Главная » Финансы » Самоходная противотанковая пушка. Модернизированная самоходная противотанковая пушка "Спрут-СДМ1". Верная и надежная «Нона»

Самоходная противотанковая пушка. Модернизированная самоходная противотанковая пушка "Спрут-СДМ1". Верная и надежная «Нона»

Разработку легкой гусеничной самоходной установки со 125-миллиметровым танковой пушкой заказали российские десантники у ОАО "Курганмашзавод". Как сообщают "Известия" со ссылкой на представителя ВДВ, участвующего в работах, новая машина должна быть десантируемой и заменит артиллерийские установки "Спрут-СД", от которой ВДВ отказались в 2010 году, когда после парада 9 мая из-за утечки топлива сгорела одна такая самоходная артиллерийская установка с противотанковой пушкой. Получив новую машину, ВДВ обретет оружие для борьбы с американскими танками "Абрамс" и израильскими ОБТ "Меркава ", - пишет издание.

Ранее сообщалось, что 9 мая 2010 года после прохода по Красной площади у одного из "Спрутов-СД" загорелся двигатель. Позднее машина была признана аварийноопасной и принято решение прекратить дальнейшие закупки "Спрутов".

Решение о разработке новой артустановки было принято в феврале 2013 года заместителем министра обороны России Юрием Борисовым.

Как сообщает издание, новая САУ будет создана на базе боевой машины десанта БМД-4. Вместо 100-миллиметровой пушки на такую же платформу установят 125-мм танковую артсистему 2А46М-5, которой, в частности, вооружены танки Т-90 . Орудие сможет вести огонь бронебойными снарядами, включая "Свинец", и противотанковыми ракетами. Система наведения будет включать в себя тепловизор и автомат сопровождения целей, который способен самостоятельно измерять дальность и рассчитывать траекторию.

Длина новой машины составит чуть более семи метров, а вес будет около 18 тонн, то есть самоходная установка сможет без проблем транспортироваться военно-транспортными самолетами Ил-76 и вертолетами Ми-26. Новая артустановка должна передвигаться по воде, а также сможет преодолевать подъем до 35 градусов.

Легкие танки , к которым будет относиться новая САУ, приобретают все большую популярность в армиях мира. Такие машины создают в Швеции, Польше, Китае. Легкий танк требуется в горной местности, в болотах, где тяжелая техника не имеет возможности пройти. Его можно доставлять по воздуху, и у пехоты сразу появляется боевая машина, способная вести мощный огонь. Новая самоходная установка в ВДВ будет нужна не только для борьбы с танками, но и для уничтожения укрытий противника, укрепленных зданий. Когда дальнобойная артиллерия не сможет поразить цель, новая САУ уничтожит прямой наводкой.

Самоходная артиллерийская установка 2С25 "Спрут-СД" (СД - самоходная десантируемая) разработана еще в начале 1990-х годов. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для поражения техники, в том числе бронированной, и живой силы противника при действии в составе подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, а также морской пехоты. Внешне машина похожа на обычный танк и объединяет в себе возможности десантируемой плавающей БМД с основным боевым танком. САУ "Спрут-СД" может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ "Спрут-СД", создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Машина при длине около 7 м, ширине 3,2 м и высоте 2,9 м имеет массу 18 тонн, может развивать скорость до 70 км/час, запас хода составляет 500 км. Поставки 2С25 в войска начались в 2008 году; в общей сложности ВДВ получили 24 машины.

Основные ТТХ самоходной противотанковой пушки 2С25 "Спрут-СД"
Экипаж, чел.
3
Бронирование
Противопульное
Боевая масса, т
18
длина / с пушкой 7,07 / 9,771
ширина
3,152
высота / с датчиком ветра 2,72 / 2,98
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе
до 70
по грунту
до 49
на плаву
до 10
Запас хода, км
500
Прицельная дальность стрельбы, м
4000

ПСП “ СПРУТ-СД “

В начале 90-х годов акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” на удлиненной базе боевой машины десанта БМД-3 была создана новая противотанковая самоходная пушка 2С25. Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге специалисты артиллерийского завода № 9, производящего как танковые пушки, так и артиллерийские системы калибра до 152 мм.

Хотя первоначально самоходка предназначалась для российских воздушно-десантных войск, (она рассчитана на парашютное десантирование с экипажем на борту из военно-транспортного самолета Ил-76) в настоящее время ее предлагают также морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки во время проведения десантных операций. К сожалению, в настоящее время российская армия не располагает достаточными средствами для закупки самоходной артиллерийской установки 2С25, зато интерес к ней проявили представители вооруженных сил Республики Корея и Индии.


В передней части корпуса самоходки расположено отделение управления, боевое отделение с башней занимает среднюю часть машины, в ее корме находится моторно-трансмиссионное отделение.

В походном положении командир машины сидит справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика стабилизирован в вертикальной плоскости и включает в себя лазерный дальномер, который обеспечивает баллистический вычислитель постоянно меняющимися данными о цели.


Основное вооружение CAУ 2C25 состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90. Учитывая необходимость установки пушки на более легкое шасси, специалисты артиллерийского завода № 9 оснастили пушку противооткатным устройством нового типа.

Пушка 2А75 оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом, но не имеет дульного тормоза. Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46. Кроме того, в состав боекомплекта пушки 2А75 входит снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Максимальная скорострельность составляет 7 выстрелов в минуту.

Заряжание пушки осуществляется с помощью горизонтального автомата заряжания, смонтированного за башней самоходки. В нем помещаются 22 выстрела, снаряженных и готовых к немедленному использованию. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.


В качестве вспомогательного вооружения на противотанковой самоходке установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Поскольку САУ 2С25 разрабатывалась на базе БМД-3, в ее конструкции использовано много узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки базовой машины. В моторно-трансмиссионном отделении САУ 2С25 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, развивающий максимальную мощностью 331 кВт. С ним сблокирована гидромеханическая трансмиссия, имеющая гидрообъемный механизм поворота. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя, Кроме того, гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят семь одинарных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления.


При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 65— 68 км/ч, а на сухих грунтовых дорогах показывает среднюю скорость 45 км/ч.

Стандартное оборудование машины включает компьютеризованную систему управления огнем, систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.

Как и другие российские легкобронированные боевые машины, самоходка 2С25 является плавающей и передвигается в воде с помощью двух водометных движителей, которые позволяют ей развивать скорость 8—10 км/ч. Для повышения плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и, находясь на плаву, может эффективно действовать при волнении в 3 балла, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном 70°.


Технические характеристики:

Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры: клиренс, мм 190-590 длина полная, м 7.07 (с пушкой - 9.771)
ширина полная, м 3.152 высота, м 2.72 (с датчиком ветра - 2.98)
Бронирование противопульное
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2А75, 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект: 22 выстрела, 2000 патронов Скорострельность, выстр/мин 7
Двигатель 2В-06-2, многотопливный дизель, мощность 331 кВт
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 65-71 по грунту 49 на плаву 10
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м 0,7 ширина рва, м 2,5 глубина брода, м плавает
Запас хода, км: по шоссе500 по грунту - 250 на плаву - до 100

Мечта каждого командующего ВДВ - иметь в арсенале войск вооружение, способное поддержать огнем десант непосредственно на месте высадки, отразить атаку неприятеля и самим развить наступление. Долгое время основным средством огневой поддержки у десантников была БМД-1 (с 1969 года), а ранее парашютно-десантные части были в основном вооружены только стрелковым оружием и гранатометами.

Верная и надежная «Нона»

Прорывным можно назвать начало серийного производства в 1981 году 120-мм дивизионно-полковой авиадесантной самоходной артиллерийско-минометной установки 2С9 «Нона-С». С ее появлением на вооружении ВДВ значительно расширили свои боевые возможности: новое орудие могло вести огонь как прямой наводкой, так и по навесной траектории.

«Нона» прекрасно зарекомендовала себя во время боевых действий в Афганистане, где активно использовалась в качестве средства огневой поддержки десантно-штурмовых и воздушно-десантных подразделений. И если, скажем, десантные войска во время афганской кампании пересели с БМД на БМП, имевших больший технический ресурс, то «Нона» осталась в боевом строю. Использовалась эта САУ в боевых действиях на территории Чечни, Дагестана, а также во время миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине (без боевого применения), в которой была задействована российская отдельная воздушно-десантная бригада.

Несмотря на выявленные недостатки в виде быстрого износа ходовой части и ограниченных углов горизонтального наведения, эти орудия хорошо себя зарекомендовали и подтвердили перспективность использования 120-мм нарезных универсальных систем.

С течением времени для ВДВ потребовалось более мощное артиллерийское орудие, способное, в частности, уничтожать на поле боя танки противника. И здесь, конечно, калибр имел значение. Для решения новых задач подходило 125-мм орудие 2С25 САУ «Спрут-СД» (СД - самоходное десантируемое). Эта самоходка на поле боя представляла собой реальную силу. Сыграло свою роль и то, что для стрельбы могли использоваться штатные танковые снаряды, уже имеющиеся на вооружении нашей армии. При убойной силе, способной разнести в хлам как танки противника, так и его оборонительные сооружения, «Спрут» имел сравнительно малые габариты и вес всего 18 тонн (для сравнения: танк весит от 40 до 70 тонн), что позволяло осуществлять его парашютное десантирование.

Сразу не получилось

Но у «Спрута-СД» оказалась непростая судьба. Эта бронированная артиллерийская система разрабатывалась еще с середины 80-х годов прошлого столетия, но в силу ряда причин была принята на вооружение только в 2006-м. Серийное производство велось с 2005 по 2010 год, после чего было принято решение приостановить сборку до появления проекта модернизированной самоходки.

«Проблема любой боевой техники, предназначенной для доставки в заданный район парашютным способом, заключается именно в ограничении ее веса, - рассказал корреспонденту еженедельника "Звезда" генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ России в 1996 - 2003 годах. - Условно говоря, танк с парашютом не сбросишь, равно как и самоходные артиллерийские установки 122-мм и 152-мм, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Тут никакая многокупольная или парашютно-реактивная система не выдержит. При этом необходима достаточно мощная колесная база, позволяющая вести огонь из самоходной установки. Когда испытывали "Нону", то ходовую часть использовали от бронетранспортера БТР-Д с увеличенным количеством катков, при этом стрельба велась с уменьшенным клиренсом, когда бронированное днище практически соприкасалось с землей и амортизировало отдачу выстрела. Собственно, такая конструкция и оказалась наиболее удачной при создании артиллерийских систем, предназначенных для десантных войск».

«Реанимировать» самоходное орудие «Спрут» решил нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Нельзя сказать, что модернизация этой установки лежала под сукном. Нет, конструкторы занимались доработкой, как по ходовой части, так и по вооружению, так что запрос военных не застал предприятия «оборонки» врасплох. Поэтому ожидается, что Воздушно-десантные войска получат обновленное самоходное орудие уже в 2018 году. САУ получила условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1».

Высокая мобильность плюс огневая мощь

Основным требованием к новой САУ было повышение боевых характеристик за счет применения нового оборудования. В первую очередь - прицельных устройств и средств управления огнем. Это сделано. Что еще немаловажно: шасси самоходки унифицировано с другой бронетехникой десантных войск. Базой для нее послужила боевая машина десанта БМД-4М с семью опорными катками малого диаметра, с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена и возможность изменения клиренса, что необходимо как для ведения огня, так и десантирования самоходного орудия.

Одним из главных достоинств «Спрута», из-за чего он получил название «истребитель танков», считается его огневая мощь. Она такая же, как у танков Т-72 и Т-90. По сути, 125 мм - это орудие главного калибра для ВДВ, по крайней мере, из того, что способно десантироваться парашютным способом

Новая САУ способна использовать различные виды боеприпасов - осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Снаряды пробивают до 770 мм брони, даже под динамической защитой. Плюс в боекомплекте имеются управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут-СДМ1» получил и новый дизельный двигатель УТД-29 мощностью в 500 л.с. (предшественник обладал 450 «лошадками»). Это скажется на подвижности боевой машины и увеличит ее моторесурс. Скорость самоходки составит 70 км/ч по шоссе и грунтовой поверхности, на плаву машина сможет передвигаться со скоростью 7 км/ч, что позволит форсировать достаточно большие водные преграды. Подверглось модернизации и боевое отделение САУ, где установлена новая система управления огнем, в том числе с комбинированными прицелами с телевизионным и тепловизионными каналами, которые позволяют вести огонь в любое время суток и в любых погодных условиях. Для эффективности стрельбы предусмотрен и автомат сопровождения целей, который существенно повышает общие боевые характеристики самоходки.

В состав нового радиоэлектронного оборудования включены средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена. Экипаж будет постоянно информирован не только о местоположении соседних машин, но и «видеть», по каким целям они работают. При необходимости САУ смогут переносить огонь по новым целям, которые они еще не успели зафиксировать, но их уже засекли соседи или с командного пункта. Стрельба при этом может осуществляться как штатным боеприпасом, так и управляемыми ракетами нескольких типов, которые запускаются из ствола основного орудия.

Не претерпел изменения разве что калибр орудия самоходки - он по-прежнему будет 125 мм. Оно устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости. При этом углы возвышения меняются в пределах от минус 5 до плюс 15 градусов - по «воробьям» (высоколетящим целям), конечно, стрелять не получится, но возвышенности окажутся в зоне поражения. Орудие оснащено автоматом заряжания, который самостоятельно подает в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. При относительно небольших габаритах «Спрут-СДМ1» способен вместить 40 снарядов различных типов, которые находятся на борту в момент десантирования и готовы к использованию, как только экипаж займет свои места.

Усилено на САУ и пулеметное вооружение. К спаренному с орудием ПКТ калибра 7,62 мм добавлен еще один пулемет. Он смонтирован на дистанционно управляемом боевом модуле - стрельбу из него можно вести, не высовываясь из люка. Модуль будет установлен в кормовой части и его предназначение сводится к обеспечению безопасности с тыла, что весьма актуально при ведении боя в глубине обороны противника.

Еще один плюс обновленной самоходки заключается в такой «мелочи», как возможность перевозить на броне десантников, что бывает актуальным при коротком марше к боевым позициям.

В ВДВ уже успели оценить боевые качества «Спрут-СДМ1» на показательных стрельбах в учебном центре под Псковом и теперь ждут поставок САУ в войска. Ожидается, что они начнутся уже в ближайшее время.

Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х гг. на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная", "десантируемая").

САУ 2С25 Спрут-СД - видео

Изначально предназначенная для ВДВ и рассчитанная на парашютное десантирование с экипажем из военно-транспортного самолета Ил-76, в настоящее время пушка предлагается и морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки в ходе десантных операций.

Одно из первых ее представлений состоялось 8 мая 2001 г. на танковом полигоне «Прудбой» Северо-Кавказского военного округа для представителей силовых министерств России и зарубежного военно-дипломатического корпуса из 14 иностранных государств Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

Назначение

125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для поражения техники, в том числе бронированной, и живой силой противника при действии в составе подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, а также морской пехоты.

Внешне она похожа на обычный танк и объединяет в себе возможности десантируемой плавающей боевой машины десанта с основным боевым танком. Внешне «Спрут-СД» ничем не отличается от обычного танка и не имеет аналогов за рубежом.

Основные особенности

По мнению специалистов, новая САУ, по внешнему виду и огневой мощи сравнима с танком, характеризуется маневренными возможностями десантируемой БМД-3 и не имеет аналогов за рубежом. Кроме того, "Спрут-СД" оснащена уникальным гидропневматическим шасси, позволяющим боевой машине плавно и быстро передвигаться в условиях бездорожья со скоростью до 70 км в час, что существенно улучшает условия ведения огня в движении.

Кроме того, "Спрут-СД" способна преодолевать водные преграды со скоростью на плаву до 10 км в час. Это подтвердили испытания в Северном море, когда при шторме до 3 баллов БМ уверенно вела огонь по назначенным целям. Машина может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращается на судно. Отмеченные и другие качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией вооружения в двух плоскостях позволяют использовать "Спрут-СД" в качестве легкого плавающего танка.

Общее устройство

Корпус БМ разделен на отделение управления (передняя часть), боевое отделение с башней (средняя часть) и моторно-трансмиссионное отделение (кормовая часть).

В походном положении командир машины находится справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика с лазерным дальномером стабилизирован в вертикальной плоскости.

Вооружение

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ "Спрут-СД". Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90, При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

В качестве вспомогательного вооружения САУ "Спрут-СД" оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. «Спрут-СД» может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до 3 баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность - 7 выстрелов в минуту.

Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины. Он представляет собой совокупность узлов и механизмов - вращающийся конвейер с 22 готовыми к немедленному использованию выстрелами, цепной механизм подъема кассеты с выстрелом, механизм удаления стреляных поддонов с улавливателем, цепной досылатель выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса гильзы и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания, блок управления. Кассеты, с раздельно размещенными в них снарядами и зарядами, установлены в конвейере автомата заряжания под углом, равным углу заряжания пушки. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.

Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет расширенную раму подъемника кассеты. Механизм улавливания и удаления стреляных поддонов обеспечивает возможность при прохождении в нем стреляного поддона временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки. Это позволяет при последующем движении стреляного поддона системе очистки продуть воздухом зону казенника пушки и рабочие места экипажа с использованием вращающегося устройства. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся вокруг вертикальной оси конвейер автомата заряжания, позволяющий членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса.

Система управления огнём

Включает прицельный комплекс наводчика (ночной и дневной прицелы с вертикальной стабилизацией поля зрения, цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер); прицел командира комбинированный с функцией дневного/ночного прицела с лазерным дальномером и стабилизированным полем зрения в двух плоскостях, а также прибор наведения на цель управляемых ракет комплекса 9К119М; комплект датчиков для автоматического ввода поправок с учетом параметров атмосферы, температуры заряда, износа и кривизны ствола и др.

Компьютеризированная система управления огнем с рабочего места командира обеспечивает наблюдение за местностью при стабилизированном поле зрения, поиск цели и целеуказание с помощью оптической системы командирского прицела; совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой с прицельной стрельбой артиллерийскими снарядами; дублирование баллистического вычислительного устройства приборного комплекса наводчика; автономное включение и управление приводами наведения и автоматом заряжания пушки; оперативную передачу управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот.

Силовая установка и ходовая часть

Имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 "Спрут-СД". Установленный на ней многотопливный дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 кВт сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движетелей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. Ходовая часть по каждому борту включает семь односкатных обрезиненных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения стальных, двухгребневых, цевочного зацепления гусениц с резино-металлическим шарниром, которые могут оснащаться асфальтоходными башмаками.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по сухим грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

Два водометных движителя позволяют передвижение САУ 2С25 по воде со скоростью до 10 км/ч. Для повышения плавучести на машине установлены опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и может эффективно действовать на плаву, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела в 70 град., при волнении в 3 балла.

Кроме указанного стандартное оборудование машины включает систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.

САУ "Спрут-СД" может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

Армии многих стран мира в последнее время особое внимание уделяют легкобронированной боевой технике как основе сил быстрого реагирования. Борьба с международным терроризмом и проведение операций по поддержанию мира в зонах локальных конфликтов потребовали создания высокомобильных и функционально гибких "боевых систем будущего".

В этом плане, по оценке зарубежных специалистов, именно Россия имеет наибольшие возможности в области создания легкобронированной десантируемой техники. Вооруженные силы РФ уже оснащены эффективными образцами легкой (до 18 тонн), высокопроходимой, авиатранспортабельной бронетехники, способной выполнять задачи автономно, в отрыве от основных сил и тыловых частей, а также в любых условиях (в том числе в труднодоступных и удаленных районах, в горной местности, в условиях пустыни и на побережье).

Кроме того, по мнению специалистов, данный класс боевых машин обладает значительным экспортным потенциалом. Именно эти машины могут использоваться в качестве основы для оснащения мобильного компонента вооруженных сил и спецслужб любого государства.

Правомерность этого мнения подтверждает САУ "Спрут-СД". После ее демонстрации на полигоне многие военные атташе признали, что по боевым и эксплуатационным возможностям она превосходит все существующие зарубежные аналоги. Так, ни одна машина в мире не может использоваться в горах на высоте до 4000 метров, изменять клиренс на 400 мм, плавать при волнении моря до 3 баллов, сходить и заходить из воды на десантный корабль и десантироваться вместе с экипажем.

Испытания и принятие на вооружение

В 1984 году было утверждено тактико-техническое задание на создание 125-мм десантируемой самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД», 20 октября 1985 года Решением военно-промышленной комиссии Совета министров СССР была официально начата разработка новой 125-мм СПТП для ВДВ СССР. В феврале 1986 года была начата разработка средств десантирования для САУ 2С25. Средства десантирования получили обозначение П260 и создавались на базе парашютно-реактивных средств П235, предназначавшихся для десантирования БМП-3. В период с 1990 по 1991 годы были проведены Государственные испытания САУ 2С25. Однако испытания системы П260 выявили её недостатки, основными из которых являлись: сложность в эксплуатации, высокая стоимость изготовления, сложность кассетного блока парашютно-реактивного тормозного двигателя. 30 мая 1994 года решением ВВС РФ, ВДВ РФ и разработчика средств десантирования - московского завода «Универсал» - была отменена разработка парашютно-реактивных средств десантирования П260, этим же решением была начата разработка бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС». В 2001 году были проведены дополнительные испытания САУ 2С25. 9 января 2006 года приказом Министра обороны Российской Федерации самоходная противотанковая пушка 2С25 была принята на вооружение Российской армии.

Серийное производство и модификации

Помимо основного вариант САУ «Спрут-СД» для ВДВ, разрабатывался также и вариант 125-мм самоходной противотанковой пушки для сухопутных войск, получивший наименование «Спрут-ССВ». В отличие от СПТП «Спрут-СД», САУ «Спрут-ССВ» не имела возможности десантирования, а в качестве базового использовалось лёгкое многоцелевое шасси «Планер», разработанное в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода и предназначенное для замены в сухопутных войсках гусеничных тягачей МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Работы по созданию СПТП «Спрут-ССВ» дальше изготовления и испытаний опытных образцов не продвинулись. Кроме гусеничного варианта, для сухопутных войск под наименованием «Спрут-К» также прорабатывался вариант размещения боевого отделения САУ 2С25 на колёсной базе бронетранспортёра БТР-90, однако и этот вариант на вооружение Российской армии принят не был.

Оценка машины

Несмотря на то, что самоходная пушка 2С25 относится к классу противотанковых САУ, по своим возможностям и спектру решаемых задач «Спрут-СД» является лёгким танком. Причина, по которой САУ 2С25 изначально классифицирована как противотанковая пушка, состояла в том, что заказывающим управлением опытно-конструкторских работ являлось ГРАУ, не имевшее полномочий для разработки танков. Основными представителями предыдущего поколения этого класса техники являются лёгкие танки ПТ-76Б и Объект 934. Результаты испытаний танка «Объект 934» показали, что по основным параметрам он превосходил танк ПТ-76Б как в вооружении, так и по водоходным качествам. В свою очередь САУ 2С25 сочетает в себе огневую мощь основного танка с высокими характеристиками манёвренности и проходимости лёгкого танка, что позволяет ей быть современной заменой танка ПТ-76Б в подразделениях морской пехоты и сухопутных войск. Использование же СПТП «Спрут-СД» в подразделениях ВДВ позволяет решать задачу борьбы с танками противника.

Тактико-технические характеристики 2С25 Спрут-СД

Разработчик: ВгТЗ ОКБ-9 ЦНИИточмаш
- Годы разработки: с 1983 по 2001
- Годы производства: с 1984 по 2010
- Годы эксплуатации: с 2005
- Компоновочная схема: классическая

Экипаж САУ 2С25 Спрут-СД

3 человека

Вес САУ 2С25 Спрут-СД

Габаритные размеры САУ 2С25 Спрут-СД

Длина корпуса, мм: 7085
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9770
- Ширина, мм: 3152
- Высота, мм: 3050
- База, мм: 4225
- Колея, мм: 2744
- Клиренс, мм: 100…500

Бронирование САУ 2С25 Спрут-СД

Тип брони: противопульная

Вооружение САУ 2С25 Спрут-СД

Калибр и марка пушки: 125-мм 2А75
- Тип пушки: гладкоствольная пушка
- Длина ствола, калибров: 48
- Начальная скорость БПС, м/с: 1700
- Бронепробиваемость БПС на дальности 2 км, мм: 520
- Боевая скорострельность, выстр/мин: 7
- Боекомплект пушки: 40
- Углы ВН, град.: -5…+15
- Углы ГН, град.: 360
- Прицелы: 1А40-1М, ТО1-КО1Р, 1К13-3С

Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТМ

Двигатель САУ 2С25 Спрут-СД

Тип двигателя: 2В-06-2С
- Мощность двигателя, л. с.: 510

Скорость САУ 2С25 Спрут-СД

Скорость по шоссе, км/ч: 70
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45-50, 9 на плаву

Запас хода по шоссе, км: 500
- Запас хода по пересечённой местности, км: 350

Удельная мощность, л. с./т: 28,3
- Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36-0,53

Преодолеваемый подъём, град.: 35
- Преодолеваемая стенка, м: 0,8
- Преодолеваемый ров, м: 2,8
- Преодолеваемый брод, м: плавает

Фото 2С25 Спрут-СД

Десантирование САУ 2С25 Спрут-СД

You have no rights to post comments



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта