Главная » Наука » В лесу пастернак анализ. Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака

В лесу пастернак анализ. Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака

Соединение изобразительной точности и элементов сказочности обнажено в стихотворении Заболоцкого «Весна в лесу» (1935).

Анализ стихотворения «Весна в лесу»

Лирическое описание весеннего пейзажа, в форме обращения к милому другу, неизвестному адресату, начинается сравнением работы весны с лабораторией и каждого «маленького растеньица» — с «колбочкой живой», соответственно научным представлениям, и опирается на точный зрительный образ, сама влага становится «солнечной», как бы поглощает в себя солнце.

Дальше лаборатория становится сказочной, появляется сказочный химик, врач, семейный человек — грач. Затем происходит смысловой скачок. Вместо внимательного грача, похожего на врача, появляется глухарь, «нелюдимый, как дикарь», и сопоставляется с «идолищем»; вместо лаборатории — таинственные леса с мифологическими образами. С этими образами, однако, контрастирует «странный» прозаизм, присущий именно Заболоцкому: глухарь «колышет потроха». Прозаизм, в котором содержится метонимическая деталь с несколько сдвинутым, остраненным смыслом.

В следующем четверостишии — уже внутри этих таинственных лесов появляется третий лик весеннего ландшафта, опять резко контрастирующий с предыдущим: «... солнца празднуя восход, / С причитаньями старинными / Водят зайцы хоровод».

В одном весеннем пейзаже описаны четыре лика природы, очень разных, но в рамках единого хронотопа, единой описательно-лирической песенно-разговорной интонации. Каждому лику природы отведено ровно по две строфы. В последних двух строфах — комментарий, вывод, обобщение. Здесь уже интонация прямого авторского высказывания и вместе с тем обобщающего итогового описания, в котором появляется еще один, пятый лик природы — лик самого солнца. И подчеркиваются «чудеса» реальной весны.

Анализ стихотворения «Начало зимы» Заболоцкого

Чуть раньше — в стихотворении «Начало зимы» — пейзаж также изображен системой метафор-олицетворений, еще более насыщенных и предметной и психологической конкретностью, но гораздо более сложных. Процесс замерзания реки превращается в процесс умирания огромного живого существа, его мук, агонии, описанных с точностью поэта, как бы врача и как бы ландшафтоведа. В четкой временной последовательности, но в двух переплетенных планах — природном и квазипсихологическом.

И в эту последовательность опять включено присутствие лирического «я» как наблюдателя и отчасти комментатора, несколько более активного, чем в «Весне в лесу», движущегося вместе с движением лирического события не только во времени, но и в пространстве.

Река как олицетворенное существо становится предметно-психологическим образом-символом диалектики всей жизни, смерти и «сознания» природы и сопереживания человека. В заключительной строфе образ умирания реки сопоставляется с образом окружающей природы и с движением самого человека.

Опять появляется на сцене «я», наблюдатель-рассказчик, появлением которого начинается стихотворение:

И я стоял у каменной глазницы,

Ловил на ней последний отблеск дня…

Но здесь этот наблюдатель уже уходит, а не приходит. Подобно уходу из жизни умирающей речки. Контраст-параллель между уходом и приходом выражает диссимметрическое строение композиции всего стихотворения. Уточняется и отрезок времени, с которым связано лирическое событие. А появление каких-то «огромных внимательных птиц» вскрывает опять ощущение тайны, недоговоренности, скрытой символичности умирания одушевленной речки. Отсюда, например, замечательный образ: «уходящий трепет размышленья». Образ имеет двойную силу: материализации, опредмечивания психологического процесса и, наоборот, скрытого параллелизма предметных и психологических явлений; уходящий трепет подобен уходящему трепету волнения и течения реки при замерзании.

Стихотворение “Весна в лесу” написано Пастернаком на закате его жизни и в период противостояния сообществу литераторов. Поможет понять это произведение краткий анализ “Весна в лесу” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 7 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкино.

Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесет.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица” .

Метафоры “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам” .

Олицетворение “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится” .

Сравнение “небо в тучах как в пуху” .

История создания

Стихотворение написано в 1956 году, когда Пастернак жил у себя на даче в Переделкино. Он наблюдал за природой, буквально жил ею. То был период, когда конкуренция между ним и обществом литераторов особенно обострилась, поэтому он решил сделать акцент на реалистичности природной картины.

Тема

Автор говорит о приходе весны как о времени, когда человек предчувствует перемены – это главная мысль произведения. Пастернак не стремится приукрасить природу, сделать ее неестественной, слишком прекрасной – нет, в его предвесеннем лесу есть место и мусору, и серым краскам, и отсутствию солнца. Но это не делает ожидание весны менее зачаровывающим – такова основная идея, вложенная Пастернаком в поэтические строки.

Композиция

Пастернак рассказывает о том, что весна собирается прийти позже обычного – хотя все ее признаки уже налицо, снег все еще лежит. Последовательно, строфа за строфой поэт рисует картину наступления весны. И это не идеалистические пейзажи, где все очень красиво – нет, это то, что каждый человек может увидеть, выйдя в лес.

В пастернаковской весне есть место и еловому мусору, и грязи, и лужам. Такие малоприятные детали видел каждый, кто хоть раз бывал в ельнике в момент таяния снега. В этом не того очарования, которое присуще классической пейзажной лирике, но в то же время есть собственное – очарование настоящей природы и настоящей жизни.

Это произведение интересно тем, что Пастернак не упускает мрачные детали, связанные с приходом весны, в то время как обычно поэты прикрывают его романтическим флером. Не, описание реалистично от первой до последней строфы и при этом все равно остается легким и прекрасным.

В стихотворении «Весна в лесу» поэт создаёт образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы. Стихотворение построено с помощью излюбленного художе­ственного приёма Пастернака - метонимии. Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно на­звать метафору - связь по сходству, то у Пастернака главенст­вует метонимия - связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми ав­тором, но потом нам становится явственным их единство, общ­ность подробности и целого. В стихотворении «Весна в лесу» мы видим отдельные карти­ны: вот курица с петухом на дворе, вот дорога, покрытая ледяной корой. Дорога приводит в лес, где снег покрыт «еловым мусо­ром», а там, куда проникают лучи солнца, - проталины. А от проталин, залитых водой, отражающих солнце, взгляд поднима­ется к небу, откуда льётся тепло и свет. Таким образом, оказыва­ются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе - и небо. Мы видим, что метонимия - основа этого стихотворения. В то же время поэт использует множество художественных приёмов. «Отчаянные холода»: необычный эпитет «отчаянные», слов­но с помощью этих холодов зима хочет задержаться подольше на земле. «Весна позднее, чем всегда, / Но и зато нечаянней»: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается. «С утра амурится петух…»: Пастернак употребляет автор­ский неологизм «амурится». «Лицом поворотясь на юг, / Сосна на солнце жмурится»: олицетворение. «…Дороги сковывает лёд / Корою почернелою»: метафора. «Водою с солнцем пополам / Затоплены проталины»: мета­фора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает про­странство, как вода, в которой оно отражается. «И небо в тучах как в пуху…»: сравнение. «…Над грязной вешней жижицей…»: сочетание «низкого» эпитета «грязный» с традиционно «высоким» эпитетом «вешний» в применении к просторечному слову «жижица». Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: «нет прохода курице», со­сна «жмурится», «в лесу еловый мусор, хлам», «над грязной веш­ней жижицей», небо «застряло в сучьях». Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, ося­заемым и по-родственному понятным для читателя.

В стихотворных работах Бориса Пастернака можно встретить очень много образов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенностью его работ является то, что он никогда не украшал, не дорисовывал прелести окружающего мира. Автор старался реально воспринимать то, что видят его глаза, и точно также реально передавал это на бумаге. Благодаря такому таланту, каждая работа Бориса Пастернака наполнена неким очарованием и удивлением.

Стихотворение «Весна в лесу» было написано в последние годы жизни поэта. Он находился в поселке Переделкино и наблюдал за чудесными природными пейзажами.

Из строк стихотворения понятно, что весна задерживается. Все вокруг окутано холодом. И этот холод никак не дает растаять последнему снегу. Автор вспоминает, что в это время, уже все должно цвести и пахнуть, радовать глаз яркими лучами солнца и прогревать землю теплом. Однако не в этом году! Хотя, в воздухе уже витает аромат весны. Эти видно и по поведению дворовых птиц, которые заигрывают друг к другу.

Пастернак пишет о том, что солнце будь-то бы застряло над грязной жижицей. Конечно, такие мрачные моменты прихода весны можно было бы и опустить. Однако Борис Леонидович придерживается своего реалистичного стиля написания стихотворений и передает все так, как есть на самом деле, без возвышений и восхвалений. Хотя, даже такие серые, мрачные пейзажные детали не в силах разрушить истинное ощущение прихода, скорого наступления весны.

Также, Пастернак еще раз передает свое удивление тем процессом, когда весна стремительно воюет с зимой и побеждает, прогоняя задержавшуюся пору года. Совсем скоро она разрушит лесные заснеженные сугробы, избавит землю от серости и мрака. Весна не за горами!

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака

Колоритная пейзажная зарисовка «Весна в лесу» Бориса Леонидовича Пастернака – пример зрелой лирики поэта.

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в этот момент 66 лет, он, понадеявшись на перемену идеологического курса в стране, отдал итальянскому издателю рукопись «Доктора Живаго». Позади первый инфаркт, жизнь под угрозой ареста, мучительная тайная любовь, когда ему пришлось разрываться между семьей и самоотверженной возлюбленной, много пострадавшей из-за него от властей. По жанру – пейзажная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы, закрытые, открытые. Лирический герой – рассказчик. Композиция одночастная. Поэт повествует о подсмотренном в Переделкине, где он жил, приходе весны. Стихотворение построено на контрасте холодов и жары. Зима была настолько суровой, что «кора почернелая» льда отказывается таять. Странное соседство зимы и весны. «Петух амурится»: то есть, ухаживает за курицей, любезничает. В городе зима уже сдала свои права, но в лесу отступать не хочет: снегом все завалено. Если раньше снег лежал, искрился, покрывал землю, то теперь свален в кучу. Сверкающая на солнце вода затопила проталины. «Тучи как в пуху»: при ясной жаркой погоде облака особенно белы и пушисты. «Вешняя»: весенняя. Интересное просторечное словечко: жижица. Все остановилось в этом межсезонье. «Парит и печет»: все почти потеет, тужится, но сдерживает первую зелень, не дает просохнуть земле. Похоже, смена времени года придет внезапно (нечаянней), возможно, за одну ночь. Эпитеты: грязной жижицей, отчаянные холода. Олицетворения: сосна жмурится (здесь двойное олицетворение, раз уж у сосны есть еще и «лицо»), небо застряло в сучьях. Кстати говоря, не удивительно, что в плену природного конфликта находится земля, но, похоже, страдает и небо. Метафора: водою с солнцем. Сравнение: как в пуху. Поэт широко использует прием инверсии: затоплены проталины, недели целые, сковывает лед. Просторечная лексика: хлам, амурится. В сущности, Б. Пастернак описывает типичную, почти банальную картину. Однако вряд ли найдется человек, который не разделил бы его чувств и веселого любопытства, наблюдая эту старую, но вечно новую смену времен года.

Тема природы отражена в творчестве Б. Пастернака порой с фотографической точностью. Жизнь в поселке Переделкино подарила поэту эту возможность, обогатила его поэзию наблюдениями с натуры.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта