Главная » Дети » Представление педагогического опыта учителя-логопеда. Обобщение опыта для учителей-логопедов "развитие речевой активности посредствам сказкотерапии" Обобщение опыта работы учителя логопеда доу

Представление педагогического опыта учителя-логопеда. Обобщение опыта для учителей-логопедов "развитие речевой активности посредствам сказкотерапии" Обобщение опыта работы учителя логопеда доу

1.Представление собственного педагогического опыта учителя- логопеда ГК ОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Кирдянкиной Е.Ф..

Тема : «Эффективность применения информационных технологий на логопедических занятиях".

1.Актуальность проблемы.

Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Я работаю учителем-логопедом в коррекционной школе. В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием активно использую ИКТ. В 2013 году кабинет логопеда был оснащён ноутбуком.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта) .

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образовательного процесса.

Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций, а также коррекции психических функций и мыслительных операций. Я считаю, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта имеет преимущества, которые позволяют:

Максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;

Осуществлять поэтапность предъявления материала с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;

Предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

Усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;

Предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.

Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

3.Наличие теоретической базы.

Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.

Использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.

Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Логоработа с применением компьютера осуществляется на разных этапах: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.

4.Ведущая педагогическая идея.

Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования. Индивидуальная работа с логопатами; личностно-орентированные методы обучения. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на занятиях, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Обучающиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебно-познавательная деятельность, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Ставлю своей главной целью -коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Стараюсь помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. И информационные технологии значительно помогают мне в этом.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В. Г. Петрова). Поэтому обеспечить речевую коррекцию, так необходимую детям данной категории, должны оптимальные и адекватные условия для развития их речевой деятельности.

Эффективные средства решения этих задач - это использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических,обучающих и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать информационные компьютерные технологии в системе обучения каждого ребенка, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора формам и средствам деятельности логопеда.

6.Результативность опыта.

За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

5 Обучение грамоте.

6 Учимся писать буквы.

7 Знакомимся с буками.

8 Учим буквы.

9 Весёлые игры для развития речи и слуха.

10 Учимся говорить правильно 1.

11 Учимся говорить правильно 2.

12 Коррекция психических процессов для детей 5-6 лет.

13 Коррекция психических процессов для детей 6-7 лет.

14 Коррекция психических процессов для детей 7-9 лет.

15 Лучшая азбука в стране букв.

Большое значение в изучении алфавита русского языка, развитии навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слогообразования и построения предложений имеет обучающая компьютерная программа «Баба-яга учится читать». Благодаря использованию данной программы формирую у детей с интеллектуальным недоразвитием навыки чтения и речи на русском языке, развиваю наблюдательность, тренирую зрительную память. В ходе совместной работы по программе «Баба-яга учится читать» ребёнок запоминает алфавит, расширяет свой кругозор, изучая одновременно с буквами и словами различные предметы и явления. В программе имеется 10 игровых обучающих и развивающих заданий; множество сказочных персонажей; азбука в стихах; частушки про буквы; красочная мультипликация и анимация; качественный звук; вся навигация в игре осуществляется с помощью мышки.

Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы: артикуляционные гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, презентации на автоматизацию и дифференциаю звуков, знакомство с буквой, различные логопедические игры и т.д.

7.Анализ результативности.

Годовой отчет работ учителя-логопеда Кирдянкиной Е.Ф.(14ч.) за 2014-2015 учебный год

Коррекционная работа велась в соответствии с годовым планом, в котором были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;

Высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.);

Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

Единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;

Комплексное развитие речи учащихся, направленное на:

Формирование правильного звукопроизношения;

Обогащение и развитие словаря;

Развитие грамматического строя речи;

Формирование связной речи учащихся.

Логопедическая работа в школе строится на основании письма Минобразования РФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида».

Коррекционно-логопедическая работа велась по следующим направлениям деятельности:

1. Диагностико - аналитическая деятельность.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

3. Консультативно-методическая деятельность.

4. Методическая работа. Повышение профессиональной компетенции.

5. Работа по оснащению логопедического кабинета.

    Диагностико - аналитическая деятельность.

1. Первичное обследование детей.

С целью эффективного коррекционного обучения в начале учебного года с 1 по 19 сентября была проведена тщательная всесторонняя диагностика, задача которой была выявить характер речевого нарушения, его структуру, индивидуальные особенности проявления.

На начало учебного года были обследованы все учащиеся с 1 по 7 класс(56 ч.).

2. Комплектование групп и составление расписания.

По окончанию логопедического обследования через ПМПк был утвержден список обучащихся, нуждающихся в логопедическом сопровождении на 2014/2015 учебный год.

16 учащихся, зачисленные на логопедические занятия, занимались в течение учебного года по индивидуальным программам речевого развития. У всех учащихся, по данным ПМПК, системное нарушение речи тяжелой и средней степени тяжести при интеллектуальной недостаточности.

С целью уточнения этиологии и характера речевых нарушений, осуществлено знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.

По окончании обследования были составлены:

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

Индивидуальные программы;

Расписание индивидуальных занятий на 2014-2015 учебный год (расписание занятий составлялось с учётом классного расписания уроков и утверждено директором школы);

Перспективный план работы (для индивидуальных занятий);

Заведены и заполнены речевые карты.

3. Повторное обследование устной и письменной речи.

В конце учебного года с 1-15 мая было проведено логопедическое обследование с целью выявления улучшений в устной и письменной речи учащихся, занимающихся с логопедом. Заполнены речевые карты.

    Коррекционно-развивающая деятельность.

Проведение индивидуальных логопедических занятий по звукопроизношению с учащимися. Согласно составленному расписанию два раза в неделю проводились индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

III . Консультативно-методическая деятельность.

    С целью контроля над речью детей, посещала уроки в 2, 3, 4 классах.

    Принимала участие в работе районного и школьного ПМПк.

    Регулярно информировала учителей о продвижении учащихся в логопедических занятиях.

    Принимала участие в работе школьного МО начальных классов.

    Участвовала в работе районного МО учителей-логопедов и профессиональных конкурсах г.Инсара.

IV . Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

1. Приобретена методическая литература.

2. Приобретена художественная литература для чтения.

3. Пополнился наглядный раздаточный материал на автоматизацию звуков С, Л, Р, Ш, Ж, 4.Систематизирован наглядный и дидактический материал по логопедической коррекции.

5. Обновлены слоговые таблицы.

6.Систематизирован иллюстрированный и раздаточный материал для фронтальных занятий по темам «Времена года», «Дикие животные», «Транспорт», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова по развитию речи (презентации).

Своевременно были оформлены следующие документы:

    Годовой план коррекционно-методической работы.

    Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий».

    Индивидуальные программы на каждого учащегося.

    Речевые карты на каждого учащегося.

    Индивидуальные планы речевой коррекции.

    Поурочные планы работы.

    Расписание логопедических занятий.

    Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся.

V. ПМПк.

    Принимала участие в работе ПМПк.

    Обследовала учащихся для школьного ПМПк.

    Предоставляла логопедические представления, логопедические заключения и рекомендации.

    Принимала участие в разработке индивидуальных программ.

    Отслеживала динамику речевого развития учащихся.

    Готовила необходимую документацию к заседаниям ПМПк.

    Участвовала в работе ПМПК Инсарского муниципального района в качестве дефектолога.

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на учебный год выполнен.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

Представление собственного иновационного педагогического опыта опубликовано

на сайте

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»

Год рождения:1972

Образование: 1. Педагогический колледж

2. г.Москва Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Столичная финансово-гуманитарная академия. Квалификация учитель-логопед по специальности «Логопедия».

Общий стаж работы: 24 года, в том числе педагогический стаж: 24 года

Стаж работы в должности Учитель-логопед в МДОАУ д/с 18 – 3,6 года

2. Условия формирования опыта.

По данной теме мною была подобрана и изучена литература:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.

5. Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.

8. МакунинаЕ. Придумываем истории и сказки.Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.

9. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

10. НовиковскаяО.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.

11. СаковичН.А.Практикасказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

12. СтишенокИ.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.

13. Шорохова Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г

14.

3.Теоретическая база опыта.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии нормативно – правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Основная общеобразовательная программа детского сада», на основе личностно – ориентированной модели обучения и воспитания. Создаются условия (общеобразовательные программы, развивающая среда, личный профессионализм), обеспечивающие готовность детей с ОНР к следующей ступени образования, полноценное развитие личности: эмоциональной сферы, творчества, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

4.Актуальность и перспективность.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).

5.Новизна опыта

Сказкотерапия - метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь - наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

6.Адресность опыта.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями, студентами педколледжей и педвузов.

7.Технологии опыта

Методы: целенаправленное наблюдение текста; описание по прочтению текста; “интерьер” сказки; создание иллюстраций к отдельным эпизодам; лепка сказочных персонажей; изготовление карнавальных масок; волшебных атрибутов; отбор иллюстраций к ранее прочитанным книгам; разыгрывание сценок из сказок; литературные театры: драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок; прослушивание музыкальных произведений; выставка книг писателей; сочинение рассказов от лица одного из герое произведения;домысливание судьбы героев; рассказывание о любимой сказке; тематические беседы о прочитанном, об авторе, о жанре; беседа о литературных героях, задача которых – развивать художественные ассоциации; беседа о жанре; эксперимент с художественным образом; игры “Герои среди нас”.

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику (к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации).

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии:

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Сказку можно сложить из ткани.

Сравнение. Игра в сравнения: «Кто на кого похож?» «Что на что похоже?»

Сказки имеют запахи. Проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.

Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”

8.Результативность опыта.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: - создание коммуникативной направленности речевых высказываний; - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии.

Сказку можно сложить из ткани . Я вместе с детьми стала на столе изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на столе расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.

Игры – беседы с персонажами сказок . После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.


Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке - в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий


Игра – драматизация Кто на кого похож

Следующий этап в работе во втором полугодии старшей группы - это игра - драматизация, игра - инсценировка. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе над ним.


Кукольный театр


Сказка и музыка.

Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам). Музыка способна лечить - это уже многократно доказано учеными медиками всего мира. Музыка- основа гармоничного развития личности.


В героев можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы подбираем музыку.



Эксперимент с художественным образом игры«Герои среди нас»




Показ иллюстраций


Разыгрывание сценок из сказок


Рисование и аппликация сказочных персонажей

Я стремлюсь прожить сказку вместе с детьми, задействовав все органы его чувств. Когда начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому вместе с детьми после чтения сказки стали рисовать, делать аппликации, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование и аппликация помогает понять нравственные стороны, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.


Различные виды театров




Викторина – эстафета

по русским народным сказкам

Детский сад № 18 «Гнездышко» г. Орска

старшая логопедическая группа

учитель – логопед Гончарова О.П.

Цели:

Расширить знания дошкольников о сказках;

Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

Развивать речь дошкольников, читательский интерес, память;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры, два ведра, два веника, медали.

Ход викторины

Звучит грамзапись.

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

А почему они волшебные?

Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами. Поприветствуем команда …, команда.. .

Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде.

Итак, начнем!

Конкурс 1. “Назови сказку по картинке”

(По иллюстрациям участники называют сказки:Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

Молодцы!

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода. В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.(Снегурочка).

В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая?(Баба Яга).

Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна лягушка).

Посадил ее дед в поле Лето целое росла. Всей семьей ее тянули очень крупная была. (Репка).

На сметане был мешен. В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей(Колобок)

Отворили дверь козлята. И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок

Покатился …….. (колобок)

Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Конкурс 4. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?


Конкурс 5. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.


Конкурс 6. “Найди ошибки художника”

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)

Конкурс 7. К нам в д/с пришли телеграммы. Помогите догадаться от кого они?

Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Конкурс 8. «Угадай сказку»

    «Иван Царевич и зеленый волк»

    «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

    «Дарьюшкина избушка»

    «Плавучий корабль»

    «Лапша из топора».

Молодцы ребята

Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора. А за интересную игру вручаю вам медальки.

Конспект занятия с использованием сказкотерапии и

логоритмики «Путешествие с колобком по лесу»

Учитель-логопед

Гончарова О.П.

Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.

Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство детей с устным народным творчеством, русским бытом, расширение и активизация словаря по сказке «Колобок», «Овощи – Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, развитие связной речи, фонематических представлений. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, общих речевых навыков, творческого воображения, фантазии.

Коррекционно-воспитательные задач: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, преодоление нерешительности перед публичным выступлением и умения оценивать поступки. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, логоритмические упражнения, физкультминутка, подвижные игры использование музыкальных композиций, показ демонстрационного материала, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, сюрпризный момент, поощрение.

Материал: Шапочки персонажей сказки, две корзины, муляжи овощей и фруктов, три обруча, картинки с песенками Волка, картинки на звуки (А), (У), (И), части целой картинки «Колобок».

Аудиозаписи: Музыкальные композиции «В гостях у сказки», «Песенка о колобке», «Танец с музыкальными инструментами», «Звуки природы».

Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Колобок» раздача ролей, разучивание стихов и песен.

Дидактический материал «Овощи», «Фрукты».

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»

Логопед: Здравствуйте дети. А вы любите сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о Колобке. А пока я превращу вас в сказочных героев (на детей надевают шапочки персонажей сказки Колобок)

Логопед:

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.

Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать.

(логопед загадывает загадку)

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол,

И от бабушки ушел.

У него румяный бок...

Вы, узнали? (Колобок).

(Появляется колобок под музыку из мультфильма «Колобок»)

Колобок: Здравствуйте, дети, я Колобок (дети приветствуют колобка).

Логопед: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш колобок? Какого цвета? Сколько у него глаз? (Ответы детей)

Колобок: Какие вы ребята молодцы, умные, сообразительные, я хочу пригласить вас в весенний лес, для того чтобы попасть туда, нужно выполнить все мои задания.

Ребята, давайте, образуем круг «Доброты»

(Логоритмика «Круг Доброты)

Мы построим с вами круг

Слева - друг и справа - друг

Никуда не выходи

Ты из круга «Доброты!»

Мы пойдем сегодня в лес,

Там полным-полно чудес

Ушки, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

(Движения выполняются под музыку)

Зашагали ножки

По весенней дорожке,

Будем по лесу шагать

И природу созерцать. (дети шагают)

Выше голову, друзья, небо наблюдаем. (поднимают голову)

Солнце, тучки и тепло, погоду угадаем?

Какая погода? (хмурая, холодная, ненастная, солнечная, жаркая)

Тучи быстро бегут по небу, кто их гонит? (ветер)

Я ветер. Вы - мои тучи.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч. (дети бегут по кругу)

Солнышко взошло, разогнало тучи.

(И. п.)

Солнышко протянуло к нам свои лучики

(восстановления дыхания вдох-выдох)

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво!

2 часть. Основная.

Колобок: Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца)

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: А вот и не съешь! Зайцы колобков не едят, а любят фрукты и овощи.

Логопед: Дети, соберите для зайчишки корзину с фруктами и корзину с овощами.

(Игра «Помоги зайчишке»)

Колобок: Чтобы зубы были крепки, жуйте овощи все детки!

Логопед: И покатился Колобок дальше. (ребята идут змейкой за Колобком)

Побежал он по дороге, волку серому под ноги.

(на полянке, на пне сидит ребенок в костюме Волка)

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Логопед: Постой, Волк, не ешь Колобка, хочешь, дети твои песенки пропоют? Мы можем пропеть их громко и тихо.

(По беззвучной артикуляции дети поют звуки А, У, И тихо и громко).

Колобок: а еще мы с ребятами можем разложить картинки со словами под этими буквами. (Игра "Разложи картинки по домикам". (картинки с гласными А, У, И в начале слова: аист, иглы, абрикос, удочка, апельсин, игрушка, укроп, автобус, утка, ананас, утюг, улитка, индюк, арбуз.)

Ну, что не съешь меня? Отпустишь?

Волк: Не трону я тебя, уж больно мне понравилось с вами играть.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь считалочку послушать?

Медведь: Ну, давай, от чего ж не послушать.

Колобок: (Логоритмика «Мишка»)

За стеклянными дверями (ритмично хлопают)

Стоит мишка с пирогами. (протягивают вперёд обе руки)

Здравствуй, Мишенька, дружок, (кланяются)

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, (движения тремя пальцами - показывают три пальца)

А водить-то будешь ты (указательный жест)

(Медведь рычит и бежит за детьми.Дети убегают)

Логопед:

Укатился Колобок, замелькал румяный бок.

А медведь вслед побежал, но куда там, не догнал.

А навстречу, ой, ой, ой, шла лиса тропой лесной.

(появляется ребенок в костюме Лисы)

Лиса:

Как пригож ты, Колобок, как румян и весел!

Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.

Я хочу с тобой дружить, тебя в подарок получить.

Логопед: Нам всем колобок тоже очень понравился. Давайте, все вместе сделаем портрет Колобка.

(Дети из частей целой картинки составляют портрет Колобка)

Логопед: Каким получился наш Колобок?

Дети: Красивым, весёлым, румяным.

Логопед: А теперь я предлагаю потанцевать с нашим колобком, под аккомпанемент шумовых музыкальных инструментов.

(под песенку о Колобке ребята выполняют движения с музыкальными инструментами)

3 часть. Заключительная.

Логопед: МОЛОДЦЫ! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться (дети прощаются с Колобком).

Ответьте мне, друзья, понравилось ли вам наше путешествие?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Было ли трудно?

Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать.

А сейчас попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До новых встреч!».

Используемая литература:

Журнал «Логопед», №12013г.

Книга «Логоритмика в детском саду», автор Картушина М. Ю. , М-2007г.

Книга «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор Нищева Н. В. , СПб - 2003г.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель моей работы в дошкольном образовательном учреждении - сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения и воспитание у детей четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным - образовательным технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А.

(из опыта работы)

Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

1.Актуальность.

3. Приложение.

Актуальность

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопедической группе нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд.

Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» - отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?

Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия - только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекцию речевых нарушений дошкольников;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Цель моей работы в дошкольном образовательном учреждении - сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения и воспитание у детей четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным - образовательным технологиям:

1.Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности. С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный подход к коррекции нарушения речи детей.

Личностно-ориентированные технологии использую при создании организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию - перед детьми ставлю проблемную ситуацию, которую требуется решить. Дети предлагают свои решения проблемы, договариваются друг с другом, а затем выбирают лучшее. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу.

Использую инсценировки и этюды при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволяет ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяю самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки.

Чтобы дети лучше вживались в образ, использую маски героев и другие атрибуты (шляпы, платочки и др.). После проведения этюда, инсценировки, обязательно провожу обсуждение, рефлексию и подвожу итоги. Данный вид деятельности использую при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы.

2 .Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяю игровые технологии.

Игра - является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

В моем кабинете подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты), дидактические игры.

Игрушки использую, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое занятие «приходит гость». Появление «гостя» погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.

Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.

С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» провожу работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

Дети моей группы с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

Конструирование в дошкольном периоде - это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки.

В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку

«Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Одна из любимых игрушек детей - это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча.

Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

3. Использую информационно-коммуникативные технологии в виде электронных пособий для демонстрации на мультимедийном проекторе: «Улица сезам», «Уроки тетушки совы», «Логопедические игры», «Логопедические упражнения» и т.д.

При демонстрации презентационных материалов дети моей группы лучше воспринимают обучающий материал, у них повышается интерес к изучению нового, активизируется познавательная деятельность, развивается мышление.

4. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и не координированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками.

Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Во время упражнений учу детей выполнять короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. При освоении дыхательной гимнастики дети начинают самостоятельно регулировать продолжительность, силу выдоха, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок). Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка.

Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка.

С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

Провожу пальчиковые игры: с мелкими предметами, игры со скороговорками, игры со стихами, использую различные шнуровки, мозаики.

Также использую физминутки, во время проведения, которых движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Активно использую «Су-Джок». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.

Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

5. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.

Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития использую технологию проектной деятельности.

М ною был разработан проект «Вместе с родителями». Участниками проекта «Вместе с родителями» являются учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители. Задачи проекта заключаются в установлении партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и повышении грамотности родителей в области коррекционной педагогики. Эффективность данных результатов - положительная динамика речевого развития детей, успешная социальная адаптация.

Логопедический проект «Вместе с родителями»

Шныркова Светлана Алексеевна

Учитель-логопед МАДОУ № 38

Паспорт проекта

Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.

Продолжительность : долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2015 г. – май 2016г.

Принципы реализации проекта:

  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности; сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;
  • конфиденциальности.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Принятый Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
  • разъяснить и показать родителям, в чем состоит логопедическая работа;
  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей.

Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
  • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции;
  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
  • заинтересовать родителей пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»;

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях,
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов заключается:

  • Для детей – положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Для родителей – положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ;
  • Для педагогов – заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, учет положительной динамики по развитию речи детей при аттестации педагогов;
  • Для ДОУ – благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышенный статус ДОУ.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение и формулировка проблемных вопросов.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики, подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи, упражнения для языка и губ.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. В ходе анкетирования, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.

2 этап - основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций, совместные занятия родителей с детьми, деловые и ролевые игры, круглый стол;
  2. Сбор и изучение информации;
  3. подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.);
  4. Наглядно-информационные формы:

Стенд «Советы логопеда»,

Папки передвижки,

Памятки для родителей «Строение артикуляционного аппарата», «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания».

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Список литературы:

  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Результат

Отв-ный

1.Подготовительный

этап

до 15.09

1. Анкетирование «Я и мой ребенок»

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Учитель-логопед, вос-ли

Февраль

Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед
Муз. рук-ль

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг
(анкетирования)
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика


В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

24.04.2019 Новости с семинара

24 апреля 2019г. в п. Михайловский на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Ягодка» Ярославского муниципального района состоялся межмуниципальный семинар « Ярмарка педагогических идей», в котором приняли участие и поделились своим опытом педагоги и нашего детского сада. Мастер-класс « Использование элементов акватерапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ на логопункте ДОО» провела учитель-логопед - С.А. Черкашина.

Все участники семинара получили Сертификаты.

27.03.2019 Новости с конференции г. Иваново

26 марта 2019 года прошла XIV межрегиональная научно-практическая конференция «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» в г.Иваново, где педагоги нашего детского сада Черкашина Светлана Анатольевна (учитель-логопед) и Рубец Ольга Леонидовна (инструктор по физической культуре) поделились своим опытом «Интеграция речевой и двигательной деятельности дошкольников в коррекции и профилактике речевых нарушений» с гостями конференции. Педагоги получили Сертификаты за участие в конференции. На конференции был представлен опыт воспитательной работы в современных условиях 224 педагогов городов Москвы, Иванова, Твери, Котлас, Ивановской, Ярославской, Владимирской, Костромской, Архангельской областей.

18.12.2018 Ярмарка в Ростове

Согласно Приказу ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» от 15.10.2018 №01-03/148 в городе Ростове 13-14 декабря 2018 года состоялся юбилейный X Межрегиональный этап XVII Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций.

Миссия Ярмарки: развитие инновационного капитала сферы образования через объединение возможностей и ресурсов государственных, коммерческих и гражданских институтов. Цель Ярмарки: выявление, экспертиза и тиражирование эффективных решений социально значимых проблем в сфере образования.

В рамках Ярмарки учитель-логопед Черкашина Светлана Анатольевна и инструктор по физической культуре Рубец Ольга Леонидовна представили проект «Интеграция речевой и двигательной деятельности дошкольников для коррекции и профилактики речевых нарушений» (Из опыта работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре). За участие в Ярмарке педагоги получили сертификаты.

30.11.2018 Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития образования в Ярославской области: итоги 2018 года»

29 ноября 2018 года в Ярославле прошло пленарное заседание межрегиональной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам развития образования. Выступали ведущие российские эксперты, руководители органов образования, методических служб и инновационных площадок.

После большого пленарного заседания работа продолжилась по направлениям: участники обсудили лучшие практики достижения образовательных результатов в общем образовании, роль профессиональных сообществ в формировании единого регионального образовательного пространства, возможности инклюзивного образования и коррекционные практики, новые горизонты развития профессионального образования.

Учитель-логопед нашего ДОУ Светлана Анатольевна Черкашина в рамках 4 Малой конференции получила сертификат участника регионального конкурса «Лучшая организация логопедической работы в образовательной организации с детьми с ОВЗ»

20.10.2017 Выступление

19 октября 2017г. учитель-логопед С.А Черкашина обобщила свой опыт работы в рамках РМО учителей-логопедов ТМР, где выступила с темой "Инновационные методики и технологиии в работе учителя-логопеда ДОУ". В ходе выступления С.А. Черкашина представила методики, которые она использует дополнительно к общепринятым. Представленный материал получил положительную оценку у коллег.

09.06.2017 Муниципальный конкурс "Лучший педагог инклюзивного образования" 2017.

Подведены итоги муниципального конкурса «Лучший педагог инклюзивного образования» 2017г., в котором приняли участие два наших педагога. награждена учитель-логопед Черкашина Светлана Анатольевна (результат конкурсных испытаний 90% от максимально возможного суммарного количества баллов за два этапа конкурса).
Приказ Департамента образования Тутаевского муниципального района Ярославской области № 341/01-10 от 31.05.2017

17.02.2017 Участие в Спартакиаде

Департамент образования АТМР награждает команду педагогов МДОУ № 11 "Колокольчик":
Рубец Ольгу Леонидовну
Черкашину Светлану Анатольевну
Семёнову Елену Владимировну
Сабаканову Алёну Сергеевну
за II место в командном первенстве соревнований по стрельбе из пневматической винтовки среди МДОУ 3 группы в рамках I Спартакиады среди педагогов дошкольных образовательных учреждений ТМР " Быть первым, быть лучшим" на Кубок Главы ТМР 2017г.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта