Главная » Интернет » Какие навыки развивают компьютерные игры. Нейропсихолог — о пользе и скрытых угрозах компьютерных игр. Физические качества, которые развивают игры

Какие навыки развивают компьютерные игры. Нейропсихолог — о пользе и скрытых угрозах компьютерных игр. Физические качества, которые развивают игры

Влияние компьютерных игр на психику и умственные способности

Среди людей старшего поколения, и особенно среди женщин, существует расхожее мнение, что компьютерные игры вредны-либо для психики, либо для зрения, или для умственного развития.
Почти все мамы и бабушки, растящие детей и подростков, уверены, что игры - пустое времяпровождение, от которого люди глупеют и становятся агрессивнее.

Между тем практически все современные исследования доказывают, что это далеко не так.

Даже наоборот - компьютерные игры полезны. Они развивают логическое мышление, наблюдательность, повышают скорость принятия решения, в том числе в критических ситуациях. Развивают умение обрабатывать в голове массивы информации.

Можно без всякого преувеличения сказать, что современного гения невозможно вырастить без компьютерных игр и знания компьютера.

Это утверждение не отменяет того факта, что игры могут вызывать зависимость, а играть надо в меру - иначе компьютерные игры могут принести и вред тоже.

Но пока мы с вами пройдемся по фактам, подтверждающим концепцию, что компьютерные игры полезны для умственного развития и психики.

Только факты

Ученые из Техасского университета A&M (проекты университета финансируются, в частности, НАСА, Национальным институтом здравоохранения США, Национальным научным фондом, и др.) провели масштабное исследование на тему компьютерных игр.

По окончании исследования ученые университета признали, что компьютерные игры, которые ранее считались опасными, на самом деле являются полезными:
игры улучшают память, наблюдательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию.

Кроме того, игроки лучше умеют отсеивать лишнюю, «мусорную» информацию.

Специалисты Американской психологической ассоциации доказали, что игры, особенно шутеры, так называемые «стрелялки», улучшают когнитивные способности: повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения и концентрировать внимание.

Причем именно эти, казалось бы, агрессивные игры, учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю.

Факультет охраны здоровья Стокгольмского Университета недавно опубликовал обзор ряда исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на психику и здоровье человека.

Большинство из них доказывают положительное влияние игр, в том числе на способность ориентироваться в пространстве, внимательность и развитие скорости реакции.

Ни одно исследование из этого обзора не содержит сведений о нарушениях внимания и концентрации.

Ученые из Сингапурского технологического университета протестировали большую группу добровольцев, которые под наблюдением исследователей в течение месяца играли в разные виртуальные игры, в среднем по 2-3 часа в день, 5 дней в неделю.

По истечении срока исследования всех участвовавших в эксперименте добровольцев протестировали психологи.

Выяснилось, что за прошедший месяц практически у всех испытуемых улучшились память, внимательность, скорость принятия решения, наблюдательность и аналитическое мышление.

И главное: большинство участников эксперимента научились гораздо лучше находить нестандартные решения сложных задач – как логических, так и бытовых, жизненных.

Профессор Марк Гриффитс из Общественного университета Ноттингема (Nottingham Trent University) провел исследование, посвященное компьютерным играм, в ходе которого выяснилось, что игры способствуют улучшению координации, делают человека более целеустремленным и развивают уверенность в себе.

Профессор заявил: «Нет никаких доказательств, что видеоигры, если проводить за ними умеренное количество времени, оказывают негативный эффект на человека».

Видео:
Компьютерные игры - влияние игр на психику и зрение

Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), привели к следующим результатам.

Группа студентов, регулярно игравшая в компьютерные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа.

Более того, зрительная реакция у игроков оказалась намного лучше, чем у студентов, не играющих в компьютерные игры.

Игроки во время визуальных тестов и тестов на внимательность могли отслеживать до пяти движущихся объектов одновременно, тогда как «неиграющие» — не больше трех. Скорость обработки информации у игроков тоже оказалась выше.

Кроме того, у игроков была лучше развита способность ориентироваться в пространстве.

Специалисты Американской психологической Ассоциации опросили около 2 тысяч взрослых мужчин и женщин, играющих в компьютерные игры, с целью выяснить, помогают ли им игры справляться с повседневными стрессами, или, наоборот, усиливают стресс.

95% опрощенных заявили, что игры помогают им справляться с разными видами стресса .

В частности, опрошенные игроки подтвердили, что компьютерные игры помогают им снимать эмоциональную усталость от работы и бытовых забот;
позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе.

Ученые из Калифорнийского университета Сан-Франциско доказали, что компьютерные игры помогают бороться со старением мозга.

Во время опытов было показано, что у пожилых людей игровые сеансы улучшают память и внимание, тренируют способность ориентироваться в пространстве.

Игры предотвращают развитие старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.

«У геймеров не бывает болезни Альцгеймера!» — в этой шутке, как говориться, есть только доля шутки:

Человек должен учиться чему-то всю жизнь. Ведь если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит застой, а потом – деградация умственных способностей.

Именно поэтому психологи советуют взрослым людям постоянно учиться чему-то новому. И если занятия будут необычными, вроде виртуальных игр – это замечательно!

Для пожилых людей игра на компьютере или на игровой приставке может быть чем-то вроде тренажера, сохраняющего интеллект и умственные способности.

Самое потрясающее! Компьютерные игры помогают решать сложные научные задачи и делать научные открытия!

Ученые из Вашингтонского университета запустили в сеть онлайновую игру-паззл «Foldit». Игра является частью исследовательского проекта университета, и ее цель – найти с помощью геймеров оптимальные способы подбора трехмерной структуры выбранных протеинов.

В 2011 году игроки с помощью этой игры помогли расшифровать структуру кристалла обезьяньего вируса, ретровирусной протеазы (M-PMV), вызывающей СПИД у обезьян.

Игроки расшифровали структуру кристалла уже на десятый день, при том, что данная проблема ставила учёных в тупик на протяжении 15 лет!

Геймеры решили поставленную задачу успешнее, чем специальные компьютерные программы, которые задействуют очень мощные вычислительные ресурсы. Еще раз подчеркну — компьютерные игроки справились со сложной научной задачей лучше, чем суперкомпьютеры!

Выводы. Обобщим все вышесказанное.

Компьютерные игры:

  • улучшают память, наблюдательность, внимательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию;
  • повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения;
  • учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю;
  • улучшают способность ориентироваться в пространстве;
  • учат находить нестандартные решения сложных задач;
  • способствуют улучшению координации;
  • позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе;
  • помогают бороться со старением мозга.

Не отрицая главной опасности игр – возможности развития компьютерной зависимости – в целом надо признать, что игры, безусловно, развивают интеллект и умственные способности.

И человек, не знакомый с компьютером и никогда не игравший в игры, по многим показателям, безусловно проигрывает тем, кто регулярно (но в меру) играет в компьютерные игры.

Просьба! При копировании и перепечатке материалов указывайте источник. Все статьи, новости и главы из книг защищены авторским правом Евдокименко©

Давно известно, что дошкольная подготовка детей играет немаловажную роль. Все малыши обладают подвижным характером, повышенным чувством любопытства и низким осознанием ответственности. И ребенку, до школы посвященному только играм и развлечениям, очень трудно будет перестроиться и привыкнуть к новой для него роли - ученика , который должен прилежно и спокойно вести себя на уроках, слушать учителя, запоминать новый материал и регулярно готовить домашние задания.

Поэтому такое внимание уделяется подготовке ребенка к школе. Но за это время нужно не просто привить ребенку дисциплинированность, объяснить ему новые правила и обязанности, и научить хотя бы элементарному счету и чтению. Нужно развить его моторные навыки, память, воображение, реакции и логику. И лучшим помощником в этом могут стать специализированные компьютерные игры .

И не спеши презрительно кривиться и возмущенно фыркать!
Эти занятия совершенно не будут походить на развлечение и пустую трату времени. В разработке этих программ принимали участие детские психологи, и создавались они именно для того, чтобы помочь тебе правильно и успешно подготовить малыша к школе , исправить упущения или ошибки, допущенные при его развитии. А красочность и наглядность превратят настоящий урок в подобие игры и облегчат ребенку восприятие нового материала. Присмотрись, ведь для того, чтобы перейти на следующий уровень, нужно сложить из кубиков имя принцессы, чтобы добыть меч - расставить правильно фигуры, а чтобы найти подсказку - разгадать головоломку.

И не волнуйся - современная компьютерная техника совершенно безопасна для твоего малыша и не принесет ему никакого вреда, если ты будешь соблюдать некоторые правила и объяснишь их важность своему ребенку. Во-первых, конечно же, малышу не следует проводить за компьютером слишком много времени. Для детей от 3 до 5 лет будет достаточно двадцати минут в день, а ребятам постарше, 6-10 лет, можно заниматься от получаса до сорока пяти минут.

Объясни ребенку, что он должен:
- не трогать провода и части машины, не относящиеся к уроку;
- не трогать розетки;
- аккуратно обращаться с клавиатурой и мышью ;
- не сидеть слишком близко к экрану монитора - он должен находиться от глаз ребенка не ближе вытянутой руки;
- при неисправности компьютера или сбоях в работе программы позвать родителей и ничего не трогать самому.

Какие же существуют компьютерные игры и как они могут помочь твоему ребенку подготовиться к школе?
Специалисты разделяют их не несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие навыки счета и чтения;
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Рассмотрим, например, развитие памяти.
Психологи утверждают, что проблема детишек в том, что они не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления, которые не могут не "врезаться в память". А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания "по необходимости", а не спонтанно.
Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры , а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.
Наиболее популярными из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в течение какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают, расположить их по своим местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка . Не замечала ли ты, как трудно малышу перестроиться на счет "в уме", без использования собственных пальчиков, или научиться читать "про себя", а не вслух? Это происходит потому, что ребенку необходима опора на какие-то внешние средства, которые являются для него символами (пальцы при счете). Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты ирреальные, которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли… Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Здесь хороши игры на нахождение логической пары или распределение предметов по какому-то принципу.

Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка, так называемых, сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких программах, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон.

Ну, а о важности развития моторных реакций ребенка и говорить не приходится! Ведь даже в начальной школе у некоторых детей возникают затруднения с понятиями "право" и "лево", трудности с записью "на слух" - психологи называют это координацией совместной деятельности зрительного (или слухового) и моторного анализаторов). Компьютерная игра же легко может помочь в преодолении этих проблем. Ведь в любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.

Важную роль играет и подбор программы, подходящей твоему малышу по возрасту. Конечно, если ты посадишь пятилетнего малыша его за красочный и несложный квест, пользы будет маловато.

Для самых маленьких детишек рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка.

Для детей 5-7 лет будут хороши игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонажа (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере . Здесь будет незаменима твоя помощь - если твой ребенок испытывает какие-то затруднения, начни историю сама и пусть он продолжит ее.

С 8 лет будут полезны, так называемые, конструкторские игры, в которых необходимо собрать определенную геометрическую фигуру из нескольких данных, или, наоборот, разбить ее на заданные части. Подойдут и игры с лабиринтами или несложные и красочные квесты-бродилки с логическими загадками и заданиями на сообразительность и реакцию.

Но не нужно думать, что компьютер - это волшебник, который легко подготовит твоего малыша к школе, выработает у него необходимые способности и навыки. Очень многое будет зависеть и от тебя самой. Заинтересовать ребенка, поддержать эту заинтересованность, ненавязчиво подсказать, подтолкнуть к правильному решению.

И, конечно же, очень важна твоя похвала и улыбка! Не забывай, что ваши занятия - это все-таки учеба. И именно ты - учитель, а компьютер со всеми своими возможностями - не более, чем инструмент, призванный помочь тебе справиться с ответственной и нелегкой задачей дошкольной подготовки ребенка.

Копий на эту тему сломано уже достаточно много. Есть родители, считающие что игры развивают, есть и те, кто непримиримо борется с компьютерными игрушками. Как же все-таки обстоит дело?

Что развивают компьютерные игры?
Жанров игр существует великое множество. Самые популярные игры для мальчиков — это боевики: стрелялки, бои, уничтожение монстров. Такие игры могут развивать скорость реакции, внимание. Симуляторы, которые позволяют почувствовать себя в кресле пилота или за рулем гоночного автомобиля, так же развивают эти психофизические параметры. Стратегии учат мыслить, ролевые многопользовательские игры — взаимодействовать с людьми. Многие специалисты в вопросах воспитания предупреждают, что развитие должно касаться не только физических качеств ребенка, но и внутренних. К примеру душевную зрелость, целеполагание не помогут развить компьютерные игры.

Опасность для жизни?
Можно сказать и так, что в некоторых случаях компьютерные игры могут быть смертельно опасными. В 2005 году после многочасовой беспрерывной игры в «World of Warcraft» умерла китайская девочка, и это — не единственный случай, хотя все же, к счастью, они единичны. Американские специалисты, которые наблюдали за тремя тысячами детей, увлеченный компьютерными играми, утверждают: у ребят повышается уровень беспокойства, депрессии, социофобии, снижается уровень успеваемости. Психологи утверждают, что игромания сравнима с наркоманией и алкоголизмом, человек не замечает своего пагубного пристрастия, все больше и больше времени отдавая игре. Игры с жестоким сюжетом, где показываются сцены насилия, наносят непоправимый эмоциональный вред, очень негативно сказываются на неокрепшей психике ребенка или подростка.

Что делать?
Ругать ребенка за его увлечение бесполезно. К тому же, если подумать, то в большинстве случаев именно родители виноваты в том, что эта зависимость сформировалась. Многие родители не видят ничего дурного в том, чтобы дать совсем маленькому ребенку планшет с игрой, так его можно занять на длительное время, он не будет отвлекать маму. То есть, сами приучают ребенка играть с младых ногтей.
Если вы задались целью отучить ребенка от игр, помните, резко отобрать игру нельзя, нужно постепенно ограничивать время, сводя его к оптимальному. 6-7-летние дети не должны играть в компьютерные игры более 10 минут в день, дети 8-11 лет могут посвятить игре 15-20 минут в день, старшеклассники — до получаса.
Постарайтесь занять ребенка, увлечь его спортом, интересным хобби, чтобы у него просто не оставалось времени на игру. И помните, что самый лучший метод воспитания — это личный пример. Заставить сына или дочь заниматься спортом сидя на диване нельзя, отучить от компьютера, глядя в телевизор тоже не получится.

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

Какие качества развивают игры в детях:

  • Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
  • Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
  • Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.

Основные физические качества, которые развивают игры:

  • Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
  • Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
  • Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
  • Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.

Какие качества развивают игры и в чем их польза:

  • Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
  • Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
  • Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
  • Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
  • Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
  • Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
  • Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
  • Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта