Основная их масса не претерпела никаких изменений.
При образовании сонорных согласных (j, р. л, н, м) голос преобладал над шумом, поэтому эти согласные были близки к гласным звукам. Вследствие этого они, подобно гласным, мог-ли быть слогообразующими звуками, какими и являлись в старославянском языке в определенных фонетических условиях сонорные согласные р и л. Сонорные согласные подразделялись на согласные плавные р и л, согласные носовые н и м, при образовании которых струя воздуха частично направлялась в носовую полость, и щелевой согласный j.
Шумные согласные, противопоставленные сонорным звукам, делились на две группы: согласные звонкие, произношение которых сопровождалось звучанием голоса, и согласные глухие, произносившиеся без голоса. Все шумные звуки по способу образования делились в старославянском языке на взрывные, щелевые, или фрикативные, аффрикаты и сложные согласные.
Взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносились путем «взрыва», т. е. быстрого раскрытия воздушной струей преграды, образованной речевыми органами.
При произношении щелевых согласных (ф, в, с. з, ш, ж, X), а также сонорного j между речевыми органами возникала щель, проходя через которую, воздушная струя создавала специфический для каждого звука шум.
Аффрикаты (ц, s, ч) образовывались путем слияния в один звук двух одинаковых по месту образования согласных - взрывного и щелевого. Так, аффриката ц образовывалась в результате слияния звуков t’ и s’, аффриката s - d’ и z", аффриката ч - t’ и š".
Сложные согласные шт и жд, в отличие от аффрикат, при произношении не сливались в один звук, а сохраняли ясно выраженными те согласные, из которых они образовались.
Наконец, согласные звуки могут быть подразделены в зависимости от звукопроизводящих органов на согласные губные (g, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, с, з, ш, ж, н. л, р. s, ц, ч, жд, шт), среднеязычный (j) и заднеязычные (к, г, х).
Звук ф в старославянском языке употреблялся только в заимствованных словах, так как первоначально его в славянских языках не было. Поэтому нередко этот чуждый славянской речи звук заменялся глухим губным п: пиникъсъ вместо финикъ.
Звук j передавался в кирилловских памятниках при помощи йотованных букв (е, я, ю, юсы), если они стояли в начале слова или после гласных.
20. Твёрдость, мягкость и полумягкость согласных ст\сл языка.
Звуки делились на:
Только твёрдые. Они не могли сочетаться с гл. пер. р.Это были заднеяз. г,к,х. Т.е. в текстах сочетания гы, кы, хы (нiькыи). Сочетание свидетельствует о древней твёрдости заднеяз. Если заденяз. звук вынужден был оказаться рядом с гл. пер.р., происходило его переходное смягчение (рiька – Д.п. рiьцiь). Переходное смягчение зад\яз звуков под влиянием гл. пер. р., которое обнаружило себя ещё в праслав. период и результаты котрого сохранены во всех слав. языках на сегодняшний день (друг-дружить-друзья) называется палатализацией.
Только мягкие. Это были звуки, возникшие на слав. почве из праиндоевроп. наследия в результате различных процессов смягчения согласных: шипящие и свистящие. Шипящие звкуки + ц всегда были мягкими в результате смягчения. На протяжении веков в разных слав. языках шёл процесс отвердения шип. и свист. => школьные правила ча-ща, чу-щу – не было необходимости подчёркивать мягкость, т.к. всем понятно.Состав шип. звуков ст\сл языка отличался от соврем. Наличие сложных шипящих – особенность ст\сл фонетики: шт, жд.
Все остальные звуки были полумягкие, т.е. их твёрдость-мягкость определялась соседним гласным звуком. Мягкость в сочетаии с гл.пер. р. [и, е, ę, ь, ĕ]. Др. слав. языки, в т.ч. старослав., отличало господство вокализма: было представлено значительно больше гласн. звуков по сравнению с СРЯ (и др. совер. системами), и гласн. звук определял качество согл., с кот. соседствовал – он смягчал предш. согл., и согл. становился полумягким.
Напомним, что в системе др. слав. языков проявление категории твёрдосит\мягкости отличалось от того, что имеет место в совр. слав. языках. В основном мягкость согл. определялась соседством с гласн. пер.р., который мог выступать в твёрдой и мягкой разновидности. Эту возможность имели полумягкие согласные. Кроме того, были согласные только твёрдые: они не могли сочетаться с гласн. пер. р. и естественным образом смягчаться. И были согласные т. мягкие, которые не могли проявлять себя с твёрдой разновидности, потому что в прасл. период эти согласные сформировались в результате процессов смягчения различных групп согласных и под влиянием гласных пер.р. и согласного, который всегда находится в пограничном положении между гласн. и согл. и был всегда исконно мягким – j.
В данной главе:
Звук - минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:
Обратите внимание:
слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.
Транскрипция - это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
Квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
[ ´ ] - ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.
[б’] - значок рядом с согласным обозначает его мягкость.
[j] и [й] - разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: , [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные - это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные - основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он - 1 слог, о-на - 2 слога, ре-бя-та - 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах
.
Ударный слог
тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах
гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Запомни:
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
Согласные - это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка - это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] - свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума - отличительный признак согласных.
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие
.
При произнесении звонких
согласных слышен и голос, и шум, а глухих
- только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] - звонкие, а [к] и [т] - глухие. Звонкость-глухость - это важнейший признак согласных в русском языке.
пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п"] и [б"], [ф] и [в], [ф"] и [в"], [к] и [г], [к"] и [г"], [т] и [д], [т"] и [д"], [ш] и [ж], [с] и [з], [с"] и [з"].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’] нет глухой пары, а у [ц] и [ч’] - звонкой.
Непарные по глухости-звонкости
Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й"], [р"], [л"], [н"], [м"]. Ещё их называют сонорными .
Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.
У сонорных есть две важные особенности:
1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .
Глухие непарные: [ц], [ч"], [ш":], [х], [х"].
Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?
Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:
Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)
Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)
Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з"] тоже, не только [б], но и [б"] и т. д.
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-
мягкость
- второй важнейший признак согласных в русском языке.
Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] - [ м’], [з] - [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости : [б] - [б’], [ в] - [ в’] и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б"], [м] и [м"], [п] и [п"], [в] и [в"], [ф] и [ф"], [з] и [з"], [с] и [с"], [д] и [д"], [т] и [т"], [н] и [н"], [л] и [л"], [р] и [р"], [к] и [к"], [г] и [г"], [х] и [х"].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] - твёрдой.
Непарные по твёрдости-мягкости
Твёрдые непарные : [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные : [й"], [ч"], [ш":].
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.
В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] -
непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] - это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары - это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] - двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников .
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.
Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] - мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
Важен последний, четвертый признак: место образования
.
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] - губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’],
среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения
.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
[лы´ жы], [в _лу´ жу], [н’и´ т’и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
Они правы.
Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´ ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´ ] - молоко´ , [хърашо´ ] - хорошо´ , [кълбаса´ ] - колбаса´ .
Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
[ва
да´
] - вода´
-
[въ
д’иной’] - водяно´
й:
[а]≠[ъ]
[дра
ва´
] - дрова´
-
[дръ
в’ино´
й’] - дровяно´
й:
[а]≠[ъ]
Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].
После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´
семь,
де´
вять
и послушайте себя. Мы произносим: [во´
с’ьм’] - [ь], [д’э´
в’ьт’] - [ь].
Не путай:
Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.
Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ - это твёрдый знак.
Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь - это мягкий знак.
Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.
Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:
Зда´ ние [зда´ н’ий’э] - зда´ ния [зда´ н’ий’а], мне´ ние [мн’э´ н’ий’э] - мне´ ния [мн’э´ н’ий’а], мо´ ре [мо´ р’э] - мо´ ря [мо´ р’а], во´ ля [во´ л’а] - на во´ ле [на_во´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.
Проверьте:
Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да´ ча, [т’ьл’ив’и´ зър] - телеви´ зор, [с’ино´ н’имы] - сино´ нимы, [б’ир’о´ зы] - берёзы, [карз"и´ ны] - корзи´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.
Сильные позиции по глухости звонкости:
Запомни:
В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по глухости-звонкости:
Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.
Оглушение-озвончение согласных
Оглушение звонких происходит в позициях:
Озвончение глухих происходит в позиции:
Cильные позиции по твёрдости-мягкости:
Запомни:
В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.
Запомни:
В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:
Запомни:
Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.
Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования
Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.
Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
Выучи список:
[c] и [ш] →[ш:] - сшить
[з] и [ж] → [ж:] - сжать
[с] и [ч’] - в корне слов→
[ш’:] - счастье, счёт
- на стыке морфем и слов→
[ш’:ч’] -
расчесать, бесчестный,
с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)
[с] и [ш’:] →[ш’:] - расщепить
[т] и [c] - в глагольных формах → [ц:] - улыбается
-на стыке приставки и корня→
[цс] - отсыпать
[т] и [ц] →[ц:] - отцепить
[т] и [ч’] →[ч’:] - отчёт
[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] - отсчёт
[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] - подсчёт
Расподобление согласных
Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.
[г] и [к’] →[х’к’] - лёгкий
Упрощение групп согласных
Выучи список:
вств - [ств]: здравствуй, чувствовать
здн - [зн]: поздно
здц - [сц]: под уздцы
лнц - [нц]: солнце
ндц -
[нц]: голландцы
ндш -
[нш:] ландшафт
нтг - [нг]: рентген
рдц -
[рц]: сердце
рдч -
[рч’]: сердчишко
стл - [сл’]: счастливый
стн - [сн]: местный
Произношение групп звуков:
В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В
место г
в них произносится [в]: его, красивого, синего
.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого
правильно.
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.
Типы соотношения букв и звуков:
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Вконтакте
По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л ’ ], [p] , [j] и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [c],[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] и др.
Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных . Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных.
Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.
Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] и др. При их произнесение голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.
По глухости/звонкости согласные звуки образуют пары [п] - [б], [ф] - [в], [д] - [т], [с] - [з], [ш] - [ж] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: пла[дз]дарм, Шпи[дз]бёрген, коне[ дз]года. Такую же пару составляю глухой [ч’] и звонкий [д’ж’]. Перед звонким шумным со гласным на месте [ч’] произносится [д’ж’]: на[д’ж’]базы мя[ д’ж’] забили, до[д’ж’] говорила. Звук [γ] составляет звонкую пару [х] и произносится, например, в словах дву[у] годичный, мо[ γ] зеленый, и[γ] ждали.
У сонорных согласных тоже есть звонкие и глухие пары и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих[р’] , смыс[л], мыс [л’], пес [н’], кос[м] . Глухой - пара звонкому сонорному [j] - возможен на конце слова, особенно в эмоциональной речи: Отда !; Откpo !; Спо[j]!
Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков по месту, по способу образования, по твердости-мягкости (веляризации и палатализации)
Место образовани я согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть
- губно-губными : [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган - верхняя губа) и
- губно-зубными : [в], [в’], [ф], [ф’] (пассивный орган - верхние зубы).
Если активный орган - язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыкается.
Переднеязычные согласные бывают
- зубными , когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и
- передненёбными , когда она направлена к передней части нёба: [p], [р’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’].
Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные : [j], .
Заднеязычные либо задненёбные : [к], [г], [х], [γ], [ҥ], либо средненёбные: [к’], [г’], , [γ’]. Звук [ҥ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу[ҥ]ктйр, фра[ҥ]кский, ко[ҥ]гресс .
Способ образования согласного - это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушно струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов:
Узкая щель между сближенными органами речи,
Полная их смычка и
Дрожащий в потоке речи активны орган.
Поэтому все согласные делятся на щелевые , смычные и дрожащие .
Щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio – ‘трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих узкую щель.
Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’], [ж], [ж’], [j], [х], [х’], [γ], [γ’].
При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка и зубами: [л], [л’].
Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на носовые, взрывные, аффрикаты, имплозивные .
Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате чего воздух свободно протекает через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’], [ҥ]. Другие согласные неносовые, ртовые . При их произношении нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что воздушная струя выходит через рот.
При образовании взрывных согласных сначала происходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].
Образование аффрикат (или смычнощелевых, слитных согласных ), как и взрывных, начинается с полной смычки органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц], [ч’]. Они иногда обозначаются в транскрипции и иначе: [ц] как , [ч’] как . Такой способ обозначения указывает на неоднородность звука. Однако не равно [т+с] (как и не равно [т’+ш’]): - один слитный звук, а [т+с] - два звука. По-разному произносятся сочетания о целевой и от солевой , о цепной и отсыпной , о цыпке и отсыпке : в первом примере этих пар звук [ц] (= ), во втором примере ему соответствуют два звука. Начальная и конечная фазы аффрикаты только напоминают звуки [т], [с], но не совпадают с ними полностью.
Имплозивные (или сомкнутые) согласные содержат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффри
Дрожащие согласные, или вибранты , образуются путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. Обычно происходит также смыкание и размыкание с альвеолами или заальвеолярной частью нёба: [р], [р’]. Дрожащие характеризуются точечным контактом языка с пассивным органом и кратковременностью смычки в отличие от смычных согласных, у которых эта смычка более плотная и более длительная.
Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в’]ил - [в]ыг, [п’]ил - [п]ыл; [л’]ёг - [л]ог, [р’]яд - [р]ад.
Это основное положение языка сопровождается дополнительной артикуляцией. При образовании мягких согласных в результате сдвига языка вперед происходит палатализация - приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка (от лат. palatum - нёбо), а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.
У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка не дополнительная, а основная артикуляция, поэтому [j] - палатальный согласный.
При образовании твердых согласных в результате сдвига языка назад происходит сужение в области глотки и уменьшение ее объема - фарингализация (от греч. pharinx - глотка). Поэтому твердые согласные фарингализованные.
Кроме того, при образовании твердых согласных может наблюдаться веляризация - приподнятие по направлению к мягкому нёбу задней части спинки языка (от лат. velum palat i - ‘нёбная занавеска’), такие согласные - веляризованные .
У заднеязычных [к], [г], [х], [γ] подъем задней части спинки языка к мягкому нёбу - основная артикуляция, без которой заднеязычные произноситься не могут, веляризация же - артикуляция дополнительная к основному фокусу согласных. Поэтому заднеязычные не веляризованные согласные, а велярные.
Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [п]-[п’], [б]-[б’], [ф] - [ф’], [в]-[в’], [м]-[м’], [т]-[т’], [д]-[д’], [с]-[с’], [з]-[з’] и др.
Звук [ц] твердый, а мягкий [ц’] произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся, жа[ц’] Серёжи. Звук [ч’] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу[ч]ше (ср. лу[ ч’]), о[ч]шатнуться, по[ч]шутить. У твердого звука [ш] мягкая пара [ш’]: [ш’] чаем, мо [ш’]ный! [ш’:]ука. У звука [ж] пара [ж’], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж’:]и, дро[ж’:]и, ви[ж’:]ать. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие говорящие на литературном языке (допустимо и произношение [ж:] на месте [ж’:]).
Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд , дам и дум , таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум , туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - ‘губа’), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т.п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.
Специфика функционирования и звукового воплощения
Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуляция, без которой никакого согласного звука вообще не возникает.
Владение устной речью очень важно для социальной жизни и развития индивида. Большое внимание в изучении родного (или иностранного) языка уделяется разговорной речи — правильному произношению фонем. Существует множество слов, различающихся лишь отдельными звуками. Поэтому функционированию органов речи и звукообразованию уделяется особое внимание.
Звукообразование происходит в результате умственной и речевой деятельности человека. Голосовой аппарат состоит из диафрагмы, гортани, надгортанника, глотки, голосовых связок, полости носа и рта, язычка, нёба (мягкого и твердого), альвеол, зубов, языка, губ.
Язык с нижней губой активно участвуют в звукопроизводстве. Зубы, нёбо, верхняя губа остаются пассивными.
Производство звуков (фонем) включает:
Букв в русском языке ровно 33, а звуков гораздо больше — 42. Гласных фонем, состоящих из чистого голоса, — 6. Оставшиеся 36 звуков — согласные.
В создании 16 согласных фонем участвует только шум, образующийся в результате преодоления выдыхаемым воздушным потоком неких преград, представляющих собой взаимодействующие речевые органы.
[к, ], [п, ], [с, ], [т, ], [ф, ], [х, ], [ч, ], [щ, ], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — глухие согласные звуки.
Чтобы научиться определять, какие согласные звуки глухие, надо знать их основные особенности: каким способом и в каком месте они образуются, как участвуют голосовые складки в их производстве, имеется ли палатализация при произношении.
В процессе производства глухих согласных фонем происходит взаимодействие различных органов речевого аппарата. Они могут смыкаться друг с другом либо образовывать щель.
Глухие согласные звуки рождаются, когда выдыхаемый преодолевает эти преграды. В зависимости от вида препятствий глухие фонемы разделяют на:
В зависимости от мест, где образуются преграды, среди глухих фонем различают:
Шумные фонемы классифицируются с учетом степени напряженности середины языка. Когда в процессе звукопроизводства к твердому нёбу поднимаются передняя и средняя области языка, рождается палатализованный согласный (мягкий) глухой звук.Веляризованные (твердые) фонемы производятся путём поднятия корня языка к задней области мягкого нёба.
6 мягких и 6 твёрдых шумных глухих фонем составляют пары, остальные пар не имеют.
Парные глухие согласные звуки — [к, — к], [п, — п], [с, — с], [т, — т], [ф, — ф], [х, — х]; [ц, ч, ш, щ, ] — глухие непарные согласные звуки.
Сочетание всех работ отдельных органов речевого аппарата, задействованных при произнесении фонем, называют артикуляцией.
Чтобы речь была понятной, надо уметь четко проговаривать звуки, слова, предложения. Для этого требуется тренировать свой речевой аппарат, отрабатывать произношение фонем.
Поняв, как образуются глухие согласные звуки, как их правильно произносить, ребенок или взрослый гораздо быстрее овладеет речью.
Опустить конец языка, слегка отодвинуть от резцов нижней челюсти. Рот приоткрыть. Заднюю часть языка поднять так, чтобы она соприкоснулась с пограничной зоной приподнятых мягкого и твёрдого нёба. Посредством резкого выдоха воздух преодолевает преграду — [к].
Прижаться концом языка к нижним передним зубам. Среднюю и заднюю часть языка сблизить со средне-задней областью твёрдого нёба. Выдохнуть — [к, ].
При производстве фонем [х — х, ] органы речи располагаются аналогично. Лишь между ними остается не смычка, а щель.
Сомкнуть губы, язык оставить свободно лежать, кончик его чуть отодвинуть от нижних резцов. Выдох. Воздушная струя прорывается сквозь губы — [п].
Губы располагаются так же. Конец языка прижать к резцам нижней челюсти. К твёрдому нёбу приподнять середину языка. Резким толчком воздуха преодолевается губная преграда — [п, ].
Губы растянуть, зубы почти сомкнуть. Концом языка коснуться передних зубов нижней челюсти. Выгнуть язык, приподняв среднюю спинку к нёбу. Его боковые края прижимаются к верхним жевательным зубам. Воздушный поток проходит по канавке, образующейся в середине языка. Преодолевает щель между альвеолярной дугой и передней спинкой языка — [с].
Фонема [с, ] произносится аналогично. Лишь середина язык поднимается повыше, а передняя больше выгибается (канавка исчезает).
Приоткрыть губы. Конец языка упереть в резцы верхней челюсти, образовав смычку. Струя выдыхаемого воздуха с силой прорывается через преграду — [т].
Положение губ такое же. Кончиком языка прижаться к нижним резцам. Передней частью языка коснуться верхней альвеолярной дуги, создав смычку. Под напором воздушной струи преодолевается преграда — [т, ].
Нижнюю губу чуть втянуть и прижать к ней верхние резцы. Заднюю часть языка приподнять к задней области мягкого нёба. На выдохе воздух проходит через плоскую щель, образованную губой и зубами — [ф].
Губы и зубы в том же положении. Кончик языка придвинуть к нижним резцам. Среднюю часть языка приподнять к нёбу. Поток воздуха проникает сквозь губно-зубную щель — [ф, ].
Звук производится в два этапа:
Образование фонемы состоит из двух фаз:
Слегка округленные губы выдвинуть. Конец языка приподнять до образования узкого прохода с нёбом и альвеолярной дугой (1-я щель). Опустив середину языка, поднять его заднюю часть (2-я щель). Края прижать к жевательным зубам, образовав чашу. Плавно выдохнуть — [ш].
Губы немного выдвинуть и округлить. Конец языка поднять к альвеолярной дуге, не прижимая, чтобы остался просвет. Язык приподнять к твёрдому нёбу (кроме передней части), краями прижаться к коренным зубам верхней челюсти. Выдохнуть медленно. Центральная часть языка уходит вниз, создавая желоб, по которому проходит воздушный поток. Язык напрягается — [щ, ].
В речевом потоке глухие согласные звуки соседствуют с другими фонемами Если после шумной фонемы следует гласная, то губы принимают положение для артикуляции последней.
Звонкими являются фонемы, в образовании которых участвует одновременно голос и шум (последний преобладает). Некоторые звонкие имеют парные звуки из числа глухих.
Парные глухие согласные звуки и звонкие: [к — г], [к, — г, ], [п — б], [п, — б, ], [т — д], [т, — д, ], [с — з], [с, — з, ], [ф — в], [ф, — в, ], [ш — ж].
Звонкие и глухие непарные согласные звуки:
Умение грамотно писать не менее важно, чем говорить. Овладение письменной речью сопряжено с ещё большими трудностями, так как некоторые звуки на бумаге могут записываться разными буквами или буквосочетаниями.
Глухие согласные звуки при написании передаются аналогичными буквами, если находятся в сильных позициях.
По глухости-звонкости: перед гласным, [в — в, ], другими шумными (применимо к парным глухим!).
По твёрдости-мягкости: перед гласным, [б, м, г, к, п, х, б, м, г, к, п, х, ] — для звуков [с, с, т, т, ], в конце слова.
В остальных случаях для определения верной буквы (либо сочетания букв) для глухой согласной фонемы надо применять определенные правила русского языка. А иногда необходимо просто запоминать верное написание слов (словарных).
Перед глухими согласными звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[з]очка - ска[ск]а (сказка), ло[ж]ечка- ло[шк]а (ложка), о [б]рубить - о[т"]есать, колдо [в] ать - колдо [фс] кой, гото [в 1 ] ите - го-то [ф"т"] е.
Перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с"]ить - про[з"б]а, мало [т"] ить - моло [д"б] а, та [к] ой - та [гж] е, о [т]разить - о [дг] рузить, ал [ч"] ный - ал [дж"б] а, со [ц] обязательство - со [дзд] оговор. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю - [г] дому, о [т] отца - о [д] брата, отне [с] ла - отнё[з] бы, чере[б] большой (череп), на [ж] город (наш), шка[в] закрыли (шкаф).
Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит только тогда, когда после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой (но [c] врачом, [с] вами), о[ц] взглядов (но о [т] власти, о[т] ворот), [г] вздохам (но [к] внуку, [к] выбору).
3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими согласными могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие согласные произносятся чаще всего после глухих: смот[р], вих[р"], смыс[л], вол[л], рит[м] и т. п. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими согласными: [p]туть, [л"] стить, [м] ха и т. п. В этих же позициях могут произноситься и звонкие сонорные согласные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф, мыс[л"^], [р^]та, [м^]чаться и т. п.
б. чередования твердых и мягких согласных,
Чередование твердых и мягких согласных. Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягким согласным твердый согласный должен был заменяться мягким. Сейчас эта закономерность в значительной степени разрушена. Одни согласные перестали заменяться мягкими, другие перестали требовать впереди себя такой замены. Но в части согласных этот закон действует. Замена твердого согласного мягким происходит в следующих позициях:
1. Зубные перед мягкими зубными: мо[ст] -мо[с"т"]ик, ле[сн]ой - ле[с"н"]ик, у[зд]а-у[з"д"]ечка, ка[зн]а - в ка[з"н"]е, рабо [т] а - рабо [т"н"] ик и т. п.
Перед [т", д", с", з"] обычен и мягкий [н"]: ба[нт] -ба [н"т"]ик, о рома[н"с"]е, Пе[нз]а- в Пе[н"з"]е. Однако в некоторых словах допустимо и произношение [н] в этой позиции: вонзить, консервы, консилиум и др.
Звуки [л] и [л"] не участвуют в действии этой закономерности: [л] не заменяется мягким - по[л]ый - по[лн"]ей, перед [л"] замена твердого зубного мягким не обязательна: [з"л"]ить и [зл"]ить, о[с"л"]ик и о[сл"]ик.
2. Перед [ч"] и [ш"] звук [н] заменяется [н"]: ваго [н] - ваго [н"ч 1 ] ик, обма [н] - обма [н"ч"] ивый, то [н] кий - уто [н"ч"] ен-ный, коле [н] о - коле [н"ч"]атый.
в. чередования согласных по месту и способу образования,
Чередования согласных по месту и способу образования. 1. Перед передненёбными шумными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] орденом - [ш] шапкой - [ш"] чайником, бе [з] отца - бе [ж] жены, о [т] мороза - о [ч"] чудес - о [ч] шума.
2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[ц"]ся (пяться), о[ч 1 ]щипнуть, ве[ч]шать (ветшать).
Понять это легко. Последняя фаза взрывного согласного - резкий и достаточно широкий отход сомкнутых органов речи друг от друга. Но перед щелевым согласным того же места образования этого не происходит. После смычки активный орган речи, уже готовясь к образованию следующего щелевого согласного, лишь слегка отодвигается от пассивного, создавая узкую щель. Образуется аффриката.
Так, [т] перед [с] меняется на [ц]: де[ц]сад, бра [ц] Саши (брат), бу [ц]сы (бутсы); [т"] перед [с"] меняется на [ц"]: ме[ц"]ся (меться), пя[ц"] селедок (пять). Точно так же и [д] перед [з] меняется на [дз]: на[дз]зор (надзор), по[дз]зуживать (подзуживать), [д"] перед [з"] меняется на [дз"] : на[дз"]зиратель, пя[д"з"] земли.
В позиции перед [ш, ж] звуки [т, д] по предыдущему закону заменяются передненёбными: кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам. В результате на месте [т, д] перед [ш, ж] образуются передненёбные аффрикаты [ч, дж]: о[ч]шибить (отшибить), мла[ч]шая (младшая), по[дж]жилки, та[дж]жик, о[дж]жать (отжать) и т.п.