Главная » Дети » Слабая сила воли. Как бороться с ленью

Слабая сила воли. Как бороться с ленью

Всем привет, с вами Ольга Рышкова. Что такое лень? Это наследственное свойство или состояние, которое наступает вследствие какой-то болезни? Если так, есть ли лекарство от лени?

Никто не упрекает в лени часами лежащую кошку. Для неё, как и для других животных, лень – способ сбережения энергии. Особенно это касается животных, которые питаются низкокалорийной растительной пищей.

Человеческая лень продвигает наш прогресс – нас возят автомобили, за нас стирают стиральные машины, на заводах работают конвейеры и автопогрузчики. Но здесь речь идёт о талантливых изобретателях. А наше желание безделья, которое манит нас к дивану, откуда оно?

Если человек проспал 8-9 часов, просыпается разбитый и через 2-3 часа у него снова появляется сонливость и апатия, это должно заставить насторожиться. Приступы лени испытывают все, но мало кто задумывается о её источниках. Есть несколько медицинских причин, которые в быту называются простым словом «лень», а на самом деле имеют под собой научное обоснование.

Причина 1. Гормоны щитовидной железы.

Они влияют на функции человеческого организма и, в частности, на скорость биохимических реакций и обмена энергией между клетками. То, что мы расцениваем как лень, может оказаться нарушением в функционировании щитовидной железы. Если она синтезирует недостаточно гормонов, замедляется обмен веществ. Это называется гипотиреоз – сниженная функция щитовидной железы. Обнаружить его поможет анализ крови и УЗИ.

Причина 2. Гормоны надпочечников.

Так называемая лень, отсутствие интереса к жизни и удовольствия от вещей, которые ранее радовали человека, могут быть соматическими признаками стрессовых состояний.

Катехоламины (адреналин, норадреналин) и кортизол – это гормоны стресса, которые нужны нам для приспособления к любым ситуациям. Их вырабатывают надпочечники.

Во время стресса или интенсивной работы их уровень в крови повышается. Чем чаще и сильнее стресс, тем больше гормонов надпочечников в крови. Это внутренний механизм защиты от сильного физиологического стресса.

Но только в том случае, если гормональная система правильно работает. Если человек живёт в состоянии постоянного, хронического стресса, когда надпочечники вынуждены месяцами и годами гнать в кровь гормоны стресса, эти железы истощаются.

Больше надпочечники не могут при необходимости реагировать выбросом гормонов. Плюс тканевые рецепторы адаптируются к ним и перестают на них реагировать. Человек становится вялым, заторможенным, усталым. Каким? Правильно, ленивым.

Это та ситуация, которая требует нормализации образа жизни или даже профессиональной помощи врача, чтобы справиться с болезнями стресса и наладить жизнь.

Причина 3. Синдром хронической усталости (СХУ).

Если человек устал психологически (допустим, в стрессовой ситуации), у него ухудшаются умственные способности. СХУ внешне может выглядеть как простое переутомление, но сопровождается ухудшением иммунной защиты и нарушением доставки кислорода к тканям. Причиной развития СХУ учёные считают вирус герпеса (его формы – вирус Эпштейна-Барр, цитомегаловирус), я об этом подробно писала в статье « Вирус герпеса – причина синдрома хронической усталости ».

СХУ - это не обычная периодическая кратковременная усталость в зависимости от напряжённости работы. Это состояние продолжается длительные промежуток времени, полгода и больше без каких-либо просветлений с постоянным ощущением утомления, ухудшением памяти, раздражительностью. Синдромом хронической усталости и её спутником ленью можно заразиться как гриппом.

Причина 4. Защитные механизмы психики.

Такие механизмы подключаются тогда, когда человеку нужна защита от умственного и эмоционального перенапряжения и когда подсознание не хочет делать то, чем человек занимается осознанно. Это частая ситуация, когда человек выглядит ленивым, недостаточно трудолюбивым, но связано это не с тем, что ему не хочется ничего делать, а с тем, что то, чем он занимается ему не очень интересно. Это нормальное сопротивление, с которым не стоит бороться. Лучше узнать, что на самом деле интересно этому человеку.

За ленью может скрываться просто отсутствие желания, отсутствие мотивации, целей, неясные перспективы в будущем, а может скрываться избегание неудач. Такие проблемы поможет выявить общение с психотерапевтом.

Причина 5. Защитные механизмы нервной системы.

Такие механизмы запускаются при нарушении режима работы и отдыха, а также при длительной напряжённой работе мозга. Организм включает механизм лени, чтобы защитить себя от нервного истощения.

Работа допоздна и по ночам достаточно часто приводит к нарушению циркадных или суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование должен соблюдаться и если человек продолжает бодрствовать ночью, организм это не принимает, он должен ночью спать.

Если в силу специфики работы ночная активность становится нормой в течение продолжительного времени, организм адаптируется к хроническому стрессу и теряет способность нормально отдыхать. Физическая выносливость нарушается.

Накопившаяся ситуация с нарушением сна приводит к истощению компенсаторных возможностей и быстро нарастает усталость, разбитость. Победить вялость и лень можно, если изменить образ жизни. Рекомендуется снижение нагрузки хотя бы небольшое, пересмотр циклов отдыха и обязательное внедрение в жизнь активных видов отдыха, в том числе физкультуры.

Причина 6. Гены.

Согласимся, что, кроме перечисленных причин, у кого-то есть и обыкновенная предрасположенность к безделью. Учёные выявили, что из 17 тысяч имеющихся у нас генов 36 имеют отношение к особенности характера, которое именуется ленью и эти гены передаются по наследству.

Но если в вашей родословной вы лентяев не обнаружили, а вас она преследует, подумайте о том, что ленью организм может сигнализировать о своих проблемах.

Но если врачи не обнаружат медицинских причин вашей лени, значит, пришло время браться за себя самому.

В условиях интенсивной работы «лень» может быть естественной потребностью в отдыхе .

В ряде психологических экспериментов было подтверждено, что человек, находясь в коллективе, где его вклад не идентифицируется, проявляет социальную леность .

Не следует путать лень с безволием, а также симптомами некоторых психических заболеваний, таких как депрессия , синдромом дефицита внимания , расстройством сна, шизофрении и т. д.

Определения лени, причины лени

Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть :

  • Переутомление, объективная вымотанность организма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» - когда мы тратим время своей жизни на дела, не являющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
  • Неподготовленность к решению предстоящих задач.
  • Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни.
  • Большое количество дел и отсутствие плана.
  • Желание отдохнуть.

Часто лень может быть признаком депрессии .

В психологии лень - это отсутствие мотивации .

Высшая степень лени, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля , называется «отеть» .

Психология

С точки зрения психологии, лень характеризуется больше как вредная привычка , а не психическое расстройство . Главными причинами низкой самооценки, дурных черт характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах, отсутствие интереса к какой-либо деятельности или же убеждений в её эффективности. Исследования в данном направлении показали, что лень - следствие понижения уровня мотивации, вызванная чрезмерной стимуляцией или большим количеством факторов, которые способствуют высвобождению в головном мозге дофамина, отвечающего за удовольствие . Чрезмерное высвобождение дофамина приводит к притуплению нейронных моделей, а также негативно сказывается на передней части мозга, отвечающую за восприятие риска. Специалисты, занимающиеся изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью говорят, что чрезмерная активность может быть причиной проблем с поведением, рассеянного внимания и эмоциональных травм, впоследствии приводящих к лени, которая может проявляться в виде защитной реакции организма

Социальные примеры

Религия

Христианство

В книгах Притчей и проповедника Екклесиаста отмечено, что лень может привести к бедности, ухудшению условий жизни (Прит. , Екк. ).

Ислам

كسل (Касал) - использующийся в Коране арабский термин для обозначения лени, бездеятельности и медлительности. Противоположностью лени является Джихад аль-Нафс, то есть борьба против своего эго. Молитвы пять раз в день, а также натощак являются частью действий против лени. В Исламе считается, что лень идёт из ада.

Буддизм

В буддизме термин kausīdya обычно переводится как «лень» или «духовная леность». Kausīdya определяется как нездоровая деятельность, такая как лежание или потягивание.

Лень в культуре

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.
  • Существует гравюра «Лень» - рисунок пером для цикла из семи гравюр «Семь смертных грехов », написанная в 1557 году.
  • Лень - мультфильм 1981 года, снятый Александром Полушкиным .
  • Роман Ивана Гончарова «Обломов».
  • Хуан Тамад (Ленивый Джон), филиппинский персонаж фольклора.

универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего - следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. - Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр. Иногда неприятную работу можно "пересидеть" (так, в армии известен принцип: получив команду, не спеши выполнять - может последовать команда отставить). Чтобы сделать работу приятной, можно:

1) придумать себе систему поощрений;

2) устроить соревнование с коллегами (даже если они об этом не знают);

3) однообразную часть работы довести до автоматизма - тогда она "проскакивает" мимо психики;

4) психологически отстраниться: представить себя актером, вживающимся в образ, или сыщиком, занимающимся промышленным шпионажем (это особенно эффективно при разовых работах);

5) держать в памяти конечные стимулы - заработок, признательность, профессиональный рост, даже окончание неприятной работы - и удовлетворение от стимулов постепенно перенесется на сам процесс работы. Присутствие лени по причинам физическим и душевным. Такие причины могут понемногу возникнуть как бы сами собой: нужно только не делать зарядку, не гулять, не заниматься спортом, есть меньше овощей и фруктов, ложиться спать попозже и пр... Лень приходит и тогда, когда у человека нет цели либо он не может определить ее. Стоит попробовать письменно ответить на вопросы: о своих жизненных целях; о том, как хотелось бы провести следующие три - пять лет жизни; о том, как бы шла жизнь, если бы знать, что через полгода она Закончится... И выделить для ответов на эти вопросы по две-три минуты. Потом в каждом из списков ответов выделить три главные цели, а из них - самую главную. И посмотреть, похожи ли они на то, чем приходится заниматься изо дня в день. - Это и будет обоснованным диагнозом лени и рецептом от нее. У лени есть определенный режим. На тяжелые, ленивые часы нужно перенести самые простые дела. Если тяжелые времена - месяц или сезон, можно разбить их коротким отпуском. Если это "весенняя усталость", следует обратить внимание на витамины, больше бывать на воздухе, на солнце. Кроме названных ситуаций, могут быть иные. Главное - понять истоки лени, сформулировать проблему, наметить пути выхода из нее и сразу же действовать. Но и не забывать, что кроме лентяев есть и трудоголики, жизнь коих тоже может пройти мимо...

Лень - противоположность таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синомичными этому понятию являются слова «праздность», «тунеядство». В различных словарях, как отмечает Т. В. Понарядова , лень (леность) определяется сходным образом: в словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в словаре русского языка XI–XVII вв. - как отсутствие желания; в словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривал лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов писал, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, показывать недостаточные усилия.

В «Психологическом словаре для родителей» лень определяется как «немотивированное уклонение ребенка от поручений» [С. Степанов, 1996, с. 53].1 Там же говорится о ленивых детях, которые «не выполняют доступных их возрасту действий самообслуживания, не помогают родителям по хозяйству и т. п. В школьном возрасте лень проявляется в пассивном отношении к учебе, когда ребенок выполнению учебных заданий предпочитает игры, прогулки или даже бесцельное времяпрепровождение. В дальнейшем он стремится уклониться от трудовой деятельности, так как он не привык трудиться и считает любую работу неприятным занятием».

Важно отметить, что в этих определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д. А. Богданова дала расширенное определение лени: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции» . Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е. Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):
1) мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
2) поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
3) эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени . Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательный, положительный (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. Так, с появлением христианства лень была отнесена к греху. В Средневековье лень рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие, которые считают лень двигателем прогресса, без которой не было бы никаких открытий (см., например, «Полезная лень» ). Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, полагают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому М. Берендеева считает, что лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает. Организм сам начинает отказываться от работы. Такой ленью страдают «трудоголики». М. Берендеева приводит и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальника), угнетающее его волю, желание. В этом случае лень служит защитой от психотравмирующих факторов.

Д. А. Богданова выявила, что подростки двояко относятся к лени: одни считают ее символом свободы и умиротворенного счастья, другие - искушением, слабостью, приводящими к гибели личности, а третьи -повседневной неизбежностью, не требующей ни вмешательств, ни поощрений. Для ряда подростков лень - это способ расслабления, омрачаемый муками совести.

В медицине лень рассматривается как многообразное заболевание с не до конца выясненной этиологией. Выделяют три ее разновидности:
1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше.
2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать и как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью неадекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению.
3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что"то делать других; велика страсть к сочинительству.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф (М. Левин ).

М. Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. М. Левин выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает и роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Природа лени как качества личности . Причиной лени обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое как. Тот же результат будет, если цель ребенку не ясна.

Однако, как уже говорилось выше (М. Левин), лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними. По мнению И. И. Дудкина , лень обусловлена и биологическими факторами.

Изучение этого вопроса психологами явно отстает от запросов педагогики и психологии развития. Можно указать лишь на одну монографию, посвященную проблеме лени (Т. В. Понарядова ). Автор выявила, что провоцировать и углублять лень может высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Ю. С. Ошемкова полагает, что лень у молодых людей является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор пришла к выводу, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и понято как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени, по мнению Ю. С. Ошемковой, позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает молодому человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

По данным Е. Л. Михайловой , ленивые студенты отличались от трудолюбивых низким уровнем развития волевой регуляции (им сложнее довести начатое дело до конца, у них хуже сформировано умение планировать, распределять нагрузку), низким желанием учиться.

Н. Боровская , разделив учащихся по самооценке и экспертной оценке учителей на ленивых и неленивых, обнаружила различия между ними. Для ленивых, по сравнению с неленивыми, более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в учебной деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по «внутреннему» балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая учебная мотивация (направленность на знания и отметку). Соответственно, для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в учебной деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая учебная мотивация (направленность на знания и отметку) и мотивация успеха.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта