Главная » Хобби » Сценарий интеллектуально-правовой игры " знай свои права, но не забывай обязанности". Сценарий игры по станциям "путешествие в страну правовых знаний" Игры по станциям по правам

Сценарий интеллектуально-правовой игры " знай свои права, но не забывай обязанности". Сценарий игры по станциям "путешествие в страну правовых знаний" Игры по станциям по правам

К Международному дню прав ребенка, который ежегодно празднуется 20 ноября, сотрудники библиотеки разработали квест-игру "Путешествие по правовым станциям" . Квест - игра - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде.

16 ноября 2016 года сотрудники центральной библиотеки провели увлекательную квест-игру для первокурсников осинского аграрного техникума. В качестве гостей и жюри были приглашены Киселева Ирина Павловна, председатель территориальной избирательной комиссии ОМР и Устинова Лариса Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Осинский аграрный техникум».

Цель проведения мероприятия – формирование системы правовых знаний у подростков, навыков правомерного поведения.

Началась игра со вступительного слова, ведущая Лобанова О.В. предложила разгадать кроссворд, чтобы узнать ключевое слово темы занятия. Это было слово – права, а так же угадывали анаграммы и определяли, о чём ещё пойдёт речь на игровой программе.

Две команды - «Жизнь» и «Современники», - получили маршрутные листы и отправились в путешествие по станциям, на которых их встречали с заданиями сотрудники библиотеки. В проведении квест-игры были задействованы сотрудники всех отделов центральной библиотеки (Охорзина Л.А.,- гл.библиотекарь ОО, Коробейникова Л.А.,гл. библиотекарь, Зверева О.И. , зав. отелом ЦПГА, Казанцева А.С., зав.отлом компектования, Верзакова Н.В, гл.бухгалтер и Лобанова О.В., гл.библиотекарь.)

Ребятам нужно было пройти семь правовых станций и выполнить предложенные задания. Стоит отметить, что с заданиями участники справились достойно, показали отличные знания об основных правах ребёнка. Для того чтобы узнать последовательность прохождения каждого этапа, командам давались ребусы, т.е. каждая станция была зашифрована.

Во время игры команды, набирали призовые баллы, которые отмечались в маршрутном листе. Ребята коллективно решали задачи разной трудности, учились слушать друг друга, принимать решение.

Пока жюри подсчитывали баллы, каждому участнику раздали ладошки, на каждом пальчике они написали самые важные, по их мнению, права человека. Большинство из них написали права: на жизнь, семью, уважение, любовь и образование.

Квест-игра вызвала у ребят массу позитивных эмоций и огромное желание принимать участие в дальнейших подобных мероприятиях.

Жюри, подведя итоги, решили, что обе команды достойны победы. В качестве приза Киселева Ирина Павловна наградила ту и другую команду подарочными сертификатами.

Выражаем благодарность Устиновой Ларисе Николаевне, преподавателю ГБПОУ «Осинский аграрный техникум» за плодотворное сотрудничество с библиотекой!







Игра по станциям «Знатоки права» для 6–8-х классов

Цель: формировать правовую культуру учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщить начальные правовые знания у несовершеннолетних.

Задачи:

    Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;

    С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;

    Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

    Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

    Развитие умения называть свои права и анализировать поступки других;

    Воспитание уважения к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких помещениях. Игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист» (Приложение 1 ). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов

Оборудование: магнитофон, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход мероприятия

1.Орг. момент

Добрый день уважаемые ребята и наши гости!

Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Знатоки права».

А кто знает как называется наша неделя? (Неделя права, Мои права)

И так, игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе за каждый правильный ответ команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист». Побеждает та команда, которая наберет в сумме большее количество баллов.

У каждой команды будут капитаны: капитаном 6-го класса будет Путилина М.В., капитаном 7а, 8а Нецель Ю.А., капитаном 7б, 8б Завьялова И.Г.

Так же в ходе нашей игры будет оцениваться дополнительными 5 баллами дисциплина команды и слаженность ее работы.

Я раздаю каждой команде «Маршрутный лист», по которому вы будете передвигаться по станциям, название каждой станции написано на кабинетах.

После того, как вы со своими капитанами пройдете все станции собираемся в нашем штабе (на стене написано ШТАБ) Все понятно? Итак, НА СТАРТ- ВНИМАНИЕ- МАРШ (все вместе)

2. Основная часть

1 станция «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

(пословицы делятся на части, командам необходимо соединить части пословиц)

    Не воровством добывают деньги, а трудом.

    Легко воровать, да тяжело отвечать.

    Хоть с умом воровать, а беды не миновать.

    Незнанием закона никто не отговаривайся!

    Шила в мешке не утаишь.

    Каков грех, такова и расплата.

    Один раз украл, а навек вором стал.

    Знает кошка, чье мясо съела.

    Дуракам закон не писан.

    Меч правосудия не имеет ножен.

    За худые слова летит и голова

    Права влекут за собой и обязанности

2 станция «ПЕСЕННАЯ»

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2 ).

    «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

    «Чему учат в школе» – Право на образование.

    «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.

    «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.

    «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

3 станция «ПРАВОВАЯ»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

    Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

    Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)

    Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)

    При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)

    Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

    Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)

    Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)

    Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

4 станция «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

(из предложенных высказываний выбрать правильные и неправильные. Приложение 3 )

5 станция «СЛОВЕСНАЯ»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

    ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6 станция «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

    НОКЕВНИЦЯ (конвенция)

    ГОУСАРДТСОВ (государство)

    ИЖЗНЬ (жизнь)

    РБОАЗОАВИНЕ (образование)

    КЗАОН (закон)

    ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)

    АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)

    СТУЦИКОНЯИТ (конституция)

    СКОКДЕ (кодекс)

    СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

7 станция «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)

    Бесплатное образование

    Активность в приобретении знаний

    Уважать мнение всех учащихся и учителей

    Удобное рабочее место

    Посещать школу в предназначенное для этого время

    Защита личной собственности

    Посещение школьных мероприятий

    Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

    Вести себя корректно на переменах и на уроках

    Деловое сотрудничество с учителем

    Соблюдать ПДД, правила противопожарной безопасности, а также технику безопасности

    Беречь школьное имущество

(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)

8 станция «ДЕТЕКТИВ»

(по описанию назвать главного героя сказки. Приложение 4 )

1 – козленочек; 2 – колобок; 3 – лиса; 4 – Спящая красавица; 5 – Золушка.

9 Станция «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ»

I . Ответить за вопросы

    В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / Колобок/

    Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга /

    Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика? /Гуси лебеди/

    Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его /Царевна лягушка/

    В какой сказке во всех отношениях серый осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка/

    Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. /Волк и семеро козлят/

3. Заключительная часть.

Капитаны подсчитывают баллы. Выявляется команда-победитель.

Рефлексия. (После игры) “Правовые лучики”.

На ватмане нарисовано солнце с лучиками. Дети вдоль лучей пишут свои ощущения и знания после игры.

Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.

Самая главная обязанность: “Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку”.

Сценарий интеллектуальной игры

(для 8-9 классов)

«Правовой калейдоскоп».

Классные руководители 8-9 классов:

Кучерявая А.С., Жиганов А.В.

2012—2013 учебный год

Формирование правовой культуры учащихся.

Познакомить учащихся с Конвекцией о правах ребенка.

Способствовать осознанию ответственности за свои права.

Познакомить учащихся с основными правами и свободами.

Закрепить знания, полученные во время проведения тематических классных часов.

Развивать познавательную активность и правовую культуру учащихся.

Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

В игре принимают участие учащиеся 8-9-ых классов.

Предварительная подготовка.

  1. В каждом классе проводится тематический классный час, на котором учащиеся знакомятся с историей развития прав детей, с особенностями отношения к детям в различные исторические периоды; изучают основные положения Конвенции «О правах ребёнка»; выполняют тематические задания.
  2. Каждому классу выдаётся текст Конвенции в детском изложении и совместно с воспитателями учащиеся более основательно прорабатывают её положения.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС

«В гостях у сказки»

Задание : командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

1 В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

2 В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

3 В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

4 В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

5 В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6 Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7 Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8 Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9 Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10 Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11 Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12 Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13 В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14 Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15 Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16 Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

17 Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

18 Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

ВТОРОЙ КОНКУРС

«Анаграммы»

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок — к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

ТРЕТИЙ КОНКУРС

«Живая схема».

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Задание : перед вами листы бумаги. Пожалуйста, зафиксируйте на них основные права детей и их обязанности.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС

«Воображаемая страна».

Задание : на обратной стороне листа изобразите страну вашей мечты. Какие права детей должны соблюдаться в этой стране.

ПЯТЫЙ КОНКУРС

«Блиц-опрос »

Задание : капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана.

  1. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
  2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.
  3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
  4. Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».
  5. До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.
  6. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.
  7. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
  8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
  9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
  10. Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.
  11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.
  12. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».
  13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
  14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
  15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
  16. С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.
  17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
  18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
  19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
  20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

ШЕСТОЙ КОНКУРС

«Ситуации»

Задание : каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

  1. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
  2. Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака.
  3. Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.
  4. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
  5. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
  6. Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.

Подведение итогов игры и проведение анкеты

1. Что такое право?

2. Какие права у тебя есть?

3. Достаточно ли прав у детей?

(да, нет, не знаю)

4. Какую роль играют права в жизни человека?

(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)

5.Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

(да, нет, не знаю)

6.Какие черты характера помогают добиться уважения своих прав?

7.Как защищают права ребенка в нашей стране?

(хорошо, плохо, никак, не знаю)

8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9. Кто больше нуждается в защите своих прав?

10. Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы её составили?

11. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям об их правах?

Игра по станциям

«Путешествие в страну правовых знаний»

Цель:

предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.

Задачи:

1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;

2. формирование понятия о том, что у любого человека нет прав без обязанностей;

3. формирование умений общаться и работать в команде.

Форма проведения: игра – путешествие по станциям.

Участники: участвует 6 команд учащиеся 4-9 классов, 6 педагогов - экспертов.

Оборудование: маршрутные листы.

Станции:

1 станция – Актовый зал

2 станция – Библиотека

3 станция – Спорт зал

4 станция – 201 кабинет

5 станция – 301 кабинет

6 станция – 209 кабинет

Название станций: СС

1. Станция «Правовая страна»

2. Станция «Загадочная»

3. Станция «Тропа безопасности»

4. Станция «Да!Нет!»

5. Станция «Занимательная»

6. Станция «Сказочная»

Построение, старт и финиш игры происходят в актовом зале.

Ход игры

Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.

Вступительное слово ведущего игры:

«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Путешествие в страну правовых знаний». Тема о правах взята не случайно, в нашей школе месяц октябрь посвящён правовому воспитанию. 20 ноября, считается международным Днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря. О своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Слайд -Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

Слайд-Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Правила игры: за каждой станцией закреплен педагог - эксперт, функции которого следить за правильностью выполнения заданий, подводить итоги работы команды и выставлять баллы в маршрутный лист. Каждой команде выдается маршрутный лист с названиями станций. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ведущий вызывает представителя каждого класса по очереди и раздаёт маршрутные листы.

1.Станция « Правовая страна »

1) Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

2) Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

3) Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

4) Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

5) Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

6) На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

7) Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

8) Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

9) Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

10) Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

2. Станция «Знаете ли вы права?»

Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

1.Наша страна - Россия? Да!

2. Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (Да)Что это такое, право на личную неприкосновенность?

3. Можно ли человека обращать в рабство? Нет! Почему?

4. Можно ли относиться к человеку жестоко? (НЕТ)Что можно отнести к жестокому обращению?

5. Защищён ли человек законом? Да!

6. Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!

7. Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Чем это грозит? Нет!

8. Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

9. Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!

10. Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет!

3. Станция «Права литературных героев»

1.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к приобретению материальных ценностей»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин).

2. В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

3. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

4. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

5. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

6. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

7. Имел право на жизнь, но его съела лиса (Колобок)

8. Кто часто в сказках покушается на жизнь детей? (Баба-яга)

9. Какой литературный персонаж живёт на крыше, шумит, шалит, нарушает общественный порядок (Карлсон)

10. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование

4. Станция «Загадочные права»

Мама работала,

Папа трудился,

А я в школе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …

(отдых)

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …

(имя) О каком праве говориться в загадке?

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на …

(образование) О каком праве говориться в загадке?

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только …

(врач) О каком праве говориться в загадке?

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …

(жильё) О каком праве говориться в загадке?

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)

Что такое флаг РФ? (символ РФ)

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её. (ГИМН)

Что такое гимн РФ? (гос. символ)

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

Что такое герб РФ? (символ РФ)

Символ мудрости и власти.

Отгоняющий напасти,

Что крыла свои развёл...

Он - двуглавый птах - ... (ОРЁЛ!)

Во главе Державы,

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ)

Имя президента РФ?

5. Станция «Права или обязанности»

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

9. Носить школьную форму (Обязанность)

10. Посещать мероприятия в школе (Право)

6. Станция « Мои обязанности» вопросы подготовит …..

Ведущий:

Ребята! Вот и закончилась наша игра. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам усвоить ваши права и обязанности. Пока мы не поймем этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеюсь, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будете всегда исполнять свои обязанности. Помните, что ваши права заканчивается там, где начинаются права других людей.

Итоги игры будут объявлены в понедельник на линейке.

Спасибо! С вами было очень приятно сегодня работать. Живите в мире с Законом и своей совестью.

В связи с формированием в России гражданского общества в последнее время актуализируется вопрос о правосознании населения, в частности правосознания школьников, знания своих прав и обязанностей, о юридической отвественности, о дееспособности. Я предлагаю сценарий проведения внеклассного мероприятия, посвященного данной теме (игра по станциям "Мои праваи обязанности"), игра носит не только познавательный характер, но и соревновательный момент. Игра проводилась между 6-8 классами, и ребятам очень понравилась. Рекомендую провести такую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Совхозная средняя общеобразовательная школа

Игра по станциям

«Мои права и обязанности »

Организаторы: активисты отряда «Земляне»

Старшая вожатая Фомина В.А.

2012-2013 учебный год

Игра по станциям

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.

Обучать основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию.

1. Станция «Права»

2. Станция «Обязанности»

3. Станция «Преступление и наказание»

4. Станция «Задачкино»

5. Станция «Паспортная»

6. Станция «Шуточная»

Ход игры

1. Сбор команд в актовом зале. Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.

Вступительное слово ведущего игры

«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Мои права и обязанности». Тема о правах взята не случайно, а потому что 20 ноября, считается международным днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря, а о своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке».

Проводиться жеребьевка команд

Внимание, ребята. Для начала проведем жеребьевку между командами. Для этого вы должны справиться с заданием. Итак, я зачитываю задание, а вы с помощью поднятия руки должны угадать пропущенное слово. Таким образом, мы распределим, по какому маршруту будет следовать команды (1 ответ – первый маршрут, 2 ответ – второй маршрут, 3 ответ – третий маршрут, 4 ответ – четвертый маршрут).

Вставьте нужные слова :

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин (1- ый маршрут)

2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав (2-ой маршрут)

3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все … парламентом зовут (3- ий маршрут)

4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель (4-ый маршрут)

«Итак, мы начинаем. Прошу подойти капитанов команд для вручения маршрутных листов»

Команды занимают свои позиции

Станция «Права»

I. Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?

  1. право на жизнь ; (ч)
  2. право на бесплатное образование; (ш)
  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)
  4. право на получение дополнительного образования; (ш)
  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)
  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)
  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)
  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)
  9. право на отдых; (ч)
  10. достоинство личности ; (ч)
  11. ; (ч)
  12. право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)
  13. право на обучение по индивидуальным программам; (ш)
  14. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)
  15. право на неприкосновенность жилища; (ч)
  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г
  17. право на выбор образовательного учреждения; (ш)
  18. право вступать в общественные организации; (ч)
  19. право пользоваться родным языком; (г)
  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)
  21. право на свободу слова; (ч)
  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)
  23. право на свободный труд; (ч)
  24. право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)
  25. свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)
  26. право на информацию; (ч)
  27. право частной собственности; (ч)
  28. право на предпринимательскую деятельность; (ч)
  29. право на жилище; (ч)
  30. право на доступ к культурным ценностям; (ч)

II. Задание Может ли ….. (да или нет) (За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу)

Распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

В возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

Дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

С 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

С 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Станция «Обязанности»

Реши кроссворд

  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
  2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)
  3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
  4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
  5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..
  6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
  7. Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
  8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
  9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)
  10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Станция «Преступление и наказание»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

  1. Грабеж, грабеж, разбой
  2. Клевета
  3. Похищение человека
  4. Умышленное убийство
  5. Изнасилование
  6. Хулиганство
  7. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
  8. Угон автотранспорта
  9. Нарушение изобретательских и патентных прав
  10. Захват заложников
  11. Вооруженный мятеж
  12. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  13. Неоказание помощи больному
  14. Бандитизм
  15. Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики
  16. Нарушение требований пожарной безопасности
  17. Незаконное изготовление оружия
  18. Вандализм
  19. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
  20. Государственная измена
  21. Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность

Ограничение свободы

Станция «Задачкино»

I. Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения . (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Станция «Паспортная»

Правильно ответить на вопросы.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Станция «Занимательная»

I. Ответить за вопросы

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)

7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

II. Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение , право на выбор вида воинской службы )

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

III. Задание. Перед вами «Тарабарская грамота». Какое знаменитое изречение в ней зашифровано?

(Суров закон, но это закон)

IOJСDJRУGJJPSIZOSKQB AOSЗWRSAKDSFOН, DFFНDUYGO ЭLDSTQWRO SUTЗDGAVQKJDFOZCH

Подведение итогов игры

  1. Права есть, как у взрослых, так и у детей.
  2. Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
  3. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
  4. Уважай чужие права!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта