки: смысловой, целевой, операциональный и уровень психофизиологических реализаторов установки. На содержание установки каждого уровня оказывает влияние место в структуре деятельности, занимаемое объективным фактором, который обусловливает эти установки. психология личность смысловая установка

Уровень смысловой установки - это ведущий уровень установочной регуляции. Смысловая установка является своеобразным фильтром по отношению к другим уровням. Мотив деятельности актуализирует смысловую установку, которая является формой выражения личностного смысла, готовностью к совершению определенной деятельности в целом. Согласно Асмолову, личностный смысл проявляет себя в плане сознания, а смысловая установка выражает личностный смысл в плане деятельности. Смысловая установка разделяется на неосознаваемую и осознаваемую.

Как отмечает Е.В Субботский, смысловое образование - это составляющая сознания, связывающая человека с действительностью и образующая объективные функции этой действительности в жизни субъекта.

Показана многомерность смысловых образований, которая находит выражение в различном влиянии на поведение и в определенной степени их осознанности, смысловая задача имеет место только в отношении скрытых мотивов .

Cмысловым образованием называется психическое образование, которое характеризует личностное развитие и определяет личностно-смысловую сферу мотивации человека. Смысловые образования образуются в ходе жизни человека, вбирая в себя субъективное отношение к объектам реальности.

Группа авторов (Асмолов, Братусь и другие), используя анализ подходов к личности, выделили основные свойства смыслового образования личности как специфической базовой единицы личности - динамическая природа единиц личности, предметность, независимый от сознания характер, взаимосвязь мотивационной и познавательной сфер, целостность.

Для последующего развития представлений о смысловых образованиях личности было выбрано развитие структурной линии анализа смысловых образований. Динамическая смысловая системы была определена А.Г. Асмоловым как единица анализа личности. Для этой системы характерна не только производность от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции, но и собственное внутреннее движение, своя динамика, определяемая различными сложными взаимоотношениями между составными частями динамической смысловой системы.

Смысловая установка в какой-то степени тождественна личностному смыслу, так как смысловая установка является выражением личностного смысла в деятельности.

В процессе жизни человека происходят определенные изменения в отношениях значения и смысла в сознании индивидуума. Указанные взаимоотношения и взаимодействия усложняются либо упрощаются, сужаются либо расширяются, исчезают либо появляются, ослабевают либо крепнут - это содержательные, качественные категории.

Можно разделить три зависящие друг от друга источника изменений: за счет значений, смыслов, а также изменения отношений и связей между ними. Для обеспечения указанных изменений требуются различные психологические процессы и механизмы. Система значений расширяется в результате познания, приобретения жизненного опыта, обучения. Создание смысла происходит внутри структуры деятельности человека, в отношениях мотива и цели .

Субъективный смысл невозможно получить теоретически, его формирование, воспитание в самом индивиде и самим индивидом происходит в результате роста, переустройства потребностно-мотивационной сферы личности, поведения и деятельности, в ходе изменений его психологической структуры. Отношения и связи значения и смысла отличаются взаимностью, многосторонностью.

При этом не все в реальности может быть осознано полностью, исчерпывающе. В мире существуют основные категории (жизнь, смерть, время, пространство, психика, бесконечность и другие) поэтапное осознание и осмысление которых для отдельно рассматриваемой личности и ее жизни будет нескончаемым.

Заключение

Таким образом, согласно теории А.Н. Леонтьева, личностный смысл является не продуктом структуры деятельности, а особой «единицей» сознания, его составляющей. Так как любой смысл всегда является значением чего-либо, то личностный смысл будет субъективным значением, «значением для меня». Развитие личности начинается с развития личностного смысла.

Понятие смысла позволяет соотнести между собой такие важные категории, как личность, мотив, деятельность и общение, которые прежде считались принадлежащими совершенно разным школам и ведущим их теориям. В теории А.Г. Асмолова понятием смысловой установки выражается личностный смысл в плане деятельности, проявляется готовностью что-то делать, актуальностью мотива деятельности. Все смысловые образования являются глубинными образованиями, и они как «единицы» обладают рядом свойств, которые позволяют провести отделение их от существующих на поверхности сознания образований (понятия «отношения»). К этим свойствам относятся независимость от сознания и неподвластность сознательному контролю; ориентация на предмет деятельности; невозможность прямого воплощения в системе значений. Источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности человека. Смысл характеризуются действенностью, он участвует в регуляции практической деятельности индивида. Смысловые образования, объединяясь в единую выстроенную систему смыслов, образуют ядро личности. Таким образом, понятие смысла представляет собой не психологическую структуру, а сложную многоуровневую смысловую реальность, которая принимает разные формы и проявляет себя в различных эффектах психики.

Список использованных источников

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2010. - 551с.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Просвещение, 2009. - 487 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 2010. - 528 с.

4. Психология: учеб. для пед. вузов / под ред. Сосновского Б. А. - М.: Юрайт, 2011. - 798 с.

5. Психология: учеб. для вузов/ Столяренко Л.Д. - СПб.: Питер, 2012. - 592 с.

6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 315 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предыстория смысла как объяснительного понятия в психологии: психодинамические теории личности. Понимание смысла в деятельностном подходе. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация в исследованиях Д.А. Леонтьева. Методы изучения смысла жизни.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2016

    Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2011

    Биография А.Г. Асмолова - известнейшего российского психолога, доктора наук. Области научных интересов Асмолова, анализ его работ. Среда, наследственность и развитие личности. Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2011

    Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева. Теория личности В.А. Петровского. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Эриксон, Корни: теории личности в эго-психологии. Диспозициональное направление.

    реферат , добавлен 27.11.2003

    Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Изучение, определение личности. Концепция личности В.Н. Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. психология отношений. Философско-психологическая концепция личности. Эмоциональный компонент. Исследования индивидуального развития человека.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Психологические особенности подросткового возраста. Основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе человека. Формирование личности ребенка в общении. Изучение сознания как особенности психики подростка. Процесс общения в филогенезе.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2015

    Специфика исследования личности и ее социально-психологических качеств в социальной психологии. Анализ проблем социализации личности и ее социально-психологической компетенции. Исследование внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Характеристика соотношения понятий "идентификация личности" и "идентичность личности". Механизм идентификации личности в онтогенезе. Теории идентификации личности: теоретические представления зарубежных авторов и концепции отечественной психологии.

3.1. Смысловая сфера личности. Смысловая саморегуляция.

А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла и определяет его как отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия . Такое определение ограничивает данное понятие рамками отдельно взятой деятельности, в то время как наиболее важные коллизии личности развертываются в контексте более широком, чем единичная деятельность, в плоскости отношений между мотивами. Братусь Б.С. предлагает «вывести» определение смысла из отдельно взятой деятельности, сделать его более обобщенной и универсальной категорией и дает такое определение смысловому образованию: «это целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное смысловое отношение к миру» .

Д.А. Леонтьев выделяет шесть видов смысловых структур личности: личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. Строго говоря, личностный смысл, смысловую установку и мотив нельзя назвать устойчивыми инвариантными образованиями, являющимися структурой личности. Они складываются и функционируют в пределах конкретной отдельно взятой деятельности. Смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером. Вместе с тем между структурами актуальной деятельности и устойчивыми элементами структуры личности существуют теснейшие связи, не позволяющие их разорвать даже в теоретическом анализе .

Смысловые образования отличаются по степени обобщенности, по своему месту в иерархии смысловой сферы личности. Наиболее общие смысловые образования касаются вопросов мировоззрения, представлений человека о смысле жизни, его жизненных целей и ценностей, поддерживают представления человека о себе. Концентрированной описательной характеристикой наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого является смысл жизни . На основе общих смысловых образований формируются частные смысловые образования, а именно: личностный смысл и смысловые установки .

В процессе мотивационно-личностной саморегуляции формируются личностные смыслы определенных жизненных событий (например, личностного смысла болезни). «Саморегуляция в этом понимании есть особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил» направленное на связывание систем личностных смыслов» . Мотивационно-личностный уровень саморегуляции – это процесс, опосредованный социальными нормами и ценностями, системой внутренних требований человека. Л.В. Выготский связывал специфически человеческий способ регуляции с использованием знаковых психологических орудий. Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции .

Основная функция смысловых образований личности заключается в регуляции деятельности. Именно на их основе задается та или иная смысловая направленность деятельности, создается возможность сознательно менять эту направленность . Их регулирующая роль проявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей. Ф.Е. Василюк также говорит о регулирующей роли смысловых образований и выделяет особую деятельность по производству смысла «в критических ситуациях невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни» . По мнению автора, эта особая деятельность переживания может, сформировавшись в критической ситуации, в дальнейшем использоваться субъектом и при отсутствии ситуации невозможности, т.е. выполнять регулирующую функцию в ситуациях обыденной жизни.

Таким образом, мотивационно-личностная саморегуляция, эффективная в критических ситуациях, или смысловая саморегуляция заключается в перестройке смысловых образований, условием которой является их осознанность. С помощью осознанных смысловых образований, лежащих в основе саморегуляции, осуществляются произвольное изменение смысловой направленности, оценка и коррекция деятельности, преобразуются наиболее общие смысловые структуры, формируются новые ведущие ценности, составляющие основание целостной жизнедеятельности человека. Важным условием саморегуляции является развитое воображение, наличие иерархизированной смысловой сферы, владение широкой временной перспективой. В литературе неоднократно описано обеднение мотивационно-смысловой сферы, сужение временной перспективы у больных шизофренией, приводящее к тому, что механизм смыслового связывания оказывается нарушенным. В исследовании И.А. Сапаровой было показано, что отсутствие или дефективность ценностного опосредования являются одной из психологических причин возникновения ипохондрического развития личности . В кандидатской работе Мазур Е.С. выявлено, что нарушения психической деятельности при эпилепсии обусловлены патологической суженностью смысловых образований личности .

Такие недостатки мотивационной сферы больного человека как неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции могут являться причинами в возникновении личностных аномалий и должны быть учтены и по возможности скорректированы в реабилитационных программах для больных людей .

Проявляются в сознании человека, является личностный смысл. Эта категория, лежащая на пересечении когнитивной и аффективной сфер и сознания, на наш взгляд, является важнейшей для объяснения психического механизма полиграфных проверок, и в следующем разделе, целиком посвященном нашей теории, мы не раз будем возвращаться к понятию личностного смысла.

Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге «Введение в общую психологию» давала очень емкое определение категории «личностный смысл»: личностный смысл – это «переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива». В этом определении акцент делается на аффективном аспекте явления личностного смысла. Следует, однако, помнить, что личностный смысл находится на стыке когнитивного, аффективного, мотивационного. В категории личностного смысла выражается идея единства психических явлений и процессов.

Феномен личностного смысла явственно обнаруживается в те моменты, когда какой-либо нейтральный объект (предмет, действие, человек) с некоторого момента начинает отражаться в человеческом сознании как субъективно значимый.

Например, ничего не значившее ранее для человека число 564, приобретает в ситуации полиграфной проверки в его сознании личностный смысл в том случае, если он (человек), воспользовавшись случайно услышанным кодом доступа (564) в закрытое для него помещение, проник в это помещение, похитил важную документацию и при этом прекрасно осознает те неблагоприятные для него последствия, которые будут иметь место в случае разоблачения.

В теории деятельности подчеркивается, что личностный смысл связан именно с ведущим в данный момент мотивом. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) способны порождать лишь эмоции, но не смыслы. При этом, чем ведущий мотив сильнее, интенсивнее, чем большей побудительной силой он обладает, тем более широкий спектр объектов, имеющих отношение к данному мотиву, обретает в сознании человека личностный смысл.

Личностный смысл выступает в двух ипостасях, а именно: 1) в плане поведения (которое в ситуации полиграфной проверки трактуется как развитие физиологических реакций) и 2) в плане сознания субъекта. Как будет отмечено в следующей главе, в некоторых отношениях понятие «личностного смысла» сходно с трактовкой А.Г.Асмолова понятия «смысловая установка».

Для того чтобы глубже понять то, что же имел в виду А.Н.Леонтьев, когда говорил о феномене личностного смысла, целесообразно рассмотреть его трактовку универсальной структуры человеческого сознания.

Согласно А.Н.Леонтьеву, сознание человека имеет с функциональной точки зрения трехуровневую структуру. В нем различают чувственную ткань, поле значений и поле личностных смыслов:

Первая из образующих человеческого сознания – это его чувственная ткань, которая «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой» (А.Н.Леонтьев, «Лекции по общей психологии»).

Главная функция чувственной ткани заключается в создании у субъекта некоего «чувства реальности» окружающего мира. А.Н.Леонтьев поясняет этот тезис следующим образом: «особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. <…> Иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности. <…> Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямо своей функции, субъективно она выражается лишь косвенно – в безотчетном переживании «чувства реальности». Однако она тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий».

В годы Великой Отечественной войны А.Н.Леонтьев участвовал в работе по реабилитации саперов, лишившихся зрения и кистей рук. Он заметил, что такие раненые часто жаловались на необычное состояние «утраты связи с реальностью». А.Н.Леонтьев писал

«<…> Через несколько месяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря на ничем не затрудненное речевое общение и полную сохранность умственных процессов, внешний мир постепенно «отодвигался», становился для них «исчезающим»; хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них свои логические связи, они, однако, постепенно утрачивали свою предметную отнесенность. Возникала поистине трагическая картина разрушения у больных чувства реальности. «Я обо всем как читал, а не видел… Вещи от меня все дальше», – так описывает свое состояние один из ослепших ампутантов. Он жалуется, что когда с ним здороваются, «то как будто и человека нет»».

Подобные нарушения «связи с реальностью» можно без труда создать и у здорового человека в лабораторных условиях. Так, еще в конце XIX века Дж.Стрэттон провел свои классические опыты с ношением специальных очков, инвертирующими (переворачивающими «вверх ногами») изображение на сетчатке глаза. При этом у испытуемых возникало (как правило, на непродолжительное время) сходное с описанным выше ощущение «нереальности» окружающей действительности.

Однако на основе одной лишь чувственной ткани человек никогда бы не смог получить такую картину мира, в которой он мог бы дать себе (и окружающим) отчет. Образы восприятий и представлений получают в сознании человека новое качество – свою означенность. Поэтому поле значений является следующим определяющим аспектом человеческого сознания. В универсальных значениях в свернутой форме окружающий мир отражается в своей предметности, в материи языка. В поле значений любой образ раскрывается в совокупности его свойств, связей, отношений, которые были выработаны общечеловеческой практикой. Так, топор предстает в поле значений сознания в первую очередь как «топор», т.е. как некоторое орудие, функцией которого является рубка чего-либо, а ботинок выступает как предмет, обеспечивающий комфорт при ходьбе и защищающий ногу от температурных воздействий и механических повреждений. Точно так же пистолет в универсальном поле значений выступает как некое орудие, предназначенное для производства выстрелов (при этом безотносительно того, в кого и в связи с чем эти выстрелы производятся).

Строение поля значений и различия в функционировании систем значений индивидуального и общественного сознания различных малых и больших групп, а также различных этносов изучает наука психосемантика. Так, установлено, что практически у всех представителей военного и первого послевоенного поколений славянских народов Советского Союза, вынесших на своих плечах весь груз войны с нацистской Германией (за исключением, пожалуй, славян западной Украины), нейтральное для западного общественного сознания слово «немец» приобрело в сознании негативный оттенок и фактически означало понятие «вpaг», «убийца», «грабитель» и «насильник» (вспомним, как это универсальное для нашей культуры значение обыгрывается в одном из эпизодов фильма «О чем говорят мужчины» (2010 г.) для создания юмористического эффекта: персонаж фильма в своем сне обращается к солдатам вермахта: «Немцы, как жить дальше?», а, секундой позже, третируемая персонажем бабушка просит их: «Немцы, помогите, заберите меня!»).

Итак, в поле значений человеческого сознания окружающая действительность отражается в своей универсальной предметности, т.е. в своем функциональном назначении (иначе у человекоподобных обезьян, у которых совершенно другое поле значений; здесь достаточно вспомнить басню Крылова «Мартышка и очки»). Понятно, что для специалиста-полиграфолога сенсорный блок полиграфа предстает в поле значений именно как прибор, предназначенный для регистрации динамики физиологических процессов, происходящих в организме человека, в то время как в поле значений австралийского аборигена полиграф представляет собой всего лишь некий кусок железа.

Наконец, третьей (и самой интимной) компонентой сознания человека является личностный смысл, который в отличие от универсальных, в общем-то, для людей (принадлежащих к одной культуре) значений (значений одинаковых для всех), отражает то, что представляет собой предмет, событие и т.д. для конкретного человека лично, т.е. как нечто соотносится с системой его мотивов (преимущественно с иерархией ведущих мотивов).

По сути дела личностный смысл есть отражение мотива в сознании. А.Н.Леонтьев так поясняет этот взгляд:

«Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как мотив представлен в сознании, необходимо рассмотреть другую сторону движения значений. Эта другая сторона состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Само по себе значение есть вещь, глубоко человеку безразличная, будь то стол, стул, абстракции – «N – мерное пространство» или счастье, благо, беда. Чтобы не быть равнодушным, сознаваемое объективное значение должно превратиться в значение для субъекта, приобрести личностный смысл. Личностный смысл и является третьей «образующей» сознания. <…> Следовательно, различаются «значение-в-себе» и «значение-для-меня». «3начение-для-меня», которое я назвал смыслом, а потом ограничил это «личностным смыслом» – третья образующая сознания. Итак, значение живет еще одной жизнью – оно включается в отношение к мотиву. <…> Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти. Их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах – придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. <…> Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания».

Так, в ситуации проверки само по себе нейтральное в поле значений слово «красный», становится для причастного к хищению денег (из красной папки) личностнозначимым в поле смыслов его сознания, в то время как для человека, который не имеет отношения к краже и не знает о том, что деньги были взяты именно из красной папки, слово «красный» так и остается объективно нейтральным (в ряду других цветов), не покидая тем самым поля универсальных значений его сознания.

Точно так же в ситуации полиграфной проверки слово «пистолет» приобретает в сознании убийцы в ряду других стимулов («полено», «нож», «удавка», «топор» и т.д.) личностный смысл в том случае, если убийство было им совершено именно пистолетом.

Из сказанного становится понятным, что в своей работе полиграфолог имеет дело с целенаправленно актуализированными в ситуации «детекции лжи» личностными смыслами обследуемого лица, имеющими и субъективную, и поведенческую (физиологические сдвиги) компоненты.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ (англ. personal sense , personal meaning ) - осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него (ср. Валентность ). Истинный жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме Л. с. с разной степенью полноты и адекватности. Л. с. - это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный Л. с. для разных людей. Познание Л. с. ч.-л. для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно. Л. с. объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами , потребностями и ценностными ориентациями субъекта. Соответственно, в Л. с. отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

Л. с. объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности, характера и т. п., также могут иметь для него Л. с. в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта. Изменение Л. с. объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностных ориентаций. См. также Смысловой барьер . (Д. А. Леонтьев.)

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ - субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для - меня» усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст.

В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко:

1) по способу происхождения - содержательно;

2) по форме существования в сознании - функционально., Содержательно - это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств:

1) мотив не всегда бывает осознанным;

2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.

В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, «значащее переживание».

Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее).

Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем:

1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие;

2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность - значимость;

3) выражающие смысл личностный установки смысловые;

4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.

Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как «потеря себя» и утрата смысла существования.

Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов.

По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.

Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.

Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Леонтьев Дмитрий Борисович

2.3. Общее представление о смысловых структурах и смысловой сфере личности

Выполненный нами в предыдущем разделе философский анализ жизненных отношений, связывающих субъекта с миром и конкретизирующихся в жизненных смыслах объектов и явлений действительности, позволяет дать ответ на вопрос о природе и онтологическом статусе смысловых образований и вплотную подойти к психологическому исследованию форм существования смысла в структуре личности, сознания и деятельности, превращающих его в регулятор жизненных процессов, то есть к исследованию собственно смысловой сферы личности. Нам предстоит раскрыть суть отношения между объективно-содержательной стороной смысловых образований, охарактеризованной в предыдущем разделе, и конкретно-психологическими формами и механизмами их существования и функционирования, феноменология которых будет описана и систематизирована в последующих главах.

Это отношение есть отношение превращенной формы. Понятие превращенной формы, разработанное в трудах М.К.Мамардашвили (1968; 1970), описывает инобытие некоторой реальности в инородном субстрате, характеризующееся ее подчинением формообразующим закономерностям последнего. «На место предмета как системы отношений становится квазипредмет, привязывающий проявление этих отношений к какой-либо субстанции, конечной и нерасчленимой, и восполняющей их в зависимости от ее “свойств”» (Мамардашвили, 1970, с. 388). В отличие от классического отношения формы и содержания, в случае превращенной формы отсутствуют обособленные содержательные определения: «… форма проявления получает самостоятельное “сущностное” значение, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением, которое сливается со свойствами материального носителя (субстрата) самой формы (например, в случаях символизма) и становится на место действительного отношения» (там же, с. 387). В результате этого превращения и слияния само исходное содержание претерпевает определенные трансформации: исходная система отношений сворачивается, редуцируются и выпадают опосредующие звенья и промежуточные зависимости; обнажаются одни характеристики предмета, функционально значимые в данной превращенной форме, и стираются другие, не имеющие значения для соответствующих аспектов его функционирования. Все эти трансформации определяются не чем иным, как свойствами субстрата, в котором получает воплощение исходное предметное содержание.

Понятие превращенной формы привлекалось как объяснительное при анализе структур сознания и их соотношения с порождающей их системой реальных бытийных отношений (см. Мамардашвили, 1968). Лишь претерпевая ряд трансформаций, обусловленных формообразующими закономерностями самого сознания, реальность «…определяет сознание, представляется в нем тем или иным определенным образом, содержанием, смыслом, значением, скрывая в то же время от него самое себя и механику преобразований» (там же, с. 21). Во всех этих формах «…реальные отношения объективно опущены и заменены определенными преобразованими (до и независимо от сознания)» (там же, с. 20). Сознание при этом понимается в самом широком смысле, практически отождествляясь со всей сферой психического у человека; в качестве примеров превращенной формы М.К.Мамардашвили называет не только значения, смыслы и символы, но и, в частности, мотивы. Если, однако, применительно к проблеме значения идея превращенной формы давно и продуктивно эксплуатируется в психолингвистических исследованиях (Леонтьев А.А., 1975; Тарасов, 1979 и др.), то по отношению к собственно личностным структурам – в частности, к тем же мотивам и смыслам – эту работу еще предстоит проделать.

Анализ смысловых образований под этим углом зрения целесообразно начать с отказа от самого термина «смысловое образование». Как явствует из предыдущей главы, понятие смыслового образования получило уже несколько существенно различающихся определений; более того, это понятие то относится к конкретным качественно определенным структурам, то используется как обобщающее родовое понятие, объединяющее целый ряд конкретных разновидностей смысловых образований, то описывает некоторую сложную систему, включающую целый ряд смысловых элементов. Нам же крайне важно все эти моменты различать, поскольку наше исследование предполагает последовательное движение от описания функционально специализированных элементов к организации смысловой сферы личности как целого. Поэтому вместо понятия смысловых образований мы вводим два новых понятия: смысловых структур и смысловых систем. Понятие смысловых структур выступает как обобщающее родовое понятие для описываемых ниже специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности; понятие смысловых систем относится к особым образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд различных смысловых структур.

В наиболее общем определении смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта. Жизненные смыслы и стоящие за ними более или менее сложные системы действительных жизненных отношений субъекта даны его сознанию и включены в его деятельность в превращенной форме смысловых структур, которые в совокупности образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта. Эта система обеспечивает подчинение деятельности субъекта логике жизненной необходимости, логике отношений с миром; в то же время, как отмечалось выше, развитие и усложнение смысловой регуляции расширяет возможности человека произвольно строить свои отношения с миром.

Как уже говорилось выше, специфика превращенной формы во многом определяется субстанцией, к которой привязываются превращенные отношения. Исходный предмет замещается квазипредметами или квазиобъектами, существующими объективно, дискретно и самостоятельно. М.К.Мамардашвили приводит в качестве примера таких квазиобъектов «…труд и капитал, имеющие цену; материальные знаки различных видов языков, несущие в себе непосредственное значение объектов; запоминающие и кодирующие устройства в электронных машинах и т. п. В этих предметах нет и на деле не может быть непосредственной связи между стоимостью и трудом, между знаком и объектом и т. д. Но именно из этого прямого замыкания связи на некоторого “носителя” и развивается новое, восполненное (или восполняющее) отношение, которое дает структуру и последовательность объективной видимости и которое обозначает или косвенно реализует процесс, не проступающий прямо в этом явлении» (Мамардашвили , 1970, с. 388). Такими квазиобъектами, замещающими в структуре личности ее действительные жизненные отношения, и являются смысловые структуры.

Согласно изложенным представлениям, классификация смысловых структур должна опираться на выделение видов психологических квазиобъектов, которые могут служить субстратом для превращенной формы жизненных отношений. В роли таких квазиобъектов может выступать психический образ и стоящие за ним индивидуально-специфические измерения субъективного опыта, определяющие его организацию; актуальные установки, задающие направленность предметно-практической и психической деятельности и стоящие за ними обобщенные латентные диспозиции, определяющие спектр потенциальных поведенческих реакций по отношению к определенным объектам и ситуациям; конкретные предметы жизненного мира, требующие осуществления по отношению к ним определенной деятельности и стоящие за ними идеальные модели должного, обладающие способностью многократно порождать деятельность, выступая перед субъектом каждый раз в виде новых и новых конкретных предметов. Соответственно, мы можем выделить шесть видов смысловых структур: личностный смысл в узком значении термина, понимаемый как составляющая сознания (Леонтьев А.Н., 1977), смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность.

Выделение этих шести разновидностей смысловых структур не является продуктом чисто логического анализа. В следующей главе мы поочередно обоснуем на эмпирическом материале необходимость выделения каждой из этих структур и объяснительную ценность соответствующих понятий. При всем различии характера и функциональных проявлений перечисленных структур они теснейшим образом связаны между собой. Один и тот же жизненный смысл, преломляясь в структуре личности, может принимать различные превращенные формы и выступать в разном обличьи. Например, объективное место и роль денег в жизни человека (их жизненный смысл) может проявляться в экспериментальных эффектах субъективной переоценки физических размеров монет (личностный смысл), в забывании долгов (смысловая установка), в готовности взяться за тяжелую и нудную, но хорошо оплачиваемую работу (мотив), в преувеличенно бережном обращении с дорогими вещами (смысловая диспозиция), в выборе знакомств или супруга по признаку материальной обеспеченности (смысловой конструкт), в жизненной ориентации на достижение материального благополучия, богатства (личностная ценность). Каждая из этих психологических структур является специфической превращенной формой одного и того же жизненного смысла; в целостной системе смысловой регуляции жизнедеятельности личности все они взаимосвязаны. Вместе с тем это все же разные психологические структуры, существенно различающиеся по своим структурным и функциональным характеристикам. Можно сказать, что взаимосвязи этих структур принадлежат к личностному измерению, к плоскости жизненных отношений, в то время как различия между ними обусловлены спецификой их строения и функционирования как регуляторных образований психики. По сути, смысловые структуры личности представляют собой точки взаимопроникновения двух плоскостей или измерений человеческой жизни – психического и личностного. Это взаимопроникновение происходит путем воплощения смысловой реальности в превращенной форме в определенных структурах психики. Тем самым смысловые структуры личности могут быть названы одновременно смысловыми структурами психики, поскольку им присуща как бы двойная природа. Они вовлечены одновременно в две системы взаимосвязей, в два движения. Своим смысловым содержанием они причастны сфере жизненных отношений и включены в локализованную в ней сеть смысловых связей. Своей формой, с которой связаны различия между разными смысловыми структурами, они обязаны своему специфическому месту и роли в структуре механизмов регуляции процессов деятельности и психического отражения, в которой они тесно переплетаются с другими, несмысловыми регуляторными структурами и механизмами.

На рисунке 3 изображена схема функционирования взаимосвязей вышеназванных смысловых структур, то есть тех взаимосвязей, которые реализуются в процессах смыслообразования. Как следует из схемы, эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность оказывают только личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, порождаемые как мотивом этой деятельности, так и устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй иерархический уровень смысловой регуляции. Высший уровень систем смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам. Иначе выглядят связи между теми же структурами в генетическом разрезе, однако генезис смысловых систем и структур представляет собой отдельную проблему.

Рис. 3. Функциональные взаимосвязи смысловых структур. Треугольником на схеме обведены структуры и их связи, существующие и реализующиеся в пределах одной отдельно взятой деятельности

Коснемся вначале различий между этими структурами. Во-первых, половина из перечисленных личностных структур не может быть, строго говоря, отнесена к структуре личности из-за того, что личностный смысл, смысловая установка и мотив (согласно определениям, которые будут даны в следующей главе), не являются устойчивыми, инвариантными образованиями. В отличие от смысловых конструктов, смысловых диспозиций и ценностей, обладающих трансситуативным и «наддеятельностным» характером, они складываются и функционируют лишь в пределах конкретной отдельно взятой деятельности; выход их за рамки этой деятельности и приобретение устойчивости означает трансформацию их в другие, устойчивые структуры. Вместе с тем теснейшие генетические связи между структурами актуальной деятельности и устойчивыми элементами структуры личности не позволяют разорвать их даже в теоретическом анализе.

Второе различие связано с плоскостью функционирования каждого из выделенных квазиобъектов. Установки и диспозиции релевантны плоскости предметно-практической и психической деятельности; их эмпирическое изучение возможно посредством фиксации (объективной или путем внешнего наблюдения) особенностей протекания этой деятельности. Личностные смыслы и смысловые конструкты релевантны плоскости сознания, образа мира субъекта; их эмпирическое изучение возможно на основе анализа различных форм самоотчетов испытуемых. При этом необходимо учитывать, что непосредственные регуляторные воздействия на структуры деятельности и образа мира оказывают, как мы увидим в следующей главе, только личностные смыслы и смысловые установки; изучение же смысловых конструктов и диспозиций возможно лишь путем экспериментального разделения устойчивых и ситуативных компонентов систем смысловой регуляции.

Еще более опосредованным образом связаны с сознанием и процессами деятельности мотивы и ценности; специфическим свойством мотива выступает, в частности, то, что он задает границы отдельной деятельности и тем самым границы функционирования личностных смыслов и смысловых установок. Фактически единственным методом, позволяющим экспериментально выделить влияние мотива, является навязывание испытуемому более или менее искусственного мотива; естественные же мотивы крайне трудно отделить в эксперименте от личностных смыслов и смысловых установок, исключительно через посредство которых они и проявляются. То же, но еще в большей степени, относится к ценностям. Вместе с тем трудности эмпирического изучения некоторых из перечисленных смысловых структур не мешают нам рассматривать их как элементы единой системы объяснительных понятий. Подробно эта система будет представлена в следующей главе.

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Глава I Общее представление о языке телодвижений К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Общее представление о темпераменте и характере С момента рождения и до самой смерти человека происходят изменения его внутреннего мира. Поток психической жизни не замирает ни на минуту. Впрочем, в какие-то моменты бурление эмоций и напряженная работа ума чуть затихают, а

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Раздел I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Основные темы и понятия раздела Личностный подход в психологии. Личность и психика. Базис личности. Отношения личности. Формальные (динамические) и содержательные свойства личности. Биологические и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Фитнес для ума автора Лисс Макс

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Перспективы исследования смысловых образований личности Проблема личности по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных проблем в современной психологии.В качестве отправной точки и базы для исследования природы личности

Из книги Очерки по психологии аномального развития личности автора Зейгарник Блюма Вульфовна

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

4.4. Индивидуальные особенности смысловой регуляции и смысловой сферы личности Вопрос об индивидуальных особенностях смысловой регуляции связан, с одной стороны, с рассматривавшейся в предыдущем разделе проблематикой развития смысловой сферы и с вопросами ее

Из книги Гипнотические приемы в общении автора Бубличенко Михаил Михайлович

4.5. Методология и методы исследования смысловой сферы личности Основной вопрос, касающийся общей методологии психологического изучения смысловой сферы личности, может быть сформулирован в виде дилеммы специфичности – неспецифичности: должны ли применяться для

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

4.7. Нарушения смысловой регуляции при девиантном развитии личности Нарушения смысловой сферы, о которых пойдет речь в этом разделе – это нарушения, не связанные с какой-либо патологией психического функционирования, но порождающие социально неприемлемые формы

Из книги автора

Раздел шестой. ЧТО ТАКОЕ НЛП (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ) Нейролингвистическое программирование - термин сравнительно молодой. Он включает в себя два корня: «нейро» - указывает на отношение к нервной системе; «лингве» - на определяющую роль речи, языковое воздействие на

Из книги автора

1.1. Общее представление о психической травме и постстрессовых расстройствах Понятие «психическая травма» (его аналогом может выступать понятие «травматический стресс») обозначает дестабилизирующее воздействие на личность различных стрессоров, как правило, имеющих



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта