Главная » Наука » Конспект фразеологизмы. Конспект урока на тему фразеология. Методы и приёмы обучения

Конспект фразеологизмы. Конспект урока на тему фразеология. Методы и приёмы обучения

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)

1. Название модуля: « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов ».

2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление учащихся о фразеологизмах и источниках их появления.

3. Целевой план действий для учащихся:

    дать представление учащимся о фразеологизмах;

    познакомить учащихся с источниками происхождения фразеологизмов;

    развивать умение пользоваться словарем;

    развивать умение употреблять фразеологизмы в речи;

    воспитывать интерес к русскому языку.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Уровень А.

      Что такое синонимы, антонимы, омонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Альтернативный вопрос. Что такое слово? Что такое лексическое значение слова? (Слово - значимая единица языка, которая служит для наименования предметов, признаков, действий, количества. Лексическое значение - это то, что обозначает слово ).

Уровень В.

1. Чем диалектизмы отличаются от профессионализмов и жаргонизмов? (Диалектизмы, профессионализмы и жаргонизмы - все относится к необщеупотребительной лексике, т. е. использование их ограничено определенной областью употрбления. Диалектизмы - слова употребляемые только жителями той или иной области. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии. Жаргонизмы - слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Альтернативный вопрос : задание уровня А.

Уровень С.

      Чем архаизмы отличаются от историзмов? (Архаизмы и историзмы - это у старевшие слова слова, вышедшие из активного употребления. И сторизмы - слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (например, кафтан, веретено). Архаизмы - слова, вышедшие из активного употребления в силу того, что были вытеснены словами более точными и удобными (например, чело - лоб, уста - губы )).

Альтернативный вопрос : задание уровня В.

б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).

Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Значение фразеологизмов разъясняется как в толковых словарях (там они обозначаются ◊), так и в специальных фразеологических словарях.

Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.

Источники фразеологизмов

По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие - заимствованными.

Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями, например: задать трепака, как у Христа за пазухой, один как перст . Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей ; художественных произведений: медвежья услуга, как белка в колесе .

Фразеологизмы заимствовались также из древнеславянского языка: фома неверующий, манна небесная ; из мифов разных народов: ахиллесова пята, авгиевы конюшни.

Примечание. Теоретическая информация представлена также в виде слайдовой презентации.

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель:

: даны картинки, подберите к каждой из них соответствующий фразеологизм. В случае затруднения используйте слова для справок. Объясните значение фразеологизмов.

1


2 3

4

5

Слова для справок: заблудшая овечка; не разлей вода; как с гуся вода; крокодиловы слезы; перемывать кости.

Ответ. 1 - как с гуся вода (не реагировать на замечания и упреки); 2 - не разлей вода (о неразлучных друзьях); 3 - перемывать кости (злословить, сплетничать); 4 - заблудшая овечка (человек, сбившийся с верного жизненного пути); 5 - крокодиловы слезы (неискренние сожаления, притворное сочувствие).

Задание 2.

Цель:

Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). В случае затруднения используйте слова для справок. С одним из фразеологизмов составьте предложение.

      Делать из мухи слона.

      Кровь с молоком.

      Как две капли воды.

      Бить баклуши.

      Семи пядей во лбу.

      Зарубить на носу.

      Куры не клюют.

Слова для справок: з апомнить, одинаковые, преувеличивать, очень умный, очень много, здоровый, бездельничать.

Ответ. 1. Преувеличивать. 2. Здоровый. 3. Одинаковые. 4. Бездельничать. 5. Очень умный. 6. Запомнить. 7. Очень много.

Задание 3.

Цель:

Методический комментарий для учащихся

1. Хоть пруд пруди.

А. Как гром среди ясного неба.

2. Кто во что горазд.

Б. Куда глаза глядят.

3. Как снег на голову.

В. Кто в лес, кто по дрова.

4. Ни рыба ни мясо.

Г. В двух шагах.

5. Рукой подать.

Д. Куры не клюют.

6. Куда ноги несут.

Е. Ни то ни сё.

Ответ. 1Д, 2В, 3А, 4Е, 5Г, 6Б.

Задание 4.

Цель:

Методический комментарий для учащихся

1. Рукой подать.

А. Грош цена.

2. На вес золота.

Б. Как кошка с собакой.

3. В час по чайной ложке.

В. Молоко на губах не обсохло.

4. Песок сыплется.

Г. Одержать победу.

5. Душа в душу.

Д. У черта на куличках.

6. Потерпеть фиаско.

Е. На всех парах.

Ответ. 1Д, 2А, 3Е, 4В, 5Б, 6Г.

Задание 5.

Цель: развивать умение определять значение фразеологизмов; развивать творческие способности учащихся.

прочитайте фразеологизмы, распределите их на три группы по значения: 1) «бездельничать»; 2) «обманывать»; 3) «быстро». Составьте с фразеологизмов из каждой колонки по одному предложению (всего 3 предложения).

Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, вводить в заблуждение, со всех ног, высунув язык.

«Бездельничать»

«Обманывать»

«Быстро»


Ответ.

«Бездельничать»

«Обманывать»

«Быстро»

Сидеть сложа руки, бить баклуши.

Водить за нос, втирать очки, вводить в заблуждение.

Сломя голову, во все лопатки, во весь дух, со всех ног, высунув язык.

Уровень В.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.

Методический комментарий для учащихся : даны картинки, завершите фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов.

1


Язык... 2 Проще …. 3 Плясать под …


5 Ломать ….

Ответ. 1 - язык заплетается (о том, кто говорит невнятно); 2 - проще пареной репы (очень просто, пара пустяков); 3 - плясать под чужую дудку (безоговорочно подчиняться кому-то); 4 - ход конем (хорошо продуманный шаг, неожиданный для противника); 5 - ломать копья (бороться за что-то, с жаром спорить о чем-то).

Задание 2.

Цель: совершенствовать навыки объяснения фразеологизмов, развивать навык составления предложений, развивать навык употребления фразеологизмов в речи.

Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С одним из фразеологизмов составьте предложение.

1. Зеница ока.

2. С крепя сердце.

3. Морочить голову.

4. Кожа да кости.

5. Бить ключом.

6. Как белка в колесе .

Ответ. 1. Самое важное. 2. Нехотя, против своей воли делать что-либо. 3. Отвлекать от основного пустыми разговорами. 4. Очень худой. 5. Активно, энергично проявлять себя. 6. Быть в постоянных заботах, хлопотах.

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык подбора синонимов.

Методический комментарий для учащихся : установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму синоним.

1. С пустыми руками.

А. Приводить в бешенство.

2. Ни кровинки в лице.

Б. Не покладая рук.

3. Доводить до белого каления.

В. Несолоно хлебавши.

4. Засучив рукава.

Г. Вешать нос.

5. Пасть духом.

Д. На ладан дышит.

6. Еле-еле душа в теле.

Е. Как мел.

Ответ. 1В, 2Е, 3А, 4Б, 5Г, 6Д.

Задание 4.

Цель: совершенствовать навык подбора антонимов.

Методический комментарий для учащихся : установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму антоним.

1. Гол как сокол.

А. Из рук валится.

2. Верста коломенская.

Б. Ума палата.

3. В руках горит.

В. Денег куры не клюют.

4. Без царя в голове.

Г. Сто лет в обед.

5. Появиться на свет.

Д. Мужичок с ноготок.

6. Без году неделя.

Е. Уйти в мир иной.

Ответ. 1В, 2Д, 3А, 4Б, 5Е, 6Г.

Задание 5.

Цель: развивать умение находить фразеологизмы в текстах; развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте текст. Найдите и выпишите из него 10 фразеологизмов. Составьте с 2 из них предложения.

    Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

    Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

    Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

  • Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

    Я машину чиню.

А бабушка:

    Всему своё время.

    Зачем молоток унесла?

    Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

    Не все: мы не спим.

    Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

Ответ . Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь.

Уровень С.

Задание 1.

Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.

Методический комментарий для учащихся : даны картинки, подберите к ним соответствующие фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения.



Ответ. 1 - как за каменной стеной (под надежной защитой); 2 - проглотить пилюлю (молча, терпеливо снести обиду, оскорбление); 3 - держать камень за пазухой (затаить зло на кого-либо); 4 - спустя рукава/засучив рукава (работать кое-как, без особого усердия и старательности / работать хорошо, старательно); 5 - играть в кошки-мышки (подвергать себя излишнему риску, поступать неосмотрительно).

Задание 2.

Цель: совершенствовать навыки объяснения фразеологизмов, развивать навык составления предложений, развивать навык употребления фразеологизмов в речи.

Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С двумя из фразеологизмов составьте предложение.

      Палец о палец не ударит.

      Взять голыми руками.

      Делать из мухи слона.

      Вывести на чистую воду.

      Бросать слова на ветер.

      Ждать у моря погоды.

Ответ. 1. Ничего не делать. 2. Захватить, завладеть чем-либо без особых усилий. 3. Преувеличивать. 4. Разоблачить. 5. Говорить необдуманно. 6. Бездействовать, напрасно надеяться на что-либо.

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык подбора синонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся : подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-синоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.

      Ахиллесова пята.

      У черта на куличках.

      Раз-два о обчелся.

      Что есть духу.

      Спрятать концы в воду.

      Не успел оглянуться.

Возможный ответ. 1. Больное место. 2. За тридевять земель. 3. Кот наплакал. 4. Сломя голову, во все лопатки, только пятки засверкали. 5. Заметать следы. 6. В один миг, не успел глазом моргнуть.

Задание 4.

Цель: совершенствовать навык подбора антонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся : подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-антоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.

      Рукой подать.

      Заварить кашу.

      Чуть свет.

      Воспрянуть духом.

      Не зги не видно.

      Жить своим горбом.

Возможный ответ. 1. За семь верст, за тридевять земель. 2. Расхлебывать кашу. 3. На ночь глядя. 4. Повесить нос. 5. Хоть иголки собирай. 6. Сидеть сложа руки, сидеть на шее.

Задание 5.

Цель: развивать умение использовать фразеологизмы в речи; развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте фразеологизмы. Составьте с ними небольшой связный текст, озаглавьте его.

Пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.

Возможный ответ .

Попались на удочку.


Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел».

Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

    Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

5. Выходной контроль.

Уровень А.

а) устойчивые словосочетания;

.

    Установите соответствие.

1. Галопом по европам.

А. Точь-в-точь.

2. Тяп-ляп.

Б. Наугад.

3. Попасть пальцем в небе.

В. Наспех.

4. Тютелька в тютельку.

Г. Недалеко.

5. От чистого сердца.

Д. Небрежно.

6. Не за горами.

Е. Искренне.

А. Мурашки бегают по коже.

2. Нести вздор.

Б. С гулькин нос.

3. Мороз по коже дерёт.

В. Нести околесицу.

4. Кот наплакал.

Г. Держать язык за зубами.

5. Прикусить язык.

Д. Меж двух огней.

1. Непочатый край.

А. Рта не закрывает.

2. Мухи не обидит.

Б. Раз-два и обчелся.

3. Слова не вытянешь.

В. Брать быка за рога.

4. Дать маху.

Г. Пальца в рот не клади.

5. Ходить вокруг да около.

Д. Попасть в точку.

Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г.

Уровень В

1. Найдите верное определение фразеологизмов.

а) устойчивые словосочетания;

б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;

в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;

г) сочетания слов равные по значению слову.

2. Установите соответствие.

1. Галопом по европам.

А. Точь-в-точь.

2. Тяп-ляп.

Б. Наугад.

3. Попасть пальцем в небе.

В. Наспех.

4. Тютелька в тютельку.

Г. Недалеко.

5. От чистого сердца.

Д. Небрежно.

6. Не за горами.

Е. Искренне.

3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Между молотом и наковальней.

А. Мурашки бегают по коже.

2. Нести вздор.

Б. С гулькин нос.

3. Мороз по коже дерёт.

В. Нести околесицу.

4. Кот наплакал.

Г. Держать язык за зубами.

5. Прикусить язык.

Д. Меж двух огней.

4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Непочатый край.

А. Рта не закрывает.

2. Мухи не обидит.

Б. Раз-два и обчелся.

3. Слова не вытянешь.

В. Брать быка за рога.

4. Дать маху.

Г. Пальца в рот не клади.

5. Ходить вокруг да около.

Д. Попасть в точку.

5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?

а) сломя голову;

б) как снег на голову;

в) что есть мочи;

г) во весь дух;

д) отливать пули;

е) как пуля.

Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 а, в, г, е.

Уровень С.

1. Найдите верное определение фразеологизмов.

а) устойчивые словосочетания;

б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;

в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;

г) сочетания слов равные по значению слову.

2. Установите соответствие.

1. Галопом по европам.

А. Точь-в-точь.

2. Тяп-ляп.

Б. Наугад.

3. Попасть пальцем в небе.

В. Наспех.

4. Тютелька в тютельку.

Г. Недалеко.

5. От чистого сердца.

Д. Небрежно.

6. Не за горами.

Е. Искренне.

3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Между молотом и наковальней.

А. Мурашки бегают по коже.

2. Нести вздор.

Б. С гулькин нос.

3. Мороз по коже дерёт.

В. Нести околесицу.

4. Кот наплакал.

Г. Держать язык за зубами.

5. Прикусить язык.

Д. Меж двух огней.

4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

1. Непочатый край.

А. Рта не закрывает.

2. Мухи не обидит.

Б. Раз-два и обчелся.

3. Слова не вытянешь.

В. Брать быка за рога.

4. Дать маху.

Г. Пальца в рот не клади.

5. Ходить вокруг да около.

Д. Попасть в точку.

5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?

    Выпишите фразеологизмы со значением «быстро».

а) сломя голову;

б) как снег на голову;

в) что есть мочи;

г) во весь дух;

д) отливать пули;

е) как пуля.

    Посчитайте сколько фразеологизмов в данном тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не стыдили вернувшиеся с работы родители, что ему не говорили, а ему все нипочем. Я давно бы сквозь землю провалился, и мучили бы меня угрызения совести. А ему все равно. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

    Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число…

Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 – а, б, г, е. 7 – в.

Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».

Тарико Татьяна Михайловна
Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»

3 н а т ь : о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи

Уметь : употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению) .

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац) .

2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра) .

3) Краски, замешанные на воде (акварель) .

4) Камень цвета морской воды (аквамарин) .

5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист) .

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата) .

7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм ) .

III. Слово учителя.

Прослушайте стихотворные строки :

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе .

В. Брюсов.

Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В. Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку . А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление .

IV. Работа по вопросам.

Что называют фразеологическим оборотом ? Приведите примеры.

Как по-другому можно назвать фразеологический оборот ? (фразеологизм , устойчивое сочетание слов)

Назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры . (пословицы и поговорки : много снега- много хлеба;, исторические события : Пусто, словно Мамай прошёл)

V. Национальный характер фразеологических оборотов .

Например, мы часто говорим : «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней» , когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем» .

Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет» , в английском –«когда луна превратится в зелёный сыр» , в немецком –«когда собаки залают хвостами» , в болгарском – «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается» , в киргизском – «когда хвост верблюда коснётся земли» .

VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

(Возможные варианты : валится из рук (не клеится, не работается) ; взять голыми руками (легко сделать) ; дать по рукам (наказать, отучить) ; из рук в руки (непосредственно) ; не покладая рук (неустанно) ; из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)

VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов :

На птичьих правах – временно, незаконно.

Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо.

С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.

Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов . Как говорят о человеке :

Который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

Которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

Кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

Робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

Который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

Очень болтливом – язык без костей;

Который испытывает чувство сильного испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.

VIII. В русском языке много фразеологизмов , которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Беречь – как зеницу ока;

Любить – души не чаять, на руках носить;

Ругать – на чем свет стоит;

Сильно краснеть – до корней волос;

Крепко спать – как убитый, без задних ног;

Быстро скакать – во весь опор;

Быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

Смеяться – кататься со смеху, животики надорвать;

Громко кричать – во все горло;

Промокнуть, промерзнуть – до костей;

Хорошо знать – как свои пять пальцев.

IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми словами.

Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. - М., 1986) . В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.

Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь. ; Ларчик просто открывался и т. д.)

X.. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы , вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1

1. Укажите неверное утверждение :

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы ;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию очень любить :

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

3. Найдите синонимические фразеологизмы :

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

4. Найдите антонимические фразеологизмы :

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

XII. Подведение итогов урока .

XIII. Рефлексия

XIV. Домашнее задание.

  • Определять тему и цель урока;

Личностные результаты:

Материал к заданию:

Демонстрационный:

  1. Алгоритм

Объяснить значение

Подобрать синоним

Сделать вывод

  1. Раздаточный материал:
  1. Рабочая карта обучающегося;
  2. Образец проверки;
  1. Эталон проверки;
  2. Дополнительные задания.

Ход урока.

-

-

-

ледяная глыба золотая пшеница

ледяной взгляд золотое кольцо

Задание:

Учитель

Учитель: Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что не знаем, поставить цель).

На доске:

У соседа денег куры не клюют.

Куры клевали зерно на дворе.

Задание:

- какое задание вы должны были выполнить?

Найти устойчивое сочетание

Определить значение

Сделать вывод

Потерять голову

отвечать головой

Голова идет кругом

Голова болит

Даю голову на отсечение

Идти в ногу

Путаться под ногами

Потерять почву

под ногами

Грязные ноги

Хоть глаз выколи

С глазу на глаз

Мозолить глаза

Голубые глаза

Были ли трудности? (Да)

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Задание:

Как проверить усвоение темы? (Нужно поработать самостоятельно).

Вариант 2

Зачеркнуть лишнее

Как корове седло

Надулся как индюк

Псу под хвост

Руки чешутся

Сердце кровью обливается

Хоть шаром покати

Зуб на зуб не попадает

Вариант 1

Свинья грязь найдет

Подложить свинью

Волчий аппетит

Заячья душа

Ехать зайцем

Куриная память

Вариант 3

«Угадай профессию»

Сложить оружие

Закидывать удочку

Попасть в ловушку

Сгущать краски

Через час по чайной ложке

На всех парусах

В. Суслов


Но очень по - разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду - то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах - то вода”.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

Достигли ее? (Да).

Работал в поте лица - 3 обучающихся

Знаю как дважды два - 6 обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" »

Русский язык-6 класс.

Тема: «Фразеологизмы».

Тип урока : открытие нового знания.

Основные цели :

    Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых сочетаний;

    Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержания, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности;

    Тренировать мыслительные операции: анализ, развивать речь, умение действовать по алгоритму, творческие способности.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

    Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами;

    Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

    Адекватное понимание информации сообщения;

    Определять тему и цель урока;

    Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;

    Умение оценивать достигнутых результатов.

Личностные результаты:

    Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.

Материал к заданию:

Демонстрационный:

    Алгоритм

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Сделать вывод

    Раздаточный материал:

    Рабочая карта обучающегося;

    Образец проверки;

    Эталон проверки;

    Дополнительные задания.

Ход урока.

    Мотивация к учебной деятельности:

- «Русский язык неисчерпаемо богат» - говорил М. Горький. И на каждом уроке, узнавая новое, мы соглашаемся с писателем.

Над такой темой мы работаем в течение последних уроков? (Над темой «Прямое и переносное значение слов»)

Как вы усвоили тему? (Хорошо)

Сегодня вы познакомитесь с новым знанием.

Каким образом?(Повторим знакомый материал, выполним пробное действие. Узнаем, что нам непонятно. Сами построим новый способ).

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии:

- Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Лексику)

- Что изучает лексика? (Словарный запас языка)

- Все слова имеют прямое значение? (Нет)

Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить то, что знаем).

Для чего необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

Работа с материалом на доске:

ледяная глыба золотая пшеница

ледяной взгляд золотое кольцо

хрустальная ваза железные гвозди

Задание: определить значение имен прилагательных.

Учитель : В чем вы сейчас упражнялись? (В умении находить слова в переносном значении, в объяснении условия своего выбора).

Учитель: Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что не знаем, поставить цель).

На доске:

Черная кошка пробежала между бывшими друзьями.

Черная кошка сидит на крыльце.

У соседа денег куры не клюют.

Куры клевали зерно на дворе.

Задание: попробовать найти выражения не в прямом значении.

Кто не выполнил задания? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли определить слова не в прямом значении).

Кто выполнил? Объясните ваш выбор предложений (Не знаем).

    Выявление места и причины затруднения.

- какое заданиевы должны были выполнить?

Почему вы не смогли - ведь в похожих заданиях справлялись? (Здесь одинаковые слова)

В чем причина затруднения? (Мы не умеем находить слова в переносном значении в похожих предложениях).

4. Построение проекта выхода из затруднения :

Какова цель нашей работы на уроке? (Найти условия нахождения словосочетаний в переносном значении).

Сформулируйте тему урока (Словосочетание в переносном значении).

Тема в исправленном виде записывается обучающимися:

Что из этапа повторения поможет в достижении цели? (Находить слова в переносном значении, уметь объяснить).

Предлагаю вам, ребята, поработать в группах. Давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

На доске учитель выстраивает алгоритм.

Найти устойчивое сочетание

Определить значение

Сделать вывод

    Реализация построенного проекта:

Разделитесь на 3 группы и выполните следующее:

Найти в данных парах сочетания в переносном смысле

Потерять голову

отвечать головой

Голова идет кругом

Голова болит

Даю голову на отсечение

Хоть глаз выколи

С глазу на глаз

Мозолить глаза

Голубые глаза

Идти в ногу

Путаться под ногами

Потерять почву

под ногами

Грязные ноги

На работу отводится 3 минуты. Результаты на доске.

Все справились с заданием? (Да)

Были ли трудности? (Да)

Таким образом можете ли вы определить, как вы находите фразеологизмы? (Да. Можно подобрать к ним синонимы).

Сформулируйте, каким образом мы находим фразеологизмы.

Дети проговаривают алгоритм, учитель записывает на доске:

Сделать вывод о выборе словосочетаний

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Если можно заменить слово, то не фразеологизм

Если нельзя заменить слово, то фразеологизм

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Каков следующий этап вашей работы? (Нужно применить новое правило и будем пытаться формулировать условия определения фразеологизмов как устойчивых сочетаний).

Задание:

Объяснить фразеологизмы, лишнее зачеркнуть:

Родился в рубашке, вышел сухим из воды, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, зарубить на носу, яблоко под деревом.

Упражнение выполняется в тетрадях, ученики проговаривают в парах условия нахождения фразеологизмов.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

–Как проверить усвоение темы? (Нужно поработать самостоятельно).

Обучающиеся выполняют задания, проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.

Вариант 2

Зачеркнуть лишнее

Как корове седло

Надулся как индюк

Псу под хвост

Руки чешутся

Сердце кровью обливается

Хоть шаром покати

Зуб на зуб не попадает

Вариант 1

Подобрать синонимы к фразеологизмам:

Свинья грязь найдет

Подложить свинью

Волчий аппетит

Заячья душа

Ехать зайцем

Куриная память

Вариант 3

«Угадай профессию»

Сложить оружие

Закидывать удочку

Попасть в ловушку

Сгущать краски

Через час по чайной ложке

На всех парусах

    Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, где можно применять новые знания? (Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились).

Теперь предлагаю выполнить более сложное задание:

Дополнительное задание: выпишете фразеологизмы, объясните значение:

В. Суслов

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло ”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет ”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал ”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь .
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.

Устная работа. Подберите нужные фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

    Рефлексия учебной деятельности:

Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).

Какова была цель урока? (как найти словосочетание в переносном значении).

Достигли ее? (Да).

В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).

Что помогло вам в работе? (Групповая работа, работа в парах, алгоритм).

Работал засучив рукава-5 обучающихся

Работал в поте лица – 3 обучающихся

Поломал голову- 1 обучающийся

Знаю как дважды два – 6 обучающихся

Подумайте, какую работу можно выполнить дома (выполнить упражнение из учебника, выписать фразеологизмы из басен И. А. Крылова, подготовить иллюстрации к фразеологизмам, которые запомнились).

Учитель предлагает выбрать одно из предложенных заданий.

Тема урока: Фразеологизмы .

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II . Актуализация

Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

Кстати, а что такое лексика?

1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1

Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов. (дефект|недостаток)

* Он пишет мемуары.

* Ваши аргументы убедительны. (доводы)

* Все работали с энтузиазмом.(энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными. СЛАЙД 2

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы) А какие еще виды устаревших слов вы знаете?

3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать.

* Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

* Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

* - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

Пятьдесят два. Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы?

4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры.

IV . Формирование новых понятий и способов действия

Фразеологизмы-

Кот в мешке - то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого; псу под хвост, как кошка с собакой, палить из пушки по воробьям (Использовать чрезмерные средства для решения простых задач).

Работа по учебнику стр. 128-129

V . Применение. Формирование основных навыков и умений

Упр. 458 найдите Ф. Докажите. Как поняли смысл? С одним из них составьте предложение, запишите.

Мы увидели волка и задали стрекача. Запись на доске.

Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения. Но прежде узнаем, какую синтаксическую роль играют Ф? Правило стр. 129

1 ученик подчеркнет на доске.

Посмотрим, знакомы ли вы с Ф.

З а д а н и е №1 (устно) Запись.

Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4

(Что написано пером, не вырубишь топором)

Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?

Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

Как кот наплакал».

Очень мало

После дождичка в четверг

неизвестно когда исполнится.

Знать назубок

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется - фразеологический.

Задание № 3

Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой - «обманывать», 3-ий - «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Задание 3 № (слайд) Зоологическая страничка. вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

Голоден, как …(волк) -- Труслив, как...(заяц) -- Здоров, как …(бык) -- На ухо наступил… (медведь) -- Смотрит, как …(баран) на новые ворота -- Грязный, как … (свинья) -- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р Хитёр как лиса

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением (у доски один человек).

Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант - антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 5 . Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах ).

5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя исамостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

V . Этап информации о Д\З

П. 25 , продолжить рассказ.

Мир Зацепочкина.

Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был - как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней - надпись: «Зовут его Антошка - зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он - крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»

Да, на уроках наш герой бил баклуши , …..

VI . Этап рефлексии

Оценки за урок

Чему был посвящен наш урок?

Что такое Ф?

Что вы о них узнали?

А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся Ф по своему происхождению. Будем учиться различать их.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта