Главная » Культура » Можно ли читать художественную литературу

Можно ли читать художественную литературу


Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.

Мы поинтересовались у священников, какие книги они бы посоветовали прочесть читателям издания «Православный Взгляд».

Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района
Есть чтение сугубо церковное и здесь список очевиден: Библия, Толкование на Новый Завет, Жития святых, Добротолюбие, Творения Святых Отцов. Насчёт светского чтения мне вспоминается фраза, которая в пору моей юности красовалась на витрине магазина «Букинист»: «Читайте, прежде всего, классику, иначе вы никогда не успеете это сделать». Поэтому, прежде всего из художественной литературы нужно читать русскую классику. Когда я попал в Грецию, то впервые задумался, что читать русскую классику в подлиннике - это великая милость. И грех этой милостью не воспользоваться. Кстати, внимание на это обратили сами греки.

Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново Евангелие - основа основ, но не всегда бывает понятно, что написано в этой главной Книге, поэтому надо читать Толкования Святых Отцов. Из художественной литературы я бы посоветовал прочитать книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Это чудеснейшая книга, которая рассказывает об удивительных людях и о чудесах с ними. Для тех кто уже давно в церкви я бы посоветовал прочитать книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом» старца Ефрема Филофейского. Автор этой книги описывает подвиги отшельников на Афоне. Это то, к чему должен стремиться каждый христианин. Посоветую прочесть собрание из шести томов старца Паисия Святогорца. Книгу Льюиса Кэрролла «Расторжение брака». В этой книге он описывает свое видение рая и ада, и то, как люди пытаются вернуться из ада в рай, борясь со страстями, которые они получили на земле.

Иерей Иоанн Федоринов, клирик храма «Всех Московских Святых» в Бибирево
Из духовной литературы рекомендую читать труды Василия Великого, Иоанна Крестьянкин. Мне нравится книга «Митрополит Мануил (Лемешевский)», написанная его духовным чадом владыкой Иоанном (Снычевым). Из этой книги можно узнать, как люди жили духовной жизнью в условиях советского государства, понять дух той эпохи. Если говорить о церковных художественных произведениях, то, прежде всего, хочу выделить книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Эта книга произвела духовный фурор в православной среде. Она посвящена монахам, но описывает их обычную жизнь. Советую читать произведения Ольги Рожновой.
Моя самая любимая книга - это «Отец Арсений», написанная духовными чадами отца Арсения. Эта книга охватывает несколько эпох, и рассказывает, как отец Арсений жил в дореволюционное и послереволюционное время. Через призму жизни одного священника можно проследить историю русской церкви в тот переломный момент. Это книга напоминает произведения Солженицына, но она показывает все с другой стороны. В этой книге показываются божественные силы, которые управляют всеми событиями, и это то, чего, может быть, не хватало Солженицыну. Еще мне нравится книга «Отцовский крест». Это документальная «самиздатовская» повесть, написанная по детским воспоминаниям сестрами Софьей и Натальей Самуиловыми, дочерями священника Сергия Самуилова - настоятеля церкви села Острая Лука, затем клирика Воскресенского собора города Пугачева Самарской губернии, впоследствии репрессированного. Эти две книги я особенно рекомендую.
Мне нравится поэзия Сергея Есенина, Евгения Евтушенко, Игоря Северянина, Александра Пушкина. Из художественной литературы советую читать всю русскую классику. Из современной литературы считаю произведения Бориса Акунина очень интересными и захватывающими.

Игумен Сергий Рыбко,
настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище
Все зависит от того, кому советовать - воцерковленным или невоцерковленным. Невоцерковленным, прежде всего, я бы посоветовал читать Евангелие. Эта Книга в свое время изменила мое мировоззрения, хотя я даже сам этого не ожидал. Еще бы предложил почитать некоторых классиков, которые поднимали вечные вопросы. Советую читать труды Игнатия Брянчанинова, которого я всегда очень любил. Я впервые прочитал его труды, будучи восемнадцатилетним юношей, и меня уже тогда потрясли его слова.

Иерей Димитрий Ненароков ,
помощник атамана Центрального казачьего войска Ежедневно читать Священное Писание и Библию, Толкование на Евангелие Святых Отцов - Иоанна Златоуста, Василия Великого. Духовные произведения Варсонофия Великого, Аввы Дорофея. Добротолюбие, Из современных духовных авторов я бы посоветовал труды Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

Какая литература называется греховной и какую литературу кроме духовной можно читать? Евгений.

Дорогой Евгений!
Как отличить греховную литературу от просто литературы? К греховной литературе можно отнести литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и т.д. Сюда же относится пустяковая, совершенно пустая, никчемная литература, Ее классифицируют, как «чтиво», сами потребители. Ее читают, чтобы «убить время». Но есть классическая литература. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Грибоедов, Тютчев и А.К. Толстой, Достоевский и Лесков…, классики недавнего времени – Ахматова, Шмелев – как без них может жить культурный православный человек? Выбор круга чтения зависит и от твоих запросов, и от того, чего ты ждешь от прочитанного. Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза. Есть и прекрасные образцы занимательной, приключенческой литературы – Вальтер Скотт, Майн Рид, Конан Дойл, Честертон… Даже Дюма-отец… разве плохо, если «один за всех, а все за одного», как у его мушкетеров. Но это, если брать из подобной литературы действительно лучшее. Что же касается выбора профессии. Профессии все хороши, кроме тех, что по своей внутренней сути преступны (игорный бизнес и т. п.). Поэтому, если есть возможность приобрести профессию по сердцу, такую профессию, которая была бы полезна людям, обществу, то любая из них могла бы стать твоей.

священник Александр Ильяшенко

Как относиться к книгам Стругацких? Оккультны ли они?

В отношении книг братьев Стругацких можно отметить, что это, прежде всего талантливая литература, часто очень меткая сатира. Другое дело –как читать книги талантливых авторов. Можно, если постараться, и «Пиковую даму» Пушкина прочитать в «мистическом» ключе, не говоря уже о некоторых произведениях Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Как литературные произведения – книги Стругацких заслуживают безусловного внимания. Но придавать им некое исключительное, самодовлеющее значение нельзя, иначе можно дочитаться и до того, чего в них ни на поверхности, ни по замыслу автора. Для христианина их чтение, естественно, не обязательно, но при правильном чтении – не вредно. Их место в ряду авторитетных авторов литературной фантастики – Рэй Бредбери и др. Нужно иметь достаточно широкий круг чтения. Любой культурный человек должен знать, прежде всего, классическую литературу, которая, в целом, проявление и неотъемлемая часть христианской культуры.

Как Вы относитесь к творчеству Пестова и Нилуса? Можно ли по этим книгам учиться? Татиана.

Здравствуйте Татьяна, Николай Ефграфович Пестов – крестный отец моей супруги. Я отношусь к нему с большим уважением, это человек замечательный и глубокий, с огромным духовным и практическим опытом.
С. А. Нилус – глубокий, интересный мыслитель, человек православный. Многое из того, что он написал, может быть полезным. Но, на мой взгляд, в его творчестве присутствует некая односторонность, так как большое значение придает последним временам.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Посоветуйте, что читать мирянам из духовной литературы..? Мне интересны монашеские поучения, но ведь они для монахов! Их приходиться “фильтровать”, а это очень сложное и опасное дело – что-то важное можно упустить. Илья

Дорогой Илья! Вы правы, что монашеские поучения нужно читать с рассуждением. Однако есть и прекрасные святоотеческие творения написанные именно для мирян, например, беседы и толкования на Евангелие свт. Иоанна Златоуста. Прекрасно, очень глубоко современным языком пишет один из самых ярких подвижников Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский (Блюм). Затем – «Слова» афонского старца Паисия: они несут мудрость святоотеческих творений и написаны удивительно просто. Недавно вышло его четырехтомное собрание творений. Очень полезно ознакомиться с житиями, поучениями и письмами Оптинских старцев, с творениями свт. Феофана Затворника. Прочитайте книгу о подвижнике XX века «отец Арсений». Много полезного Вы можете почерпнуть из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина.
С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Как следует православному относиться к такому жанру литературы как “фэнтези”? В частности, к Джону Толкиену? Станислав

Дорогой Станислав!
Сам по себе жанр “фэнтези” ни хорош и ни плох. Важен не жанр, а содержание конкретных книг. Если книга учит добру, то ничего плохого в ней нет. Джон Толкиен – глубокий и серьезный писатель, поэтому его книги тоже можно читать.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я прочел роман-притчу А.Камю «Чума». К сожалению, не понял эпизода, когда от чумы умирает маленький мальчик. За что чума покарала малютку? Виталий

Здравствуйте, Виталий!
Художественную литературу не нужно рассматривать как часть реальной жизни – это плод воображения автора. В романе “Чума” отразились сложности духовных поисков А.Камю: сам он в детстве был тяжело болен туберкулезом и должен был умереть, однако он выжил. Но идею детской смерти он пронес почти через все творчество. Гибель мальчика была в данном случае – в воле Камю, он мог и сохранить своему персонажу жизнь. Комментарий французского редактора к роману объясняет этот эпизод так: « невинного ребенка всегда была главным аргументом противников христианства».
В “Чуме” этот спор находит отражение в дискуссии Доктора Рие и священника Панлу, миссия которого особенно сложна – призывать людей верить в милосердие Божие в эпицентре эпидемии чумы. И священник говорит: “Главное – положиться на милосердие Божие.”
Вот как сам Камю отвечает на вопрос: человек стоит перед выбором: либо любить Бога, либо ненавидеть.
Если говорить о страдании невинных вообще, то на эти вопросы прекрасно отвечает митр. Антоний Сурожский в беседе: С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня вдруг возникло непреодолимое желание прочесть хотя бы одну книгу Ю. Вознесенской, хотя мои верующие подруги мне не советуют. Юлия.
Здравствуйте, Юлия!
Почитайте что-нибудь из Вознесенской – некоторым её труды интересны, кого-то заставляют задуматься. Попробуйте – в конце-концов, не только классикой питаются наши эстетическое и нравственное чувства. Читайте, думайте, анализируйте – всё испытывайте, хорошего держитесь!
С уважением, священник Алексий Колосов

Читать или не читать христианскую художественную литературу? Что делает книгу христианской? Кто-то считает художественные книги выдумкой, а потому и ложью, что никак нельзя соотносить с христианством. Другие же наоборот, не представляют свою жизнь без таких книг. Чтобы разобраться, мы задали несколько вопросов христианским издательствам и авторам. Вот их ответы.

Нужна ли христианская художественная литература (ХХЛ)?

Александр Шапошников, директор издательства Библейский взгляд – Христофор, (Санкт-Петербург, Россия)

Думаю, что, несомненно, нужна. Художественная литература, это разновидность притчи . Часто повествование иллюстрирует какую-то глубокую мысль, какие-то духовные принципы, например романы Фрэнка Перетти «Тьма века сего», «Пронзая тьму», «Пророк». Перетти раскрывает библейские принципы духовного противостояния сил тьмы и света, о ценности человеческой жизни, даже еще не рожденных детей, о том, что если есть Бог, то есть и абсолютная истина, о манипулятивном характере СМИ, и так далее. Если книга написана талантливо, то эти иллюстрации, картины, очень яркие и легко понятные. Они побуждают к действию. Есть художественные книги, написанные христианами, например, довольно популярные сейчас женские романы, в которых иллюстрация духовных принципов не так сильна, но они увлекательны для определенной аудитории, хорошее чтиво для отдыха, основанное на христианской морали.

* * *

Дмитрий Фимушкин, директор издательства «Христианское просвещение», (Одесса, Украина):

Да, конечно. ХХЛ выполняет в христианской общине те же функции, что художественная литература в обществе.

* * *

Павел Дамьян, издательство «Библия для всех», (Санкт - Петербург, Россия):

Нужна для тех, кто хочет научиться видеть Бога в своей повседневной жизни и научиться доверять ему. По сути, об этом пишут большинство христианских романов. Хотя не все они «попадают в точку».

* * *

Ирина Воробьева, издательский дом «Виссон», (Санкт-Петербург, Россия):

Как сотрудник издательства я знаю, что на ХХЛ есть спрос, следовательно, она нужна.

Что такое ХХЛ: то, что написал христианин или о духовном?

Александр Шапошников:

Наверное, и то, и другое. Хорошо, когда книга о духовном, но тут возможны разные степени, что ли, духовности… Книга может быть сильно о духовном, а может быть и не очень, просто интересная трогательная история, основанная на христианской морали… Думаю, что неверующему человеку будет сложно написать правильную книгу о духовном, и тем более имеющую хорошую мораль. Я читаю довольно много не христианской художественной литературы, и даже если в ней есть зерно истины, что встречается довольно часто, ибо истина есть истина вне зависимости от того, кто ее разглядел, верующий или не верующий, то с моралью, как правило, тяжело…

* * *

Владимир Имакаев, христианский писатель, автор трилогии «Парадиз», «Чудотворец» и других христиански бестселлеров, (Меридиан, США):

На этот вопрос я отвечаю уже множество лет, и почти каждый раз, когда речь заходит о том, можно ли смотреть этот фильм? можно ли читать эту книгу, можно ли пойти на этот спектакль там ведь работает христианин? Или наоборот, этот писатель еще и песни пишет для мирских музыкантов, или он не в ту деноминацию ходит. Часто приводят следующий аргумент что: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые » (Матф.7:17).

Следовательно, если книгу написал христианин, она обязана быть доброй? К сожалению, из своего опыта работы с начинающими писателями знаю, что это не так. Такой вот пример, вам в церковь нужно закупить хлеб для хлебопреломления, вы идете в магазин покупаете и не знаете через чьи руки он проходил, как и не говорится в Библии, кто делал вино для Тайной вечери. Но после того, как вы взяли хлеб и вино в свои руки, помолились, посвятили их Богу они стали символами Завета. Когда вы покупаете и начинаете читать книгу, помолитесь о том, чтобы Господь помог вам увидеть в этом произведении нечто большее, глубокое, назидательное! Любая книга может стать христианской, если читает ее христианин, и пытается осмыслить ее. Тут уже выбор за вами и вашей духовной зрелости, я, например, вряд ли бы стал искать что-то назидательное в разделе книг с интимными обложками или кричащими заголовками о темной магии. Но ведь и «Властелин Колец», и «Хроники Нарнии» и (пусть побьют меня радикальные христиане) в «Гарри Поттере» и Диснеевских сказках можно найти много отличной христианской морали. Еще пример, пекарня, в которой работают христиане, пекут не только мацу, но и торты и пирожное. Станут ли их торты святыми? Нет! До тех пор пока вы сами не благословите пищу. Но станет менее благословенен торт, за который вы помолились, если купили его в простом магазине, где пекли его не знакомые вам люди. Конечно же, нет. Чтобы стать Христианской Художественной Литературой это не должна быть только духовная книга или книга написанная пастором. Это притча, которая на примере выдуманной истории, помогает задуматься, а о чем задумаетесь вы, это уже другой вопрос, который берет корни в вашем сердце и мыслях.

* * *

Павел Дамьян:

По сути, мне помог замечать участие Бога в моей жизни один светский житейский роман, где наглядно и ясно показано, как Бог отвечает на наши искренние молитвы. Считаю, что не вся художка, написанная христианином является духовной по сути. Равно как и среди светских писателей проскальзывают духовные вещи.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Это похоже на то, как мы считаем Библию Словом Божьим, она вдохновлена Богом и это объявлено верующими людьми. Так и ХХЛ. Традиционно, в нашей среде, христианскими считаются произведения авторов с евангельскими взглядами, которые заметны в произведении. Обязательными атрибутами ХХЛ являются: пропаганда христианских ценностей, веры, деяний Бога в жизни человека. Когда эти атрибуты не столь очевидны, а речь идет только о «земном», книга может не восприниматься как христианская. Наверно, самое важное, чтобы «христианином» был (или стал им по сюжету) главный герой. Например, роман «Пересекая океан», где главная героиня прожила очень сложную жизнь, из-за того, что она не всегда была «хорошая христианка», фокус-группа читателей засомневалась, что роман христианский, хоть и автор христианин и действия сопровождаются молитвами и т.п. Такая же участь постигла и книгу «Дерзкий побег», имеющую автора-христианина и покаявшегося героя, но сюжет слишком уж «не церковный».

* * *

Ирина Воробьева:

ХХЛ - это литература, в теме и проблематике которой отображено так или иначе христианское мировоззрение. Обычно такую литературу создают христиане.

* * *

Вернемся к «христианской» художественной литературе. Если хорошая художественная литература рассказывает истории, правдивые по отношению к человеческому опыту (подумайте о наивном идеализме «Рассвет мисс Джин Броди» или о безжалостной жажде мести в «Моби Дике»), то что отличает ее от христианской художественной литературы? Должны ли там быть христианские персонажи, пропаганда Евангелия, рассказы только положительных историй, рекомендации по жизни веры или содержать чудеса и ответы на молитву?

Бог креативен . Если сама Вселенная не служит достаточным доказательством этого, то у нас есть бесконечное разнообразие человеческой природы и человеческого творчества. Многие творческие люди говорят, что они рисуют, пишут или сочиняют просто потому, что они не могут этого не делать.

Библия полна поэзии, символизма, пророческих образов, сравнений и историй. Хотя это явно не «художественная литература», но они, безусловно, являются творческим использованием языка.

Бог творческий, и мы тоже. Христианство имеет дело с истиной, не только с фактами, которые являются истинными, но более глубокими истинами о человеческой природе и наших отношениях с творческим Богом. Художественная литература, хотя и не является фактической истиной, описывает то, каково это - быть человеком.

Возможно, в свете всего вышеизложенного, христианский роман не обязательно должен прозелитизировать, убеждать или быть полным ссылок на Библию, но должен стремиться правдиво показывать, как хороший, так и плохой человеческий опыт и поведение, и изображать то, какой Вселенную создал Бог, и одновременно то, какой она стала впоследствии. Как и сама Библия, он должен быть серьезным в отношении добра и зла, любви, ненависти и вины, прощения и искупления, потому что это то, о чем говорится в Евангелии.

«Великий Гэтсби» повествует о высокомерии, избытке и гордости. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - о неудобном совместном сосуществовании добра и зла в каждом из нас. «Отверженные» - о силе искушения и прощения.

Нужно ли христианам читать художественную литературу и почему? Это же выдумки.

Христианин должен читать художественную литературу точно так же, как должен есть, пить, заниматься спортом, получать образование и общаться с окружающими людьми. К сожалению, существует некий стереотип, что христиане должны отвергнуть все, кроме Библии . Такие люди часто на самом деле не очень-то и в Библии разбираются, но зато считают нужным каждый раз высказываться критически относительно книг, которых никогда не читали. Действительно часто звучит аргумент, что это все выдумка, соответственно бесполезно. Но простите, Иисус Сам выдумывал истории с вымышленными сюжетами и героями . Люди тысячами собирались послушать его. Он был и остается самым лучшим в мире выдумщиком, и хороший христианский автор просто берет пример с Иисуса. Скажу больше, христианин должен читать не только назидательную литературу.

Книга - это вид искусства. Бог создал множество видов искусства для того, чтобы человек имел в первую очередь наслаждение. Мы ходим в ресторан, чтобы попробовать что-то новое, вкусное и эстетически оформленное. Мы не идем в ресторан с мыслью: я здесь только чтобы утолить голод, не больше, не меньше. Нет, любой нормальный человек умеет наслаждаться пищей, ведь Бог специально создал в нас столько вкусовых рецепторов. Читающий человек также задействует некие рецепторы: моральные, эмоциональные, интеллектуальные. Ученые уже давно доказали: если человек с детства много читает художественных книг – его мозг непрестанно развивается.

* * *

Павел Дамьян:

Однозначного рецепта не существует. Одни наслаждаются чтением одной Библии. Другие же учатся правде жизни на обобщенном опыте разных людей, который складно соединил в одно повествование писатель

* * *

Александр Шапошников:

Не думаю, что следует говорить в категориях «нужно - не нужно». Если тебе интересно читать художественную литературу, читай, если не интересно, не читай, зачем себя мучить… Как я уже говорил, я читаю довольно много художественной литературы, мне это интересно, мне интересен результат креативности, фантазии. Это, во-первых, интерес с детства, я много читал в детстве и подростковом возрасте, в основном художественную литературу, научную фантастику, а во вторых, будучи издателем, мне интересно, что сейчас популярно, какие новые жанры придумываются, куда идет писательская мысль, своего рода социологическое исследование светского общества. Читая классиков, мы также настраиваем свое литературное чутье, ведь классики хорошие не потому что они классики, а они классики, потому что они хорошие. Но это все не обязательно, можно прекрасно жить и служить Богу совсем не читая художественную литературу.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Художественная литература - это не только выдуманные или правдоподобные обстоятельства сюжета. Она моделирует различные качества личности, взаимоотношения, которые суть человеческие, т.е. реальные для читателя. Чтение ХХЛ производит важный воспитательный и развивающий эффект. Поскольку, чтение книг индуцирует личное воображение, т.е. вовлекает читателя в создание образа, оно оказывает мощное действие на внутренний мир читателя. Например, книги моделируют добрачные взаимоотношения, дают «оценку» поступкам. Это как «иллюстрации к проповеди», хоть и произнесенные не с кафедры. И мы имеем евангельское предписание смотреть на тех, которые поступают по образу, продемонстрированному жизнью апостолов (Флп 3:17). А о «необходимости» чтения, мы имеем повеление Павла Тимофею «занимайся чтением» (1Тим 4:13), но вопрос, какие именно книги читать, он оставил Тимофею решать самому.

* * *

Ирина Воробьева:

Если христианам художественную литературу читать нравится, значит, у них есть такая потребность. Честно говоря, не очень понимаю, в чем смысл этого вопроса. Богословская литература является плодом размышлений, художественная - плодом размышления и художественного творчества, создания художественных образов. В любом случае человек пропускает некие истины через фильтр своего сознания, всегда субъективного.

* * *

Лес Кавен :

Никто не утверждает, что персонажи в каком-либо из романов, христианском или нет, действительно говорили и делали то, что автор описывает как их слова и действия. Маловероятно, что события в романе происходили с кем-то, хотя ради истории, откладываем свое неверие, принимаем то, что автор нам рассказывает и читаем, что же случилось дальше. Это вымысел. Это неправда, и никто и не пытается сказать что-то другое.

С другой стороны, если выдуманный персонаж или событие слишком не похожи на правду, нелепы или противоречивы, тогда автор теряет внимание, поскольку мы инстинктивно думаем: «Она никогда такого не сказала бы» или «Как-то уж слишком как для совпадения». Поэтому вымышленная история, должна быть близкой к жизни.

Мы находимся на стороне Бильбо и Фродо, потому что мы все когда-то чувствовали, что такое быть маленьким человечком, встретившимся лицом к лицу с нереальными событиями. Йоссариан в «Уловке-22» Джозефа Хеллера вызывает у нас отклик, так как мы все сталкивались с необъяснимой бюрократией и чувством обреченности. Повелитель мух также связан с нами, потому что мы, к нашему горю, все знаем о наличии насилия и жестокости в человеческом сердце.

Многие автобиографии знаменитостей, теории заговора и книги о диете и здоровье выглядят отдаленными от истины. Вымысел должен «соответствовать жизни», но то, что может быть «истинным», может иногда оказаться не связанным с реальностью.

В дополнение к оценке художественной литературы, возможно, как и ко всему прочему, мы должны задать вопрос: «А что делал Иисус?» Оказывается, что Иисус также рассказывал истории, которые не были «правдивыми» в буквальном смысле слова. В Евангелии от Луки Он рассказывает историю о «некотором человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам». Разве его слушатели восприняли это как правдивый рассказ? То же самое со слугами, оставшимися с различными талантами, чтобы инвестировать, молодым человеком, который отправился в далекую страну, и женщиной, которая искала свою потерянную… Эти рассказы - не буквальная «правда», но они доказывали свою правдивость сотни раз в человеческом опыте и воспринимались с тех пор слушателями и читателями как таковые.

Христианская фантастика - это вообще нормально?

Алексей Декань:

А христианская рок музыка? А живопись? А спортивные группы и походы в горы? Этот вопрос можно поставить в отношении каждой вещи. Фантастика, это всего лишь инструмент . Декорация, к которой прибегает автор, чтобы передать тот или иной сюжет. И тут читатель должен понимать – каждая декорация это в каком-то роде вымысел автора. И нет никакой разницы, пишет он про космический звездолет, или описывает Лондон 18 века. Этот литературный жанр существует уже столетия, и многие классики христианской литературы к нему прибегали. Но действительно есть люди, которым этот жанр абсолютно чужд. Но в такие случаи читателю просто стоит сменить декорацию – выбрать книги, написанные в другом жанре. Но не стоит из-за собственных предпочтений критиковать весь жанр. Много недопонимания именно с христианской фантастикой возникает по причине отсутствия у людей фантазии . Таким людям чрезвычайно сложно абстрагироваться от реальных устоев, просто принять, что это художественный вымысел автора, никто не собирается водить читателя за нос. Это такая игра, а не новая религия, мифология, учение. Зато именно благодаря фантастике христианский автор может донести некоторые духовные принципы намного лучше, чем используя известную читателю среду, ведь ограничений практически нет. Задайте себе вопрос, почему мы читаем нашим детям именно сказки, где происходят невероятные вещи, и встречаются фантастические персонажи? Если «Колобок» и «Снежная Королева» это нормально, то почему может быть ненормальным читать «Нарнию» и «Властелина Колец»?

* * *

Александр Шапошников:

Конечно, нормально. Фантастика, это лишь литературный прием , причем очень гибкий. Если фантастика не говорит о нашем насущном, сегодняшнем, то это плохая фантастика. Клайв Льюис, например, писал научную фантастику, про другие планеты, инопланетян и тому подобное, но он иллюстрировал этим, например, взаимоотношение Творца и творения, природу искушений, величие жертвы Христа, и так далее. Я бы сказал, что хорошей христианской фантастики слишком мало, мне, по крайней мере, не хватает.

* * *

Владимир Имакаев:

Это еще один вопрос, которым часто меня пытаются подловить критики творчества. Мол Иисус не выдумывал инопланетян, чтобы нести слово Божье. Слово «фантастика» - это производная от греческого «φανταστική» - «искусство воображения» ! И вот тут я могу смело вам сказать, что Иисус был фантастом ! Посмотрите на Его притчи, о сеятеле, о блудном сыне, о богаче и Лазаре. Многие из рассказанных им историй выдумка для того, чтобы донести более глубокий смысл. Помочь простому читателю или слушателю наглядно продемонстрировать ту или иную ситуацию. Когда я пишу о космических кораблях, или говорящих животных или же армии клонов, я нисколько не пытаюсь убедить в том, что это правда, которую другие не знают. Я просто использую эти декорации, понятные сегодняшнему человеку, чтобы тот услышал то, что напрямую слушать бы отказался, а если бы и услышал, то может и не понял.

* * *

Илья Бердников. Пастор, писатель-фантаст, автор цикла «Проходимец по контракту» (Астрель, СПб), биографии Кости Косячкова и гр. Масада (Книгоноша, Киев), различных рассказов:

Меня много раз обвиняли: «Не может пастор писать фантастику!» Дорогие мои, а если не пастор, не христианин, то кто? Знаете, я спрашивал у других служителей, пасторов, епископов: «Что читают ваши дети? Какие книги? Какие фильмы и сериалы смотрят?» Результат один - мирские. Дети пасторов играют в Fallout и Metro 2033, читают «Гарри Поттера» и «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», смотрят «Викингов» и «Игру престолов». Смотрят несмотря на то, что они наполнены ложью, насилием, идолопоклонством и порнографией. Читают и играют, потому что альтернативы нет. Когда же христиане идут в кинотеатр смотреть фильм на библейскую тему, снятый нехристианами, то уходят недовольные, плюющиеся: «Всё неправильно, всё испортили, перекрутили!»

Отчего так? Потому что нет христианского продукта. Потому что старый греховодник Джордж Мартин имеет успех, а христиане закапывают свои таланты, боясь мечтать и фантазировать. Ведь долгое время религиозные учителя вбивали в наши головы: фантазия - грех.

Но послушайте, разве мы не дети Творца? Разве мысль не материальна? Почитайте труды профессора Нажипа Валитова, получившего благодарность от Ватикана. Разве не воплощаются в наше время идеи писателей-фантастов прошлого? А ведь существуют организации, занимающиеся поиском рациональных идей в творчестве фантастов. Потому что прагматиками доказано: всё, до чего может додуматься человек, рано или поздно можно будет воплотить в жизнь . Это ли не «Уверенность в невидимом»?

Когда-то люди мечтали о гуслях-самогудах, теперь мы имеем синтезаторы с автоаккомпаниментом, различные семплеры, музыкальные проигрыватели. Имеем «ковры-самолёты», «зеркала, показывающие мир» и «самодвижущиеся повозки». Причем христиане совсем не гнушаются использовать то, что когда-то было лишь фантастической выдумкой. А раньше могли за такое и на костре спалить.

Пусть лучше праведники пишут фантастику, снимают фильмы, сочиняют музыку, чем грешники. Пусть книжные полки наполняются авторами, имеющими христианскую честь и мораль . Так что, представ впоследствии перед Господином всего сущего, эти авторы смогут смело сказать: «Я умножил те таланты, которые Ты мне дал!»

* * *

Павел Дамьян:

Для одних нормально, а для других нет. Здесь нет большой проблемы в разномыслии. Проблема начинается тогда, когда один навязывается свои взгляды другому.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Этот жанр – на любителя. В условиях общего дефицита ХХЛ читатели, которые бы, в других обстоятельствах, при изобилии любимых книг других жанров не стали бы читать фантастику, могут относиться к ней скептически. Как светская научная фантастика, моделируя будущее или космос, проповедует человеческие моральные ценности и технологии, так христианская фантастика должна, моделируя будущее или космос, проповедует христианские ценности. Это хорошо.

* * *

Ирина Воробьева:

Нормально.

Кого из классиков можно считать христианами?

Александр Шапошников:

Без сомнения Достоевского, по глубине поднимаемых вопросов и производимого впечатления, он, я бы сказал, стоит особняком. Гигант. Гений. Толстой не плох, но с Достоевским, на мой взгляд, не сравнить. Если нужен совет, что из классиков почитать, ответ однозначный: Братья Карамазовы, Федор Достоевский.

* * *

Павел Дамьян:

Господь Иисус однажды сказал сердобольному Петру: «Отойди от меня сатана». Все мы в каких-то ситуациях носим в себе Христа, а в других - сатану.. Лично мне ближе Виктор Гюго с его «Отверженные». Но кто я, чтобы судить?

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Количество мировых классиков художественной литературы, веровавших во Христа, довольно велико. Буньян, Толкин, Льюис, Бичер-Стоу, Честертон… Толстой, Достоевский, Украинка… и длинный список. Чтобы дать оценку «христианства» самих авторов, нужно смотреть, воспринимали ли их христианами окружающие их люди и их церковь. В данном вопросе важно понимать, что мы имеем дело с книгами и образами, а не с самими авторами. Иногда это вступает в противоречие, но, как и в случае с царем Соломоном и его Притчами и Екклесиастом, мы отгорожены барьером времени и общественным (церковным) мнением. Читать книгу нужно не потому, что ее автор знаменит, а потому, что она интересная и полезная для души . Не случайно, при передаче научных статей на рецензию, рецензентам не сообщается автор.

* * *

Ирина Воробьева:

Из русских -- Достоевского, Лескова, Толстого, несмотря на отлучение и все прочее - пожалуй тоже. Думаю и Пастернака - да.

Стоит ли пытаться толковать образы или темы в ХХЛ?

Александр Шапошников:

Ну это какой то странный вопрос, ну а что же еще с ней делать? Толковать, толковать и еще раз толковать! Только толковать! Это же самая суть художественной литературы, образное описание мира, который мы пытаемся осмыслить. Если не толковать, не пропускать через себя, не выносить что то умное, доброе, вечное, то тогда это просто жвачка такая интеллектуальная, где важен не результат, а сам процесс. На такое тратить время решительно не следует.

* * *

* * *

Ирина Воробьева:

Отчего бы и не истолковать, если хочется?

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Каждый истолковывает прочитанное, исходя из своих обстоятельств и внутреннего мира. Писание учит, что мы не должны наделять сверхъестественными атрибутами что-либо, кроме Слова Божьего – вернейшего пророческого Слова. Поэтому, хотя Бог может проговорить и через ослиц и через камни, важно понимать различие Библии и художественной литературы. Но, если автор изобразил развитие характера героя или сюжет так, что это вызывает у читателя свои ассоциации или желание «толковать» их, например, во свете Библии, значит автор достиг важного – у читателя что-то сдвинулось, шевельнулось в душе.

Здравствуйте! Хотела бы узнать, можно ли Православному человеку читать художественную литературу. Я учусь на филолога и просто обязана это все читать. Воцерковилась я недавно. Учусь на послед-нем курсе, надо писать дипломную. Для этого мне необходимо проанализировать какое-нибудь художественное произведение. Если я не напишу работу, то не окончу курса.
Что же делать? Я не хочу грешить снова, так как покаялась в том, что читала мирскую литературу. Но в то же время не хочу нарушать заповедь «не укради», так как в Законе Божьем сказано, что против этой заповеди грешит и тот, кто ленится в учении, то есть растрачивает средства, вложенные в него государством (я учусь на бюджетном отделении). Поначалу я решила, что если учишься - разрешается, но, прочитав в Рождественский пост Мережковского, заболела. Думаю, что это было вразумление от Господа, и теперь боюсь. Но все-таки твердо не знаю, как Православие относится к таким книгам. Мне посоветовали прочитать книгу «Вера в горниле сомнений». Там написано, что Мережковский еретик. Сейчас я вообще охладела к художественной литературе, а раньше читала с интересом. Угодна ли Господу моя профессия - филолог, преподаватель русского языка и литературы - и как относиться к фантастической литературе, такой популярной в наше время среди молодежи?

Христина, г. Москва

Для Православного Христианина должны быть чужды замкнутость в себе и фанатизм. Мы не должны обеднять свою жизнь, отвергая без разумного рассуждения все так называемое мирское. Это касается и литературы, и музыки, и изобразительного искусства, и кино, и науки. Многие из Христиан, известных своей праведной жизнью, и даже святых были многосторонне развитыми личностями. Некоторые были специалистами во многих областях «мирских» знаний.
Конечно же, для нас самым важным должно быть то, что дает нам Сам Господь через Свою Церковь, в которой сосредоточено все самое лучшее и спасительное. Святое Писание, Богослужение, церковное песнопение, иконопись, архитектура храмов - все это святое сокровище дано нам Богом для нашего спасения и освящения нашей жизни. Здесь мы видим, как на протяжении тысячелетий осуществлялось соработничество Бога и человека. Когда Господь благословлял людей на творческий труд по созданию шедевров истинного художества во всех областях деятельности. И все самое лучшее, что смог создать человек во славу Творца, - все вошло в Церковь и освятилось Духом Святым.
Но есть еще и другой огромный пласт жизни, в котором тоже можно и нужно найти полезное для нас. Как старатель среди золотоносной руды ищет самородки и малые, и большие, так и мы должны среди многообразия жизни замечать и брать то, что научает нас правильно ориентироваться в ней. Только нужно заниматься тем, в чем действительно есть польза. Например, тот же золотоискатель не станет перелопачивать пустую породу, как только убедится, что это безполезно. Являясь специалистом в своем деле, он знает, где есть, а где нет золота. Вот и в других областях нужны свои специалисты, чтобы умело определять, что принесет пользу и что, наоборот, причинит вред. Кто как не Православный филолог сможет дать грамотный совет Христианину по поводу какого-либо литературного произведения - стоит ли его вообще брать в руки и тратить на него драгоценное время?! А если стоит, то подскажет, в чем именно его художественная ценность и чем оно сможет обогатить душу читателя.
Относительно же конкретных произведений, которые вам как будущему специалисту надо изучить по программе, то здесь вы должны, без сомнения, пройти весь курс, как положено. И мало того - не только прочитать, но и понять, в чем там правда и в чем ересь. А поможет вам в этом прежде всего дальнейшее воцерковление и духовное самообразование через изучение святоотеческого наследия.
Написано за историю литературы много, и в этом множестве есть как подлинные шедевры творчества, весьма полезные и нужные для любого мыслящего человека, так и вредный мусор, несущий в себе все зловредное для читающего, от яда ереси до графоманской жвачки, отнимающей время и деньги.
Специалисту-филологу нужно в своей области знать все. Прочим же опасно, да и не стоит вовсе увлеченно читать еретические умствования, не вооружившись истинным знанием. Сжигать же свое время на макулатуру, как-то: фантастика, «дамские» романы, «криминальное чтиво» - просто глупо. Протоиерей Олег Китов г. Самара 07.01.2007



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта