Главная » Хобби » Списание незавершенного строительства. Порядок списания незавершенного производства (нюансы) Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства

Списание незавершенного строительства. Порядок списания незавершенного производства (нюансы) Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства

У нас на протяжении многих лет на балансе учреждения числится сумма на незавершенном строительстве, но строительство фактически давно завершилось и на основании приказа Министерства по имуществу нами было поставлено на баланс здание, но с незавершенного строительства затраты не списаны, в связи с утерей документов. Возможно ли как - либо списать эти затраты?

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

При завершении строительства вложения списываются в дебет счета 101 00 «Основные средства» - при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости.

То есть принять к учету объект основного средства необходимо проводкой:

Дебет 101.ХХ.310 Кредит 106.ХХ.310.

Списать на финансовый результат незавершенное строительство возможно только при условии, что объект основного средства не был создан.

Если вы неверно отразили в учете принятие в состав основных средств объекта строительства, то необходимо исправить ошибку, в этом вам поможет рекомендация.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и учесть ликвидацию основных средств

Ситуация: как отразить в бухучете ликвидацию объекта незавершенного строительства

Стоимость капитальных вложений спишите на финансовый результат.

Оформлять ликвидацию основного средства и отражать ее в учете не нужно, ведь имущество еще не было учтено на счете 101.00 «Основные средства». Поэтому создавать в учреждении комиссию, оформлять акт о списании основного средства и вносить записи в инвентарную карточку не потребуется.

Затраты на строительство объекта учитывают на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы». Именно с этого счета все затраты следует списать на финансовый результат деятельности учреждения.

Порядок отражения в бухучете ликвидации объекта незавершенного строительства зависит от типа учреждения.

В учете автономных учреждений:

В зависимости от причины ликвидации объекта незавершенного строительства списание капвложений отразите проводкой:

Дебет счета

Кредит счета

Списана фактическая стоимость незавершенного строительства:

Если принято решение о прекращении реализации инвестиционного проекта (объекты капстроительства не были созданы или не признаны активами). В том числе списывается сумма по разработке проектно-сметной документации и строительно-монтажным работам

Уничтоженного в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы

Уничтоженного в результате террористических актов, иных действий, произведенных помимо воли учреждения

Х - аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

Такой порядок следует из пункта 53 Инструкции № 183н.

Все операции подтвердите оправдательными документами (п. 7 Инструкции к Единому плану счетов, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Специальных унифицированных форм по списанию объектов незавершенного строительства нет. Поэтому акт составьте в произвольной форме с учетом требований, установленных пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов, частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. За основу можно взять формы, используемые при ликвидации, продаже и безвозмездной передаче основного средства.

2.Из статьи

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ

Нюансы отражения затрат на незавершенное строительство

Учет объектов незавершенного строительства имеет особенности и, как правило, вызывает затруднения. Поэтому расскажем о том, что принять во внимание бухгалтеру казенного учреждения в данном случае.

Г.Э. Каспаров, эксперт по бюджетному учету

Основное понятие

Капитальное строительство - процесс длительный, зачастую занимающий несколько лет. Расходы на строительство списать на финансовый результат нельзя, потому что они направлены на создание основного средства. В то же время учесть строящийся объект в качестве основного средства не представляется возможным. Такое промежуточное состояние принято называть незавершенным строительством.

Объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам, так как прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст.130 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем, согласно пункту 39 Инструкции № 157н, материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, к основным средствам не относятся. Только законченные объекты нефинансовых активов на основании подтверждающих документов могут быть переведены в состав основных средств. До момента окончания работ по строительству объект продолжает учитываться в качестве вложений в нефинансовые активы.

Особенности учета расходов

Учет любых объектов незавершенного строительства ведется на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» (п. 127, 130 Инструкции № 157н).

При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости отражаются все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства. Это установлено пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от5марта 2004 г. №15/1. Подробный перечень таких затрат приведен в пунктах 4.71-4.103 Методики.

Однако из данного правила есть исключение - затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах. Они перечислены в пункте 3.1.7 письма Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее - письмо №160). Отдельные виды затрат, не увеличивающие стоимость основных средств и не предусмотренные в сводных сметных расчетах, также приведены в пункте 3.1.7 этого письма.

Таким образом, любые затраты, так или иначе связанные со строительством, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, указанным выше, учитываются казенным учреждением в составе расходов текущего финансового года (п. 47, 295 Инструкции № 157н). › |

› | До завершения строительства затраты, связанные с ним, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, целесообразно учитывать на дополнительных забалансовых счетах в порядке, предусмотренном учетной политикой (п. 332 Инструкции №157н).

Согласно пункту 3.1.1 письма № 160, затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.

Подробно с порядком учета затрат при строительстве объектов можно ознакомиться в разделе 3 письма № 160. Отметим лишь, что аналитический учет капитальных вложений может быть организован:

  • по объектам;
  • по подрядчикам (а также работам, выполняемым хозяйственным способом);
  • по договорам (контрактам) и этапам выполнения работ;
  • по разделам (главам) сводного сметного расчета и т. д.

Кроме того, аналитический учет должен обеспечить возможность получения данных о затратах по следующим направлениям:

  • строительные работы и реконструкция;
  • монтаж оборудования;
  • оборудование, требующее монтажа;
  • оборудование, не требующее монтажа;
  • инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, и т. д.

Порядок включения затрат в стоимость

В ходе создания объекта недвижимости группируются все затраты, связанные с осуществлением строительства.

Порядок включения затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства, установлен в пункте 47 Инструкции № 157н.

Фактические вложения определяются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой данным налогом, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ,
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта, технический (строительный) надзор, и т. д.

Не входят в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны со строительством.

На основании положений данной нормы не представляется возможным организовать обоснованный с экономической точки зрения бухгалтерский учет затрат, производимых госучреждением в ходе создания объекта капитального строительства. Это объясняется тем, что Инструкция №157н не содержит специальных правил, связанных с организацией бухучета долгосрочных инвестиций, договоров (контрактов) на капитальное строительство.

Следовательно, детальный порядок организации бухгалтерского учета при осуществлении капитального строительства учреждению нужно предусмотреть в учетной политике. За основу рекомендуется взять ключевые принципы организации учета капитальных вложений и группировки затрат, сформулированные в gисьме №160 и Методике. › |

› | Составить учетную политику на 2014 год поможет сервис «Учетная политика». Проверьте, продлена ли ваша подписка на следующий год.

Документальное оформление

Информация о затратах, осуществляемых учреждением в ходе строительства, отражается в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащих обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункте 7 Инструкции № 157н.

Согласно Указаниям, утвержденным постановлением Госкомстата России от11ноября 1999 г. №100, для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2).

Он составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (ф.КС-6А), который ведется в подрядной организации. Кроме того, в соответствии с Указаниями для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3).

Аналитический учет затрат на строительство ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся, приобретаемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции №157н).

Для аналитического учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект строительства, может применяться Ведомость учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект (приложение к карточке). › |

› | Учетной политикой учреждения в целях дополнительного учета затрат капитального характера может быть предусмотрено ведение дополнительных учетных регистров. Например, может использоваться Карточка учета капитальных вложений.

Отражение сумм в учете

Суммы, накопленные на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения», в установленном порядке могут списываться:

  • в дебет счета 101 10 «Основные средства» - при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости на основании Актов о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости;
  • в дебет счетов 401 20 «Финансовый результат экономического субъекта», 304 04 «Внутриведомственные расчеты» - при передаче государственным и муниципальным организациям;
  • в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - при передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, а также физическим лицам;
  • в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» - при списании произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы по решению уполномоченного органа, а также уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» - при списании произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя (п. 34 Инструкции №162н).

Причем учтите, что при отражении операций по принятию к учету объекта основных средств по кредиту счета 0 106 00 000 в разрядах 24-26 учреждения должны использовать код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ при формировании данного счета используется только в том случае, когда происходит списание или передача вложений в основные средства.

В заключение отметим, что незавершенное строительство не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций, так как не является основным средством (ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить
До момента окончания работ по строительству объект учитывается в качестве вложений в нефинансовые активы и не облагается налогом на имущество организаций.

Рассчитывается фактическая производственная стоимость как разница фактически понесенных в процессе производства изделий расходов (за текущий период) и расходов, отнесенных к незавершенному производству. Бухгалтерские проводки: фактическая себестоимость списывается с Кредита сч. 20 в Дебет сч. 40, 43 или 90. Если доля изделий используется для собственных нужд компании, их оприходуют по фактической себестоимости на счета учета таких материальных ценностей.

  • По нормативной себестоимости.

Способ применяем к:

  • массовому производству,
  • серийному пр-ву,
  • производству с большой номенклатурой готовых изделий.

Метод удобен при проведении оперативного учета движения готовых изделий, обеспечивает стабильность учетных стоимостей и одинаковую оценку в бухучете и управленческом учете.

Учет и оценка незавершенного производства: проводки

Затем показатели сравниваются - таким образом выявляются отклонения величины фактической себестоимости от плановой. Учет готовой продукции может производиться несколькими методами:

  • По фактической производственной стоимости.

Способ применяем к следующим ситуациям:

  • единичное производство,
  • мелкосерийное производство,
  • изготовления массовой продукции небольшой номенклатуры (только если расходы на пр-во стабильны каждый месяц).

В других случаях данный метод использовать сложно - размер многих расходов, учитываемый при расчете фактической себестоимости, возможно узнать лишь по окончании месяца, а готовые изделия обязаны быть приняты к учету раньше.

Порядок списания незавершенного производства (нюансы)

При этом косвенные расходы на долю такого НЗП не распределяются, а в полном объеме включаются в расходы текущего периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). В этом состоит отличие между бухгалтерским и налоговым порядком учета, поскольку в бухучете можно все расходы, связанные с НЗП, списывать сразу в расходную часть.О том, как распределить расходы, читайте материал «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

  • По НДС, принятому к вычету по произведенным расходам на НЗП, не давшее продукции, существует спорный момент.
    По мнению Минфина, изложенному в письме от 29.03.2012 № 03-03-06/1/163, входной НДС по НЗП, не давшему продукции, следует восстанавливать в налоговом учете. Вместе с тем п. 3 ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, требующих восстановления входного НДС, и случай со списанием НЗП там не поименован.

Незавершенное производство

Внимание

Процесс калькуляции результата от брака выглядит следующим образом (схематично, без НДС):

  • Дт 10 Кт 28 - оприходованы возвратные материалы от бракованных изделий.
  • Дт 76 Кт 28 - отражена задолженность виновных в браке лиц (лица могут быть как физические (работники), так и юридические (поставщики некачественного сырья, например)).

В итоге на конец периода на счете 28 остается сальдо (как правило, дебетовое), показывающее фактический убыток от брака. И это сальдо подлежит списанию Дт 20 (23) Кт 28, т. е.


снова увеличивается НЗП, а затем и себестоимость готовой продукции. Итоги Списание НЗП имеет свои особенности, если имеют место изменения в обычном ходе производственного процесса.

Ликвидация объектов незавершенного строительства: налоговые риски

Комментарий: Для серийных и массовых производств метод учета готовой продукции по фактической производственной стоимости едва ли применим в силу того, что размер многих расходов, учитываемый при расчете фактической себестоимости, возможно узнать лишь по окончании месяца, а готовые изделия обязаны быть приняты к учету ранее. Ответы на распространенные вопросы Вопрос № 1: Что принять за базу в целях распределения общепроизводственных затрат компании? Ответ: База для распределения общепроизводственных расходов должна утверждаться каждым предприятием самостоятельно и закрепляться в учетной политике.

Незавершенное производство (нзп) в бухгалтерском учете

При нормальном ходе процесса зафиксированная на конец отчетного периода незавершенка далее обычным порядком формирует себестоимость продукции, изготовленной с ее участием. Однако в данном процессе могут возникнуть отклонения от привычного его хода, и тогда перед бухгалтером встает вопрос, что делать с «зависшим» НЗП? Списание НЗП, не давшего продукции В коммерческой практике довольно часто встречаются случаи, когда предприятие принимает решение прекратить какой-либо производственный проект, например прекратить выпускать какой-либо вид продукции, если он не востребован рынком и производство оценивается как убыточное.
Специфика производственного цикла может быть такова, что на момент реализации решения о прекращении выпуска имеется в наличии НЗП. В такой ситуации будут свои нюансы для целей бухгалтерского и налогового учета:

  1. Бухгалтерский учет.

Оценивать остатки незавершенного производства разрешается несколькими методами:

  • По фактической себестоимости (способ применяется в отношении готовых изделий). Чаще всего данным методом пользуются в индивидуальных (единичных) производствах.
  • По нормативной стоимости (плановой).

    Метод удобен в отношении массового и серийного производства, к которому в равной мере применим и способ оценки в размере прямых затрат, когда оставшиеся косвенные затраты относятся на себестоимость готовых изделий.

  • По величине прямых расходов. В таких ситуациях допускается переносить прямые затраты исключительно на цену материалов, сырья, полуфабрикатов.
  • По себестоимости материалов, полуфабрикатов и сырья, израсходованных на выпуск продукции.

Отнесение незавершенки на убытки

НЗП на стоимость готовой продукции. Брак может быть:

  • исправимым - тогда расходы на его исправление могут калькулироваться на затратных счетах (например, по Дт 20) и затем направляться на себестоимость готовой продукции (Дт 40 (43) Кт 20);
  • неисправимым - тогда потери от брака калькулируются на счете 28 «Брак в производстве» и основным моментом в калькуляции является списание НЗП на брак: Дт 28 Кт 20 (23) - списаны расходы на создание продукции (полуфабрикатов), признанных неисправимым браком.

Заслуживает внимания списание окончательного результата калькуляции со счета 28 (счет не должен иметь сальдо на конец периода).

Важно

На этом основании существуют судебные прецеденты с заключением о том, что восстанавливать входной НДС при списании НЗП во внереализационные расходы не нужно. Если все же входной НДС восстанавливается, то восстановленные суммы включаются в состав прочих расходов.Больше о восстановлении НДС узнайте в материале «Нюансы восстановления НДС и какие при этом используются проводки».


ВАЖНО! В результате того, что в бухучете в состав списываемого НЗП, не давшего продукции, входят косвенные расходы, а в налоговом учете косвенные расходы включаются в состав расходов текущего периода, могут формироваться отложенные налоговые обязательства (ОНО). Списание НЗП при ликвидации предприятия Списание НЗП при ликвидации может походить на списание НЗП, не давшего продукции. Особенностью может являться то, что выявленные при инвентаризации остатки НЗП обычно реализуются.
Основополагающим аспектом будут положения ПБУ 10/99. Очевидно, что затраты на прекращение выпуска продукта и списание НЗП по нему не принесут в дальнейшем явных экономических выгод предприятию. Следовательно, их следует отнести на прочие расходы для целей бухучета. То есть списание НЗП в данном случае пройдет проводкой Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 20 (23, 25, 26).ВАЖНО! Если выпуск снятого с производства продукта может быть выделен в отдельный сегмент (операционный или функциональный), то для отражения сведений в бухгалтерской отчетности следует применять положения ПБУ 16/02 «О прекращаемой деятельности», в т. ч. в отношении списания НЗП.
  1. Налоговый учет.
  • Для целей расчета налога на прибыль НЗП, не давшее продукции, списывается во внереализационные расходы в размере прямых затрат (п. 11 ст. 265 НК РФ).

Счёт Дебет Счёт Кредит Описание Сумма Документ-основание 20.01 23 Расходы вспомогательных производств распределены на основное производство (ОП) Сумма расходов данного типа, идущих на ОП Бухгалтерская справка-расчёт 20.01 25 Общепроизводственные расходы отнесены на ОП Бухгалтерская справка-расчёт 20.01 26 Общехозяйственные расходы распределены на ОП Бухгалтерская справка-расчёт 40 20.01 Себестоимость основного производства (завершенная продукция) Себестоимость готовой продукции Бухгалтерская справка-расчёт 90.02.1 20.01 Себестоимость выполненных работ, услуг Себестоимость услуг Бухгалтерская справка-расчёт 90.02.1 26 Общехозяйственные расходы (нераспределенные на ОП) списаны на себестоимость реализации Сумма общехозяйственных расходов Бухгалтерская справка-расчёт Проводки по списанию НЗП Ниже представлены проводки по списанию расходов на незавершенное производство основной деятельности.

Инфо

К объектам незавершенного производства относят, сырье, товары, изделия, полуфабрикаты, обработка которых начата, но не закончена. Правильный расчет объема незавершенного производства организации необходим для определения адекватной себестоимости готовой продукции.

Рассмотрим основные проводки НЗП по бухгалтерскому учету. Рис. 1 - Процесс оценки незавершенного производства Себестоимость незавершенного производства и строительства На себестоимость незавершенного производства относятся все затраты, пошедшие напрямую на обработку объектов «незавершенки» при прямом учете затрат.

При учете полных затрат на НЗП относят все затраты, понесенные в данном периоде, как прямые, так и косвенные (общепроизводственные). Последний метод более распространен.

У застройщика нет возможности достроить объект, и незавершенное строительство приходится ликвидировать. Как списать произведенные затраты? Можно ли их учесть в целях налогообложения прибыли? Нужно ли восстанавливать НДС?

Бухгалтерский учет
Затраты на строительство объекта «незавершенки» учитываются у застройщика по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Уплаченный при строительстве НДС учтен на счете 19.
Поскольку данное капитальное строительство не привело к результату - объекта основных средств не возникло, его ликвидация должна быть учтена в составе прочих расходов организации (Дебет 91 Кредит 08). Данную проводку следует сделать после того, как «ликвидационные» работы будут завершены.
Расходы, связанные с ликвидацией (оплата подрядных работ и услуг), также учитываются в составе прочих расходов:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
- учтены в составе расходов работы, выполненные подрядчиком.
Если работы производились собственными силами:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 70, 02, 26...
- учтена в составе расходов зарплата работников, амортизация и др.

Полученные в процессе ликвидации материалы подлежат учету у застройщика по дебету счета 10 и кредиту счета 91 в составе прочих доходов. В дальнейшем эти материалы могут быть использованы в строительстве или реализованы.

Налог на добавленную стоимость
Поскольку строился объект основных средств, организация могла претендовать на налоговый вычет сумм НДС, предъявленных подрядчиками в процессе строительства, в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Правда, при соблюдении общего правила для применения права на налоговый вычет: построенный объект должен был участвовать в осуществлении операций, признаваемых объектом обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). Так как объект построен не был, а «недострой» подлежит ликвидации, право на налоговый вычет у застройщика отсутствует. Значит, предъявленные подрядчиками при строительстве к оплате суммы НДС налоговому вычету не подлежат. Их также следует отнести в прочие расходы:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
- включен в расходы НДС, предъявленный подрядчиками.

При осуществлении работ, связанных с ликвидацией объекта подрядными организациями, подрядчики также предъявляют застройщику к оплате суммы НДС.
Для застройщика хозяйственная операция по ликвидации объекта незавершенного строительства не признается объектом обложения НДС. Следовательно, приобретенные для этого работы подрядных организаций не связаны с осуществлением операций, признаваемых облагаемыми налогом.

В этих условиях суммы НДС, предъявленные подрядчиками по «ликвидационным» работам, к вычету у застройщика не принимаются и подлежат отнесению в прочие расходы (Дебет 19 Кредит 60, Дебет 91 Кредит 19).
Застройщик мог самостоятельно приобретать материалы, использованные при строительстве. При этом суммы НДС по материалам он принимал к вычету. В этом случае суммы налога, по мнению автора, подлежат восстановлению и уплате в бюджет на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ с последующим списанием этой суммы НДС в прочие расходы:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68
- восстановлена сумма НДС по материалам;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
- учтена в расходах сумма НДС по материалам.

Если же часть этих материалов после разборки оприходована застройщиком, то восстановить следует ту часть принятого ранее к вычету налога, которая относится к стоимости материалов, не оприходованных застройщиком в процессе ликвидации объекта. При этом застройщик должен представить убедительные доказательства того, что указанные материалы относятся именно к тем материалам, которые он приобретал самостоятельно.

Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства (расходы на демонтаж, разборку, вывоз). При этом стоимость самого ликвидируемого объекта незавершенного строительства в целях налогового учета не принимается. Это подтверждено письмом Минфина России от 7 мая 2007 г. № 03-03-06/1/261.

Стоимость материалов, полученных от разборки объекта незавершенного строительства, по мнению автора, в составе внереализационных доходов застройщика учитываться не должна, и вот почему. Подпунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов стоимости материалов от разборки основных средств. Это обусловлено тем, что остаточная стоимость такого имущества при его ликвидации учитывается в составе внереализационных расходов. А поскольку стоимость ликвидируемого незавершенного строительства в составе внереализационных расходов не признается, то и стоимость полученных от разборки материалов не должна увеличивать внереализационные доходы застройщика.

В случае реализации материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации недостроенного объекта основных средств, выручка будет являться доходом от реализации, который облагается налогом на прибыль.
При этом, по мнению автора, для целей налогообложения стоимость полученных от разборки объекта материалов при их дальнейшей реализации или использования в процессе получения доходов может учитываться в полном объеме.

Пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что «стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода...».

Это относится именно к ликвидированным основным средствам по причине того, что ранее со стоимости этих материалов в момент их оприходования был уплачен налог на прибыль, других расходов на их приобретение организация не понесла, а их остаточная стоимость была учтена в составе внереализационных расходов в момент ликвидации этих основных средств. В отношении объектов незавершенного строительства данная норма действовать не должна. Ведь стоимость объекта незавершенного строительства в состав внереализационных расходов не включалась.

Основополагающим аспектом будут положения ПБУ 10/99. Очевидно, что затраты на прекращение выпуска продукта и списание НЗП по нему не принесут в дальнейшем явных экономических выгод предприятию. Следовательно, их следует отнести на прочие расходы для целей бухучета. То есть списание НЗП в данном случае пройдет проводкой Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 20 (23, 25, 26).ВАЖНО! Если выпуск снятого с производства продукта может быть выделен в отдельный сегмент (операционный или функциональный), то для отражения сведений в бухгалтерской отчетности следует применять положения ПБУ 16/02 «О прекращаемой деятельности», в т. ч. в отношении списания НЗП.

  1. Налоговый учет.
  • Для целей расчета налога на прибыль НЗП, не давшее продукции, списывается во внереализационные расходы в размере прямых затрат (п. 11 ст. 265 НК РФ).

Порядок списания незавершенного производства (нюансы)

Тогда их следует отразить как прочие доходы.

  • Дт 62 (76) Кт 91 - отражена реализация;
  • Дт 91 Кт 20 - списано НЗП;
  • Дт 99 Кт 91 - финансовый результат для ликвидационного баланса.

Списание НЗП при прекращении совместной деятельности При прекращении деятельности простого товарищества (совместной деятельности) на балансе товарищества тоже могут оставаться остатки НЗП. Подтвержденные инвентаризацией остатки должны быть переданы кому-то из товарищей, по общему решению.

В этом случае участник, ведущий общие дела, должен оформить передачу НЗП с баланса товарищества проводкой Дт 80 Кт 20 (23, 26, 29) на сумму по решению участников. Списание внутреннего брака Внутренним браком признают выявленный внутри предприятия до момента продажи бракованных изделий.


Большая часть такого брака выявляется в момент выхода из производства (т. к.

Списание затрат незавершенного строительства

Внимание

Если недострой решили продать третьим лицам, на его стоимость начисляется НДС. В качестве налоговой базы выступает размер цены, отраженной в договорной документации.


Сделка оформляется договором купли-продажи. Полученная выручка относится в учете к периоду, в котором была произведена передача актива покупателю на основании акта. Прибыль показывается датой регистрации прав собственности стороной, приобретающей объект.
Продажа будет сопровождаться составлением таких корреспондирующих записей:
  • Д62 – К91.1 – проводка, подтверждающая признание дохода от операции по продаже недостроя;
  • Д91.2 – К68 – отражен начисленный на договорную стоимость НДС;
  • Д91.2 – К08.3 – учтена стоимость недостроенного актива, который продается.

К СВЕДЕНИЮ! Недостаток действующей схемы налогообложения проявляется для упрощенцев.

Ликвидация объектов незавершенного строительства: налоговые риски

Кроме того, списание возможно только на основании решения уполномоченного органа по управлению имуществом. Согласно п. 3.32 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв.
приказом

Минфина России от 13.06.1995 № 49, далее – приказ № 49) по незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:

  • не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
  • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

Согласно п.

Учет объектов незавершенного строительства

Важно

Им придется включать всю вырученную сумму в базу налогообложения, что существенно повысит значение налогового обязательства. По Письму Минфина от 24 марта 2017 г. № 03-05-06-01/17081 недостроенные объекты, которые были зарегистрированы, попадают в категорию налогооблагаемого имущества.


Стоимость таких активов включается в общий размер базы для налога на имущество. Для физических лиц норма была введена в 2015 году (ст.
401 НК РФ). Если плательщиком налога на имущество выступает физическое лицо, то за базу для налогообложения принимается кадастровая или инвентаризационная стоимость (ст. 402 НК РФ). В ст. 403 НК РФ предусмотрен ряд льгот по налогу для пенсионеров, инвалидов, лиц с государственными наградами и участников боевых действий (полный перечень лиц, обладающим правом воспользоваться льготой приведен в ст.
407 п. 1 НК РФ).

Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г.

под № 110. Следующий шаг – прекращается учет хозяйственных операций по этому объекту на стадии незавершенного строительства. Все накопленные на счете суммы переносятся на стоимость введенного в эксплуатацию нового основного средства.
Процедура заморозки незавершенного строительства Временная приостановка возведения здания или сооружения должна быть документально оформлена. Решение о необходимости этой операции принимается заказчиком, оно фиксируется в приказе с указанием сроков инвентаризации. На следующем этапе осуществляется уведомление застройщика о предстоящей консервации объекта. Перед заморозкой строительства на объекте проводится инвентаризация.

Приказ на списание незавершенного строительства на затраты

Решение о списании работ и затрат по объектам незавершенного строительства принимается в отношении объектов, отвечающих одному из следующих требований: 1.3.1. Проектная (предпроектная, проектно-сметная, проектно-изыскательская и прочая) документация не соответствует законодательству в связи с изменениями нормативной правовой базы, регулирующей требования к проектной (предпроектной, проектно-сметной, проектно-изыскательской и прочей) документации. 1.3.2.

Возведенные строительные конструкции и (или) элементы конструкций в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования. 1.3.3. Отсутствует экономическая целесообразность дальнейшего строительства (создания) объекта.

1.3.4.
К ходатайству о списании затрат при необходимости прикладываются: а) копии документов, подтверждающих строительство объекта за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан»; б) информация о том, что объект не является предметом действующего договора строительного подряда (с приложением подтверждающих документов); в) информация о наличии проектной документации и сроках действия технических условий; г) справка о затратах на объект незавершенного строительства, числящийся на балансе организации; д) информация о техническом состоянии объекта; е) ведомость затрат по объекту незавершенного строительства, оформленная в соответствии с приложением к настоящему Порядку. К ходатайству о списании выполненных работ и затрат могут быть приложены иные документы, относящиеся к данным объектам.
1.6.

Ответ от 22.06.2015: Согласно п. 34 Инструкции № 162н (утв. приказом Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н) списание произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения уполномоченного органа отражается по дебету счета 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010611410 «Уменьшение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения». Следовательно, действующее законодательство о ведении учета в государственных (муниципальных) казенных учреждениях допускает только один вариант списания незавершенных объектов капстроительства в качестве чрезвычайных расходов.

Для этой процедуры создается комиссионный орган из представителей заказчика и исполнителя. Члены комиссии после осмотра недостроенного сооружения составляют инвентаризационную опись.

В документе отражают:

  • название объекта;
  • перечень конструкционных элементов;
  • стадию возведения.

После инвентарных мероприятий подписывается Акт о временной остановке строительства. Продажа недостроенного актива Реализовать можно только объект, строительство которого было приостановлено.

Перед совершением сделки необходимо оформить право собственности на возводимое сооружение. Для этого в Росреестр подается комплект правоустанавливающей документации по земельному наделу и выданное ранее разрешение на начало строительных работ (ст.

40 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).
Город Магадан», в отношении которого проведены предпроектные работы, разработка проектной документации, проектно-изыскательские работы, технико-экономическое обоснование или строительство (реконструкция) которого не завершено (прекращено) либо не начато; — затраты по объектам незавершенного строительства (далее — затраты) — произведенные капитальные вложения в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по выполнению предпроектных работ, проектной документации, проектно-изыскательских работ, технико-экономического обоснования, строительно-монтажных работ, монтажу оборудования, прочих работ и затрат, входящих в смету стройки в денежном выражении, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства) или вводу его в эксплуатацию. 1.3.
Комиссия осуществляет следующие полномочия: а) рассматривает полученные ходатайства и приложенные к ним документы; б) проводит анализ предоставленной технической документации по объектам и данных бухгалтерского учета; в) устанавливает возможность дальнейшего использования объекта и целесообразность его восстановления; г) устанавливает возможность дальнейшего использования элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования; д) устанавливает причины списания выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства; е) принимает решение о списании выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства, о восстановлении объекта, о дальнейшем использовании объекта, его элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования. Комиссия вправе выезжать на место размещения объекта незавершенного строительства. 1.8.

Предприятие ликвидирует объект незавершенного капитального строительства, зарегистрированного как объект недвижимости. Ликвидации подлежит ряд производственных и административно-хозяйственных корпусов, входящих в единый комплекс объектов недвижимого имущества, некогда приобретенных организацией, но не законченных строительством (далее - объекты НЗС) и не введенных в эксплуатацию. Указанные объекты числятся на счете 08. К ликвидации объектов НЗС будет привлечен подрядчик.
В учетной практике организации применяются формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
Каков порядок оформления ликвидации в бухгалтерском и налоговом учете, а также снятия с учета ликвидируемого (ликвидируемых) объектов НЗС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Учитывая масштаб комплекса ликвидируемых объектов НЗС, в зависимости от того, в чьей компетенции находится принятие таких решений (если это оговорено во внутренних положениях, уставе АО), инициировать начало процесса ликвидации объектов НЗС целесообразно отдельным приказом или иным распорядительным документом исполнительного (единоличного исполнительного) органа АО, а возможно, и решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
2. Порядок документооборота в отношении конкретных операций, не регламентированных действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету, в том числе при ликвидации НЗС, должен быть разработан организацией самостоятельно. По нашему мнению, для оформления ликвидации (списания) в бухгалтерском и налоговом учете необходимо и достаточно оформления акта о ликвидации объектов НЗС с обоснованным решением, принятым компетентной комиссией (по аналогии с ликвидацией ОС).
3. По общему правилу стоимость ликвидируемых объектов НЗС учитывается единовременно: в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, в целях налогообложения - в составе внереализационных расходов. Однако, несмотря на сложившуюся судебную практику последних лет, Минфин России последовательно выступает против единовременного списания стоимости НЗС при их ликвидации.
4. Если же на месте ликвидируемых объектов НЗС будет осуществляться строительство новых объектов, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете стоимость объектов НЗС целесообразно учесть в первоначальной стоимость нового объекта строительства.

Обоснование вывода:
По общему правилу гибель или уничтожение имущества, равно как и утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (наряду с его отчуждением), являются основаниями прекращения прав собственности на указанное имущество ( ГК РФ).
В силу ГК РФ права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, а также прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Кроме того, в ГК РФ также установлено, что прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Здесь же напомним, что с 1 января 2017 года вступил в силу новый от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Ликвидируемый объект НЗС должен быть снят с кадастрового учета ( , Закона N 218-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Напомним, что утверждение применяемых в организации форм первичных учетных документов отнесено к компетенции руководства экономического субъекта (исполнительного органа, единоличного исполнительного органа). Разрабатываются указанные формы лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета ( Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, N 402-ФЗ, как иными нормативно-правовыми актами в сфере бухгалтерского учета, не предусмотрено. Однако при разработке собственных первичных учетных документов за их основу (образец) могут быть приняты и унифицированные формы, утвержденные некогда Госкомстатом России (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 о вступлении в силу N 402-ФЗ). Кроме того, следует помнить, что первичные документы принимаются к учету, если они содержат все обязательные реквизиты, указанные в Закона N 402-ФЗ. При разработке собственных форм документов можем также рекомендовать учесть положения "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Минфина России от 29.07.1998 N 34н далее - Положение N 34н) к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты как на СМР, так и на приобретение зданий, оборудования и проч.
Порядок оформления выбытия (ликвидации) объектов НЗС или незавершенных капитальных вложений в настоящее время четко не регламентирован. Между тем в рассматриваемой ситуации, учитывая, в частности, масштабы ликвидируемого объекта (объектов), полагаем целесообразным ориентироваться на установленный порядок оформления выбытия объектов основных средств.
Например, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утвержден Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее - Методические указания) предполагает создание комиссии, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества. Здесь же приведены вопросы, входящие в компетенцию комиссии, среди которых упомянуто составление акта на списание объекта.
Как указано в п. 78 Методических указаний, принятое комиссией решение о списании объекта оформляется в акте на списание, который утверждается руководителем организации. Опять же, специально утвержденной формы акта на списание объектов НЗС действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено, не было ее в документах Госкомстата РФ и ранее. Полагаем, что при оформлении указанного документа за образец организация может взять форму ОС-4 "Акт о списании основных средств" (утверждена Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7, далее - Постановление N 7).
Повторимся, нормативно-правовыми актами напрямую не предусмотрено создание специальной комиссии при ликвидации объектов НЗС. Вместе с тем полагаем очевидным, что обоснованное решение о ликвидации, принятое компетентной комиссией, было бы нелишним аргументом для обоснования выбытия объектов НЗС, во всяком случае для целей налогового учета (смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 02.11.2015 N 07АП-9656/15).
Последовательно придерживаясь аналогии с операциями по выбытию основных средств, отметим, что в Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 в отношении недвижимости, учтенной в составе ОС, даны следующие рекомендации аудиторам: организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия независимо от факта государственной регистрации прав собственности.
В соответствии с абзацем 5 п. 11 "Расходы организации" (далее - ) расходы, связанные с выбытием и прочим списанием активов, отличных от денежных средств, учитываются в составе прочих расходов. Полагаем очевидным, что сюда же относятся: стоимость ликвидируемого объекта НЗС, расходы непосредственно на ликвидацию и прочие, связанные с ликвидацией НЗС расходы.
В п. 16 одним из условий для признания расходов названа уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность (указано здесь же) имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Применительно к приведенным выше рекомендациям Минфина России отметим, что речь шла о необходимости отражения выбытия объекта ОС на момент когда он утрачивает соответствующие квалифицирующие признаки, названные в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Иными словами, в учете и отчетности в составе объектов ОС не должно отражаться активов, не соответствующих упомянутым признакам. В отношении же объектов незавершенного строительства таких (аналогичных) признаков их признания не существует. Таким образом, определяющим фактором для списания с учета объекта НЗС, учтенного на счете 08, является его (объекта) фактическое выбытие.
С одной стороны, об отсутствии неопределенности в предстоящей ликвидации объекта НЗС может свидетельствовать решение руководства экономического субъекта о ликвидации объекта, оформленное приказом или иным распорядительным документом. Кроме того, о фактическом выбытии в нашем случае может свидетельствовать представленный подрядчиком и подписанный со стороны организации (утвержденный) акт выполненных работ по ликвидации объекта (объектов). С другой стороны, обратившись к указаниям по применению формы ОС-4, найдем, что именно они являются основанием для отражения в бухгалтерском учете выбытия объектов (смотрите также Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).
Таким образом, в любом случае, вне зависимости от внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности на объект НЗС, в момент утверждения акта о списании объект НЗС может (должен) быть списан во избежание завышения суммы активов организации, отражаемых в бухгалтерском учете.
Помимо норм Закона N 402-ФЗ, обратившись к п. 8 Положения N 34н, повторимся, что организация самостоятельно определяет для себя как применяемые формы первичных документов, так и порядок их применения и правила документооборота. Таким образом, можем лишь допустить, что инициировать начало процесса ликвидации объектов НЗС было бы целесообразно отдельным приказом или иным распорядительным документом исполнительного (единоличного исполнительного) органа АО, учитывая при этом, что вопросы о ликвидации такого масштаба объектов могут быть отнесены к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества ( Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Обращаем Ваше внимание, что здесь мы рассмотрели ситуацию без учета того факта, для каких целей ликвидируются объекты НЗС: будет ли использована освободившаяся территория в дальнейшем для строительства новых производственных или жилы объектов (в частности, на продажу), будет ли освободившийся земельный участок продан или останется.
Между тем приведем разъяснения, данные в Минфина России от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6914. Согласно п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Р, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС N 15/1), в сметную стоимость строительства включаются затраты на подготовку территории строительства, в том числе на освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений и проч., на перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и т.п. Поэтому, по мнению Минфина России, на основании ПБУ 6/01 и положений МДС N 15/1 затраты по сносу зданий, расположенных на приобретаемом земельном участке, формируют первоначальную стоимость вновь создаваемого объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Из ФАС Московского округа от 20.02.2012 N Ф05-15170/11 по делу N А40-10421/2011 также следует, что расходы инвестора на приобретение недвижимости для последующего сноса и начала строительства нового объекта в силу Положения N 160 подлежат учету в составе вложений во внеоборотные активы (счет 08) до окончания строительства нового объекта (здания) с последующим включением в первоначальную стоимость нового здания.
Однако здесь же заметим, что в п. 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций ( Минфина России от 30.12.93 N 160, далее - Положение N 160) в составе затрат, предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства, но не увеличивающих стоимость объектов ОС, упомянуты расходы, связанные с возмещением стоимости строений, сносимых при отводе земельных участков под строительство. Указанные затраты учитываются на счете 08 (согласно оформленным в установленном порядке, оплаченным или принятым к оплате документам) отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость (абзац 1 п. 3.1.7 Положения N 160).
По нашему мнению, вопрос о включении стоимости сносимых объектов НЗС в стоимость нового строительства неоднозначен, как и вопрос об учете в первоначальной стоимости освобождаемого земельного участка.
В заключение лишь напомним, что согласно ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" одним из требований, предъявляемых к учетной политике, является требование осмотрительности, которое означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов). Полагаем, что увеличение стоимости, например, земельного участка на стоимость ликвидируемых объектов НЗС (без веских на то оснований) приведет к завышению стоимости активов, указываемых в отчетности организации.

Налоговый учет

Рассматривая ситуацию с точки зрения НК РФ, прежде всего следует исходить из того, что налоговый учет представляет из себя систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных именно первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ ( НК РФ).
Как указано в НК РФ, в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Согласно положениям НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Обращаем внимание, что подтверждением данных налогового учета, прежде всего, являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), и уже потом аналитические регистры налогового учета и непосредственно сам расчет налоговой базы по налогу на прибыль ( НК РФ, смотрите также Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372).
Согласно НК РФ расходы на ликвидацию, в частности, выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы учитываются в целях налогообложения в составе внереализационных расходов.
По мнению Минфина России, высказанному в письме от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486, затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства и иного имущества подлежат включению в состав внереализационных расходов. При этом, однако, стоимость самих ликвидируемых объектов НЗС и иного имущества не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций (смотрите также письма от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471, от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757).
Если исходить из понимания незавершенного строительства, как оно определено в п. 3.1.1 Положения N 160, то в рассматриваемой ситуации сносимые (ликвидируемые) объекты, строго говоря, незавершенным строительством не являются, поскольку организация не производила по ним строительных работ. Однако в приведенном НК РФ перечень ликвидируемых объектов, стоимость которых (стоимость демонтажа которых) учитывается в составе внереализационных расходов, представлен довольно широко: это и объекты ОС, и НЗС, и "иное имущество, монтаж которого не завершен".
НК РФ, где регламентирован порядок признания расходов при методе начисления, определен принцип соотносимости расходов, понесенных налогоплательщиком, с доходами, на получение которых направлены расходы.
Однако, например, в АС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2015 N Ф02-6011/15 по делу N А78-11292/2013, ссылаясь в том числе на нормы НК РФ, п. 3.1.7 Положения N 160, судьи признали неправомерным включение затрат по демонтажу спортивного комплекса в первоначальную стоимость возведенной на его месте многоуровневой стоянки. По мнению суда, расходы на ликвидацию (демонтаж) объекта НЗС (спортивного комплекса) относятся к периоду, когда они были фактически понесены, т.е. должны были быть учтены в периоде ликвидации (демонтажа) объекта. Заметим, что данный спор возник ввиду отказа налогового органа в признании расходов на ликвидацию объекта в более позднем налоговом периоде.
Следуя Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П, N 320-О-П, направленность произведенных затрат на получение доходов ( НК РФ) рассматривается как основное (определяющее) требование для признания затрат в расходах для целей налогообложения. Здесь же КС РФ, ссылаясь, в частности, на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", отмечает, что обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Руководствуясь приведенной позицией, суды оценивают цели, ради которых изначально налогоплательщик нес расходы ( АС Уральского округа от 18.01.2018 N Ф09-8546/17 по делу N А60-15584/2017).
Обратившись к арбитражной практике, можно встретить достаточное количество судебных решений, где признается правомерным учет приобретенных и демонтированных объектов (включая НЗС) единовременно в составе внереализационных расходов на основании пп. 8 или НК РФ ( АС Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3052/2016, Уральского округа от 27.06.2016 N А76-17698/2015, Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф04-1283/2016, от 15.03.2016 N Ф04-284/2016, от 13.05.2015 N Ф04-18378/2015, Поволжского округа от 29.06.2015 N Ф06-24788/2015).
В то же время, хотя и в более ранних решениях, некоторые суды с учетом конкретных обстоятельств по делу принимали решения в пользу налоговых органов (постановление Двадцатого ААС от 24.12.2015 N 20АП-7236/15, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 N Ф07-6496/11 (определением ВАС РФ от 10.01.2012 N ВАС-16900/11 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора налогоплательщику отказано), ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N Ф04-883/2008).
Напомним, что согласно НК РФ первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (и т.п.), за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, прямо предусмотренных НК РФ.
В от 07.08.2015 N 03-03-06/45638 Минфин России высказал мнение, что затраты на приобретение аварийных нежилых зданий и сооружений, подлежащих сносу, с целью строительства новых объектов, а также затраты на осуществление работ по сносу таких зданий и сооружений являются затратами по созданию амортизируемого имущества и формируют первоначальную стоимость новых объектов. В письмах от 23.05.2013 N 03-03-06/1/18418 и от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6914, ссылаясь в том числе на приведенную норму НК РФ, Минфин России также разъяснил, что стоимость приобретенного и подлежащего сносу здания вместе с затратами на его снос включается в стоимость вновь возводимого (подлежащего строительству) объекта.
Здесь же упомянем ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2014 N Ф07-2482/14 по делу N А44-1827/2013, где указано, что первоначальная стоимость земельных участков, приобретенных с целью создания санитарно-защитных зон, должна формироваться с учетом всех затрат, в том числе, с учетом стоимости домов, расположенных на земельных участках. Указанные жилые дома изначально не могли использоваться по назначению в качестве объектов ОС (как жилые дома) и подлежали безусловному сносу для приведения земельных участков в состояние, пригодное для использования в качестве санитарно-защитных зон. Верховный суд РФ в определении от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314 отказал налогоплательщику в пересмотре дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта