Главная » Хобби » Богоявленский угличский женский монастырь. Углич. Богоявленский монастырь Угличский богоявленский монастырь

Богоявленский угличский женский монастырь. Углич. Богоявленский монастырь Угличский богоявленский монастырь

В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника.

Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.

Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.

11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября – левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.

Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.

Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.

Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.

Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.

Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г.

Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.

В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.

Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.

Иконы в алтарных нишах были утрачены, вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.

Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.


Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории.

Церковь Достойновская – Богородичная была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть».

Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым:

«Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…» – писал А.Н. Ушаков.

На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство – в 1689-1700 гг. при игуменье Елене угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В ее нижнем этаже размещалась церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находящейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. (Этот предел упразднен, используется, как ризничная.)

Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет, своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. (При реставрации церкви в 1970-1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи). Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. В нашем распоряжении нет каких-либо изображений колокольни.

В интерьере храма первоначально находился пятиярусный вызолоченный иконостас, росписи отсутствовали. При возобновлении церкви в 1854 г. был установлен новый трехъярусный иконостас, у которого детали были вызолочены на полимент, а гладкие места покрыты красной краской под лак. В иконостас были помещены многие прежние иконы, выполненные в XVII-XVIII веках. В этот период церковь была расписана – в храмовой части выполнены росписи на тему чудес от Смоленской иконы Божией Матери (в данный момент росписи утеряны), а в Воздвиженском приделе на своде написано изображение Божией Матери и стих: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь». Живопись храмовой части, занимающая большую часть поверхности стен и состоящая из небольших клейм, заключенных в орнаментальные рамки, композиционно близка традиционной церковной живописи XVII-XVIII веков.

Рассказывая об Угличе, невозможно обойти вниманием его монастыри и многочисленные храмы. Удивительно, но на такой небольшой провинциальный городок и его окрестности одних только действующих храмов приходится порядка двух десятков, и это не считая недействующих или ставших музеями, как .

Первый монастырь Углича, с которым я хочу вас познакомить - Богоявленский монастырь.

Он, как и все местные монастыри, располагается в центре города в пешей доступности от кремля. Это единственный монастырь, в котором мне не доводилось бывать раньше, потому что экскурсионных групп сюда обычно не водят, и потому что долгие годы он был в достаточно плачевном, непарадном, состоянии.
Личные впечатления. Богоявленский монастырь отличается от многих, виденных мной раньше. Долгие годы он использовался не по назначению. Чего тут только не было - и жилье, и складские помещения, и детский дом, и школа. Впрочем, две школы в бывших келейных корпусах располагаются здесь до сих пор - художественная и общеобразовательная.
Глядя на три монастырских храма, раздробленную, не очень ухоженную территорию, я испытывала сложные чувства - и боль, и непонимание, и возмущение, что можно так истерзать и изгадить святое место...
Когда-то это был огромный монастырь, занимающий целый городской квартал, полностью огороженный стенами и башнями, и ограниченный четырьмя угличскими улицами.


Сейчас, находясь здесь, не испытываешь ощущения целостности, защищенности, отгороженности от мира. Каждый прохожий может зайти в ворота монастыря, двери его открыты. Исписанные стены настоятельского корпуса, тут же брошенные ранцы, шумно резвящиеся с матом меж трех "раненных" храмов на турниках школьники... Дааа, такого я еще не видела. Конечно, многим нашим детям не хватает воспитания, но когда это слышишь в монастыре, это особенно неприятно слышать.
Я не знаю, какие чувства испытывают дети, живя в таком намоленном веками городе, учась здесь на земле святой обители. Есть ли он - душевный трепет? Я не заметила. Мне храмы было жалко, нас всех было жалко... Все-таки в храм надо приходить иначе, осознавая, где ты и зачем.

В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, здесь же она училась в школе. В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть "Углич", а спустя 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую ее книгу "Дневные звезды".
Даже прожив здесь не долго, поэтесса с огромной любовью всегда вспоминала Углич и место, где жила - Богоявленский монастырь.

Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!
И страстно меня потянуло
К родимым моим берегам...
Ах, я бы охотно взглянула
На все, что оставила там!!!

(О.Берггольц, "Дневниковые тетради 1923 года")

Небольшая историческая справка. Из трех монастырей Углича Богоявленский - самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестивековым "стажем"). Он был основан в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией. Изначально располагался в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей. В 1591 году, после убийства в кремле царевича Дмитрия, в монастырь была насильно пострижена его мать, царица Мария Федоровна Нагая.
Спустя почти 100 лет после своего открытия в связи со строительством в кремле оборонительных сооружений обитель "переехала", впрочем недалеко - на расстояние всего в несколько сотен метров, не более 5-ти минутах ходьбы от кремля. Здесь же она и располагается по сей день.
А теперь давайте пройдем в монастырь, увидим воочию сегодняшний день обители.



Богоявленский монастырь находится в одном квартале от Угличского кремля


Ограда монастыря восстановлена совсем недавно (в 2010-е гг.)


Заходим в Восточные ворота


Смотрим налево - здесь располагается внушительная по размеру церковь Феодоровской иконы Богоматери (1818)


Смотрим направо - видим восточный келейный корпус (XIX в.), а за ним Богоявленский собор (1853).


Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый храм обители.










На месте деревянного мостика раньше стояла колокольня, которую взорвали. К счастью, Федоровская церковь чудом не пострадала, выстояла. Читала, что в планах стоит реконструкция колокольни.


Южный келейный корпус (1857). Сейчас здесь находится Художественная школа.


На территории монастыря стоят два вот таких деревянных дома. Что там располагается - не знаю.


Здания впереди - слева школа (1895), прямо северный келейный корпус (1851 г), справа Настоятельский корпус (1817).


Стена Настоятельского корпуса густо исписана.


Около Настоятельского корпуса располагается спортивная площадка - школьные турники


На турниках резвятся мальчишки.






Подходим к школе


Мемориальная доска с именем Ольги Берггольц

Богоявленский женский монастырь занимает полквартала, прилегающего к Ростовской улице. По одной из версий, он был основан в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией Московской. По другой версии, его основала Ксения Шестова, мать Михаила Романова в конце XVI столетия.

Из трех монастырей Углича Богоявленский - самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестивековым "стажем"). Изначально располагался в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей. В 1591 году, после убийства в кремле царевича Дмитрия, в монастырь была насильно пострижена его мать, царица Мария Федоровна Нагая.

Спустя почти сто лет после своего открытия в связи со строительством в кремле оборонительных сооружений обитель "переехала", впрочем, недалеко - на расстояние всего в несколько сотен метров, не более 5-ти минутах ходьбы от кремля. Здесь же она располагается по сей день.

Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый каменный храм обители.

Церковь Феодоровской иконы Богоматери построена в 1818 году. Она освящена в честь патрональной иконы рода Романовых в благодарность старице Марфе, Ксении Шестовой, матери основателя династии.

В 1930 г. обитель закрыли, все его ценности конфисковали, а монахинь выселили как нежелательный элемент. В церковных зданиях организовали кладовые, переоборудовали под школы и жилье.

В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, здесь же она училась в школе. В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть "Углич", а спустя 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую ее книгу "Дневные звезды". Ниже мы видим ту самую школу, где она училась.

«Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!»
(О.Берггольц, "Дневниковые тетради 1923 года")

Напротив школы находится Богоявленский собор, построенный по проекту самого К. Тона (автор Храма Христа Спасителя в Москве) в 1853 году в русско-византийском стиле. Этот храм чуть ли не единственная сохранившаяся постройка Тона.

Это настоящая жемчужина Углича, самый большой и красивый храм города. Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, он виден издалека, в перспективах улиц и с Волги.

Зайдем внутрь. Утром здесь ни души. Фотографировать можно, если внести символическое пожертвование, рублей сто.

В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

У игуменьи Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и, кроме того, у них были три сына-наследника.

Но зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.

В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.

Здесь мы оказались свидетелями необычного явления, о котором нас предупреждали, но мы не поверили. К сожалению, фотоаппарат этого передать не может. Когда мы вошли в храм, на стенах были заметны только какие-то темные пятна без признаков рисунка.

Было раннее утро, всходило солнце, и буквально у нас на глазах темные пятна стали приобретать формы, и через 15 минут на них явственно стали различаться всевозможные фрески. Они появлялись везде, на всех стенах.

Я верю в Бога, но не верю в чудеса. Что это было? Чудо Божье, оптический эффект или какая другая химия, я объяснить не возьмусь. Одно знаю твёрдо: малое знание уводит от Бога, большое знание приводит к Нему.

Богоявленский девичий монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, в иночестве Ефросиньей, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части. В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII - начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.

Богоявленский женский монастырь славился рукоделием монахинь-золотошвеек: лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений декоративно-прикладного искусства.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советский период его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 году Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 году – Федоровский. В 2000 году Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви.
Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних. Есть две версии его появления. Согласно первой, его основала в конце XVI века Мария Нагая, мать царевича Димитрия и последняя жена Ивана Грозного. Согласно второй - Ксения Шестова (инокиня Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.

Первоначально обитель находилась в юго-западной части кремля, за прудом. В Смутное время вражеские отряды ворвались в кремль, разорили монастырь и убили насельниц вместе с игуменией Анастасией. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место - на Ростовскую дорогу.

Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления. В XIX веке после строительства нового собора церковь была переосвящена в честь Смоленской Иконы Божией Матери. В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставраторам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви – теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей.

Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются корпуса братских келий, Федоровская церковь (1818г.), каменная ограда. Церковь Фёдоровской Иконы Божией Матери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник XIX века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины XVIII века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым, братом Тимофея Медведева, расписавшего Спасо-Преображенский собор.

В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.

Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели в 1843-1853 гг. по проекту архитектора К. Тона. Постройка собора, несмотря на видимое благосостояние обители, стала настоящим подвигом для насельниц. Возводя столь крупное здание, они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игуменья монастыря Еликонида, которая была инициатором строительства.

Последним храмом монастыря стала небольшая церковь Иконы Божией Матери "Достойно Есть" (1886-1887 гг.), которая представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой.

В 1920-е годы монастырь закрыли, а дальше последовало его разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь "Достойно Есть" перестроена в жилой дом. Богоявленский собор практически до наших дней использовался под склад.

В 2003 году началось возрождение двух храмов обители - Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора - впервые за много лет разрухи и небрежения самый заметный храм Углича обрел достойный вид.

С 2010 года монастырь вновь действует как женская обитель.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта