Главная » Разное » Как защитить воздух от загрязнения? Рекомендации экологов. Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема Что делают для защиты воздуха

Как защитить воздух от загрязнения? Рекомендации экологов. Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема Что делают для защиты воздуха

Кто бы сто лет назад мог подумать, что Земле будет угрожать опасность? Причем, опасность по вине самих людей! К сожалению, еще в 80-е годы 20-го века ученые, наблюдающие за состоянием окружающей среды, начали бить тревогу.

Вот уже на протяжении примерно тридцати лет остро стоит вопрос о безопасности планеты, а также ее спасении от гибели. Что происходит, можно ли все исправить, как жить в ладу с природой и друг с другом? На все эти вопросы вы увидите ответы ниже.

Какой была планета до…

Господь создал Вселенную, звезды, планеты, спутники. Но при этом избрал единственную планету, на которой должна быть жизнь - это Земля. Сначала была вода, постепенно появилась суша, образовались материки. Затем планета стала наполняться флорой и фауной. Появились первые люди. Как известно из истории, они добывали пищу с кустарников, растений, использовали травы, охотились на животных. Позднее стали строить дома из природного сырья. Но при этом не ухудшалась экологическая обстановка. Почему? Потому что человек брал только то, что давала природа.

В настоящее время не прекращаются споры о том, сколько лет планете Земля. На самом деле нужно думать о другом: как защитить ее от разрушения по вине людей. Следует вернуться снова к истории, чтобы понять, в чем же наша ошибка.

Сравнение прошлого и будущего

С древних времен люди пользовались тем материалом, который находили вокруг себя: камень, землю, воду, растения. Камень, землю использовали в строительстве, а воду и растения больше в пищу. Разумеется, если образовались отходы, то они разлагались естественным путем или снова становились полноценным объектом природы.

Также не существовало мощной техники для добычи нефти, руды из глубин земли. Кроме того, в качестве транспорта всегда использовали лошадей с колесницами, телегами или повозками. Не существовало заводов. Больше было деревень, чем городов. Единственное, что могло тревожить древних ученых, особенно астрономов, так это метеориты, которые время от времени пролетают мимо или практически над поверхностью Земли. Но, естественно, даже в настоящее время невозможно создать условия для безопасности планеты, очень сложно управлять стихией, тем более, огромных масс и размеров.

Далее следует отметить, что никогда до XIX-XX веков не создавались никакие приборы, способные нанести вред. Не было электростанций, объектов ядерной энергетики. Люди всегда пользовались тем, что есть: нужно освещение и тепло - разводят огонь, нужно помыться - купаются в чистейших водоемах и так далее.

Современная обстановка

Третье тысячелетие - эра не только информационных технологий, но и экологического кризиса. В мире осталось очень мало мест, нетронутых человеческой рукой. Кроме того, с ветрами и осадками ядовитые вещества переносятся по воздуху, оседая всюду.

Первая и самая глобальная техногенная катастрофа произошла в 1986 году при взрыве Чернобыльской атомной электростанции. В радиусе более двухсот километров земля была заражена радиационными частицами, способными не только убивать все живое, но и переноситься с дождем и ветром в другие регионы.

Стала также активно развиваться автомобильная промышленность. Если еще в конце 80-х годов 20-го века личное авто могли купить далеко не все люди, то в настоящее время у одного человека может быть их два, а у семьи и целых пять! Но какой вред приносят автомобили? Речь идет о выхлопных газах, которые вылетают в воздух. Чтобы понять, насколько загрязняют окружающую среду миллионы машин в мегаполисе, нужно выехать на несколько дней на природу, далеко от населенных пунктов, где чистейший воздух. Если завести двигатель автомобиля в таком девственно чистом месте, как лес и поле, то можно почувствовать неприятный запах выхлопа, резко загрязняющий окружающую среду. А теперь представьте, что в городах мы только выхлопами и дышим, просто уже привыкли! Поэтому, безопасность планеты находится под угрозой.

По причине множественных выбросов СО 2 (углекислого газа) температура в населенном пункте намного выше, чем должно быть на самом деле. Ведь из двигателя внутреннего сгорания вылетают через выхлопную трубу вредные примеси с током горячего воздуха. Почему разница бывает на 5, а то и 10 градусов по Цельсию? Потому что выхлопные газы автомобилей, стены высоких домов из железобетона, пары и дым с заводов, ТЭЦ сильно нагревают воздух. Глобальное потепление - еще одна проблема экологии, которая может медленно, но верно привести к гибели все живое.

Если снова окунуться в прошлое, то можно заметить, что наши предки торговали вещами, продуктами на развес или заготавливали экологически чистые упаковки. Не существовало ни полиэтиленовых пакетов, ни пищевой пленки, ни фантиков. Не было также пластиковых бутылок. Все это материалы искусственного происхождения - негорючие, неуничтожимые. Кроме того, производятся они в крупных количествах. Современные люди выбрасывают их на свалки, оставляют на природе. Таким образом, мусора становится все больше и больше.

Стало очень много шума:

  • транспорт,
  • музыка,
  • строительное оборудование,
  • очистительные агрегаты и так далее.

Помимо перечисленного существует еще масса факторов, разрушающих природу. Стоит поговорить о каждом из них отдельно, а заодно вместе подумаем, как можно каждому из нас сохранить Землю.

Вместо автомобиля и мотоцикла - велосипед

Любой современный транспорт (автомобиль, автобус, мотоцикл) создают неблагоприятную обстановку, не только загрязняя воздух, но и создавая шум. Многих людей подобные звуки утомляют вплоть до ухудшения состояния здоровья. Однажды в Европе предложили идею: в один праздничный день запретить выезд по городу на личном автомобиле, если имеется велосипед. Эту идею подхватили многие горожане.

Если бы все физически здоровые и трудоспособные люди согласились на работу/учебу в хорошую и теплую погоду ездить на велосипеде, то можно было бы насладиться тишиной. Конечно, очистить воздух за несколько дней от выхлопных газов невозможно, но можно предотвратить дальнейшее разрушение окружающей среды, вплоть до глобального потепления.

Кроме того, велосипед - это не просто транспорт, он поможет улучшить самочувствие, укрепить здоровье.

Выбрасываем мусор только в контейнер

В любом населенном пункте обязательно должны быть мусорные контейнеры, баки и урны. Каждый человек обязуется выбрасывать даже мелкую соринку в специально отведенном месте.

К сожалению, существуют две проблемы:

  1. Количество ожидаемого мусора гораздо больше, чем контейнеров и урн.
  2. Есть люди, которые не привыкли держать при себе использованный предмет до тех пор, пока не появится возможность выбросить его в мусорный бачок.

Кроме того, количество неуничтожимого мусора становится все больше и больше в лесопосадках, на полянах и в лесах. Он залеживается годами на одном и том же месте, гниет.

Помните о том, что наш дом - планета Земля, неповторима! Такой больше нигде нет! Нам жизнь дана для того, чтобы мы ее созидали, а не уничтожали. Учитесь убирать за собой все, что хочется оставить после пикников, купания, походов. Согласитесь, насколько будет обидно и горько, если хочется прийти, отдохнуть на природе, где лес, чистота, птички поют, но кругом мусор! Если он там имеется, не присоединяйтесь, не добавляйте свою «лепту».

Сжигаем экологически чистые предметы

Не стоит оставлять бумажные пакеты, коробки из-под спичек и другие горючие предметы, не представляющие опасности для людей и окружающей среды. Лучше их сжечь там, где минимален риск воспламенения близлежащих мест, например, на голой земле среди камней и недалеко от водоема.

Конечно, дым - это не очень хорошо, но как говорится, дыма без огня не бывает. А огнем люди пользовались во все времена. И если его использовать разумно, соблюдая технику безопасности, то можно помочь природе, а не навредить ей.

Сохранение жизни на Земле полностью зависит от нас - людей. Чем больше пользы будем приносить природе, тем больше шансов ее спасти. Только, к сожалению, утраченное не вернуть.

Утилизация бытовых предметов

Сложно представить себе сейчас дом, который не имеет вообще никакой бытовой техники. Хотя бы плита и холодильник да найдутся в каждом жилом секторе. Но со временем техника приходит в негодность. Если приспособить ее под другие нужды не получается, встает вопрос об утилизации. Как правило, в нашей стране, люди отвозят крупногабаритные предметы на свалку.

Во многих высокоразвитых странах есть специальные пункты по утилизации любой техники. Но, к сожалению, полностью и безопасно уничтожить ненужный прибор или агрегат не представляется возможным. Поэтому есть только три выхода:

  1. Переработка для изготовления нового предмета/материала.
  2. Разбор для собственных нужд.
  3. Утилизация на свалку.

Если первые два пункта помогут значительно сберечь ресурсы планеты, то последний только вредит.

Нужно отметить очень важный фактор: экологические катастрофы происходят по причине выбросов в окружающую среду радиоэлементов, электромагнитных приборов, аккумуляторов и других предметов, содержащих ядовитые химические вещества.

О вреде курения

Многие уже слышали, что очень вредно курить, так как табак разрушает здоровье. Но дело даже не только в этом. Если раньше папиросы, трубки делались на основе экологически чистого сырья, то сейчас в табачные изделия добавляют различные химикаты, чтобы сэкономить на настоящем табаке.

В мегаполисах все больше и больше становится курильщиков, пользующихся тем самым некачественным продуктом, который к табаку практически не имеет никакого отношения. Мало того, что воздух отравлен выхлопами, здесь также добавляется и табачный дым. Таким образом, страдают не только курильщики, но и независимые от табака люди, животные, птицы и растения.

Человек на Земле существует для того, чтобы брать то, что имеется: травы, деревья, кустарники, грибы, строить дома из камня. Но он пошел дальше, захотел стать властным хозяином, чтобы быть богаче в плане создания техносферы. Но чем богаче современный человек, тем беднее наша планета.

Мытье и стирка природными средствами

Известные хозяйственное мыло, соду, песок и морскую соль вытеснили жидкости для мытья посуды, стиральные порошки с отдушками и моющие растворители, а также различные лакокрасочные материалы. Все эти вещества всегда выливаются в сливную трубу или прямо на землю.

Чтобы уменьшить применение вредной бытовой химии, лучше пользоваться природными средствами.

Нефтяные продукты

В автомобильной промышленности, на железной дороге и заводах любой транспортной техники используются горючие жидкости из нефти. Любой из этих материалов легко проникает в почву, распространяясь вглубь. При этом идет загрязнение подземных вод. Кроме того, предприятия не только потребляют надземную часть воды, но также создают выбросы в нее и воздух.

Безопасность планеты напрямую зависит от того, насколько часто люди будут выливать в почву нефтепродукты, различные химикаты. Если процесс не остановить, то через 20-40 лет земля станет непригодной для жизни.

Обработка и удобрение растений на огороде

Наравне с нефтяными продуктами существенный вред наносят ядохимикаты, искусственные удобрения, которые применяются садоводами, дачниками, а также работниками сельского хозяйства, фермерами.

Проникновение ядовитых веществ в почву можно сравнить с экологической катастрофой. Дело в том, что яды очень долго продолжают оставаться в верхних слоях почвы, принося вред здоровью тех, кто употребляет в пищу продукты, травы, выращенные на подобных участках.

Поэтому лучше обходиться либо совсем без удобрений, либо применять натуральное сырье, например, золу, навоз.

Экономия электроэнергии

Электростанции работают на полную мощь, создавая неблагоприятную обстановку для окружающей среды. Особенно это касается перегрузок на линии, например, зимой, когда темнеет рано.

Чтобы уменьшить выбросы электромагнитного и теплового излучения, снизить риск аварий на АЭС, следует экономить энергию. В настоящее время большим спросом пользуются энергосберегающие лампы.

Безопасность от электромагнитного излучения также должна соблюдаться дома, на рабочем месте. Не стоит оставлять включенными технику, свет, если ничего в данный момент не используется.

Земля и Солнце - главные источники энергии, которые применялись с момента зарождения жизни. Солнечный свет должен использоваться и современниками во время работы, чтения. Поэтому нужно стремиться к созданию помещений с наибольшим количеством окон.

Уменьшение излучения от бытовых приборов

Микроволновки, сотовые, ноутбуки, компьютеры - самые главные источники электромагнитного излучения, которые негативно влияют на состояние здоровья, настроение и энергетику в целом.

Чтобы уберечь себя и близких от лишнего излучения, лучше пользоваться:

  1. Газовой плитой вместо мультиварки, микроволновой печи.
  2. Одним ноутбуком вместо множества различной оргтехники.
  3. Читать настоящие книги вместо электронных читалок.
  4. Стирать белье вручную вместо стиральной машинки.
  5. Использовать тряпку и воду при уборке вместо пылесоса.

Конечно, с нынешними темпами жизни невозможно применить абсолютно все рекомендации, но это поможет избежать прогрессирования техногенной катастрофы, которая происходит тихо, незаметно.

Соблюдение тишины

Для живых существ очень важно находиться в той среде, где нет техногенного шума. Современные приборы, инструменты создают очень много неприятных звуков, которые раздражают окружающих, пугают животных и птиц.

Следует перейти на бесшумные приборы. Например, вместо газонокосилки приобрести обычную косу, бензопилу заменить ручной ножовкой.

Человек на Земле чувствует себя комфортно и безопасно только тогда, когда его окружает спокойная и тихая обстановка: пение птиц, шелест листьев, ветер, плеск или шум воды и так далее.

Лекарства и косметика

Фарминдустрия выпускает различные синтезированные препараты в негорючих упаковках, которые также заполняют свалки. То же самое касается и косметики.

Прогулки на природе и правила поведения

Умение ценить природу, любить Землю и Солнце, наслаждаться тем, что есть, всегда дает чувство радости, счастья.

Очень важно при прогулке на природе бережно относиться к окружающему миру. Не стоит ломать и сжигать то, что пока живет. Нельзя убивать ради своей выгоды птиц и животных, которых становится все меньше и меньше. Ни в коем случае нельзя разводить костры там, где есть риск возгорания.

О любви к нашей планете

Можно иногда видеть лозунги: «Любите наш дом - планету Земля!». Но далеко не все понимают, что требуется делать. Кроме того, нужно иметь силу воли, чтобы оставить те привычные вещи, которые сильно портят экологию, здоровье.

В одиночку справиться с техногенной катастрофой невозможно, но если общими силами предпринять меры, то, возможно, будущее поколение сможет жить в более благоприятных условиях.

Крупномасштабное сохранение планеты

Даже школьники знают об опасности промышленных объектов, но полностью запретить их и ликвидировать практически невозможно, хотя бы из моральных соображений. Ведь современному человеку очень сложно перейти от техники к ручному труду.

Если бы в мире закрыли все заводы и фабрики, ежедневно выбрасывающие тонны отходов в окружающую среду, запретили проезд на современных транспортных средствах, то, возможно, улучшилось состояние планеты, сохранился озоновый слой.

Сколько лет планете Земля, а она продолжает свое существование даже в самых суровых условиях. На протяжении многих миллионов лет происходят геофизические процессы, иногда случается падение метеоритов.

Как явления природы, так и техногенные аварии наносят вред всему живому. Поэтому перед нами стоит задача, как защититься:

  • космическая безопасность планеты (защита от метеоритов);
  • экологическая безопасность (уменьшение загрязнения окружающей среды);
  • духовные и нравственные ценности (прекращение войн, междоусобной брани, терроризма).

Помните, что все только в наших руках. Вместе мы сможем сделать многое, чтобы остановить уничтожение планеты.

От кражи?

Ежегодно с наступлением теплой погоды отмечается рост краж велосипедов. Связано это с тем, что дети не всегда внимательно относятся к своему железному «другу», оставляют его без присмотра в общественных местах или передают его «покататься» малознакомым лицам, которые, взяв велосипед, уезжают на нем в неизвестном направлении. Взрослые так же проявляют беспечность, оставляя велосипед на ночь у двери своей квартиры или на лестничной площадке, чем провоцируют окружающих на совершение противоправных действий.

Здесь мы попробуем вас научить некоторым простым «хитростям», с помощью которых вы сможете уберечь велосипед от кражи.

· Не оставляйте свои велосипеды без присмотра, не храните их в подъездах и на лестничных площадках. Наличие специального запирающего устройства также не может являться гарантией их сохранности. Лучшие места для их хранения – квартира или гараж.

· Запомните «особые» приметы Вашего велосипеда. Если их нет, п оставьте какую-нибудь метку, сделайте его узнаваемым для вас. Вы можете нацарапать какой-нибудь знак на раме или же нарисовать на ней несмываемой краской. Постарайтесь запомнить серийный номер велосипеда, он находится на раме. Помеченные велосипеды меньше воруют. В случае же кражи такого транспорта, вам будет легче его опознать и найти.

· Закрывайте ваш велосипед на замок, даже если вы отлучаетесь ненадолго. Сейчас велозамки можно купить в любом веломагазине или на рынке. Вы можете выбрать себе замок в зависимости от материала, способа крепления и даже цвета и формы. К тому же смастерите тросик «понадежнее», чтобы его было не так-то легко повредить – это отобьет желание у воров «поживиться» легкой добычей;

· Если вы заходите в помещение, к примеру, в магазин или кафе, старайтесь держать велосипед в поле зрения;

· Обратите внимание, возможно, там, где вы собираетесь оставить свое транспортное средство, есть неподалеку камера видеонаблюдения. Оставляйте велосипед в поле ее обзора;

· Если вы не один, отлучайтесь по очереди. Пусть кто-то присматривает за велосипедом. Так намного безопасней.

Полностью обезопасить себя от кражи велосипеда невозможно, но если соблюдать эти нехитрые правила, можно постараться уберечь свое имущество.

Если же все-таки с вами случилась такая неприятность и ваш велосипед украли, первое, что вы должны сделать незамедлительно – обратитесь в по лицию. По возможности возьмите с собой документы на велосипед и чек, свидетельствующий о покупке. Постарайтесь как можно точно его описать.

Очень важно: обезопасьте себя от покупки краденого велосипеда, настоящий хозяин рано или поздно найдется. Проверяйте у продавца документы на велосипед, сверяйте с серийным номером – нет ли признаков изменения. А также попробуйте определить, не был ли велосипед перекрашен. Если что-то вызвало подозрение, не совершайте покупки, а обратитесь в полицию. Лишней бдительности не бывает.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

УМК «Школа России». Учебник: Окружающий мир. 3 класс Плешаков А. А. Москва, «Просвещение» 2013 г.
Цели:

  • познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;
  • доказать детям, что Земля – наш дом, бережём дом – бережём здоровье;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
  • учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: презентация; интерактивная доска; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления цепи загрязнения; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления правил экологической безопасности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Вступление

– Здравствуйте, ребята! Покажите умные глазки, ровные спинки. Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь. А теперь представьте, что вы – цветок, а ваши ладошки – бутоны. Посмотрите на доску.

– Наш цветочек медленно раскрывался и стал таким красивым цветком. Какое настроение вызывает у вас это цветок? Давайте постараемся его сохранить на весь урок. Возьмите друг друга за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, ваших сердец.

– Сядьте удобно. Закройте глаза, опустите головы и попробуйте представить то, о чём я буду говорить:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Откройте глазки. (Приложение 1 . Слайд 1)

4) Кроссворд. (Слайды 2-6)

– Посмотрите вокруг. Подумайте, без чего невозможна жизнь? Вспомним, отгадав кроссворд.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.

Ответы:1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

– А достаточно ли человеку просто воздуха, воды, еды?
– Давайте представим идеального человека: ест правильную по разнообразию пищу, богатую витаминами, спит, как полагается, много двигается, занимается спортом, но
всё равно иногда болеет, может даже угодить в больницу. Значит, для жизни нужно ещё что-то. А вот что? (Если кто-то из детей скажет про экологию, то от этого отталкиваемся и продолжаем беседу, если нет, то тема на доске или на экране)
Вот сегодня мы должны решить эту проблему: что нужно человеку, чтобы он был здоров и счастлив.

II. Сообщение темы урока

Ребята, недавно я услышала интересный разговор.(Выступают учащиеся: мама – девочка, папа – мальчик)
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

2) Беседа.

– Ребята, а вы знаете, что такое экология? «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение, наука».(Слайд 7)
– Что же такое экология?

Экология – это наука о доме . (Хором вместе учитель и дети).

– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).
Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля. Чтобы жизнь была безопасной.
–А что такое безопасность? (Защита от опасности)
– Итак, какая сегодня тема нашего урока? («Экологическая безопасность».) (Слайд 8)
Сегодня наша задача узнать и понять, что же это такое – экологическая безопасность.
Цель: узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды
и научиться защищаться от их вредного воздействия. (Слайд 9)
Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.
Так как же поступают в организм загрязняющие вещества? (Слайд10)
– Через продукты питания.
– Через воздух.
– Через воду.

III. Работа по теме урока

1) Источники загрязнения окружающей среды

Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим внимательно на фотографии (Слайд 11)
– Ребята, возьмите зелёный конверт. На листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.
– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит, вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды. (Слайд 12)
– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайд 13)
(Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)
Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу, так и погубить её.
А ) Поговорим про воздух. (Слайд14)
Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли. (Слайд 15)
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Бывает, ребята увлеченно разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом.

– Где чище воздух? (В лесу). Почему?
– Что является источником загрязнения воздуха?
– Что мы должны сделать, чтобы воздух был чище? (Слайд 16)

Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. Вяз уничтожает за 400 лет жизни 48 кг сернистого газа, а кислорода выделяет 14 кг, клен выделяет в год 2 кг кислорода, один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Физминутка

Рыбки плавают, ныряют,
Кувыркаются в воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

Б) Сейчас поговорим про воду. Я вам расскажу одну историю.

Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку.… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной…
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветной рыбки).

Желтая рыбка . Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка : На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка . Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь.… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка : Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела.… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка . Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка . Среди своих родичей я таких не видела.
Черная рыбка . Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка . Что же нам делать? Как дальше жить?
Черная рыбка . Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?

(Не бросать в воду мусор, не мыть в водоемах велосипеды, строить очистные сооружения на предприятиях, создать водоохранные зоны).

– Ребята, давайте вспомним, отчего река стала цветной?

Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

– А какая вода у вас в домах?

Вода в наши дома поступает очищенной. Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных веществ в ней остается. Давайте вспомним, когда мы кипятим воду, что видим внутри чайника? Накипь. Желтый налет. К тому же на станции очистки воды ее обычно обрабатывают хлором – хлорируют.
Зачем это делают? (для уничтожения бактерий)
Хлор вреден и для человека. Он остается в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течет из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках. (Слайд 17)

В) Поговорим про продукты питания. Как нам защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных пред­приятий. В них накапливается много вредных ве­ществ.
Всегда тщательно мой овощи и фрукты. Это нужно не только для защиты от болезнетворных бактерий, но и для того, чтобы удалить с поверхности овощей и фруктов остатки ядохимикатов, которыми их, возможно, обрабатывали. Не ешь рыбу , выловленную в загрязнённой реке. (Слайд 18)

2) Что такое экологическая безопасность?

– Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.
– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.)
– Можно ли при этом оставаться здоровым?
– Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности .
– А что такое экологическая безопасность ?
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. (Слайд 19) (хором)

3) Составление схемы «Цепь загрязнения»

а) А как же происходит загрязнение окружающей среды? Загрязнение доходит до человека как бы по цепи. Что такое цепь? Цепь состоит из звеньев, одно цепляется за другое.
– У вас на партах лежат розовые конверты. Возьмите их в руки. Откройте. Достаньте то, что в них лежит. (Слайд 20)
Возьмите домик. Положите перед собой. Разложите карточки со словами.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.
– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).
Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.
– Проверим. (Слайд 21)
– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).
Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.
– Проверим.
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).
Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.
– Проверим.(Слайд 22)
Ребята, что мы составили? Обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «Цепь загрязнения ».

б) Рассмотрите картинку. Кто может объяснить цепь загрязнения? (Слайд 23)

в) Возьмите белый конверт. Соберите ещё одну цепь загрязнения. (Работа по группам)

Раздаются карточки для моделирования цепи загрязнения:

*перевозка нефти танкером;
*разлив нефти;
*нефтяная плёнка;
*заражённая нефтепродуктами рыба;
*промысловая добыча;
*попадание рыбы в пищу человека;
*заболевание органов пищеварения;

Проверка (Слайд 24)

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

4) Физкультминутка. Игра «Правила поведения в природе»

Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, проведём игру. Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

5) Составление памяток «Правила экологической безопасности».

а) Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Давайте составим памятки экологической безопасности. Будем работать по группам. Приготовьте жёлтые конверты. Если возникнут затруднения, вам помогут памятки на столах. (Самостоятельная работа.) (Слайд 25)

1 группа – воздух
2 группа – вода
3 группа – продукты питания

– Проверяем. От каждой группы выберите представителя для выступления.

IV. Рефлексия. Тест (голубой конверт) (Слайды 26-30)

1. Виновниками экологических катастроф являются …

а) птицы
п) люди
о) звери

2. Как расшифровывается слово «экология»?

у) наука и жизнь
н) жизнь и дом
я) дом и наука

3. Загрязнение окружающей среды происходит по цепочке. Её называют…

л) грязная цепь
т) цепь загрязнения
в) цепь питания

4. Как защититься от загрязнённой воды?

ь) пить очищенную воду
ю) пить только родниковую воду
й) постараться вообще не купаться

– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.
– Какой вопрос мы задавали в начале урока? (Что нужно человеку, чтобы он был здоров и счастлив)
Молодцы, ребята, теперь и вы, знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.

IV. Итог урока

Сегодня вы познакомились с новыми понятиями. Какими? (Ответы детей.)
– А ещё сегодня мы составили правила экологической безопасности.
– Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье.
– Ваш учебный день окончен. Давайте подведем итоги дня на «Дереве успехов» Это не простое дерево. Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке дерева яблоко.
– Если вы неплохо поработали, но что-то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.
– Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить
на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится.

V. Видеофрагмент

Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды - только несколько дней, а вот без воздуха - всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем ученых, политиков, государственных деятелей и чиновников всех стран. Чтобы не убить себя, человечество должно принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте обязаны и граждане любой страны. Это только кажется, что от нас практически ничего не зависит. Есть надежда, что совместными усилиями все мы сможем защитить воздух от загрязнения, животных от - исчезновения, леса - от вырубки.

Атмосфера Земли

Земля - единственная из известных современной науке планет, на которой существует жизнь, что стало возможным благодаря атмосфере. Она и обеспечивает наше существование. Атмосфера - это в первую очередь воздух, который должен быть пригодным для дыхания людей и животных, не содержащим вредные примеси и вещества. Как защитить воздух от загрязнения? Это очень важный вопрос, который предстоит решить в ближайшем будущем.

Деятельность человека

В последние столетия мы нередко ведем себя крайне неразумно. Полезные ископаемые бездарно транжирятся. Леса вырубаются. Реки осушаются. В результате нарушается природный баланс, планета постепенно становится непригодной для жизни. То же происходит и с воздухом. Он постоянно загрязняется всяческими попадающими в атмосферу. Химические соединения, содержащиеся в аэрозолях и антифризах, разрушают Земли, грозя глобальным потеплением и катастрофами, связанными с этим. Как защитить воздух от загрязнения, чтобы жизнь на планете продолжалась?

Основные причины актуальной проблемы

  • Газообразные отходы заводов и фабрик, в бессчетном объеме выбрасываемые в атмосферу. Ранее это происходило вообще бесконтрольно. А на базе отходов предприятий, загрязнявших окружающую среду, можно было организовывать целые заводы по их переработке (как это делают сейчас, например, в Японии).
  • Автомобили. Сжигаемый бензин и дизельное топливо образуют которые улетучиваются в атмосферу, серьезно загрязняя ее. А если при этом учесть, что в некоторых странах на каждую среднестатистическую семью приходится по два-три авто, можно представить глобальность рассматриваемой проблемы.
  • Сжигание угля и нефти в теплоэлектростанциях. Электричество, конечно же, крайне необходимо для жизнедеятельности человека, но добывать его подобным способом - настоящее варварство. При сжигании топлива образуется множество вредных выбросов, сильно загрязняющих воздух. Все примеси поднимаются в воздух с дымом, концентрируются в тучах, проливаются на почву в виде От этого в значительной мере страдают деревья, которые предназначаются для очищения кислорода.

Как защитить воздух от загрязнения?

Меры по предотвращению сложившейся катастрофической ситуации давно разработаны учеными. Остается только следовать предписываемым правилам. Человечество уже получило серьезные предупреждения от самой природы. Особенно в последние годы окружающий мир буквально кричит людям о том, что потребительское отношение к планете необходимо изменить, иначе - смерть всего живого. Что нужно делать? Как защитить воздух от загрязнения (картинки нашей удивительной природы представлены ниже)?


По мнению специалистов-экологов, такие меры поспособствуют значительному улучшению сложившейся ситуации.

Приведенные в статье материалы могут быть использованы на уроке по теме «Как защитить воздух от загрязнения» (3 класс).

Земля – это супер саморегулирующийся организм. Людям, которые являются его частью, надо перестать вредить планете, так, как вы не стали бы отрезать собственный палец. Философия «глубокой экологии» лежит в основе многих движений за охрану окружающей среды.

Люди отделены от окружающей среды, они либо обслуживают природу, либо являются ее хозяевами. Мы же должны видеть себя тем, чем мы, очевидно, и являемся: частью природы, не отличающейся от какой-либо другой ее части, считает американский профессор философии Майкл Зиммерман, пишет FacePla.net .

«Вместо того чтобы устанавливать тождество между собой и своим эго или непосредственными семьями, мы должны научиться отождествлять себя с деревьями, животными и растениями, да и всей экосферой. Это подразумевает довольно радикальное изменение сознания, но при этом наше поведение станет больше соответствовать тому, что говорит наука об улучшении жизни на Земле. Мы перестанем делать определенные вещи, которые вредят планете, так, как вы не стали бы отрезать собственный палец», – так объясняет Зиммерман свою идею.

Или как говорит норвежский эко-философ Арне Наэссос, который ввел термин «Глубокая экология»: «Это система мировоззрения, когда мы защищаем окружающий мир как часть самих себя». Глубокая экология понимает человека как «часть Земли», и не как «на Земле». Каждый вид имеет неотъемлемую ценность, которую нельзя измерить пользой для человечества. По словам Наэсса, ни один вид живого существа не имеет больше права жить и развиваться, чем какой-либо другой. Вся жизнь ответственна за здоровье и благополучие всей жизни, потому что вся жизнь взаимосвязана, взаимодействует и, в конечном счете, едина.

По мнению британского ученого Джеймса Лавлока, Земля - это супер организм, кибернетическая замкнутая система, которая «ищет оптимальную физическую и химическую среду для жизни на этой планете». Поэтому, тонкое равновесие жизни на Земле так хорошо сохраняется. Ее температура остается практически стабильной более 3 млрд лет, хотя на протяжении этого промежутка времени энергия Солнца возросла на 30-40%. Химический состав атмосферы Земли и соленость ее океанов также остались неизменными, несмотря на энтропию - второй закон термодинамики, указывающий, что все должно происходить иначе.

«Все разнообразие форм жизни на Земле от китов до вирусов, от дубов до водорослей, может считаться составляющим единого живого существа, способного манипулировать земной атмосферой, приспосабливая ее под свои потребности, а также снабженного умениями и возможностями, далеко выходящими за границы тех, которыми одарены его составляющие части» - пишет Лавлок в своей книге «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле».

Вокруг теории велись длительные войны. После многочисленных компьютерных моделирований и подтверждающих исследований, исправлений ошибок самим Лавлоком, теория была признана почти законной.

В книге «Навстречу дикой природе» Пол Шепард, профессор экологии человека Питцер-колледжа в Клермонте (Калифорния), доказывает, что глубокие природные связи между планетой Земля и человечеством отражаются на человеческом мышлении. Так как люди провели 99% своей истории как охотники и собиратели, то вся архитектура мозга основана на идее поддержания жизнедеятельности природы. И это нашло отражение в языке, который действовал как мост к миру природы. Например, мы до сих пор говорим «устал как собака», «спокойный как удав» и т.д. Что случится, если те самые вещи, которые научили нас думать, исчезнут? Тогда может последовать экологическое разрушение психического равновесия.

Так по данным исследования, проведенного группой консультантов, во время пробуждения урагана «Катрина» частота психических заболеваний у людей, живущих в этой области, удваивается. Ученые Университета Иллинойса недавно открыли, что эффект от 20-минутной прогулки в лесу превосходит по действию все медикаменты, существующие сейчас на рынке для лечения синдрома детской гиперактивности. Когда детям не хватает контакта с природой, когда их инстинкт самосохранения остается неподпитанным, они гораздо больше подвержены тревогам, депрессиям и расстройству внимания.

Глубокая экология - это не только теория или описание реальности, это еще и призыв к действию: мы должны защищать планету так, как мы защищаем самих себя. На сегодняшний день эта философия лежит в основе значительной части движений за охрану окружающей среды.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта