Главная » Дети » Сообщение о святой ольге. Великая княгиня ольга киевская

Сообщение о святой ольге. Великая княгиня ольга киевская

Княгиня Ольга краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Княгиня Ольга краткая биография

Княгиню Ольгу (902 — 11 июля 969 года) по праву можно считать наиболее одиозной персоной дохристианской Руси, ведь в ее биографии очень много «белых пятен». Стоит вспомнить лишь о ее происхождении.

По одной из версий, которая опирается на данные «Повести временных лет», будущая княгиня была родом из Пскова. Причем, данных о ее родителях нет. Согласно другому источнику — «Житие княгини Ольги», подтверждается версия о ее рождении на Псковской земле. Даже указано название поселок — Выбуты. А то, что данные о ее родителях отсутствуют объясняется тем, что по происхождению Ольга была простолюдинка, поэтому имена родителей и неизвестны.

Известно, что в 912 году она вышла замуж за князя Игоря когда ей было 10 лет. Ольга была мудрой женой. Будучи храбрым воином, однажды Игорь отправился собирать собственноручно дань к древлянам. Те, видя, что князь пришел с небольшим войском, окружили его и убили. Разъяренная Ольга придумала изощренную месть — в 946 году она потребовала чтобы каждая древлянская семья в качестве дани отдала ей голубей. Княгиня привязала к их лапкам тлеющие соломинки и отпустила их домой. Так был сожжен целый поселок.

Но Ольга прославилась не только этим. Она была еще и мудрой правительницей, основала несколько городов, улучшала благоустройство своей земли, строила стены для укрепления вокруг поселков и ввела фиксированные налоги. Она была первой женщиной-княгиней в Киевской Руси, которая приняла христианство. К сожалению, ее сын Святослав еще не был готов к новой вере и остался язычником. В 969 году княгиня находилась в Киеве и тяжело болела. В том же году она и умерла. По легенде ее мощи были нетленными. В XVI Ольгу причислили к лику святых.

Княгиня Ольга была самой первой правительницей, которая приняла христианство. Причем это произошло еще до крещения Руси. Правила она государством от безвыходности, так как мужа ее, князя Игоря убили, а его наследник, их сын Святослав был еще слишком мал, чтобы управлять. Правила она с 945 по 962 год .

После убийства князя Олега, его место очень хотел занять древлянский князь Мал. В его планах было жениться на княгине Ольге и захватить Киевскую Русь. Он посылал ей кучу подарков и украшений через своих послов. Ольга была очень умна и хитра. Первых послов Мала, приплывших на лодке, она приказал пронести вместе с лодкой над пропастью, послов бросили в пропасть и они были погребены заживо.

Вторую партию послов Ольга сожгла в бане. Затем она сама поехала к князю древляней, якобы чтобы выйти замуж, в тот день было напоено и умертвлено более 5000 древлян.

Правление княгини Ольги.

Деятельность княгини Ольги.

Ольга была воодушевлена мыслью о том, что ей необходимо отомстить древлянам за смерть своего мужа. Она собралась в военный поход. Это был 946 год. Осада древлян продолжалась почти все лето. В этом случае Ольга показала силу могучей Руси. После осады она отправила послание о том, что они отступают, но просят жителей дать им с каждого древлянина по голубю и по три воробья. Затем птицам привязали зажженный трут и выпустили. Так был полностью сожжен город Искоростень.

Внутренняя политика и реформы княгини Ольги.

Ольга систематизировала сбор податей с населения. Она организовала специальные места для сбора дани, которые назывались погостами. Княгиня активно занималась градостроительством и облагораживанием территории. Все земли, которые были во власти княжны были ею поделены на административные единицы. Каждой единице был присвоен свой управляющий – тиун.

Внешняя политика княгини Ольги.

Так как Ольга все таки была женщиной, в походы она ходила нечасто. Она развивала торговлю своим умом и сообразительностью. Ольга была сторонником мирного решения возникших конфликтов. Скандинавы и немцы шли работать наемными работниками в войска русичей.

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до...

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до конца узнать не удастся. Существует несколько версий, по одной из них, его пригласили править, чтобы предотвратить бесконечные междоусобицы на земле славян и финов. Славяне и варяги были язычниками, они верили в богов воды и земли, в домовых и леших, поклонялись Перуну (богу грома и молний), Сварогу (хозяину вселенной) и другим богам и богиням. Рюрик построил город Новгород и постепенно стал править единолично, расширяя свои земли. Когда он умер, остался его малолетний сын Игорь.

Игорю Рюриковичу было всего 4 года, и был нужен опекун и новый князь. Эту задачу Рюрик возложил на Олега, происхождение которого неясно, предполагают, что он был дальним родственником Рюрика. Известный нам как князь Вещий Олег, он правил Древней Русью с 879 по 912 год. За это время он захватил Киев и увеличил размеры Древнерусского государства. Поэтому иногда он считается его основателем. Князь Олег присоединил к Руси много племен и ходил воевать Константинополь.

После его внезапной смерти вся власть перешла в руки князя Игоря, сына Рюрика. В летописях его называют Игорь Старый. Это был юноша, воспитанный во дворце в Киеве. Он был жестоким воином, варягом по воспитанию. Почти непрерывно он возглавлял военные действия, совершал набеги на соседей, покорял различные племена и облагал их данью. Князь Олег, регент Игоря, подобрал для него невесту, в которую Игорь влюбился. По некоторым источникам ей было 10 или 13 лет, и звали ее красиво – Прекраса. Однако ее переименовали в Ольгу, предполагается потому, что она была родственницей или даже дочерью Вещего Олега. По другой версии она была из рода Гостомысла, что правил до Рюрика. Есть и другие версии ее происхождения.

В историю эта женщина вошла под именем княгини Ольги. Древние свадьбы были чрезвычайно красочными и оригинальными. Для свадебных нарядов использовали красный цвет. Свадьба совершалась по языческому обряду. У князя Игоря были и другие жены, ведь он был язычником, но Ольга всегда была любимой женой. В браке Ольги и Игоря родился сын Святослав, который позднее станет управлять государством. Ольга любила своего варяга.

Князь Игорь во всем полагался на силу, и постоянно боролся за власть. В 945 году он объезжал захваченные земли и собирал дань, получив дань с древлян, он уехал. В дороге он решил, что получил слишком мало, вернулся к древлянам и потребовал новую дань. Древляне были возмущены таким требованием, они взбунтовались, схватили князя Игоря привязали его к согнутым деревьям и отпустили их. Великая княгиня Ольга тяжело переживала смерть мужа. Но именно она стала править Древней Русью после его смерти. Ранее, когда он был в походах, она также управляла государством в его отсутствие. Судя по летописям, Ольга первая женщина – правитель государства Древняя Русь. Она начала военный поход на древлян, уничтожая их поселения, и осадила столицу древлян. Затем потребовала по голубю с каждого двора. А тогда их употребляли в пищу, и никто не заподозрил ничего плохого, посчитав это данью. К ножке каждого голубя привязали подожженную паклю и голуби полетели в свои дома, и столица древлян сгорела.


Князь Святослав


Крещение Ольги

Дважды княгиня Ольга путешествовала в Константинополь. В 957 году она крестилась и стала христианкой, ее крестным отцом был сам император Константин. Правила Ольга Древней Русью с 945 по 962 год. При крещении она приняла имя Елена. Она первая стала строить христианские храмы и распространять христианство на Руси. Ольга пыталась приобщить к христианской вере своего сына Святослава, но он остался язычником и после смерти матери притеснял христиан. Сын Ольги, внук великого Рюрика трагически погиб в засаде печенегов.

Икона святой равноапостольной княгини Ольги


Княгиня Ольга, крещеная Еленой, умерла 11 июля 969 года. Похоронена она по христианскому обычаю, и сын ее не запретил этого. Первая из русских государей она приняла христианство ещё до крещения Древней Руси, это — первая русская святая. Имя княгини Ольги связано с династией Рюриков, с появлением на Руси христианства, это великая женщина стояла у истоков государства и культуры Древней Руси. Народ почитал ее за мудрость и святость. Время правления княгини Ольги наполнено важными событиями: восстановление единства государства, налоговая реформа, административная реформа, каменное строительство городов, укрепление международного авторитета Руси, укрепление связей с Византией и Германией, укрепление княжеской власти. Похоронили эту незаурядную женщину в Киеве.

Ее внук, Великий князь Владимир приказал перенести ее мощи в Новую церковь. Скорее всего, именно во время княжения Владимира (970-988) княгиню Ольгу стали почитать как святую. В 1547 году княгиня Ольга (Елена) была причислена к лику святой равноапостольной. Таких женщин было всего шесть, за всю историю христианства. Кроме Ольги это — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Память Великой княгини Ольги отмечается праздником, как у католиков, так и у православных христиан.

Биография

Княгиня Ольга - правительница Древнерусского государства. Жена Игоря Старого и мать Святослава. Приняла христианство и была признана святой. Она известна также своей административной реформой и местью восставшим древлянам.

Ольга - биография (жизнеописание)

Ольга - исторически засвидетельствованная правительница Древнерусского государства. Приняла власть в Киевской Руси после смерти своего мужа, князя , и осуществляла руководство страной до начала самостоятельного правления своего сына князя Святослава (946 - ок. 964 гг.).

Ольга приступила к управлению государством в нелегких условиях борьбы с сепаратизмом племенных князей, стремившихся отложиться от Киева или даже возглавить Русь вместо династии Рюриковичей. Княгиня подавила восстание древлян и провела в стране административную реформу с целью упорядочения взимания дани Киевом с подчиненных племен. Теперь повсюду местные жители сами в назначенное время свозили дань определенного объема («уроки») в специальные пункты - станы и погосты. Здесь же постоянно находились представители великокняжеской администрации. Успешной была и ее внешнеполитическая деятельность. Активные дипломатические отношения с Византией и Германией привели к признанию Руси субъектом международного права, а ее самой - равной другим государям. От системы военный поход - мирный договор Ольга перешла к выстраиванию долгосрочных конструктивных взаимоотношений с другими государствами.

Княгиня Ольга первой из правящих киевских князей приняла христианство задолго до официального крещения Древнерусского государства и впоследствии была признана святой и равноапостольной.

Княжеского рода или дочь перевозчика?

Происхождение великой киевской княгини Ольги в силу противоречивости информации русских источников неоднозначно трактуется исследователями. Житие святой Ольги свидетельствует о ее незнатном происхождении, она проживала в деревне Выбуты недалеко от . И согласно другим источникам она была дочерью простого лодочника. Когда Ольга перевозила через реку Игоря, она так понравилась князю, что он потом решил взять её в жены.

Но вот в Типографской летописи передана версия «от немцев», что Ольга была дочерью князю , а именно он, согласно многим летописям, выбирал жену Игорю. В рассказе Иоакимовской летописи князь Олег подобрал Игорю жену в , из известного рода . Девушку звали Прекраса, в Ольгу ее переименовал сам князь Олег.

Русский ученый Д. И. Иловайский и некоторые болгарские исследователи, основываясь на известиях позднейшей Владимирской летописи, автор которой принял древнерусское название Пскова (Плеснеск) за название болгарской Плиски, предполагали болгарское происхождение Ольги.

Возраст невесты, указанный в летописях, варьировал от 10 до 12 лет, и в связи с этим вызывает недоумение исследователей дата замужества Ольги - 903 г., отмеченная в Повести временных лет. Ее сын, Святослав, появился на свет ок. 942 г., за несколько лет до гибели Игоря. Выходит, Ольга решилась на рождение первого наследника в весьма почтенном для этого возрасте? По всей видимости, замужество Ольги свершилось гораздо позже указанной летописцем даты.

Еще молоденькой девочкой Ольга поразила князя и его окружение своими способностями. «Мудра и смыслена», - писали о ней летописцы. Но в полной мере Ольга как личность впервые заявила о себе уже после гибели князя Игоря.

Роковые загадки древлянам

В 945 г. при попытке второй раз подряд собрать дань с племени древлян киевский князь был жестоко убит. Древляне направили Ольге посольство с предложением ей выйти замуж за их князя Мала. То, что древляне сватали вдову за убийцу ее мужа, вполне соответствовало древним языческим родовым пережиткам. Но это было не просто возмещение потери. Видимо, Мал подобным способом - через женитьбу на Ольге, претендовал на великокняжескую власть.

Однако Ольга не собиралась, ни прощать убийц своего мужа, ни расставаться с единоличной властью. Летописи передают красочное предание о ее четырехкратной мести древлянам. Исследователи давно пришли к выводу, что летописное описание расправы, которую учинила Ольга, показывает ритуальный характер всех ее действий. Фактически послы древлян стали живыми участниками похоронного обряда по самим себе, они не поняли затаенного смысла обращений к ним и просьб Ольги при каждой из мести. Раз за разом княгиня как бы задавала древлянам загадку, не разгадывая которую, они обрекали себя на мучительную смерть. Таким способом летописец хотел показать умственное превосходство и нравственную правоту Ольги в задуманном ею отмщении.

Три мести Ольги

Первая месть Ольги. Послам древлян было предписано прибыть ко двору княгини ни пешими, ни конными, а в ладье. Ладья - традиционный элемент языческого погребального обряда многих народов Северной Европы. Ничего не заподозривших древлянских послов понесли в ладье, сбросили вместе с ней в глубокую яму и засыпали живыми землей.

Вторая месть Ольги. Княгиня заявила древлянам, что она заслуживает более представительное посольство, чем первое, и вскоре новая древлянская делегация появилась при ее дворе. Ольга сказала, что хочет оказать гостям высокие почести и приказала им истопить баню. Когда же древляне зашли в баню, их снаружи заперли и сожгли живьем.

Третья месть Ольги. Княгиня с небольшой дружиной пришла в древлянскую землю и, объявив, что хочет справить тризну на могиле князя Игоря, пригласила на нее «лучших мужей» древлян. Когда последние сильно опьянели, дружинники Ольги иссекли их мечами. Было убито, по данным летописи, 5 тысяч древлян.

Состоялась ли четвертая месть Ольги?

Любопытно, но далеко не все летописи сообщают о самой, пожалуй, знаменитой, четвертой по счету, мести Ольги: сожжение главного города древлян Искоростеня при помощи воробьев и голубей. Ольга с большим войском осадила Искоростень, но взять его так и не смогла. В ходе последовавших переговоров с жителями Искоростеня Ольга предложила им в качестве дани предоставить ей только птиц. Как явствует из текста в Летописце Переяславля Суздальского, она древлянам объяснила, что голуби и воробьи ей нужны для совершения обряда жертвоприношения. Языческие обряды с птицами были обычны в то время для русов.

Эпизод с сожжением Искоростеня отсутствует в Новгородской первой летописи, восходящей к самой древней из летописей - Начальному своду 1090-х гг. Исследователи полагают, что редактор Повести временных лет самостоятельно ввел его в свой текст, чтобы показать окончательную победу Ольги и, главное, объяснить, каким образом была вновь установлена власть Киева над всей землей древлян.

Был ли отвергнут князь Мал?

Как ни парадоксально, но такой вопрос может возникнуть. При описании четырехэтапной мести Ольги летописи молчат о судьбе древлянского князя Мала, так неудачно сватавшегося к вдове Игоря. Нигде не сказано, что он был убит.

Известный исследователь А. А. Шахматов отождествил с древлянским князем Малом упоминавшегося в летописях Малка Любечанина. В записи под 970 г. сказано, что этот Малк был отцом знаменитых Малуши и Добрыни. Малуша была ключницей у Ольги, от Святослава у нее родился будущий великий киевский князь и креститель Руси . Добрыня, согласно летописи, был дядей Владимира и его пестуном.

В историографии гипотеза А. А. Шахматова не была популярна. Казалось, что Мал после бурных событий в 945-946 гг. навсегда должен исчезнуть со страниц русской истории. Но любопытные параллели история с Малом приобретает в рассказе булгарской летописи Гази-Бараджа (1229-1246 гг.). Булгарский летописец описывает перипетии борьбы Ольги с Малом. Войско Ольги одерживает победу, и древлянский князь попадает в плен. Он настолько понравился Ольге, что на какое-то время у них устанавливаются, как бы сейчас сказали, романтические отношения. Проходит время, и Ольга узнает о любовной связи Мала с одной из своих прислужниц «знатного рода», но великодушно отпускает их обоих.

Предвозвестница христианской Руси

И Мал - не единственные из властвующих особ, кто был очарован умом и красотой Ольги. Среди желавших взять ее в жены был даже сам византийский император Константин VII Багрянородный (913-959 гг.).

Повесть временных лет под 955 г. рассказывает о путешествии княгини Ольги в Константинополь. Посольство Ольги имело большое значение для Русского государства. Как пишет Н. Ф. Котляр, впервые в истории Руси ее государь отправился в столицу Византии не во главе войска, а с мирным посольством, с заранее выработанной программой будущих переговоров. Это событие нашло отражение не только в русских источниках, но и во многих византийских и германских хрониках, очень подробно описано в сочинении Константина Багрянородного, называвшегося «О церемониях византийского двора».

Исследователи издавна спорят, было одно посольство или два (946 и 955 гг.), оспаривают и летописную дату 955 г. Известный ученый А. В. Назаренко убедительно доказал, что Ольга совершила одно путешествие к резиденции византийского императора, но оно состоялось в 957 г.

Константин VII, «подивившийся красоте и разуму» русской княгини, предложил ей стать его женой. Ольга ответила императору, что она язычница, но если он хочет, чтобы она крестилась, то крестить он ее должен сам. Император и константинопольский патриарх крестили ее, но Ольга перехитрила греческого царя. Когда Константин, согласно летописному рассказу, вновь предложил ей стать его женой, первая русская христианка ответила, что это уже невозможно: ведь император теперь приходился ей крестным отцом.

Крещение Ольги было проведено в главном храме православного мира - константинопольской Святой Софии. Оно сопровождалось, как пишет А. В. Назаренко, принятием Ольги в византийскую идеальную «семью государей» в высоком ранге «дочери» императора.

Дипломатия Ольги: игра на противоречиях

Многие исследователи полагают, что церковные цели (личное крещение и переговоры об учреждении церковной организации на территории Руси) были не единственными при визите Ольги в Константинополь. Более того, крупным историком русской православной церкви Е. Е. Голубинским высказывалось мнение о том, что Ольга была крещена в Киеве еще до ее византийской поездки. Некоторые исследователи предполагают, что Ольга ко времени визита уже приняла первичное крещение - оглашение, поскольку среди ее свиты византийские источники упоминают священника Григория.

Среди возможных политических целей посольства Ольги историки называют следующие:

  • Получение от императора королевского (цесарского) титула, чему должно было способствовать ее торжественное крещение в Софийском соборе. Судя по молчанию источников, эта цель, если и ставилась, не была достигнута;
  • Заключение династического брака. Возможно, Ольга предложила обручить юного Святослава с одной из дочерей императора. В сочинении «О церемониях» упоминается, что Святослав был в составе посольства, но из другого произведения Константина Багрянородного «Об управлении империей» можно понять, как пишет Н. Ф. Котляр, что Ольге было решительно отказано;
  • Пересмотр условий не очень выгодного русско-византийского договора 945 г., заключенного при князе Игоре.

Вероятно, политическое соглашение с Константинополем было достигнуто, поскольку до прихода к власти Святослава (964 г.) в источниках содержатся упоминания об участии русских отрядов в составе византийских войск, воюющих с арабами.

Ольга была, видимо, недовольна результатами переговоров с Константинополем. Этим и объясняется посещение ее послами в 959 г. германского короля Оттона I. По сообщениям германских хроник послы «королевы русов» просили короля «прислать их народу епископа и священников». Оттон I назначил миссийного епископа Адальберта на Русь, но его деятельность оказалась неудачной. Все исследователи рассматривают обращение Ольги к германскому королю, как средство политического давления на Византию. Видимо, этот прием оказался удачным: выросло напряжение в византийско-германских отношениях и правительство нового византийского императора Романа II предпочло нормализовать отношения с Киевом.

Внешняя политика княгини Ольги была вполне успешной. Влиятельные страны искали союза с Русью как с равной себе. Ольга стремилась обеспечить конструктивный взаимовыгодный мир, прежде всего, с Византией на долгие годы. Как считают исследователи, так, вероятно, и было бы, если бы в 964 г. власть у постаревшей Ольги не принял князь Святослав.

Подобно «жемчугу в грязи»

У пришедшего к власти Святослава были кардинально иные взгляды не только на христианство (он наотрез отказался от предложения Ольги креститься), но и на внешнеполитическую деятельность. Святослав постоянно пребывал в походах, а постаревшая Ольга проводила время в Киеве в обществе своих внуков.

В 968 г. случилась беда. Пока Святослав находился в походе на Дунае, завоевывая болгарские земли, столицу Руси осадили печенеги. Киевский князь едва успел вернуться домой, чтобы отогнать воинственных степняков. Но уже в следующем, 969 г., Святослав заявил, что хочет вернуться на Дунай. Тяжело недужившая Ольга сказала сыну, что она больна и когда он похоронит ее, то тогда пусть и отправляется, куда захочет. Через три дня, 11 июля 969 г., Ольга умерла.

В летописном рассказе о погребении Ольги имеют большое значение сразу несколько скупо отмеченных авторами источников деталей.

Во-первых, Ольга запретила по себе творить языческую тризну, так как при ней был священник.
Во-вторых, княгиню похоронили на выбранном месте, но не сказано, на каком. Это объясняется тем, что над Ольгой уже не насыпали обычного для местного языческого обряда кургана, а погребли «с землею ровно».
В-третьих, нельзя не обратить внимание на добавление в Новгородской первой летописи (сохранившей наиболее древнюю основу) к летописному рассказу о погребении Ольги выражения «в тайне». Как отмечает Д. С. Лихачев, Новгородская первая летопись рассматривает княгиню Ольгу как тайную христианку.

Рассказ русских летописцев об Ольге проникнут безмерным уважением, огромной теплотой, горячей любовью. Они называют её предвозвестницей для христианской земли. Пишут, что светилась она среди язычников подобно «жемчугу в грязи». Не позднее начала XI в. княгиню Ольгу стали почитать как святую, в XIII в. она была уже официально канонизирована, а в 1547 г. была причислена к лику святой и равноапостольной. Подобной почести были удостоены всего 5 женщин в истории христианства.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта