Главная » Культура » Что лучше лингвистическая школа или репетитор. Блог Репетитор или курсы английского: что лучше? О сроках обучения

Что лучше лингвистическая школа или репетитор. Блог Репетитор или курсы английского: что лучше? О сроках обучения

Почти у каждого, кто хочет или должен изучать английский язык, наступает момент, когда нужно определиться: что лучше или репетитор по английскому языку? В зависимости от ваших целей и задач по изучению английского языка, можно посоветовать тот или иной вид обучения. Например: ваша цель хорошо говорить по английски и понимать английскую речь. Возможно так вы готовитесь к поездке за рубеж, или к встрече с иностранными друзьями, или к обучению и жизни за границей. В любом случае, если ваша цель — коммуникативная, то предпочтение нужно отдавать курсам и языковым школам. Почему?

Только при групповых занятиях у вас будут развиваться необходимые для ваших целей навыки: умение слушать и слышать чужую речь, причем речь не только своего преподавателя, но и других учащихся. Согласитесь, к речи и интонациям одного человека быстро привыкаешь, а когда придет время и придется разбирать английскую речь и акцент других людей, это может оказаться непривычно сложным. Коммуникативный метод вообще один из самых действенных, и на этом принципе обучения работают все ведущие школы иностранных языков во всем мире, в том числе и в нашей стране. Чтобы быть уверенным в правильном выборе языковой школы, не поленитесь у них узнать какой метод обучения они предпочитают в качестве основного. Например, Центр европейских языков LEXICA на своем сайте этому вопросу уделяет важное внимание, объясняя свой выбор в пользу именно коммуникативной методики. Поэтому учи английский язык на курсах в Санкт-Петербурге именно в такой школе, как LEXICA. Более подробную информацию можно найти на www.lexicacentre.ru.

Совсем другое дело, когда цель изучения английского — подготовка к сдаче . В этом случае, плюсы групповых занятий на курсах, для некоторых (не для всех) могут стать минусами. Поскольку преподаватель на курсах вынужден проводить занятия усредняя сложность, чтобы было понятно и доступно всем, то всегда будут опережающие программу и всегда будут немного отстающие. А при подготовке к ЕГЭ, нужно планировать занятия индивидуально, восполняя конкретные пробелы в знаниях, а у каждого ученика эти пробелы свои.

Цена часто является решающим фактором, но сегодня можно найти как недорогие курсы, так и недорого . Равно как и обратно. Другое дело, что цена не всегда определяет реальную эффективность занятий. Одним из самых важных моментов, является личное взаимодействие преподаватель-ученик. Если отношения сразу не заладились, не стоит продолжать такое обучение, оно не будет эффективным. При этом, с репетитором этот вопрос решается легко, а на курсах сложнее. Но шансы попасть на «не того» преподавателя на хороших курсах, практически исключены. Репутация хорошей школе — дороже всего. Плохие преподаватели там долго не задерживаются. Зато много увлеченных предметом, горячо любящих преподаваемый язык и своих студентов. Среди репетиторов попадаются всякие разные, от лучших в своем деле до никаких.

Время. При выборе репетитора, у вас появляется возможность более гибкого графика обучения, что бывает очень важно. Если репетитор приходит к вам домой, вы так же экономите личное время. С другой стороны, если вы знаете себя и свою (возможную) неорганизованность, то курсы (уже оплаченные, кстати) вы будете стараться не пропускать.

Фактор личной конкуренции, или так называемый дух соревновательности. Многим очень важно понимать насколько они сильнее других, таким людям курсы нужны для доказательства себе, что они лучшие. Это хороший мотивационный фактор. При занятиях в группе вы сможете более-менее адекватно оценивать личный успех и свой уровень на фоне других студентов.


Подведем итоги:

Единственного верного варианта ответа для всех не существует, но можно выбрать наиболее подходящий вам исходя из особенностей собственного характера, финансовых возможностей, времени и собственно ваших целей. Если есть возможность, то попробуйте оба варианта. Иногда все решается путем проб и ошибок. Кроме этого, не вычеркивайте сразу такой вариант изучения английского языка, как — самообразование и самоподготовка. Да, такой метод подходит далеко не всем. Скорее лишь тем, кто уже неплохо разбирается в языке и имеет высокий уровень самодисциплины и самоорганизации, вкупе с сильной мотивацией. Из очевидных преимуществ такого обучения — доступ к огромному количеству обучающих ресурсов на английском, бесплатность, а если все делать правильно — то и эффективность высока.

Эффективное обучение математике при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Курсы математики или репетитор?

Что делать?

Заказать услуги репетитора по математике или пойти на курсы?

Наверняка такие вопросы задавали себе многие из вас, но не многие могли найти правильный ответ.

«Курсы математики обойдутся дешевле, чем репетитор!». Вы тоже так считаете? А Вы уверены в том, что не ошибаетесь?

После прочтения этой статьи Вы сможете сами дать правильный ответ на этот вопрос!

    Здесь я приведу мифы, которые подтверждаются моей многолетней практикой:
  1. 15 лет работы в приемной комиссии солидного технического вуза;
  2. 10 лет руководства учебным центром;
  3. 10 лет опыта по приему преподавательского состава на работу и не только преподавателей математики;
  4. 10-ти летний опыт подготовки к ЕГЭ по математике (с первого года введения ЕГЭ по математике в качестве эксперимента);
  5. 15-ти летний опыт подготовки к выпускным, вступительным экзаменам и олимпиадам по математике, проводимым вузами;
  6. - десятки (уже точно больше 100, но не считал) учеников, успешно сдавших разнообразные экзамены по математике, в том числе ЕГЭ, ГИА и другие формы вступительных и выпускных экзаменов.

Три основных мифа о курсах математики.

Миф первый. (Самый главный) В группе обучение математике обходится дешевле.

Давайте не будем подменять полные затраты на усвоения необходимого материала стоимостью одного занятия. Стоимость занятия в группе, как правило, ниже стоимости индивидуального занятия всего в 2-3 раза, а эффективность занятий математикой в группе для большинства слушателей ниже в 3-5 раз. В результате Вы при одинаковых затратах, в лучшем случае, добъетесь того же результата, но с 3-х-кратными временными затратами, а в худшем еще и потратите в 2-2,5 раза больше денег при тех же 3-х-кратных временных затратах. Вас это устраивает?

Вывод первый: если Ваша цель - занять своего ребенка чем-то полезным вместо компьютерных игр, просмотра телепередач или тусовок в сомнительных компаниях, то этот вариант может подойти, но логичнее будет организовать эффективную форму обучения, а высвободившееся время отвести под другие предметы или активный отдых, например, занятия спортом или отдых на природе и т.п.

Почему же так происходит?

Миф второй. На курсах по математике отработана эффективная методика преподавания предмета.

Позвольте спросить, а в чем же заключается ее эффективность? В том, что годами преподается материал в одной и той же последовательности, не взирая на уровень учеников в группе? В лучшем случае материал преподносится в формате: «Один человек понял, - идем дальше!» или «Пока почти все не поймут, следующую тему не рассматриваем!». А где же учет восприятия материала Вашим ребенком? Ведь Вам не интересно восприятие материала кем-то одним в группе (если это не Ваш ребенок), как не интересно ждать, когда же этот материал поймут все, если Ваш ребенок уже давно все понял.

А при индивидуальных занятиях каждая минута может быть использована с пользой, так как опытный репетитор способен почти безошибочно определить качество усвоения материала, и задается темп, подобранный именно для Вашего ребенка, и этот темп можно изменить в любую минуту (при необходимости).

Вывод второй: Вы уже понимаете, где и сколько денег Вы на этом теряете?

Миф третий. На курсах обычно дают домашнее задание и проводят текущие контрольные, что позволяет контролировать качество усвоения материала каждым учеником.

Во-первых , это не всегда принято делать на курсах.

Во-вторых , эти проверки сильно формализованы и крайне редко учитывают индивидуальные особенности ученика.

В-третьих , при индивидуальных занятиях подобный контроль, только с гораздо большей эффективностью, ведется ежеминутно (если не ежесекундно), так как опытный репетитор по математике постоянно контролирует действия (а порой и направление мыслей, при большом опыте) репетируемого ученика.

Вывод третий : Различие в качестве контроля очевидно.

Итог: репетитор по математике или курсы математики?

Выбор за Вами! Ведь именно Вы заинтересованы в качестве подготовки ребенка.

Юрий Винограй, репетитор, руководитель курсов, г. Москва

Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо походить месяц-другой на курсы. Выбор сейчас огромный, что только не предлагают, как только не заманивают. Научат вас за считанные занятия говорить, преодолеете языковый барьер, научитесь понимать материал на слух.

  • А какие гарантии?
  • Если не научат вас ничему, вернут ли деньги?
  • А как насчет потраченного впустую времени?

Рассмотрим простую ситуацию. Вы покупаете телевизор. Или стиральную машину.
Или нетбук. Через пару месяцев устройство выходит из строя. Какие у вас есть варианты?

  1. Гарантийный ремонт. Везете свой драгоценный агрегат на другой конец города. Стоите в очереди. Объясняете приемщице проблему. Оставляете аппарат на неделю. Забираете через 45 дней. Везете домой. Проверяете. Все работает (или не работает).
  2. Не гарантийный ремонт. То же самое, но за дополнительные деньги и быстрее.
  3. Не хочу возиться. Выброшу к черту и куплю новую.

Что определяет Ваш выбор (1-3)? Очевидно, влияет ряд факторов, такие как ваше материальное положение, наличие или отсутствие свободного времени, желание бороться за правду и отстаивать справедливость или отсутствие такого желания…

Все сказанное выше относится в полной мере и к выбору курсов и к выбору репетитора.
С той лишь разницей, что ни один уважающий себя репетитор не даст вам гарантий полученных знаний, сдачи экзаменов, поступления в ВУЗ и.т.д. А почему? Ответ простой- он не управляет процессом. От него мало зависит, усвоите ли вы преподанный материал.

А от кого зависит? Кому потом предъявлять претензии? Правильно, себе любимому(ой).

  • Вы выполняли домашние задания?
  • Слушали объяснения?
  • Задавали вопросы, когда было что-то непонятно?
  • Отмечали для себя ответы на эти вопросы, чтобы потом не задавать их повторно?
  • Вели словарь (тетрадь, конспект)?
  • Усваивали весь материал на уроке?
  • Кто же тогда виноват?

Что может сделать репетитор и что могут сделать курсы?
Могут ли они научить вас английскому или другому языку? Да никогда. В лучшем случае они создадут условия, чтобы вы учили язык самостоятельно и будут вас к этому подталкивать. Насколько интенсивно? Зависит от мотивации, которая в свою очередь зависит от интенсивности обратной связи (feedback). Репетитор, если будет чувствовать, что вы ничего не усваиваете, либо утроит усилия (а заодно, естественно, и свой гонорар) и разобьется в лепешку, но заставит вас что-то задолбить (а то потом при встрече будет стыдно смотреть в глаза), либо немедленно попрощается с вами, сказав, что нервы ему дороже.

У курсов feedback выражена куда слабее. Будем тянуть лямку- авось чему-нибудь научимся. Нет, не научимся. Им не надо вас учить. Им надо заработать денег. Ваши знания их не волнуют. Вы уйдете- придут другие, чтобы оставить свои деньги. Оплата за полугодие- что еще желать?

Одним из плюсов занятий на курсах считается общение в коллективе. Вы общаетесь по-английски на занятиях и это вроде бы помогает вам усваивать язык. Выглядит вполне логично на первый взгляд. Но с кем вы общаетесь? С носителем языка или с преподавателем? Ничего подобного. Вы общаетесь со студентом, который владеет языком как и вы или еще хуже вас, то есть никак. Вы думаете, что получаете информацию с помощью общения на английском? На самом деле 70% информации идет по не вербальным каналам (это язык жестов, мимика, интонация, body language и.т.п.)

В вашем случае этот процент наверняка повышается до 95, поскольку словарный запас у вас и у коллеги минимальный, а грамматика и вовсе никакая).

Что делают преподаватели на курсах? Объясняют материал, ориентируясь на средний уровень группы. Это значит что вам или скучно, так как вы все уже знаете, или вы ничего не понимаете и просите повторить. Повторение тоже ничего не дает, так как при этом у вас не повышается уровень. Просто в один прекрасный день вы оставите эту глупую затею. И неудивительно – мероприятие было обречено на провал самого начала.

  • Если это хорошие курсы;
  • Если у вас достаточно высокий уровень и вам правильно подобрана под него группа;
  • Если вы готовы активно работать на занятиях, ведя диалог с преподавателем напрямую;
  • Если вы готовы на 100% выполнять домашние задания;
  • Если вы приходите на занятия со свежими силами, а не после рабочего дня и двухчасового стояния в пробках.
  • Если это хороший репетитор и его интересуют не только деньги, но и ваши успехи, так как они (успехи) являются залогом его будущих гонораров;
  • Если вы – начинающий и у вас нет ни грамматической базы, ни достаточного словарного запаса;
  • Если интенсива хватает в жизни и на работе и хочется иногда расслабиться и послушать какой-нибудь анекдот (конечно, на английском);
  • Если домашние задания иногда необходимо разбирать на уроке;
  • Если вы хотите заниматься у себя дома в привычной и комфортной обстановке.

В остальном выбор остается конечно же за вами.


Где учить английский?
Почему английский язык нельзя выучить легко и быстро?
Можно ли выучить английский через Skype?

Что лучше: курсы или репетитор?

Самое эффективное - индивидуальные занятия, но они и в несколько раз дороже.
Почему? Давайте сравним групповое занятие на курсах и индивидуальное. С организационной стороны индивидуальные занятия имеют ЯВНОЕ преимущество! Если Вы, занимаясь в группе на курсах, пропустили занятие, то восстановить его Вам, скорее всего, не удастся. Материал придется изучать самостоятельно. Хорошо, если пропущено одно или два занятия, а если больше? Тогда отставание прогрессирует по принципу "снежного кома", пропадает интерес, а вместе с ним и знания, занятия приходится прекращать. Деньги за непосещенные занятия тоже, скорее всего, не вернут. Если Вы занимаетесь индивидуально, то "пропуски занятий" носят условный характер и влияют только на систематичность усвоение Вами материала. Вы с Вашим репетитором продолжите с того места, где остановились, даже если перерыв был значительным. С индивидуально-личностной стороны Ваши языковые способности и невысокая мотивация могут снизить Вашу конкурентоспособность в группе. Если Вы в группе на курсах не поняли объяснение учителя или не успеваете с остальными выполнять задания, то Вам, скорее всего, будут уделять все меньше и меньше внимания, и узнавать Вы тоже будете все меньше с каждым занятием. Однако, этого не МОЖЕТ произойти, если Вы занимаетесь индивидуально, потому что Ваш репетитор найдет САМЫЙ оптимальный режим усвоения материала Вами. С учебно-содержательной стороны на курсах Вы НЕ МОЖЕТЕ определять СОДЕРЖАНИЕ своих учебных программ! В моей преподавательской практике было много случаев, когда учащиеся наотрез отказывались изучать неактуальные для себя дисциплины. В этом случае им предлагалось прекратить занятия, потому что без этих предметов нельзя выдать диплом или свидетельство. Такая ситуация ИСКЛЮЧЕНА, если Вы занимаетесь у репетитора, потому что Вы САМИ определяете СОДЕРЖАНИЕ своей программы. Со стороны психологической совместимости на курсах Вы НЕ МОЖЕТЕ ВЫБИРАТЬ преподавателя и одногруппников! На курсах Вы, скорее всего, вынуждены будете заниматься у того преподавателя и с теми одногруппниками, которых Вам "дадут". Возможно, придется терпеть и непрофессионализм, и хамство, и грубость, и неполиткорректность; разговоры "не по теме" и о том "как Вам нужно жить"; терпеть неопрятный вид, а может и не совсем трезвое состояние преподавателя. Могут попасться и не совсем уравновешенные личности, даже психопаты и садисты, сексуальные маньяки и религиозные фанатики! На курсах, в школе или вузе вы, как правило, лишены ВЫБОРА! Зато своего репетитора Вы ВЫБИРАЕТЕ сами не только по профессиональным качествам, но и по личным! С "методической" стороны индивидуальные занятия тоже имеют больше преимуществ. Сравним в групповом и индивидуальном формате этапы занятия:

  • речевая разминка
  • проверка домашнего задания
  • исправление ошибок допущенных при выполнении домашнего задания
  • работа над ошибками
  • объяснение нового материала
  • проверка качества усвоения нового материала
  • закрепление нового материала на занятии
1. Речевая разминка (говорит ученик)
Речевая разминка нужна для того, чтобы переключиться на работу с иностранным языком. Это может быть обычное приветствие или очень короткий разговор о погоде или командировке.
Групповое занятие Индивидуальное занятие
На беседу со всеми учениками в группе уйдет больше времени, чем предусмотрено речевой разминкой: со всеми одновременно говорить невозможно, а что делать остальным, пока преподаватель общается с кем-нибудь одним из группы? Иногда преподаватель что-нибудь рассказывает, а ученики слушают; или в лучшем случае, преподаватель осуществляет фронтальный опрос (почти что "допрос"), на беседу это тоже мало похоже. Чаще всего разминку опускают или заменяют на какие-нибудь фонетические упражнения, что хуже. Со своим репетитором Вы можете себе позволить немного поболтать перед занятием - рассказать, что было трудным при выполнении домашнего задания или какое-нибудь событие, свои планы, все что посчитаете нужным. При этом сам преподаватель инициативу в беседе отдает полностью Вам, потому что речевая разминка нужна Вам. Разминка может занять больше времени, чтобы снять Ваш страх перед спонтанной речью. Только в этом случае речевая разминка выполняет свою функцию полностью.

2. Проверка домашнего задания (говорит ученик)
Это - главная часть занятия, т.к. домашнее задание всегда должно быть и его обязательно нужно проверять. Впрочем, бывают случаи, когда домашнее задание не предусмотрено программой.

3. Исправление ошибок, допущенных при выполнении домашнего задания
(говорит преподаватель)

4. Работа над ошибками (говорит ученик)
Работа над ошибками необходима для закрепления исправленных вариантов.

5. Объяснение нового материала (говорит преподаватель)

Групповое занятие Индивидуальное занятие
На первый взгляд, может показаться, что, мол, какая разница - объяснять одному человеку или восьми? Преподаватель говорит, ученики слушают. На самом деле разница огромна. Не все одинаково понимают одно и то же объяснение, появляется много вопросов, на ответы которых уходит много времени, в результате те, кто понял, ждут тех, кто не успел понять, а время идет, а вместе с ним уменьшается Ваше внимание и интерес. Ваш репетитор, если это не первое занятие, уже в курсе Ваших познаний и ошибок, он знает как Вы воспринимаете устную и письменную информацию, и с учетом этих факторов изложит новый материал в максимально удобной для Вас форме, объеме и темпе.

6. Проверка качества усвоения нового материала (говорит ученик)

7. Закрепление нового материала на занятии (говорит ученик и преподаватель)
Закрепление нового материала отличается от других этапов урока тем, что новые сведения должны усваиваться будучи исключительно безошибочными и полными. Заученное неверное произношение слова или пропущенный артикль в идиоме, впоследствии долго придется исправлять, а в спонтанную речь все равно попадет ошибочный вариант. Поэтому преподаватель отслеживает процесс формирования автоматизмов каждого ученика по отдельности, убеждаясь в грамотности его речи.
Групповое занятие Индивидуальное занятие
При закреплении нового и уже пройденного материала для восьми человек потребуется больше времени, нежели для одного человека. Это легко вычислить даже не обладая монументальными математическими познаниями.
Даже если разделить студентов на пары для отработки диалогов и параллельных переводов, они будут усваивать ошибки собеседников, что вряд ли идет на пользу. Хотя из таких ошибок можно извлечь и "пользу" - их нужно записать, а затем разобрать, но на это потребуется еще немало времени.
Занимаясь один на один с преподавателем, вы всегда слышите только грамотную речь и перенимаете только правильные выражения. Преподаватель не позволит ошибкам проникнуть в Вашу речь, и речевые "автоматизмы" будут формироваться или трансформироваться исключительно из правильных вариантов. Ваш репетитор - самый компетентный, а потому лучший участник тренировочных диалогов, ролевых игр и дискуссий.
Язык для "единоличников"
Языковые курсы - изобретение относительно новое. Учебные заведения подобного рода начали множиться в Британии после Второй мировой войны; до этого их в мире можно было пересчитать по пальцам.

Как же большинство людей учило иностранные языки? А очень просто: нанимало учителя. Носителя языка или просто опытного преподавателя. С ним и занималось. И, как правило, весьма успешно

В России языковых курсов, на которых можно было действительно хоть что-то выучить, а не просто получить бумажку об их окончании, почти не существовало до 90-х годов прошлого века. О том, чтобы поехать учиться за рубеж, не приходилось и мечтать. Носители языка тоже табунами по улицам не ходили. Поэтому те, кто имел лингвистическое образование и какие-никакие навыки преподавания, начиная со студентов пединститутов и заканчивая вузовскими преподавателями, как правило, занимались несанкционированной индивидуальной трудовой деятельностью - частными уроками. Подтягивать школьников, у которых по иностранному в четверти выходит "двойка", надо? К вступительным экзаменам готовить надо? А еще удовлетворять амбиции родителей, желающих с младых ногтей приобщить своих отпрысков к иноземной мове, натаскивать отъезжающих на ПМЖ за рубеж и при этом не знающих ни слова на языке страны своего будущего проживания - да мало ли кому и для чего мог понадобиться иностранный!

В последнее десятилетие у нас стало появляться все больше серьезных языковых школ. Значит ли это, что "частная лавочка" прикрылась или находится на грани прикрытия?

Репетитор жив!
Да, спрос на репетиторов, похоже, упал. Это легко можно понять, просмотрев в газетах разделы частных объявлений или ознакомившись с информационной доской в Библиотеке иностранной литературы. Множество преподавателей-индивидуалов предлагает свои услуги, нередко даже по "бросовой" цене. И что-то далеко не все спешат у них учиться.

Что делать, времена меняются. Требования к преподаванию языка сегодня существенно повысились. У студентов и лиц, кроме сомнительных курсов ничего не окончивших, мало шансов найти уроки. И тем не менее многие все-таки предпочитают услуги частных репетиторов групповым занятиям в языковых школах.

В цене школьные учителя, для которых платные занятия с отстающими из той же школы стали почти официальным "отхожим промыслом". Преподаватели вузов, имеющие отношение к приемным комиссиям и способные как-то повлиять на результат вступительного экзамена по иностранному. Просто опытные преподаватели из престижных вузов. Репетиторы, долгое время прожившие за рубежом и компенсирующие отсутствие педагогического опыта прекрасным знанием тонкостей современной разговорной речи. И, конечно, носители языка, которых в России теперь не так мало.

Плюсы занятий с репетитором несомненны. Главное - это гибкий график: о времени занятий всегда можно договориться. Кроме того, такой преподаватель сделает все, чтобы подстроиться к вашему уровню знаний, скорости усвоения материала и прочим особенностям, разработает индивидуальный план занятий, подвергающийся постоянной корректировке, для вас лично. Вы можете задавать любые вопросы, по двадцать раз повторять не дающийся вам материал - на время занятий репетитор безраздельно принадлежит вам.

Надо сказать, что репетиторы чутко реагируют на запросы рынка. Понятно ведь, что если квалификация преподавателя окажется ниже ожидаемой, если он пользуется устаревшими учебниками и методами, не обеспечивает ученика при необходимости современными учебными материалами, включая аудио-, видеопособия и СD, от него уйдут, да еще и ославят. Напротив, хороший репетитор буквально передается "из рук в руки", к таким педагогам, как к парикмахерам и стоматологам, приводят родственников и знакомых. Вот педагоги, желающие во что бы то ни стало давать частные уроки, и повышают квалификацию как могут - ездят на языковые курсы за рубеж, чтобы отшлифовать языковые навыки и набраться опыта, осваивают профессиональную лексику в популярных сферах, таких как бухучет, туризм, менеджмент и другие. Есть репетиторы, специализирующиеся на подготовке к международным экзаменам по языку, на обучении бизнес-лексике и этикету и т.д.


На тему

Почему языковые курсы не дают желаемого результата?

Изначально курсы предполагает обучение нескольких учеников в группе. Что же мы получаем, обучаясь вместе с другими?

Язык – это способ коммуникации, общения между людьми. Но естественное общение – это разговор один на один. Изучая иностранный язык, мы всегда предполагаем, что общаться будем так же, как и на родном языке, то есть, преимущественно один на один. Собеседник с собеседником. На курсах же нам заранее предлагается противоестественный балаган: разговор среди пяти, десяти, а то и больше людей (учеников на курсах). Такое общение (если это слово вообще подходит в данном случае) возможно только и исключительно на базаре, когда основанная задача – перекричать конкурентов. Подобный опыт вряд ли когда-либо пригодится в жизни. Итак, на выходе мы имеем никчемный опыт и, как правило, совершенную неспособность общаться один на один с носителем языка. Итак, обучение в группе не дает опыта пользоваться основной функцией языка – посредника между людьми.

Рассмотрим такой способ обучения с экономической точки зрения. На первый взгляд языковые курсы кажутся гораздо дешевле, чем индивидуальные занятия. Но при этом нельзя забывать, что даже в идеале у преподавателя курсов времени на каждого ученика приходится ровно на столько меньше, сколько у него таких учеников в группе; почему в идеале – потому, что на практике в группе всегда говорит один, от силы два студента, а остальные как молчали до курсов, так и промолчат все время занятий, боясь показаться некомпетентными на фоне «асов». Соответственно, если в группе 10 человек, то фактическая стоимость урока для каждого в десять раз выше, чем та, которую выставили курсы.

С психологической точки зрения обучение в группе также не очень комфортно. Возникает совершенно ненужная соревновательность между учениками. Они стараются заниматься не для себя, не для знаний, а ради похвалы преподавателя, ради того, чтобы выделиться на фоне других учеников. Половина же, как правило, вообще уходит в глухую оборону и старается не высовываться, то есть не говорить вообще. Раскованности и ощущения свободного, непринужденного разговора не возникает и возникнуть не может.

С точки зрения отдачи преподавателя, то есть эффективности его работы, обучение в группе также вызывает сильные сомнения. Основная задача учителя в любой группе – удержать внимание учащихся (вспомните среднюю школу). Поэтому любые курсы и предлагают игровые методики, чтобы скучно не было. Дело в том, что сосредоточиться на учебе можно одному, самое большое двум студентам, но уже третий всегда будет отвлекаться, а если их больше, то риск того, что внимание к уроку вообще пропадет, растет с геометрической прогрессией. Игровые методики, как правило, не дают никаких особых результатов, поскольку направлены не на обучение, а на развлечение. При этом преподаватель отдыхает сам: ведь серьезной работы он не делает, только играет на уроке. Соответственно, учитель и не выкладывается. Тому есть и другие причины: нет и не бывает людей с одинаковыми интеллектуальными способностями и идентичным эмоциональным складом. Поэтому все люди воспринимают информацию с разной скоростью. Преподаватели это знают и прекрасно понимают: то, что можно выучить один на один за один урок, в группе растягивается на три-четыре занятия. И если индивидуально надо настраиваться на студента и полностью выкладываться, то на групповых занятиях достаточно полистать учебник да «поиграть», чтобы не скучно было.

Отсюда, как следствие, еще один существенный недостаток курсов – отсутствие целенаправленной, многоуровневой подготовки ученика (фонетика, лексика, грамматика, аудирование, перевод, общение). Как все это уместить в один урок, если в классе несколько человек? Ведь в идеале надо проверить каждого и объяснить каждому новый материал. Вот и ограничиваются курсы выбором одного, «лучшего» учебника и залистывают его до дыр.

В целом подход языковых курсов целиком и полностью заимствует и сохраняет старую традицию совковой школы - ликбез (ликвидация безграмотности). Была такая политика в Советском Союзе: быстро и на скорую руку «научить» тысячи крестьян и рабочих. Набивали в классы по сто человек и коллективно обучали, поскольку в Стране Советов все делалось коллективно. Естественно, толку от такого обучения не было никакого. Одно слово - «ликбез». Жалко только, что многие, впитавшие с молоком матери такую «науку», пытаются и сейчас применять ее на практике группового обучения.

Щербаков Юрий Николаевич,
Екатеринбург 2019

Планируя изучение английского языка, мы задаемся вопросом: какой вид обучения эффективнее, быстрее, какой метод поможет нам раскрыться и влиться в языковую атмосферу?

Ответить определенно довольно непросто, потому что все зависит от индивидуальности и поставленных целей учащегося.

Какова основная разница обучения с репетитором и на курсах?

Одно из существенных отличий – это взаимодействие ученик-преподаватель. Что ни говори, но на курсах преподавателю сложно или практически невозможно уделить ученику 100% своего внимания. Все ученики приходят на курсы с одной целью и хотят получить результат как можно быстрее. Конечно, потребности ученика будут учитываться. Преподаватель-профессионал обдумает индивидуальный подход к ученикам в группе, но, тем не менее, вам придется учиться в общем потоке. Даже находясь в мини-группе из двух учеников, каждый из них получит только 50% внимания педагога. Это имеет свои плюсы: вы можете сделать передышку, пока преподаватель общается с другим учеником, «отключиться» от процесса обучения или даже выйти.

Работая с репетитором, вы получаете непосредственный контакт с преподавателем. 100% его времени и внимания – ваши, происходит постоянное общение, диалог, преподаватель нацелен на вас и направляет вас к решению поставленных задач. Это очень серьезный плюс для ученика и его нужд.

В некоторой степени работа с репетитором может показаться утомительной из-за своей интенсивности. Репетитор английского подходит для высокомотивированных учеников, нацеленных на результат.

К обоим методам может сложиться негативное отношение у тех учеников, у которых уже имелся неудачный опыт того или иного занятия.

Личные взаимоотношения при обоих методах играют важную роль. Занимаясь с репетитором, вы можете по тем или иным причинам не сойтись с ним. Тогда придется расстаться. Однако, как правило, это становится ясным в самом начале общения. Т. е. опять же, экономится время, можно перейти к подбору другого репетитора. На курсах конфликты менее вероятны, но опять же, личная «стыковка» также может не состояться.

Программа обучения

Обучаясь на курсах, вы зачастую работаете по установленной программе. Она может быть скоординирована согласно интересам всех членов группы. Обучаясь с репетитором, вы имеете возможность составить программу, подходящую именно вам. Педагог сразу определит ваш уровень, нужды и даст свои рекомендации. Представьте, что вы уже учитесь на курсе «Английский для менеджеров-логистов» и на его середине вас перевели в другой отдел менеджером по продажам или сократили должность. Что делать? Когда вы работаете с репетитором, эту ситуацию можно подкорректировать и изменить программу в ходе обучения.

При обучении с репетитором можно уделить особое внимание специфической документации, которую вы используете в работе или сделать упор на особую и т. д. Это менее вероятно при обучении на курсах, так как ваш годовой отчет или презентация оборудования могут быть не интересны другим учащимся.

Скорость достижения результатов

Всем известно, что занятия с репетитором позволяют достичь ощутимых результатов быстрее, чем на курсах. Но если цель обучения не специфична и у вас есть время, можно рассмотреть курсы. Определенно одно: скорость достижения успехов в изучении языка зависит в первую очередь от усидчивости ученика и частоты занятий.

Английская речь

Работая в группе, можно не только делать сравнение своего успеха с успехом других учеников, но и прослушивать разнообразные варианты речи. С репетитором ученик также слушает различные аудио- и видеоматериалы, однако, в основном, он работает с речью преподавателя. Интересные и живые могут строиться как с репетитором, так и в группе. Все зависит от условий конкретной ситуации.

Гибкость расписания

Здесь однозначно выигрывает репетиторство, так как можно перенести занятие на другое время или день, а также изменить место проведения урока.

Стоимость уроков

Принято считать, что занятия с репетитором намного дороже курсов. Но сегодня это не так. Изучение английского языка один-на-один уже не считается непозволительной роскошью. С репетитором курс обучения проходится быстрее и динамичнее. Т. е. вы начнете применять полученные знания гораздо раньше и сможете получить повышение по службе или упростить свое общение с иностранными партнерами. Проще говоря, средства, вложенные в профессионального репетитора, возвращаются обычно намного быстрее в виде карьерного роста и, конечно же, уверенности в своем английском.

Подведем итог: когда вы выбираете форму изучения языка – занятия в группе или с репетитором – учитывайте ваши цели, располагаемое время, гибкость вашего графика и личные пожелания. Главное, что вы уже задались целью изучить язык, а это – первый шаг к успеху.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта