Главная » Карьера » Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделиться медком. Загадки про насекомых Загадка домовитая хозяйка полетела над лужайкой

Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделиться медком. Загадки про насекомых Загадка домовитая хозяйка полетела над лужайкой


Обобщение знаний о пчёлах. Обобщение знаний о пчёлах. Приобретение навыков самостоятельной Приобретение навыков самостоятельной работы с литературой. работы с литературой. Узнать больше об окружающем мире, о жизни пчёл в природе. Узнать больше об окружающем мире, о жизни пчёл в природе. Расширить свои знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях пчёл. Расширить свои знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях пчёл. Обогатить словарный запас. Обогатить словарный запас. Учиться сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие связи о деятельности пчёл (матка, трутень, рабочая пчела), делать обобщения. Учиться сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие связи о деятельности пчёл (матка, трутень, рабочая пчела), делать обобщения.


В старину пчёл называли « Божьими угодницами», потому что они дают людям не только ароматный мёд, но и воск, из которого делают церковные свечи. С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. Наши предки торговали с заморскими купцами мёдом и воском. В те далёкие времена люди ещё не строили для пчёл специальных домиков, которые называются ульями. Пчёлы устраивали свои гнёзда в дуплах старых деревьев – бортнях, а пчеловодство называлось бортничеством. В тех местах, где шла бойкая торговля, и возникали старинные русские города Киев, Чернигов, Новгород … Пчёлы и люди


Вспомним, как выглядит пчела. У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчёлы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчёлки большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. Сильные челюсти пчелы – их называют жвалами, помогают насекомому размягчать воск. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Вы, конечно, знаете, что золотая пчёлка может очень больно ужалить, ведь в её брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Какая ты – золотая пчёлка?


Как живёт большая дружная семья В заботах и трудах! Ведь большая часть поселения улья составляют рабочие пчёлы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают пчёлы – разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав. Потом разведчицы возвращаются в родной улей и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчёлы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений. Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами – разведчицами. В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Пчелу – царицу окружает целая свита придворных пчёл. Они кормят матку и ухаживают за ней. Матка никогда не покидает улей, е собирает мёд и пыльцу цветов. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчёлами восковые ячейки. В начале лета из яичек появляются молодые пчёлы. Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей.


Как устроен пчелиный дом. Как устроен пчелиный дом. Это довольно большой деревянный ящик на четырёх ножках с открывающейся крышей. Внутри улья есть вертикально расположенные рамки. Внутри этих деревянных рамок трудолюбивые пчёлы строят из воска шестигранные ячейки – соты. Некоторые из ячеек в сотах заняты мёдом, а в другие матка откладывает яички. Та часть луга или поляны, где расположены ульи, называется пасекой. Когда пасечник хочет заглянуть в улей, чтобы убедиться в том, что мёду пчёлами собрано уже достаточно и его нужно извлечь из сот, он пускает в улей небольшую струю дыма. В пчелином доме сразу начинается страшный переполох: пчёлы «думают», что где – то рядом начался пожар и на всякий случай набирают в желудки как можно больше мёда. А если желудок пчелы доверху набит мёдом, она не может изогнуть брюшко и выпустить своё ядовитое жало, то есть попросту говоря, с полным желудком пчела не может укусить. Этим и пользуются пчеловоды, когда достают из улья рамки с сотами. С наступлением прохладных осенних деньков ульи переносятся с пасеки в тёплые сараи на зимовье. Зимой пчёлы не спят, но становятся медлительными, вялыми. Заботливые пчеловоды утепляют ульи и обязательно оставляют своим трудолюбивым помощникам медку, чтобы они были сыты долгой морозной зимой. «Яблоньку любим за яблоки, а пчёлку – за мёд!» - говорят люди.


Пчёлка маленькая, да мёд её сладок Пчёлка золотая над цветком порхает, Сок душистый пьёт – собирает мёд. Душистый вкусный, целебный мёд люб всякому. Недаром в народе говорят: «Пчёлка маленькая, да мёд её сладок», и ещё : «У кого пчела, тому и жизнь весела». По цвету и вкусу пчелиный мёд разный. Липовый мёд – липец – прозрачный, светлый золотисто – янтарный, а мёд, собранный с разнотравья,- коричневый, будто струя лесного ручья, и чуть горьковатый. Люди называют пчёл хлопотуньями, труженицами, а когда говорят о трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке обычно говорят, что трудится он, как пчела. Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (пчела)


Кто любит мёд? Но не только люди любят мёд, не упустит случая полакомиться им и медведь, причём привлекает Топтыгина не только мёд, но и сами пчёлы и их личинки. Был случай, что в улей с пчёлами пробралась ловкая, проворная куница, правда, это чуть не стоило ей жизни – еле ноги унесла сластёна от пчёл, разозлённых таким нахальным разбоем. В природе существует крупная бабочка, которую называют «мёртвая голова». Эта бабочка тоже очень любит пчелиный мёд и нередко наведывается в ульи. Вот как описывает такой случай биолог и писатель П.И. Мариковский. «У одной из самых крупных бабочек нашей страны – у бражника мёртвая голова» - на груди находится рисунок человеческого черепа! Этот бражник отлично знаком пчеловодам. Он забирается в улей и ворует мёд. Трудно сказать, в какой мере такой рисунок устрашает врагов этой бабочки. Ведь череп человека знаком только людям. Как бы то ни было, но некоторые суеверные пчеловоды опасаются трогать эту бабочку, предполагая, что её охраняет недобрый дух».


1.«Пчелиный домик». 2.«Что делают пчёлы днём»? «Чем питаются пчёлы»? 3.«Что делают пчёлы весной»? (май). 4.«Пчёлы живут по одной или семьёй»? 5.«Кто любит есть мёд»? 6.«Что делают пчёлы осенью и зимой»? Наблюдения за пчёлами После всей проделанной работы я могу сделать следующий вывод: После всей проделанной работы я могу сделать следующий вывод: Если пчёлы исчезнут, то все цветы завянут, потому что их некому будет опылять, медведю и человеку будет не хватать мёда. Не зря в народе есть поговорка «Цветы без пчёл, а пчёлы без цветов не живут».


Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они»? Книга для воспитателей и родителей – Москва 2008 г. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они»? Книга для воспитателей и родителей – Москва 2008 г. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996 г. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996 г. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г. Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г. Литература:



В деревне у бабушки, в парке, на даче загадки про насекомых не оставят равнодушным ни одного ребенка. Ведь осы, пчелы или бабочки занимают малышей не меньше котов и собачек. В этом разделе собраны самые занимательные загадки про насекомых.
Совет: Разнообразить игру в загадки можно добавлением интересных примет. Вот вы знали, что если обнаружить в одном месте много паучков, то можно ожидать хорошую погоду?

Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят.
Ответ: (Таракан)
***

Под землей он роет ход,
Но не крот!
Ответ: (Червяк)
***

Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт?
Ответ: (Сверчок)
***

Погасили в доме свет -
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу да ру-чу-чок.
Кто же это? …
Ответ: (Сверчок)
***

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …
Ответ: (Сверчок)
***

Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок.
Ответ: (Шмель)
***

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
Ответ: (Пчела)
***

Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит.
Ответ: (Пчела)
***

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: (Пчела)
***

Летит мохнатенькая,
Летит за сладеньким.
Чудо-город-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветах качается.
Ответ: (Пчела)
***

У кого глаза на рогах, а дом на спине?
Ответ: (Улитка)
***

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: (Оса)
***

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ:(Осы)
***

Вьётся верёвка, на конце - головка.
Ответ: (Змея)
***

Летает по-птичьи,
Ревёт по-бычьи.
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Ответ: (Жук)
***

Два рога, а не бык,
Шесть ног — без копыт.
Ответ: (Жук)
***

Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Ответ: (Жук)
***

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.
Ответ: (Жук)
***

Она, как змейка, в траве мелькает.
Хвост оборвёт - другой наживёт.
Ответ: (Ящерица)
***

Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: (Муравей)
***

Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно.
Ответ: (Муравей)
***

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
Ответ: (Муравьи)
***

В лесу у пня
Суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
Ответ: (Муравей)
***

Мужички без топоров
Рубят избу без углов.
Ответ: (Муравьи)
***

Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Ответ: (Божья коровка)
***

Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
Ответ: (Божья коровка)
***

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: (Стрекоза)
***

У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть.
Ответ: (Блоха)
***

Маленькая, горбатенькая,
Скачет, несется,
В руки
Не дается
Ответ: (Блоха)
***

Она его любит, но мучит,
Он ее ненавидит, но ищет,
Найдет - радуется.
Ответ: (Блоха)
***

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
Ответ: (Кузнечик)
***

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
Ответ: (Кузнечик)
***

Висит сито, не руками свито.
Ответ: (Паук)
***

На стене в углу мохнач,
Он охотник, он и ткач.
Ответ: (Паук)
***

Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
Ответ: (Паук)
***

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: (Паук)
***

В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
Ответ: (Паук)
***

Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
Ответ: (Паук)
***

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел.
Ответ: (Бабочка)
***

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ: (Бабочка)
***

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас сама садится.
Ответ: (Муха)
***

Целый день везде летает,
Очень всем надоедает.
Ответ: (Муха)
***

Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
Ответ: (Муха)
***

Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою проливает.
Ответ: (Комар)
***

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: (Комар)
***

Из-за тебя бью себя,
Из-за себя бью тебя -
Прольётся кровь моя.
Ответ: (Комар)
***

Не солнце, не огонь, а светит.
Ответ: (Светлячок)
***

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
Ответ: (Гусеница)
***

Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.
Ответ: (Гусеница)

Надежда Беликова

Цель :

Формирование понимания, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть, забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Задачи :

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) :

Название плодовых деревьев, цветов, их строение.

Пчела – насекомое, среда обитания , взаимоотношение с человеком.

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание )

Сохранение объектов природы.

Целесообразное её использование.

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить её)

Развивать грамматический строй речи, обогащать и активизировать словарный запас через игровую деятельность, внимание, память.

Предварительная работа :

Наблюдение, экспериментирование и практическая деятельность по уходу за растениями, аквариумом. Чтение художественной литературы, фольклорных произведений, отгадывание загадок. Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций, рассказывающих о природных явлениях, деятельности людей, их поведения в природе, развлечениях и традициях. Сюжетно-ролевые игры и этюды по теме «Цветы» , «Поход» , «У речки» , «Животные» ; пальчиковые, хороводные и подвижные народные игры, театрализация.

Приоритетные образовательные области :

Познание.

Интеграция образовательных областей :

Социализация, коммуникация, здоровье, художественная литература.

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование :

Коробка – посылка; муляж пчелы; картинки : «Пчела» , «Луг» , «Ульи» , «Пчела у яблони» , «Плоды на дереве» ; карточки : «Цветы» , «Плод и его половинка» , «От семечка до плода» .

План деятельности :

1. Мотивация :

2. Основная часть :

Д/игра «Назови цветок»

Этюд с элементами дыхательной гимнастики

Исследование : опыт «Как корни пьют воду»

Д/игра «С какого дерева плод»

Физминутка

Д/игра «Узнай, чья половинка»

Продуктивная деятельность :

Ход НОД:

1. Посылка

Вос-ль :

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Нам пришла посылка, а кто же её прислал?

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой ,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

На цветок она садится,

Не устав с утра трудиться

Людям воск и мёд дала

Беспокойная … (Пчела, а зовут её Майя

Хотите узнать, что в посылке? Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь.

2. Открываем посылку. (Картинки «Цветы» )

Д/игра «Назови цветок»

Все растенье это знают.

Иногда на нем гадают :

Может, любит, может, нет –

Скажет нам она ответ

В поле есть такой цветок :

Ярко синий лепесток.

На ветру качается,

Нежно называется.

Ты в лесу его найдешь.

Пожалеешь, не сорвешь.

Очень нежный он на вид.

Вот чуть – чуть и позвонит.

Колокольчик

Когда они молодые,

То желтые и золотые.

Чуть станут постарше – белеют,

А в старости вовсе лысеют.

Одуванчик

Ребята, как вы думаете, почему пчелка Майя так любит цветы?

Картинка «Цветущий луг»

Как называется такое открытое для солнца, ровное место, где растет много цветов? (Луг, поляна, лужайка ) . На таких лужайках ставят пчелиные дома.

Картинка "Ульи"

Кто знает, как они называются? Ульи.

Для получения ложки меда 200 пчел должны собирать нектар в течение всего дня, перелетая с одного цветка на другой.

Этюд «Цветок» с элементами дыхательной гимнастики

Мы с вами показали, как вырос цветок, но не назвали, а что у цветка в земле. Для чего цветку корень? (Ответы детей)

Опыт :

Кусок бинта скрученного в жгут опускаем в раствор марганца. Он поднимается по ткани. Так вода и питательные вещества попадают в растение, и оно растет.

Д/игра : «От семечка до плода»

Д/игра : «Назови плод, с какого он дерева»

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

(Яблоко)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень.

(Лимон)

Как называются деревья, на которых растут фрукты? – Фруктовые.

Где растут фруктовые деревья? – В саду.

Пчелам нужны цветы, а цветам нужны пчелы?

Ответ на этот вопрос мы найдем во фруктовом саду.

(Раздается жужжание пчелы. Пчела в посылке.)

Пчела :

Здравствуйте, ребята. Я услышала слово сад и проснулась. Мне так хочется в сад напиться нектара. Полетим со мной .

Воспитатель :

Пчелка, наши дети не умеют летать.

Физминутка : «Пчелки»

Пчела :

А вы 3 раза повернитесь, сразу в пчелок превратитесь. (Превращаются) Полетели… . Вот мы и в саду. 3 раза повернитесь и в ребяток превратитесь, на стулья садитесь.

Пчела :

У меня есть рот – хоботок, я его опускаю в цветок, нектар набираю, а на лапках моих собирается пыльца с цветка. Потом я лечу на другой цветок, пока пью нектар, пыльца, которая была на лапках, падает на цветок, а новая набирается. Так я и опыляю растения. А если не опылить растения, то цветок увянет и из него не получится плода.

Вывод : Пчелы нужны растениям.

Д/игра «Узнай, чья половинка»

Дополнительное задание :

Назови одним словом – овощи и фрукты;

Где растут овощи? – на грядке.

Где растут фрукты? – на дереве.

Пчела :

Нам много приходится трудиться, опыляя сады, огороды и поля, чтобы они могли приносить плоды; собрать нектар и сделать мед. Мед лечит человека от болезней, а полезные травки , фрукты и овощи повышают его иммунитет.

Мне в улей пора, до свиданья, детвора. (Пчела улетает)

3. Вывод :

Маленькая пчелка приносит много пользы людям, значит нужно беречь и защищать пчел и место их обитания, сохранять природу.

Сказка для чтения по теме занятия (Взята из интернета)

" Сказка про мяту"

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый , как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – остались без денег, которые за мед выручали. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит :

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит.

– Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала :

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта