Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому
Ирония всегда предполагает идеал, в большей или меньшей степени отличающийся от того, что есть в действительности.
Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
Тонкая, замаскированная за внешней учтивостью насмешка проглядывает в ироничном описании А.С. Пушкиным высшего света Петербурга в романе "Евгений Онегин":
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.
Ещё один яркий пример пушкинской иронии из романа "Евгений Онегин":
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А далее выясняется, какие же это «дела»:
...деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.
И.А.Крылов в басне "Лисица и Орёл" иронично утверждает противоположное тому, что думают об его персонаже:
- Отколе, умная, бредешь ты, голова?
- Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
В басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" звучит тонкая затаенная насмешка автора:
- Ты всё пела? Это - дело, - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот! (Ф.И.Тютчев. Вы не родились поляком...)
Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова «Калиcтрат», написанное в 1863 году:
Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти с подковыркою!..
Где уж нам, дуракам, чай пить! – выражение, принадлежащее одному из ближайших друзей А. С. Пушкина Петру Павловичу Каверину (1794-1855). Чай здесь фигурирует потому, что в старину стоил дорого и пили его только богатые, «избранные» люди.
М. Ю. Лермонтов увековечил каверинские слова, использовав их в своем романе «Герой нашего времени» (1840). Там эти слова цитирует Печорин в своем разговоре с Грушницким:
«– Ты, говорят, в эти дни ужасно волочился за моей княжной? – сказал он довольно небрежно и не глядя на меня. – Где нам, дуракам, чай пить! – отвечал я ему, повторяя любимую поговорку одного из самых ловких повес прошлого времени, воспетого некогда Пушкиным» («Княжна Мэри»).
После выхода лермонтовского романа в свет эти слова стали крылатыми.
Разнообразна ирония в русской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» в романе «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная у Козьмы Пруткова, романтическая у А.А.Блока. Различные виды и оттенки иронии присущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.
Тема урока
Лексические средства
связи предложений
в тексте. Описательный оборот
Добавить слайд
В небе тают облака,
И,лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
антонимы
4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
родо-видовые слова
5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)
Лексические средства связи предложений в тексте.
1. Лексический повтор.
2 . Синонимы.
3.Текстовые синонимы.
4.Антонимы.
5.Родо-видовые слова.
6.Описательный оборот.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья
Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.
Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).
Выручай, охотник!
Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)
Укажите описательный оборот
Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).
. Выберите наиболее уместный описательный оборот .
А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.
Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.
В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.
Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;
2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;
3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.
В.Песков «У зимы на пороге»
Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.
Музыкальная пьеса Сен-Санса « Слоны » .
Подскажи слова в рифму.
Дремлет пашня, дремлет сад,
Сонно яблоки ……
Великаны –сосны в ясный день
Заломили шапки ……
Восстановите последовательность предложений
1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький,
взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно
лаяла, припадая на передние лапы.
4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
«Рассыпались»загадки… соберите их в рифму.
Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?
Сочинение
На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.
Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.
Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.
Использованная литература.
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Текст. Средства связи предложений в тексте.
Описательный оборот».
Дата: 15.11.2017
Класс: 6-а, 6-в
Тип урока: открытия новых знаний
Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо
информационно-коммуникативные технологии
технология уровневой дифференциации материала
Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.
УМК : Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа, 2010.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации;использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).
УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);
УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).
Форма работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, видеозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Лебедь».
Ход урока
Этап урокаЦель:
К-во мин
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Наглядный материал
1.Оргмомент Психоэмоциональный настрой
Настроить детей на работу, снять эмоциональное напряжение в начале урока
1 мин.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте, определять средства связи предложений в тексте, говорить об описательном обороте, слушать музыкально произведение, развивая свое воображение, писать сочинение-миниатюру. И я желаю вам удачной работы (изображение смайлика-солнышка). Солнышко улыбается нам, улыбнёмся и мы.
Слушают учителя, настраиваются на работу, поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу.
Слайд 1
2. Введение в тему занятия
Подвести уч-ся к теме урока
1 мин.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
Как вы его понимаете?
Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)
Читают эпиграф и объясняют его смысл.
Слайд 2
3. Актуализация темы, целеполагание
Актуализировать тему, поставить цель урока и настроить детей на серьезный разговор.
1 мин.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв несколько предложений, может потерять смысл.
Слушают учителя, применившего ассоциативный прием, прием сравнения.
Учитель показывает кусочек ткани.
4. Беседа по теме урока
Повторить ранее изученный материал, сделать вывод о признаках текста.
5 мин
Давайте вспомним признаки текста. Чем текст отличается от просто предложений или просто слов?
Правильно. Да, в тексте предложения связываются цепной и параллельной связью.
А кто скажет, как могут связываться между собой предложения в тексте?
При цепной связи сцепляюшими словами могут быть разные слова. Посмотрите на слайд.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Слайд 3
Слайд 4
5. Наблюдение
(проблемная ситуация)
Средства связи.
Развивать навыки сравнения, методом ассоциаций подвести к выводу о роли средств связи в тексте, о роли описательного оборота.
2 мин.
Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза.
А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему?
Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
Ученики размышляют, сравнивают 2 предмета, делают метафорический вывод о роли описаний, эпитетов в тексте.
Кусочек черной ткани
Кусочек цветной ткани
6. Описатель-ный оборот.
Через метод сравнения подвести к выводу о роли описательного оборота.
3 мин.
Ребята, чем отличаются эти тексты?
Сделайте вывод: из каких слов может составляться описательный оборот? (из эпитетов)
А что такое эпитет?
Приведите свои примеры описательного оборота радуги.
Ученики наглядно видят преображение текста с описат-м оборотом, находят его.
Потом приводят свои описат-ные обороты к иллюстрациям на слайде.
Слайд 5
Слайд 6
7. Работа с учебником.
Развивать навыки определения описательных оборотов с прямым и переносным значением.
5 мин.
Обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 39 и прочтите определение описательного оборота.
Упр.49.
Упр. 50
Ученики выполняют упр. 49, находят опис. обороты с прямым и переносным значением.
Ученики подбирают описат-ные обороты.
Работа с учебником
8. Психоэмоциональная пауза (снятие напряжения)
Снять психоэмоциональное напряжение
1 мин.
Мы с вами находили описательные обороты в тексте, определяли прямые они или переносного значения,
А теперь немного отдохнем и послушаем музыку композитора К.Сен-Санса – отрывок из сюиты «Карнавал животных»
Ученики отдыхают, откинувшись на спинку стула.
Звучит
отрывок из сюиты «Карнавал животных»
9. Беседа
Развивать воображение уч-ся, устную речь
3 мин.
Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Что вы представили, слушая её, каких зверей. Ведь сюита называется «Карнавал животных».
С каким животным она ассоциируется?
10.Просмотр слайда-видеопрезентации под музыку К.Сен-Санса
Через зрительный канал – воздействовать на эмоциональную сферу детей, развивая чувство прекрасного
Какие эмоции у вас вызвала лебедь?
Какие описательные обороты вы можете подобрать?
Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.
Показ видеопрезен-тации
11. Написание мини-сочинения
Развивать навык использования опис.оборота в тексте, развивать письменную речь.
Напишите небольшое мини-сочинение из 4-5 предложений
Кто хочет прочесть сочинение?
Ученики пишут мини-сочинение
2-3 уч. зачитывают мини-сочинение свое
12. Эмоц. оценка деятельности
Формировать и развивать навыки оценки собств-ой деятельности и деят-сти других, эмоц. состояния
Как вы оценивает свою работу на уроке? Слайд 9
Д.З. упр. 52
Тема урока
Лексические средства
связи предложений
в тексте. Описательный оборот
Добавить слайд
В небе тают облака,
И,лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
антонимы
4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
родо-видовые слова
5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)
Лексические средства связи предложений в тексте.
1. Лексический повтор.
2 . Синонимы.
3.Текстовые синонимы.
4.Антонимы.
5.Родо-видовые слова.
6.Описательный оборот.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья
Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.
Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).
Выручай, охотник!
Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)
Укажите описательный оборот
Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).
. Выберите наиболее уместный описательный оборот .
А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.
Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.
В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.
Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;
2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;
3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.
В.Песков «У зимы на пороге»
Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.
Музыкальная пьеса Сен-Санса « Слоны » .
Подскажи слова в рифму.
Дремлет пашня, дремлет сад,
Сонно яблоки ……
Великаны –сосны в ясный день
Заломили шапки ……
Восстановите последовательность предложений
1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,
прижавшись к забору, сидел маленький,
взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно
лаяла, припадая на передние лапы.
4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
«Рассыпались»загадки… соберите их в рифму.
Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?
Сочинение
На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.
Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.
Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.
Использованная литература.
Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык
Цели урока:
Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.
Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.
Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;
Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:
Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)
Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете ? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)
Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.
3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.
Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.
(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)
Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?
А в двух последних? (слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»
Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)
(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.
Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:
Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.
В литературе мы его называем перифразой(от греческого- окольная речь, пересказ
Состав описательного оборота – не менее 2-х слов
Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.
4. Закрепление нового материала.
1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты, которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот в тексте. Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.
Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.
«Страна» довольна вами и просит помощи.
Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.
Вот эти слова: -подснежник -роса -небо -лето.
(учащиеся работают в парах)
«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.
Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.
Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.
Почему выбрали именно этот? (ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)
На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота:создание выразительного образа, дополнение характеристики.
На доске через проектор –текст:
Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…
Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.
(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)
А какое значение имеют эти описательные обороты?
(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)
Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:
А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)
Откуда этот отрывок?
А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»
Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)
Задания (через проектор на доску)
1.определить сказку.
2.подготовиться к выразительному чтению
3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам
4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение(какие предметы или названия заменяют? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то к чему-либо?)
А теперь самое главное:
Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.
(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)
Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.
Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».
Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.
Урок развития речи
«ОПИСАТЕЛЬНЫЙ
Учитель Сергеева Г.А.