Главная » Карьера » Спиридон Дрожжин. Биография. Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин: биография, лучшие произведения и интересные факты Биография дрожжина краткое содержание для детей

Спиридон Дрожжин. Биография. Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин: биография, лучшие произведения и интересные факты Биография дрожжина краткое содержание для детей

Русский советский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 г. в деревне Низовка Тверской губернии. Родители будущего поэта были крепостными крестьянами. Образованием мальчика на первых порах занимался его дед, благодаря которому Спиридон научился читать, а в десятилетнем возрасте его отдали в местную церковно-приходскую школу, где деревенский дьячок обучал детей письму и счету. В дальнейшем поэт с благодарностью вспоминал своих первых наставников и посвятил им стихотворение "В школе у дьячка". Однако учиться мальчику пришлось недолго и уже в 1860 г. его отправили на заработки в Петербург.

На протяжении последующих 36 лет Дрожжин много скитался по всей Российской империи и сменил массу профессий. Особенно важным для последующего творчества Дрожжина были первые годы, прожитые в Петербурге, где он подростком работал в трактире "Кавказ", а все свободное время отдавал самообразованию. Начав с чтения низкопробной литературы, очень популярной в то время среди петербуржских мещан, молодой человек вскоре знакомиться с произведениями Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. В. Кольцова и др. С большим интересом юноша читает журнал "Искра" и становится постоянным читателем Публичной библиотеки.

В этот же период Дрожжин знакомится с представителями разночинно-демократической молодежи и студенчества, которые приобщают его к чтению запрещенной литературы. Первое свое стихотворение юноша пишет в 17 лет, а с 1867 г. и до последних лет жизни регулярно ведет дневник. Экономя на всем, даже на пище и одежде, Дрожжин собирает собственную библиотеку из книг лучших русских и европейских писателей, в том числе А. С. Пушкина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого, Н. П. Огарева, Ф. Шиллера и др.

Уже в 1870 г. молодой человек делает первую неудачную попытку опубликовать несколько своих стихотворений, а в 1873 г. его "Песня про горе добра молодца" все же публикуется в журнале "Грамотей". С этого времени Дрожжин начинает сотрудничать с журналами для взрослых и детей "Слово", "Семейные вечера", "Дело", "Детские годы", "Жаворонок", "Детское чтение", "Юная Россия" и др.

В конце 1870-ых в начале 1880 гг. к начинающему поэту начинают проявлять именитые представители столичной интеллигенции, в числе которых И. З. Суриков, с которым у Дрожжина была длительная переписка.

В 1889 г. в Петербурге издается первый сборник произведений поэта - "Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни", который переиздается в переработанном и дополненном виде в 1894 и 1907 гг. Однако литературная деятельность не оказывает положительного влияния на материальное положение бедствующего поэта, и в 1896 г. Дрожжин возвращается в родную деревню, где занимается крестьянским трудом, при этом, не прекращая литературную деятельность. Так как власти не были уверены в благонадежности поэта-крестьянина, в Низовке над ним осуществляется негласный полицейский надзор. В 1892 и 1897 гг. Дрожжин встречается с Л. Н. Толстым, который полностью поддерживает его желание быть ближе к земле и народу.

В 1900 г. к поэту приезжает знаменитый австрийский коллега Райнер Мария Рильке, который был в восторге от творчества Дрожжина и перевел четыре стихотворения своего русского коллеги на немецкий язык.

1910-ые г.г. становятся самыми плодотворными для поэта. Издаются его "Новые стихотворения", "Год крестьянина, "Заветные песни", "Новые русские песни", "Баян". Суриковским кружком "Писателей из народа" в декабре 1903 г. в Москве организуется литературный вечер, посвященный юбилею литературной деятельности Дрожжина. В этом же году ему назначается пожизненная пенсия. В 1905 г. его избирают членом Общества любителей российской словесности, которое действовало при Московском университете. В 1910 г. ему присваивают премию Российской императорской Академии наук.

Проживая вдали от больших городов, в Низовке, поэт не отстраняется от важных социальных событий, происходящих в России и в мире в этот период. Дрожжин оказывается в числе тех русских литераторов, кто резко осудил вступление России в империалистическую войну, которую он называет "пережитком грубого варварства" и осуждает ее зачинщиков в стихотворении "Долой войну!"

Престарелый поэт с восторгом встречает весть о Создании государства Рабочих и Крестьян и с энтузиазмом включается в общественную работу: избирается членом волостного исполкома, ездит по стране с агитационными поездками, во время которых читает свои произведения. В 1919 г. Дрожжина избирают председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии. При этом поэт продолжает писать, и в 1923 г. к 75-летию поэта издается его сборник "Песни труда и борьбы". В честь юбилея Дрожжина избирают почетным членом Всероссийского союза поэтов, а Тверской библиотеке - читальне присваивают его имя.

В 1928 г. происходит встреча Дрожжина с Максимом. Горьким, который высоко ценил творчество поэта-самоучки.

До последних дней своей жизни Дрожжин продолжает литературную работу в 1928 г. издается его сборник "Песни", а годом позже собрания произведений последних лет "Пути-дороги" и "Песни крестьянина", и т. д.

Дрожжин умер в родном селе в 1930 г. Через несколько лет его прах, а также дом, были перенесены в поселок Завидово Конаковского района Калининской области (бывшей Тверской губернии, где в 1938 г. был открыт мемориальный музей народного поэта).

Дрожжин оставил после себя богатое литературное наследие. Еще при жизни было издано 32 сборника его стихов, причем 20 из них еще до 1917 г. Стихи Дрожжина различных периодов творчества художественно неравноценны, но в большинстве произведений обнаруживается самобытность, мастерство и талант автора. На творчество поэта большое влияние оказали Кольцов, Никитин, Некрасов, в а некоторых произведениях 1980-90 гг. можно найти отзывы поэзии С. Я. Надсона.

Главные качества лирики Дрожжина - простота и задушевность. С первых шагов на литературном поприще поэт провозгласил себя певцом крестьянской жизни. Свидетельством тому одно из ранних произведений Дрожжина - стихотворение "Моя муза". В стихах Дрожжина показана как нищета и бедственное положение русского крестьянства, так и радость земледельца от созидательного труда. Поэт в своих произведениях касается проблем социальной борьбы. В частности этому посвящены такие произведения автора как "Мы живем...", "Удаль", "Песня пловца", "Из мрака к свету", и т.д.

Все творчество Дрожжина наполнено огромной любовью к русской деревне и живущим там людям. Прекрасное описание деревенских пейзажей даны в стихах "В простой телеге деревенской...", "Прими меня, сторонушка родная...", "Вечер", "Летом". Творчество поэта советского периода наполнено жизнеутверждающим патриотическим пафосом, характерным для этой эпохи.

Корни тесной связи поэзии Дрожжина с устным народным творчеством надо искать в крестьянском детстве поэта. Особенно близка Дрожжину народная песенная лирика. Недаром многие свои произведения он называет "песнями", а некоторые из его стихотворений вошли в фольклор и были положены на музыку известными советскими композиторами. Песни на стихи поэта записывались на граммофонные пластинки, а две из них, созданные в соавторстве с композитором. А. Чернявским, даже были в репертуаре Ф. И. Шаляпина.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Дрожжина Спиридона Дмитриевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями , Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин становится активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду.

После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 были перенесены в п.г.т. Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке.

В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 — 1907 годов; яркий пример — посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение ).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Биография

Родился 5 (17) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство», «Пробуждение» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

После заполнения Иваньковского водохранилища в 1937 году его прах и последний дом были перенесены в посёлок Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

Творчество

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 года его посетил австрийский поэт Райнер Мария Рильке, переводивший его стихи на немецкий язык.

В первое десятилетие XX века одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905-1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул её, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1924).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева.

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы».

Книги Спиридона Дрожжина

  • Стихотворения 1866-1888, СПб. - 1889
  • Поэзия труда и горя (1889-1897), М. - 1901
  • Новые стихотворения. М. - 1904
  • Год крестьянина. М. - 1906
  • Заветные песни. М. - 1907
  • Новые русские песни. М. - 1909
  • Баян. М. - 1909
  • Песни старого пахаря. М. - 1913
  • Песни рабочих. М. - 1920
  • Поэт-крестьянин С. Д. Дрожжин Его жизнь и песни. М.; Л. - 1923
  • Пути-дороги. М. - 1929
  • Песни крестьянина. М. - 1929
  • Избранное. Калинин. - 1940
  • Стихотворения. Л. - 1949
  • Песни гражданина. М. - 1974.
  • «Шлю привет родному краю…», Тверь - 1998.

Слайд 2

Слайд 4

Его дед отличался природным умом, отличной памятью и добродушием. Он умел читать и выучил письму, чтению своих детей, а в последствии и внука.

Слайд 5

В школе Спиридон учился две неполных зимы. В 11 лет мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург и определила половым в гостиницу «Европа». Четыре года, проведенные в кабацкой атмосфере, не погубили, а обострили стремление к знаниям и лучшей жизни.

Слайд 6

«Я с жадностью набрасывался на чтение, получаемых гостиницей журналов, газет. Читать приходилось урывками и украдкой от буфетчика, который… мало того, что избил меня, но и все книги, какие только нашел в моем комоде, отнял и сжег…» (Автобиография).

Слайд 7

Часто обстоятельства складывались так, что ему больному, полуголодному приходилось ночевать на гранитных ступенях Невы, в Александровском парке.

С переходом на службу в табачную лавку у Дрожжина появилась возможность читать, посещать театр, писать незатейливые, но трогательные стихи. Двери университета для него закрыты, а он настойчиво занимается самообразованием.

Слайд 8

В 16 лет Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и начал писать дневник, который вел до конца жизни.

Слайд 10

В 1873 г. в ж. «Грамотей» увидела свет его «Песня про горе добра-молодца». Это лирическое стихотворение о себе, принесло известность начинающему поэту. Его стали печатать другие журналы «Дело», «Слово»,«Свет», «Родничок», но материальное положение это не улучшило.

Слайд 11

Сон труженика.
Господи, сколь работы-
Некогда даже вздохнуть!
И от нужды и заботы
Вся истомилася грудь.
Некогда даже молиться,
Ляжешь в постель – и во сне
Хата знакомая снится,
Мать на родной стороне.
Ночью в промерзлые окна
Зимняя вьюга слышна…
Матушка тянет волокна
Из шелковистого льна.

Слайд 12

В поисках заработка Дрожжин побывал во многих городах: Москве, Твери, Киеве, Ташкенте. Приходилось быть лакеем у помещика, подручным в книжном магазине. В 1875 г., приехав на родину, женится на крестьянке Марии Афанасьевне Чуркиной, спокойной, немногословной, трудолюбивой, чуткой и красивой девушке. Она стала верной спутницей и музой поэта в течение 45 лет. После женитьбы семья скитается 20 лет и порой вынуждена голодать, продавать последние вещи.

Слайд 13

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым поэт возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. Вскоре к 40 летию со дня рождения, впервые выпускается сборник стихотворений с автобиографией поэта.

Слайд 14

К концу XIX века Спиридон Дрожжин становится самым известным русским крестьянским поэтом. В Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке (1900). Австрийский поэт-символист. Рильке называли «Пророком прошлого» и «Орфеем 20 го столетия».

Слайд 15

Основными мотивами поэзии по-прежнему остаются природа и труд. Поэт искренно и преданно любил деревню. Во многих стихотворениях горе и печаль -основное настроение:

«Сосед мой ходит озабочен:
Надежды нет на урожай,
Оброк за целый год не плочен,
Хоть в гроб ложись да умирай!»

Слайд 16

Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни. При этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 - 1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне».

Слайд 17

«В деревне, чуть заря вечерняя займется,
Играет молодежь, сплетаясь в хоровод,
Звучит гармоника, и песня раздается
Такая грустная, что за душу берет.
Но грусть сроднилася с крестьянскою душою,
Она всегда в груди измученной живет
И разгоняется лишь песнею родною».

Слайд 18

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор.

Слайд 19

Спиридона Дмитриевича уважали односельчане. Дважды его избирали сельским старостой. Он «насколько хватало сил и умения служил родной деревне».

В 1905 г. Дрожжин был избран почётным членом Общества «Любителей российской словесности».

Слайд 20

В 1910 и 1915 годах за сборники «Заветные песни», «Баян», «Новые русские песни», «Песни старого пахаря» С.Д. Дрожжин получает литературные премии.

Слайд 21

Жёлтый лист за листомОпадает с ветвей;С неба солнце кругомСтало греть холодней.По раздольным полямБуйный ветер шумит,Осень тёмная к намЧёрной птицей летит...

Расцвела моя черёмуха в саду...
Ныне утром ты шепнула мне:
«Приду! Жди меня, как станет ночка потемней!»
Приходи же, моя радость поскорей!
Я хочу тебе в последний раз сказать,
Можно ль, милая, мне сватов засылать
И не полно ли украдкою с тобой
Нам сходиться под черёмухой густой.

Слайд 22

Неслучайно С.Д. Дрожжин называет свои стихи песнями. Он и сам имел хороший голос, великолепные музыкальные данные. Композиторы охотно сочиняли музыку на его стихи. Основными исполнителями были Ф.И. Шаляпин, Н.В. Плевицкая, А.Д. Вяльцева. Песня «У колодца», которой суждено стать русской народной была посвящена Шаляпину, с огромным успехом исполнявшим ее. В годы ВОВ ее пели партизаны.

Слайд 23

Быстро тучи проносилися
Тёмно-синею грядой,
Избы снегом запушилися:
Был морозец молодой.
Занесла кругом метелица
Все дороги и следы…
Из колодца красна девица
Достаёт себе воды, -
Достает и озирается,
Молодешенька, кругом,
А водица колыхается,
Озадёрнутая льдом…
Постояла чернобровая,
Коромысло подняла
И свою шубейку новую
Чуть водой не залила.
Вдоль по улице, как павушка,
Красна девица идёт,
А навстречу ей Иванушка
Показался из ворот…

Слайд 24

Революция 1917 года

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, но вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Слайд 25

На историческую перемену поэт смотрел с оптимизмом.

«Теперь наш пахарь терпеливый,
Как прежде, с бедною семьей
Не будет плакаться над нивой-
Он, и довольный и счастливый,
Другие песни запоет
И к свету двинется вперед».
(«Прошли века неволи злой»)

Но вскоре он начинает понимать, что горя народного меньше не стало, но продолжает верить «в торжество добра и правды на земле».

Слайд 26

Последние годы провёл в Низовке. Дом поэта – очаг культурный жизни Тверской губернии, куда идут письма начинающих писателей, учителей, школьников. Многие из них охотно приезжают для встречи с поэтом.

Спиридон Дрожжин
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Крестьянская поэзия

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:
Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело », «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство », «Пробуждение » и др., в том числе тверских - «Тверской вестник » (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов , проникли в фольклор . Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин , Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева .

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Напишите отзыв о статье "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дрожжин, Спиридон Дмитриевич

– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта