Главная » Квартира и дача » Скорость f 16 в км час. Самолет F16, истребитель: фото, технические характеристики, скорость, аналог. Официальная статистика воздушных побед и поражений

Скорость f 16 в км час. Самолет F16, истребитель: фото, технические характеристики, скорость, аналог. Официальная статистика воздушных побед и поражений

"F -16 Fighting Falcon " - многоцелевой истребитель . Составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.

Разработки предсерийных самолетов были начаты в 1974 году. С середины 1975 по 1978 год выпущены 15 первых самолетов. С конца 1976 до середины 1978 года проведены все летные испытания, в 1978 году начались поставки самолетов F -16 ВВС США.

F -16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволяет обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция на 78,3% выполнена из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% - углепластик и 3,7% - сталь.

Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина оборудована регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы "Макдоннелл-Дуглас" АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 метров.

Во второй половине 1980-х годов самолеты F -16C /D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников).

Существует несколько модификаций истребителя:

F -16А - одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F -16. Производство завершено в марте 1985 года. Выпускается только для иностранных заказчиков.

F -16В - двухместный учебно-боевой вариант F -16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 году.

F -16C -одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.

F -16D ‑ двухместный учебно‑боевой вариант F -16C . Поставляется ВВС США с сентября 1984 года.

F -16ADF - истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989‑1992 годах модифицированы 279 ранее построенных F -16A и F -16B .

RF -16C (F -16R ) - разведывательный вариант.

Истребитель F ‑16 имеет следующие основные характеристики :

Размах крыла - 9,45 м

Длина самолета - 15,03 м

Высота самолета ‑ 5,09 м

Площадь крыла ‑ 27,87 квадратных м

Масса пустого самолета в килограммах:

  1. F -16A - 7365
  2. F -16В - 7655
  3. F -16C - 8275
  4. F -16D ‑ 8855

Масса топлива в килограммах:

1. F -16A /C - 3105

2. F -16B /D - 2565

Взлетная масса (расчетная с полным запасом топлива) в килограммах:
F -16A , F -16C /D - 11839.

Взлетная масса (максимальная с внешней нагрузкой) в килограммах:
F -16A , F -16C - 19190.

Посадочная скорость - 226 км/ч.
Практический потолок - 15240 м.
Практическая дальность - 1315 км, перегоночная дальность - 3890 км.

Сорок лет назад на вооружение стран НАТО был принят самый массовый истребитель четвертого поколения — F-16 Fighting Falcon. Его выпуск продолжается до сих пор.

Своим рождением этот самолет обязан вьетнамской и арабо-израильским войнам, в которых более чем убедительно была опровергнута концепция воздушного боя, предполагавшая использование одних только ракет «воздух-воздух» с дальнего расстояния. Что во Вьетнаме, что на Ближнем Востоке, воздушные бои нередко проходили в лучших традициях мировых войн, часто напоминая классическую «собачью свалку». В этих боях нередко побеждали не современные F-4 Phantom с мощным ракетным вооружением, а легкие, верткие и устаревшие МиГи. Среди американских самолетов героем воздушных боев во Вьетнаме оказался легкий однодвигательный F-8 Crusader, в активе которого побед значилось больше, чем у нашумевшего «Фантома».

В начале семидесятых годов прошлого века ВВС США получили очень хорошую машину под названием F-15 Eagle, которая и в наши дни считается одним из лучших представителей четвертого поколения истребителей. Однако этот самолет оказался весьма дорогим, и о закупках большой партии речи не шло. Конгресс США всегда нервно реагировал на чрезмерные траты, нередко зажигая красный свет перед тем или иным дорогостоящим образцом оружия (по мнению конгрессменов, конечно же). Поняв, что одним F-15 решить проблему перевооружения ВВС не удастся, американские военные решили в дополнении к нему заказать легкий и «бюджетный» истребитель. Своего рода аналог советского МиГ-21, который был хорошим воздушным бойцом и при этом стоил недорого.

К 1973 году свой истребитель YF-16 представила компания General Dynamics, а годом позже подоспел его конкурент YF-17 фирмы Northrop. Оба истребителя заинтересовали военных, но выбор был сделан в пользу YF-16, который имел ряд неоспоримых преимуществ перед конкурентом. В частности, на нем устанавливался двигатель Pratt-Whitney F100, которым также оснащался F-15. Использование одинаковых двигателей облегчало и удешевляло обслуживание двух разных моделей, кроме того, YF-16 оказался более маневренным, чем YF-17 и более дешевым, благодаря однодвигательной силовой установке, против двухдвигательной у конкурента. В итоге в январе 1975 года YF-16 был объявлен победителем конкурса.

Вскоре самолет получил очень серьезную поддержку из Европы: союзники США по НАТО — Бельгия, Голландия, Норвегия и Дания объявили о своем желании принять F-16 на вооружение. Свое намерение они подкрепили в том же году на авиасалоне в Ле-Бурже, заказав для своих ВВС 348 истребителей. Причем все эти страны соглашались также стать производителями компонентов самолета, и вскоре в Бельгии и Голландии началось производство фрагментов фюзеляжа и электроники. Без преувеличения можно сказать, что F-16 — это продукт американской и европейской кооперации.

Первой страной, принявшей F-16 на вооружение в 1979 году, стали не сами США, а Голландия. В американских ВВС самолет появился только в 1980 году. Затем он, что называется, пошел по рукам: истребитель экспортировался в 23 страны, а лицензионное производство было организовано в Японии, Южной Корее и Турции. В настоящее время выпущено более 4600 F-16, которые стали не только самыми массовыми истребителями четвертого поколения в ВВС стран НАТО, но и в мире.


Феноменальный успех объясняется просто: F-16 обладал хорошими летными данными, был прост в эксплуатации и стоил недорого. Летчики хвалили истребитель за прекрасный обзор, что давало пилоту преимущество в воздушном бою, а технические службы отмечали продуманное размещение электронных блоков, отмечали удобство в обслуживании двигателя и прочих узлов. К тому же F-16 оказался еще и очень прочным — ресурс планера составляет 8000 летных часов.

Разумеется, были и минусы. Относительно небольшая максимальная скорость в 2 120 км/ч не всегда позволяла самолету выйти из боя в нужный момент и оторваться от противника. Старый советский МиГ-21 был более скоростным, не говоря уже про более новые машины. Небольшие размеры F-16 не позволяли брать на борт много топлива, из-за чего боевой радиус не превышал 900 километров, а однодвигательная схема снижала надежность: из-за отказа двигателей разбилось немало истребителей. F-16, особенно первых серий, оказался весьма аварийным самолетом: в результате различных происшествий было потеряно около 650 самолетов.

Фирмы-производители F-16 — General Dynamics, а затем Lockheed Martin постоянно совершенствовали истребитель. Модификация 16C получила новый двигатель General Electric F110, обновлялась авионика, системы управления бортовым вооружением, появились конформные топливные баки, увеличившие дальность полета. Несмотря на возраст, F-16 до сих пор остается одним из лучших однодвигательных истребителей в мире, модернизационный потенциал которого до конца не исчерпан. Свидетельством этого служит предложенная ВВС Индии модификация F-21 — наиболее совершенная версия F-16 на сегодняшний день. Этот истребитель абсолютно по всем показателям превосходит своего предка F-16A образца 1979 года, являясь самолетом поколения 4+.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon – легкий многофункциональный американский истребитель 4-го поколения, разработкой которого занималась компания General Dynamics.

    Стоимость: 14 600 000–18 800 000 USD (1998 г.)

F-16 отличается универсальностью и относительно невысокой стоимостью. По состоянию на июнь 2014 года это самый массовый истребитель 4-го поколения (выпущено более 4540 самолетов). Очень популярен на мировом рынке вооружений. Стоит на вооружении в 25 государствах мира. Последние самолеты, построенные для ВВС США, поступили в их распоряжение в 2005 году. По плану выпуск экспортного F-16 продлится до 2017 года.

Прототип истребителя, получившего название YF-16 (№ 72-01567), совершил первый полет 21.01.1974, после того как появился риск возникновения аварийной ситуации во время пробежки. Полноценный полет по программе испытаний был совершен впервые 2.02.1974. В 1975 году построили F-15A, а в 1977 − двухместный F-16B.

Боевое применение F-16

Впервые истребитель совершил вылет для выполнения боевого задания 26.04.1981 над Ливаном.

  • Израиль

F-16, которые были в распоряжении израильских ВВС, весной 1981 г. активно принимали участие в налетах на лагеря палестинских повстанцев.

28.04.1981 израильские истребители уничтожили два боевых вертолета Ми-8, находившихся в распоряжении сирийского контингента в республике Ливан. 14.07.1981 был сбит истребитель ВВС Сирии МиГ-21. Весной следующего года «Файтинг Фалконы» уничтожили еще три сирийских самолета МиГ-21 .

F-16 видео

Летом 1982 г. началась операция «Мир Галилее», в которой со стороны Израиля F-16 стал одним из двух ключевых истребителей. Его было эффективно применять против сирийской авиации, которая на то время состояла из советских самолетов серий МиГ-21 и МиГ-23. В общей сложности количество побед в воздушных столкновениях составило 45 на стороне Израиля.

11.06 израильскими F-16 был нанесен мощный удар по сухопутным войскам Сирии. Результатом его стало почти полное уничтожение 47-й бригады. В дальнейшем истребители этого типа участвовали в рейдах на палестинские базы. В ходе одного из таких налетов 23.11.1989 один истребитель был подбит средствами ПВО противника, но дотянул до базового аэродрома и позже был восстановлен.

В 1985 г. F-16 над Ливаном поразил сирийский беспилотный разведчик ВР-3 «Рейс».

Российские СМИ предоставляют информацию о пяти сбитых F-16, которые попали под огонь истребителей МиГ-23МФ, но фактических доказательств этому нет, они ссылаются только на слова сирийских летчиков.

7.06.1981 группа из восьми истребителей F-16 вместе с прикрытием в виде пяти F-15 совершила целевой налет на поражение иракского ядерного реактора Озирак. Результатом стало полное разрушение строившейся конструкции реактора. Со стороны Израиля потери отсутствовали.

  • Палестина

Начиная с мая 2001 года, F-16 иногда привлекались для точечных ударов по территории Палестинской автономии после террористических актов палестинских организаций.

  • Налёт на Сирию

5.10.2003 как ответ на теракт в Хайфе, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские воздушные силы с применением F-16 обстреляли базовый лагерь группировки, находящийся в Сирии.

  • 2-я ливанская война

Самолеты F-16 в 1990-х и 2000-х годах принимали участие во многих налетах на позиции группировки «Хизбалла», действовавшей на юге Ливана. Июль-август 2006 года – активно задействовались в ходе боевых действий Второй ливанской войны. Лишь один израильский самолет был разрушен и то не в воздушном бою, а из-за технических неисправностей на взлете. Пару лет спустя израильскими F-16 были сбиты несколько разведывательных беспилотников «Хизбаллы».

  • Операция в Тунисе

1.10.1985 г. восемь израильских F-16 бомбардировали пригород Хаммам аш-Шатт, где размещалась база Организации освобождения Палестины. Результатом стало убийство сотен мирных граждан Туниса, которые не имели прямого отношения к террористической организации.

  • Венесуэла

В 1992 г. в Венесуэле была совершена попытка государственного переворота. Реализовать планы мятежников по смене власти не удалось во многом благодаря военной поддержке правительства, которая включала в себя две авиационные эскадрильи, вооруженные F-16. Ими были сбиты три самолета повстанцев.

12.10.2013 F-16A ВВС Венесуэлы нанесли удар по двум легким самолетам, которые перевозили наркотики.

Боевые задачи под патронатом НАТО

  • Боснийская война

Несколькими странами-членами НАТО из национальных ВВС были выделены истребители F-16 для патрулирования запретной зоны для полетов над Боснией, которую ввели в 1993 г. Один раз за все время операции по охране боснийского воздушного пространства 28.02.1994 произошла воздушная битва, в ходе которой НАТОвские истребители уничтожили 5 штурмовиков сербов.

Август-сентябрь 1995 г. – самолеты ВВС США, Нидерландов и Дании в ходе проведения операции Deliberate Force наносили удары по позициям сербов. В боснийской войне был потерян один истребитель F-16, пилоту удалось катапультироваться и выжить.

  • Военные действия в Югославии

Воздушная кампания, развернутая силами ВВС США, Дании, Нидерландов, Турции и Бельгии против Югославии в 1999 г., прошла при активном участии самолетов F-16. Их преимущество было в слабой засекаемости радарами югославских РЛС. Результатом кампании стало поражение самолетами «Файтинг Фалкон» сил НАТО двух МиГ-29. Потери (из официального отчета НАТО) – один истребитель, сбит 2.05.1999 ЗРК С-125; пилот выжил после катапультирования. Но сербские и российские СМИ твердили о других потерях со стороны союзников, которые превышали заявленные (до 7 самолетов).

  • Военные действия в Афганистане

В афганской операции в октябре-декабре 2001 года воевали только F-16 ВВС США. В апреле 2002 года произошел инцидент по «открытию огня по союзникам», которыми оказалось канадское подразделение сухопутных войск. Четыре солдата погибли.

С 2002 года авиабаза Манас (Киргизия) стала площадкой для размещения датских, голландских и норвежских истребителей F-16.

Потери к 2013 г. в ходе афганской операции составили как минимум три самолета F-16 (ВВС США, Дании и Нидерландов).

Боевые действия в Персидском заливе

Истребитель F-16 стал наиболее массовой боевой моделью в этом регионе (всего принимали участие в боевых столкновениях 249 единиц) и сделал наибольшее количество боевых вылетов (13 540).

Самолет применяли как ударную единицу для подавления вражеских РЛС «Дикие ласки».

Потери по разным источникам информации составили от 11 до 20 машин. Первые три истребителя были потеряны во время проведения операции «Щит пустыни». Но если соотносить количество вылетов с потерями F-16, то рассматриваемый аппарат был наиболее живучим и одновременно наиболее эффективным истребителем Многонациональных сил. Самолетами были 36 раз выпущены ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9, но ни одна из них не поразила цель.

Американские истребители F-16 Fighting Falcon под эгидой США были активными участниками в бомбардировке иракского реактора в 1992 г., в иракской войне, которая была развернута Штатами в ответ на теракты 11.09.2001.

  • Другие регионы применения

Также этим самолетам нашли применение в разного рода боевых конфликтах в Турции, Пакистане и Сирии.

За всю историю эксплуатации и боевого применения самолетами под управлением американских, израильских летчиков и пилотов стран НАТО были сбиты около 50 единиц авиатехники противника.

Модификации F-16

    F-16A - одноместный многоцелевой тактический истребитель для действий в светлое время суток;

    F-16B - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;

    F-16C - одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;

    F-16D - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;

    F-16N и TF-16N - одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США "Топ Ган";

    F-16ADF - самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;

    RF-16C (F-16R) - самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.

    На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).

Характеристики истребителя F-16:

    Длина самолета, м 14,52

    Размах крыла, м 9,45

    Площадь крыла, м2 28,9

    Длина корневой хорды, м 5

    Масса пустого самолета, кг 6400

    Масса взлетная, максимальная, кг 15 000

    Масса топлива во внутренних баках, кг 3160

    Скорость полета, максимальная 2М

    Скорость крейсерская 0,93М

F-16 - этот сверхзвуковой американский самолет, относящийся к 4-му поколению реактивных истребителей и первый из них, поступивший на вооружение США. За легковесность и маневренность он получил свое название «Fighting Falcon» («атакующий сокол»), в честь главного символа Академии ВВС США, на гербе которой изображена эта птица.

История создания американского самолета F-16

По завершении войны с Вьетнамом, командование ВВС США решило создать усовершенствованный скоростной истребитель, в связи с недостаточной эффективностью имеющихся.

Деятельность по разработке нового военного летательного аппарата велась американцами параллельно с аналогичными изысканиями советских инженеров, которые уже в 1967 г. представили МиГ-25, превзошедший своими тактико-техническими свойствами достижения США в этой области самолетостроения.

В противовес МиГ-25, компанией General Dynamics был спроектирован тяжеловесный и дорогостоящий истребитель F-15, который не смог улучшить показатели советского летательного аппарата.

1969 г. - офицеры ВВС США и оборонные аналитики начали работу над программой «Light Weight Fighter», в основе которой лежала теория «энергетической маневренности», выдвинутая майором Джоном Бойдом и математиком Томасом Кристи и доказывающая, что маневренность напрямую зависит от веса самолета.

Май 1971 г .- команда единомышленников, под руководством Бойда, получила средства на исследования и формирование основных требований к будущему боевому воздушному судну.

6 января 1972 г . - исследования завершены, ВВС США объявляет конкурс среди авиастроителей на проектирование истребителя со следующим запросом: вес в пределах 9,1 тонны, хороший коэффициент поворота, оптимизация для ближнего боя на скорости 0,6−1,6 Мах и высоте 9 150−12 200 метров.

Февраль 1972 г. - получены предварительные проекты шести прототипов истребителей от пяти компаний-претендентов: Boeing, General Dynamics, Lockheed, Northrop и Vought.

Март 1972 г. - выбраны компании-победители: Northrop и General Dynamics.

14 апреля 1972 г . - с победившими авиастроителями заключены договоры на конструкторские разработки и осуществлено финансирование.

  • двухдвигательный аппарат с двухкилевым оперением, с индексом «YF-17» от Northrop;
  • однодвигательный ─ от General Dynamics, с индексом «YF-16».

Обеим компаниям были выданы заказы на строительство самолетов.

1974 г . - проводятся летные испытания, которые показали, что «YF-16» имеет лучшие результаты, в сравнении с YF-17, по таким параметрам, как ускорение и маневренность, а также более низкую стоимость производства. В этом же году название программы изменили на «Air Combat Fighter».

13 января 1975 г . - Джон Л. Мак-Лукас, секретарь ВВС США, объявил, что в конкурсной программе «Air Combat Fighter» выиграл истребитель YF-16. С этого момента он получил индекс F-16А.


9 апреля 1975 г. - компании «GD» выдан небольшой заказ на 15 самолетов для ВВС США, а проигравший YF-17 поступил на вооружение ВМФ.


С 1978 г. открыто крупносерийное производство и эксплуатация нового «воздушного бойца».

До 1980 г., ВВС США закупает 650 машин, после чего, заказы на истребитель поступили из стран Европы и Ближнего Востока.

1993 г . - компания «General Dynamics» продала свои активы крупному авиастроителю «Lockheed Corporation», ставшему позже «Lockheed Martin».

Атакующий сокол поступил на вооружение авиации, более чем в два десятка стран мира. Сегодня, наибольшее количество истребителей F-16 эксплуатируется в США, Турции, Израиле, Египте, для военной авиации этих стран он стал основным боевым истребительным самолетом.

Конструкция

Базовую модель истребителя F-16А в США разрабатывал Роберт Видмер, создавший совершенно новаторскую конструкцию.

Ее особенности:

  • сочетание легкого веса и большой грузоподъемности;
  • интегральная аэродинамическая компановка, включающая в себя конструкцию фюзеляжа и крыла с передним наплывом, обеспечивает дополнительную скороподъемность при больших углах атаки, снижает массу машины и увеличивает внутреннее пространство;
  • центр тяжести самолета, смещенный вперед, снизил балансировочное сопротивление;
  • высокочувствительная радиолокационная система;
  • цельный, «каплевидный» фонарь кабины для полного угла обзора;
  • эргономичное сидение снизило нагрузки на пилота, для этого кресло отклонили на 30◦ назад;
  • приборы управления расположили максимально удобно, чтобы они находились «под рукой» летчика.

Новый истребитель стал не только функциональней F-15, но и дешевле в два раза.

Испытания показали, что при заявленной высоте полета 12 200 метров, он способен набирать высоту 15 000 метров, за 90 секунд и развивать сверхзвуковую скорость за 40 секунд.

Летно-технические характеристики

На базе истребителя F-16А были выпущены еще три основных модификации (представлены в таблице), сохранившие большинство технических характеристик самолета F-16 и запущенные в крупносерийное производство. Американским инженерам удалось добиться, чтобы скорость самолета F-16 достигла 2 махов (один мах равен скорости звука).

Параметры/модификации 16А 16 B 16C
Описание Базовый одноместный истребитель, рассчитанный на дневную эксплуатацию. Двухместная, учебно-боевая модификация. F-16C и F-16D являются модернизированными версиями F-16А и F-16B, соответственно. Их серии 40/42(с 1988г.) и 50/52 (с 1991г.) увеличили взлетный вес, были переоснащены системами цифрового управления полетом, ночного видения, автоматического следования рельефу местности, устройствами разбрасывания диполей и ИК-ловушек
Высота, м 5,09
Длина со штангой ПВД, м 15,03
Размах крыла, м 9,45
Площадь крыла, м² 27,87
Коэффициент удлинения крыла 3,2
781,2
Угол стреловидности по переднему краю, ◦ 40
Вес пустого самолета для серии 50/52, с двигателем, F100, т 8 910
Вес пустого самолета для серии 50/52, с двигателем F110, т 9,017
Масса внешней нагрузки для серии 50/52, с двигателем F100, т 8,855
Масса внешней нагрузки для серии 50/52, с двигателем F110, т 8,742
Предельная взлетная масса для серии 50/52, т 21,772
Масса топлива во внутренних баках, т 3,105 2,565 3,105 2,565
Масса топлива во внутренних баках для серии 50/52, т 3,228
Объем топливных баков для серии 50/52, л 3 986
Тип двигателя 1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200
Тип двигателя для партии 50/52 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129
Максимальная скорость истребителя F-16 на высоте 12 200 м, км/ч 2 120
Скороподъемность для партии 50/52, м/с 275
Перегоночная дальность, км 3 890
Перегоночная дальность для партии 50/52, км 3 981-4 472
Практический потолок для партии 50/52, м 15 240
Вооружение для партии 50/52 Стрелково-пушечное: одна шестиствольная пушка, калибра 20 мм, M61A1, с боезапасом - 511 снарядов.

Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2; класса «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3.

Бомбы: корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM; корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105; свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84.

Пушечные контейнеры: один GPU-5/A с пушкой калибра 30 мм

Общий вес боевой нагрузки на 9 узлах подвески, кг 5 420

Истребители F-16 различных модификаций практически не имеют внешних различий в конструкции, за исключением кабины, рассчитанной на одного или двух пилотов:





F-16D

Модификации периодически усовершенствуются, в результате чего появляются их новые конфигурации. Самой последней является серия или блок 70, созданная для Индии. Компания позиционирует эту версию, как боевой самолет Ф-16 завтрашнего дня, представляющий истребители 5-го поколения. F-16 блок 70 оснащен, новейшими технологиями в области военного самолетостроения, ранее недоступными.


F-16 Block 70

Помимо основных модификаций, конструкторы проектировали и отдельные, «узкозадачные» модели «фалькон», выпускаемые единично в экспериментальных целях или по специальным заказам. К ним, например, относится F-16XL ─ «бесхвостка», который отличается треугольным крылом и изломом по передней кромке.

Для Израиля был создан двухместный F-16I из серии 52, получивший название «Sufa» (Гроза). Половина бортового оборудования и вооружения «Грозы» производятся в Израиле: противоракетная система, система для проведения учебных тренировок, бортовая ЭВМ, а также ракеты и система самонаведения.


Среди последних конфигураций находится F-16V, называемый «Viper» (Гадюка). Свой первый полет опытный образец совершил в 2015 г. «Гадюка» оснащена масштабируемой радарной антенной APG-83 (SABR), позволяющей эффективно обнаруживать внешние угрозы и идентифицировать цели на дальних расстояниях, а также системой «SNIPER», обеспечивающей более точное дневное и ночное прицеливание. Предполагается, что новая версия будет экспортироваться, при этом Lockheed Martin сможет улучшать любой F-16C до стандарта 16V и F-16S.


F-16 развивался несколько десятков лет и прошел стадии от легкого дневного истребителя до многоцелевого истребителя-бомбардировщика, способного проводить боевые авиарейсы в ночное время, осуществлять запуск ракет класса «воздух-воздух, свыше диапазона видимости.

При этом недостатком истребителя остается его уязвимость для современных средств обнаружения, так как стелс-технологии на нем не применяются.

Участие в боевых действиях

Принадлежность F-16 Период

Военный конфликт

Израиль 1981-1985 F-16 впервые был применен в реальных боевых условиях гражданской войны в Ливане, для атак на базы боевиков Палестины и в ходе операции «Мир Галилее». Потери Сирии составили свыше 45 единиц авиатехники, по неподтвержденным данным, Израиль потерял 6 истребителей
1981 Операция «Опера. В результате налета полностью разрушен строящийся ядерный реактор в Ираке под Багдадом, в г. Тувейте
1985 Бомбардировка штаб-квартиры Организации освобождения Палестины, расположенной в пригороде Туниса, было убиты или ранены большое количество мирных жителей
1990-е-2000-е Авиаудары по расположениям группировки «Хезболла», в ходе Второй Ливанской войны
2003 Налет на расположения группировки «Исламский Джихад» в Сирии
2008-2009 Множественные авианалеты, в результате которых погибло большое количество мирных жителей на территории Сектора Газа
2016-2018 Текущая гражданская война в Сирии. Истребители применяются для нанесения авиаударов. 10 февраля 2018 сбит истребитель F-16, оба летчика катапультировались, разрушенная машина упала на территорию Израиля
Иордания 2014 Гражданская война в Сирии, сбит один иорданский F-16
2016 Конфликт в Йемене, сбит один иорданский F-16
Ирак 2015 Иракская гражданская война, налеты на позиции ИГИЛ
Венесуэла 1992 Во время неудавшегося переворота в Венесуэле, F-16, стоявшие на вооружении страны, наносили удары по мятежникам, были сбиты два OV-10 и один АТ-27
2013-2015 Сбито три частных самолета, перевозящих наркотики
Марокко Конфликт в Йемене, сбит один марокканский F-16
Пакистан 1980-1988 Афганская война, в ходе которой участвовали F-16, предоставленные Пакистану США. За весь период, истребители уничтожили 6 самолетов противника, в числе которых было афганское пассажирское воздушное судно и советский штурмовик Су-25
1997-2008 Индо-пакистанский конфликт
Саудовская Аравия 2014-2015 Вооруженный конфликт в Йемене, сбито два саудовских F-16
США 1990-2001 Война в Персидском заливе и послевоенные столкновения
2003-2008 Иракская война, в период которой подбито не менее 5 «Файтинг Фалконов»
Турция 1984 – настоящее время Турецко-курдский конфликт, потерян один турецкий F-16
1992-2006 Турецко-греческий конфликт. В боевых действиях принимают участие и турецкие, и греческие F-16, каждая сторона потеряла по три летательных аппарата
2013-по настоящее время Гражданская война в Сирии. Турецкие F-16: вынудили сделать посадку сирийского пассажирского самолета в Анкаре; сбили две единицы военной авиатехники Сирии и российский Су-24М
2016 Восстание в Турции

Разрушенный, в результате авианалета, ядерный реактор Ирака в г. Тувейте, 1981 г
Российский Су-24, сбитый истребителем F-16C ВВС Турции, 2015 г
Саудовский F-16 сбитый в Йемене, 2015 г
Место падения израильского F-16, сбитого 10.02.2018 г

Статистика крушений

Общая статистика крушений «Fighting Falcon» внушительна. Вот несколько фактов, подобранных с помощью американского сайта «Aviation Safety Network»:

  • с момента начала эксплуатации, по состоянию на март 2018 г., зафиксировано 671 крушение «Fighting Falcon», в них погибло 208 пилотов и 98 человек, находящихся в момент падения на земле;
  • чаще всего катастрофы случались с истребителями, принадлежащими США, суммарно их было 286;
  • первая авиакатастрофа произошла 9 августа 1979 г., с самолетом модификации F-16B в США, недалеко от города Огден, штат Юта, в результате ошибки пилота;
  • самое масштабное, по количеству человеческих жертв, и самое непредсказуемое, по развитию событий, крушение F-16, произошло 23 марта 1994 г. на военной авиабазе США в Северной Каролине и стало известно, как «Green Ramp disastern». F-16 совершал учебный полет и столкнулся в небе с грузовым самолетом C-130E, после чего истребитель стал разваливаться на части.

Пилоты катапультировались, а разрушающаяся машина упала на аэродром между двумя, стоящими там самолетами. В момент падения, обломок истребителя отлетел и попал в топливный бак, стоящего в отдалении, C-141.

Пробил его насквозь, огненным шаром пролетел дальше между двумя зданиями и вылетел на площадку, где ожидали посадки в C-141, 500 военнослужащих. 23 человека погибли сразу, 80 получили ранения, один из них скончался через 9 месяцев. Пилоты F-16 и C-130E остались живы.


Разрушенный C-141 на аэродроме военной базы США в Северной Каролине, 1994 г

Согласно статистике ВВС США, в 75 % случаях крушение «фальконов» происходит в управляемом полете, когда технически исправный самолет пилотируется в штатном режиме, но сталкивается с землей, водной поверхностью или другим воздушным судном, в результате ошибки пилота.

Для предотвращения таких патовых ситуаций, в Lockheed Martin разработали автоматическую систему предотвращения столкновения с землей «Auto GCAS», протестированную еще в 1998 г., но внедренную в эксплуатацию только через шесть лет ─ в 2014-м.

Система настроена таким образом, что до определенного момента она лишь сканирует полет и предупреждает об опасных моментах, а в критических ситуациях, без специальной активации пилотом, берет полное управление на себя, блокируя его возможности.

По данным, размещенным на сайте компании, с начала использования Auto GCAS, с ее помощью были спасены, по меньшей мере, четыре летчика и пилотируемые ими истребители.

Есть мнение, что внедрению этой системы способствовало снижение качества обучения при боевой подготовке пилотов.

Видео о F-16 Fighting Falcon

F-16 обзоры

Российский Су-24 сбит турецким F-16

Перехват Шойгу

Взлет на авиабазе в Афганистане

F-16V

Авиаудар по израильскому F-16

«Кульбит» F-16

«Fighting Falcon» в кино и играх

Популярность истребителя в Америке отражается в нескольких снятых кинолентах и играх-авиасимуляторах, среди них:

  • приключенческий кинофильм «Жемчужина Нила», 1985 г.;
  • боевик «Железный орел», 1986 г., вслед за которым вышел «Железный орел ─ 2» и «Железный орел 3: Асы»;
  • драма 1992 г. ─ «Форсаж», снятая по реальным событиям и рассказывающая о событиях, происходящих в связи с крушением F-16 и гибелью пилота;
  • «Цена страха», 2002 г.;
  • игра Strike Commander, F-16 Combat Пилот, Falcon 4.0 и другие.

F-16 - американский истребитель четвёртого поколения, на сегодня самый массовый истребитель в мире.

Истребитель F-16 был разработан в США в 1974 году. Разработчиком является компания General Dynamics.


На вооружение армии США истребитель F-16 поступил в 1979 году.


В 1993 году компания General Dynamics потеряла интерес к авиастроению и продала свой авиационный бизнес компании Lockheed Martin, которая тогда называлась Lockheed Corporation.


Самолёт F-16 - это самый массовый истребитель четвёртого поколения. Таким он стал благодаря своим неплохим характеристикам и сравнительно невысокой стоимости. По состоянию на июнь 2014 года построено свыше 4 500 истребителей F-16. В этом же году F-16 состоял на вооружении 25 стран.

F-16C

В различных модификациях F-16 будут производить до 2017 года. Конечно же, эти самолёты встанут не на вооружение армии США, а на вооружение более бедных стран. Сами США сейчас закупают истребители пятого поколения F-35 .


Первые воздушные бои F-16 были во время гражданской войны в Ливане. Тогда израильские истребители F-16 одержали победу над сирийскими МиГ-21.


После этого израильские F-16 учавствовали в оперции «Мир Галилее», в ходе которой успешно вели бои с сирийскими МиГ-21 и МиГ-23 . Хотя есть сведения что в ходе той войни Израиль потерял минимум пять F-16.

F-16C

В дальнейшем Израиль активно использовал свои F-16 для налётов на соседние страны, в которых были лагеря враждебных Израилю группировок.


Во время войны в Персидском заливе F-16 был самым массовым истребителем стран коалиции. Они задействовали 249 истребителей F-16 различных модификаций. Этот самолёт имел самый низкий показатель боевых потерь.


Во время войны в Афганистане F-16 ВВС Пакистана активно патрулировали границу, так как были частые нарушения воздушного пространства страны. В результате этого было сбито около 13 афганских самолётов (МиГ-23 , Ан-24 и Ан-26) и один советский штурмовик Су-25 . Один F-16 ВВС Пакистана был потерян при странных обстоятельствах.


Кроме этого F-16 учавствовал ещё во многих конфликтах по всему миру и показал себя весьма неплохо.


Есть данные 2008 года говорящие о том, что за всё время всего было потеряно 561 машины. 317 истребитей F-16 было потеряно в США, остальные в других странах.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта