Главная » Культура » Русские народные попевки для детей слова. Русский фольклор на музыкальных занятиях и праздниках. Муниципальное бюджетное учреждение

Русские народные попевки для детей слова. Русский фольклор на музыкальных занятиях и праздниках. Муниципальное бюджетное учреждение

"Поем, играя!" (распевание в игровой форме).


Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых функций, о которых мы поговорим позднее. Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
Цель разработки : описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
Задачи игрового распевания:
1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Собираем внимание.

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной , они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.



«О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.



«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.



«И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.



Таким образом, мы решаем все поставленные задачи в процессе распевания, при этом распевание превращается в интересный, увлекательный процесс!

Ансамбль "Задоринки" распевается перед конкурсом.
* * *

Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
Что, ретивое сердечко,
Горя нет, а ты болишь?
* * *

В поле белая берёза
От дождя качается;
Скажи, миленький, тихонько:
Ты об чём печалишься?
* * *

Пойду на ручей текучий,
Где проточная вода:
Не поит ли мой зазнобушка
Воронова коня?
* * *

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт.
Лучше нету той минуты,
Когда миленький придёт.
* * *

Сколько в доме украшенья,
Когда солнышко взойдёт.
Сколько сердцу утешенья,
Когда миленький придёт.
* * *

Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
-Люби, милый, помни!
* * *

Моё сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Моё сердце никогда.
* * *

Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слёз?!
* * *

Карие глазёночки
Стояли у сосёночки,
Стояли, улыбалися,
Кого-то дожидалися.
* * *

Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.
* * *

Меня милый провожал,
У крылечка постоял,
Сколько звёздочек на небе,
Столько раз поцеловал.
* * *

Но ругай, мама, за дролю:
Скоро дроля будет зять:
Через два года на третий
Обещался замуж взять.
* * *

У нас улочки прямые,
Заулки косоватые,
Нельзя по улочке пройти:
Соседки зубоватые.
* * *

Ох, у воротнего столба
Нету счастья никогда:
Когда - ветер, когда - дождь,
Когда - милку долго ждёшь.
* * *

Говорят, что мне измена,
А я стою у ручейка;
Не четыре года гуляно -
Четыре вечерка.
* * *

Ничего нет на уме -
Только про Иванушка:
Что-то больно долго нет -
Дома неуправушка.
* * *

В поле, чёрная черёмушка,
Чернеешь или нет?
Скажи, милёночек, но совести,
Жалеешь или нет?
* * *

Ягодиночка, тебе
Чего наговорили-то?
Когда хаяли меня,
Кого тебе хвалили-то?
* * *

Кабы ты, моя хорошая,
Была не по душе,
Не ходил бы ночи тёмные,
Не спал бы в шалаше.
* * *

Ты гармонь, гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
По дорожке, по песку.
* * *

Скоро, скоро снег растает,
Вся земля согреется.
Скажи верное словечко;
Можно ли надеяться?
* * *

Мы с милёночком стояли,
Снег растаял до земли;
Где навеки распрощались
Ручеёчки протекли.
* * *

Ах, поверьте, сердцу тошно.
Если влюбишься в кого.
В один час влюбиться можно,
А потом-то каково?
* * *

Закатилось красно солнышко
До самой до земли;
Мой милой ушёл на Волгу
До самой до зимы.
* * *

Мой мил далеко,
На заимке пашет,
Я поскотиной иду,
Он рукою машет.
* * *

Побежишь, милый, топиться,
Ты зайди ко мне проститься:
Я до речки провожу,
Глубже место укажу,
* * *

Ты, родима матушка,
Родила бы камушком,
Опустила б в морюшко -
Не знала б дочка горюшка,
* * *

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Чёрный воронёночек,
Чернобровый, черноглазый
У меня милёночек.
* * *

Уточки, гагарочки
Все плывут по парочке,
А я, бедна сирота,
Брожу по полюшку одна.
* * *

Надоела в девках воля,
Пойду замуж терпеть горе,
Передамся, бабы, вам
Ко горючиим слезам.
* * *

Ночи, тёмные, осенние,
Частые дожди льют;
Глазки серые, веселые
Спокою не дают.
* * *

На горушке стоит ёлка,
В ёлке червоточинка;
Без тебя, мой дорогой,
Хожу, как черна ноченька.
* * *

Дайте острую пилу -
Пойду рябинушку спилю:
Не шумела бы она -
Не болело б сердце у меня.
* * *

Я кошу - валится на косу
Зелёная трава;
Я люблю, а ты не любишь,
Ягодиночка моя.
* * *

Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
* * *

Наша реченька глубока,
На ней тоненький ледок,
Целовал меня милёнок,
Губы сладки как медок.
* * *

В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом;
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.
* * *

Я сударку свою знаю -
На прогоне живет с краю,
На прогоне, на углу -
Третий год её люблю.
* * *

Хотел я уточку убить -
Серая закрякала,
Хотел я девушку забыть -
Бедная заплакала.
* * *

Я стояла за крыльцом,
А сказали: с молодцом.
Я платочек вынимала,
А сказали: целовала.
* * *

Милая, горячая,
Тебя любить не для чева:
Сердце камень у тебя -
Сидишь, не взглянешь на меня.
* * *

Открой, маменька, окошечко,
Головушка болит.
-Не обманывай-ко, дитятко;
Тальяночка манит.
* * *

Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под середнее окно
Тихонько поцарапайся.
* * *

Милый мой, милый мой,
Милый, наречённый,
Поиграй, милый, в гармонь
На заре вечерней.
* * *

Шила милому кисет,
Пока мамы дома нет;
Маменька за скобочку,
Кисетик я - в коробочку.
* * *

Девушки-беляночки,
Где вы набелилися?
-Мы вчера коров доили.
Молочком помылися.
* * *

Ничего, что я мала -
С неба звёздочку сняла.
Один вечер посидела,
Паренька с ума свела.
* * *

Не кокуй, кукушка сера,
Не на ту берёзу села,
Пересядь на ёлочку -
Снеси поклон милёночку.
* * *

Мамочка не родная,
Похлёбочка холодная,
Кабы родная была,
Щей горячих налила.
* * *

Ягодиночка, у синего
У моря постоим -
Ягодиночка, про тайную
Любовь поговорим.
* * *

Через быструю речонку
Ходил, буду я ходить.
Чернобровую девчонку
Любил, буду я любить.
* * *

Много звёздочек на небе -
Полуночной звезды нет.
Много девушек на свете -
Да одной милее нет.
* * *

Я на пожинку ходила,
По прокосью грабила,
Золотую слезоньку
На пожинке оставила.
* * *

Заплету я в косу ленту,
Посмотри: алеет ли?
Кума, спроси у сероглазого,
Меня жалеет ли.
* * *

Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришёл милый, похвалил:
-Какая мастерица!
* * *

Ветер дует, ветер дует -
Ветерочка не унять;
-Говори, милый, пореже
Мне словечка не понять.
* * *

Не ругай меня, мамаша,
Не ругай, родна:
Сама была молода,
Приходила поздно.
* * *

Вспомни, милый, дорогой,
Как стояли мы с тобой,
Шумела белая черемуха
Над нашей головой.
* * *

До чего ты довела -
Стал я тоньше ковыля!
-Что ты шутишь, что ты шутишь,
Ковылиночка моя!
* * *

Хорошо иметь бы туфельки
На лёгоньком ходу,
Чтобы маменька не слышала,
Когда домой иду.
* * *

Неужели лесу мало -
Я берёзоньку рублю.
Неужель ребяток мало
Я женатого люблю.
* * *

За высокие хоромы,
Папенька, не отдавай:
Человек дороже дома -
Человека выбирай.
* * *

Занавесили окошки
Тонким белым полотном.
Знать, просватали подружку,
Сидит, плачет под окном.
* * *

Ну, какая это стать,
Вёдра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.
* * *

Приезжали меня сватать
С позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась,
Уехали к другой.
* * *

Зазвенели колокольчики,
Затопал вороной:
Ты готова ли, сударушка,
Приехал за тобой.
* * *

Дорогой по осени
Сказал словечко тайное?
-Припасай, сударушка,
Колечко обручальное.
* * *

Поедешь, миленький, венчаться,
Заезжай ко мне прощаться,
Возьми думушку мою,
Положь под гривушку коню,
* * *

Завлекательные глазки
Завлекли умеючи;
Завлекли - оставили,
Горюй-ка я теперечи.
* * *

О-ё-ё, какая скука!
К скуке надо привыкать.
Что поделаешь: разлука -
Надо дролю забывать.
* * *

Тaтинька и маменька,
Не отдавайте рано-то;
Я пойду запричитаю -
Погуляла мало-то.
* * *

Меня тятенька просватал,
Пошёл по мосту, заплакал:
-Одинешенька моя,
Да жаль тошнехонько тебя!
* * *

Милый, счастье потеряешь -
Меня замуж не возьмёшь.
Я один денек поплачу,
Ты навеки пропадёшь.
* * *

Кабы знала, кабы знала,
Где мне замужем бывать -
Помогла бы я свекровке
Да капустку поливать.
* * *

Скоро я хозяйкой стану
У милого во дому:
Будут ужинать садиться
По приказу моему.
* * *

На чужой сторонушке
Солнышко не греет.
Без родимой матушки
Никто не жалеет.
* * *

Чуждальняя сторонушка
Не мёдом полита,
Она не сахаром посыпана -
Слезами залита.
* * *

Хорошо хорошей быть -
Хорошие любят.
Сиротинушку меня
Никто не приголубит.
* * *

Встань-ка, маменька, пораньше
Да послушай по заре:
Не твоя ли дочка плачет
На чужой на стороне?
* * *

Попою да попою
Маме на поминочек:
Пускай она попоминает
В поле у осиночек.
* * *

Встань-ка, маменька, пораньше,
Вымой горенку песком,
Пойдёт дролечка венчаться -
Я заплачу голоском.
* * *

Прощай, горы, прощай, лес,
Прощай, звёздочки с небес,
Прощай, синие моря,
Прощай, милая моя.
* * *

Меня зарей не нарумянить
И росой не набелить -
Красно солнышко не греет,
Светлый день не веселит.
* * *

Пойду выйду в чисто поле,
Погляжу, какая даль.
Ветры буйные сказали:
-Не придёт, не ожидай.
* * *

Пароход идёт по морю,
Занавески алые;
Вышел милый из каюты,
Волоса курчавые.
* * *

Милый мой, моя утеха,
Я любила, ты уехал,
Ты уехал воевать,
Меня оставил горевать.
* * *

В Петербурге зазвонили
Звон раздался по Неве:
В это времечко убили
Дорогого на войне.

Вспомним известное высказывание о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Мы отмечаем появление интересных художественных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.

Теме «Народное творчество - детям» посвящались городские активы, конференции музыкальных руководителей детских садов. Настоящим откровением было знакомство с опытом работы с русской народной потешкой.

Захотелось расширить свой репертуар русских песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начать пришлось с самообразования: чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения хрестоматий русской народной песни и поэзии.

Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней групп: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать её по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, как дети узнали песню, появляется петушок - игрушка бибабо или игрушка из папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, воспитатель говорит:

Как у пети - петушка,

Шапка выше гребешка,

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете.

Ребенок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.

Русскую народную попевку «Сорока» использую и в младшей, и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание. В средней и старшей группах учу различать звуки по высоте, начиная песню с низкого, среднего, высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшей группе эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. В старшей и подготовительной группах попевка «Скок -поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает лёгкость, подвижность голоса. Попевка удобна для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу, эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.

Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевках русских песен часто встречаются слова «люли - люли».

Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. В средней группе дети знакомились с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Я спросила, кто понимает слово «пригожий», и Саша быстро нашелся: « Это значит - очень хорошенький».

Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.

Дети подготовительной группы очень любят русскую народную шуточную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова и исполняют её с большой выразительностью;

Пошла млада за водой,

Коромысел золотой.

Коромысел золотой,

Ведерки дубовые.

Мелодия песни достаточно сложна, и, добиваясь чистого её воспроизведения, предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог «ля», вызываю для индивидуального пения тех, кто хорошо поет. В дальнейшем инсценируется, интересно оформляется. Вносятся элементы русского костюма двум ведущим детям, деревянные расписные ведра и коромысло, гусли.

Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка - зима»в обработкеАн. Александрова:

Уж ты зимушка - зима,

Зима снежная пришла.

Зима снежная пришла,

Все дороги замела,

Все дороги и пути,

Ни проехать, ни пройти.

Канительный характерпеснипомогаетразвитию дыхания детей. Выразительное музыкальноезаключениедополняетобщеенастроение и музыкальный образ песни.

Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы,которые к тому же помогают мне лучше узнать индивидуальные возможности детей.

В старшую и подготовительную группы загадывать музыкальные загадки приходят русские народные деревянные игрушки - Матрешка и Ванька -Встанька. Я или кто-нибудь из детей водят игрушку, воспроизводя ритмическийрисунок песни или потешки. Дети внимательно, с интересом слушают и бывают очень рады, если узнают и правильно называют песни или потешки. Предлагаю спеть индивидуально или хором песню, всем вместе повторять за игрушкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши.

В группе у детей есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские музыкальные и ударные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателями видели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне. В середине года в подготовительной группе был организован музыкальный вечер «Русская песня». Я рассказала о любви русского народа к песне, о том, что с песней и на работу шли, и праздник встречали, о том, что русскую песню знают и любят во всем мире. Напомнила детям пословицы, в которых народ выразил свое отношение к песне: «Где песня льется, там легче живется», «Весело поется, весело и прядется». Дети называли свои любимые песни, пели, играли их на металлофоне, слушали песни в исполнении взрослых. Под хороводную песню хоровод водили, под игровую песню провели игру.

Игры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игрыспениеммогутпроводитьсябезмузыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются, надевают платочки, берут туески, корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает костюм.

Репетиции оркестра русских народных ударных инструментов - одно из любимых занятий детей по вечерам. В репертуаре оркестра народные мелодии «Ах вы, сени», «Я рассею свое горе», танец с ложками.

Большая работа с русским народным материалом вылилась в развлечение «Как на нашей улице» для старших групп.

На педсовете было оговорено оформление зала, атрибутов. На центральной стене решили изобразить деревенскую улицу с избами, низкими плетнями, белоствольными березами,ведущую и детей - нарядить в яркие русские костюмы.

Надо было продумать роль ведущей, манеру её поведения, речь, обращенную к детям. Дети ждали этот праздник. И вот наступил долгожданный вечер. Ведущая Василиса приветливо, с поклоном их встретила: «Здравствуйте, ребятушки, рада вам, давно вас поджидаю на нашей широкой улице с березами белыми, избами высокими.Васподжидаю,песнюнапеваю».Василисапела, танцевала, загадывала детям загадки. Красны девицы хороводы водили, а добры молодцы затеяли молодецкие игры - силой мерились, силой хвастались. Прошлась по улице молодушка с речки с полными ведрами. Шутники состязались, кто кого переговорит. Выходил ленивый Тит с большой ложкой. Выступали ложкари, плясали кадриль, потом и вся улица в пляс пошла. Дети долго вспоминали этот праздник,выступалиссамымиинтересныминомерамиперед младшими детьми.

Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник.

Овчинникова Л.В.

В художественной самодеятельности руководителю приходится иметь дело с певицами, которые чаще всего не владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки. Какие же дефекты в пении участников самодеятельности больше всего мешают руководителю в его стремлении добиться плавного пения и как их исправлять? Самый распространенный недостаток — пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет прежде, чем кончилась музыкальная длительность данного звука. Это зависит прежде всего от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая и придыхательная. При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох автоматически так же становится резким. Неопытный певец не успевает контролировать темп выдоха (вряд ли он и подозревает о таком контроле), и воздух по инерции вылетает из груди, прекращая звучание голоса. При жесткой атаке значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и преждевременному износу голосовых связок. Жесткая атака может быть применима лишь в особых случаях, например, когда в степных песнях на форте берется скачком высокий звук. При придыхательной атаке связки смыкаются неплотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое. Придыхательная атака в народном пении практически неприменима. При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Выдох должен быть плавным и постепенным. Такая атака дает певцу возможность контролировать звук, управлять мягкостью его посыла, звука, силой, ровностью и протяженностью. Мягкая атака щадящая: она не травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразования в народном пении. При мягкой атаке работа связок обычно ощущается певцом как достаточно выраженное желание певца протянуть звук определенной длительности. Руководителю следует внимание исполнителя направлять не столько на первоначальный посыл звука, сколько на его движение к конечной точке, так как неумелые певцы только и думают о начале звука —как бы его «вытолкнуть». Хорошее пение можно сравнить с шитьем или вышиванием: иголка острием входит в материю, протаскивая за собой нитку. Нитка еще тянется, а острие иголки снова втягивает ее в новый стежок. В пении острие иголки — смысловой посыл звука, (интонация) нитка — звук голоса. Графически условно пение неумелого певца и умелого можно изобразить следующим образом:

Психологически очень полезно представлять первое «прикосновение» к звуку как мягкое и тонкое дальнейшее развитие звука, как расширение его по мере движения к концу (это связано как с интонационным посылом, так и с высокой позицией звука).
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандировать — отбивать слога. Иногда ударные, иногда все подряд. Чаще всего, в хоровом пении это делается в целях ансамбля— одновременного произношения слов и четкости ритма. Для достижения ритмической отчетливости это способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искусственен.
Скандирование связано с выталкиванием звука горлом, а привычка скандирования не позволит певцу петь плавно, даже если он этого захочет.

В народе четкость достигается точностью пения, а необходимая акцентировка — артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Мелодия состоит из звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при больших скачках снизу вверх и сверху вниз.

Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регистров, которые имеют разную механику звукообразования. Даже на протяжении одного регистра при ровном, од нотем бренном звучании голоса, на всех звуках этого регистра происходят постепенные, внешне незаметные изменения этой механики. У опытных певцов изменение в звукообразовании происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются и на слух голос звучит свободно и ровно. У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах из одного регистра в другой, голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса — высокую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени. Когда округление не очень глубокое, оно улучшает, облагораживает звучание народного голоса и помогает ему преодолеть регистровые трудности. Но есть мера округления, как бы его «граница», до которой звук остается в принципе еще открытым, но стоит только перейти эту «границу» и округлить звук побольше, как он сразу же снимается с грудной опоры, теряет свой характерный тембр и переход в новое качество — «закрытый» звук. Возьмите зеркало, откройте рот, положите язык (если он не «ложится», прижмите его чайной ложкой) и убедитесь в том, что при входе в глотку над корнем языка как бы нависает маленький язычок, который является частью мягкого нёба. Попробуйте слегка зевнуть, вернее даже только подумать о том, что Вам хочется зевнуть. Маленький язычок тотчас же потянется вверх, как бы втягиваясь внутрь нёбной занавески. При более интенсивном и глубоком зевке поднимается вверх вся нёбная занавеска до полного натяжения, вовлекая в это движение глотку, которая расширяется, образуя свод. Если мы сделаем затяжной зевок, мы почувствуем, как расширение начнется с передней части глотки, а на кульминации зевка распространится в самую ее глубину. Положение глубокого зевка будет соответствовать закрытому звучанию голоса. Положение легкого и близкого зевка, вызывающее только движение мягкого нёба, главным образом мягкого язычка — округленному, но открытому звучанию голоса.
До начала округления вход в глотку выглядел примерно так:

после округления:

Форма мягкого нёба при втягивании язычка принимает подобие формы треугольника. В вершину этого треугольника певец направляет звук голоса узкой струей в головные резонаторы. (Поэтому в вокальной терминологии часто употребляется понятие узкого звука). Узкое положение мягкое нёбо принимает при пропевании букв «о», «у», «и». Во время пения иногда достаточно бывает представить себе положение узкой буквы, как автоматически округляется звук. При Занятиях достаточно сказать: «спой букву «а» в положении буквы «о», и певица тотчас округляет «а». Постепенное и последовательное округление звука в той мере, которая не нарушает специфики народного звучания, есть единственно верный способ к выравниванию голоса на регистровых переходах, подвластный нашему сознанию. В целях плавности звучания голоса, округление должно сохраняться на всем протяжении диапазона, но степень его самая незначительная на нижних звуках, по мере подъема голоса вверх увеличивается. Мера округления должна очень чутко контролироваться слухом: мало округления — тембр голоса меняется на более плоский и резкий, много — голос переходит в другое качество, теряя при этом грудной характер звучания. В народном пении, в любом случае должен сохраняться принцип опоры на открытую грудь.
Как уже говорилось, любое изменение положения груди, гортани, глотки, языка, нижней челюсти, губ сразу же изменяет звучание голоса. Мало того, движение лицевых мускулов, например, сморщивание лба, тут же влияет на звук голоса (делает его более темным и напряженным). Чем меньше устойчивости в положении певческого аппарата, тем более неровно звучит голос. Одни звуки «проваливаются», другие «вылезают». Следовательно, для достижения плавного звучания нужно стремиться к возможно большей стабильности голосового аппарата. Любые изменения в его положении во время пения должны быть предельно экономными, точными, плавными и последовательными. Недаром у народных певцов наблюдается достоинство и несуетливость при пении: поведение уверенное и спокойное, положение рта строго разговорное (наиболее привычное и удобное), положение гортани и глотки устойчивое. Мало того, при помощи языка народные певцы часто создают свой микрорезонатор, в котором голос звучит очень близко, ярко и точно. При этом кончик языка упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, так что на кончике языка образуется как бы «ложечка», которая вместе с передней частью твердого нёба и образует этот микрорезонатор, напоминающий две половинки ореха. Движения языка, произносящего буквы, очень точные, эластичные, упругие, экономные, т. е. самые минимальные. На гласных остается стремление к сохранению устойчивой формы микрорезонатора при помощи возвращения после каждого движения в исходное положение. При вытянутом вперед языке корень его не затыкает глотку и не мешает выходу звука из гортани в ротовую полость, а высокое положение маленького языка (зевка) направляет звук перед к зубам или переносице, в зависимости от высоты звука. Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного звучания народного голоса.

Высокая позиция — это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких — головных обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и точность звучания, полетность. У народных певиц высокая позиция ассоциируется с понятием тонкого звука.
При вокальных занятиях помогает требование «спеть тоньше», начинать «с тоненька», «начинать сверху», «спеть так, чтобы слышался как бы присвист верхнего октавного звука», «во время пения представлять, что поешь на октаву выше или в октаву», «направить звук в переносицу, в голову», и т. д. При этом необходимо следить за мягкостью атаки: «входи в звук постепенно», «не думай о начале звука, думай о его продолжении» и пр.

В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом как бы слетает с кончика языка. Но при работе над высокой позицией нельзя забывать ни на миг об одновременной опоре на «столб». Работая над каким-либо отдельным вокальным элементом, певец и его руководитель не должны забывать о целом (так как процесс пения — это, прежде всего, взаимодействие) и не упускать из вида основную вокальную задачу: мягкое, точное, плавное, ровное движение голоса по звукам мелодии.

Мы говорим о чисто вокальных трудностях при работе над кантиленой, но еще больше препятствий возникает при пении со словами. Сначала остановимся на согласных буквах. Согласные буквы как бы мешают петь, ведь каждая согласная на какое-то мгновение прерывает звучание голоса. Народные певцы произносят согласные очень коротко, точно, слитно с гласной. Достигается это одним быстрым предельно - экономным движением языка. Проанализируем это на слоге «на». Не отрывая кончика от нижних зубов, язык своей передней частью скользящим движением мягко прикоснулся к верхним зубам (прозвучало «н») и тут же лег в положение гласной «а», до появления следующей буквы. Это движение настолько мгновенно и мягко, что напоминает движение языка ужа, когда он ловит на лету мошку. Чем быстрее, мягче и мельче движения языка (а по мере необходимости и других частей артикуляционного аппарата), чем скорее фиксируется гласная, тем меньше артикуляция мешает звуку. При слоге «ла» кончик языка таким же образом прикоснется уже к верхним зубам и примет положение «а». Большинство певцов страдает излишком и бестолковостью артикуляционных движений. У одних вялый, толстый язык медленно и громоздко ворочается во рту. Другие, из желания выговорить отчетливее, резко хлопают, как бы бьют языком по буквам, отчего вылетающие буквы напоминают лай. Третьи забывают фиксировать положение гласной, и она «ползет», медленно «въезжая» в звук. Способ преодоления всех этих недостатков один: терпеливое повторение всех слогов нараспев указанным выше способом. Желательно группировать их в смысловые сочетания, например: «мама мыла Зою», «баба била Нину», «Зоя мыла Валю» и т. д. В качестве подготовительного момента можно прорепетировать отдельно произношение гласных — их формирование и фиксацию. При затруднении в произношении какого-нибудь слога, выяснить, какая именно неточность артикуляции вызывает его и исправить эту неточность. Можно тренировать механизм произношения и на текущем репертуаре. При работе над словом необходимо следить, чтобы лицо было совершенно спокойно, а губы почти неподвижны, тогда приказ к действию и все внимание будет направлено на работу языка. Все буквы должны произноситься очень близко.

Еще более сложно произнести две, три, четыре согласные подряд, например, в словах «обманула», «должна», «встречала». Ни в коем случае нельзя стараться выговорить каждую согласную в отдельности, так как это будет загромождать речь, а следовательно, и пение. При слитном-разговорном произношении выделятся нужные буквы и незаметно проскользнут проходящие. Попробуйте проверить, произнося буквы разным способом. Народные певцы в их неизменном стремлении к совершенной кантилене прибегают к приему озвучивания согласных. Суть его состоит в том, что согласные разъединяются вставной гласной. Так слово «обманула» при указанном озвучивании будет произноситься об (ы) манула. Если выпячивать вставную гласную «ы», то это будет звучать вульгарно, но если согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, то согласная удобно и естественно зазвучит

Эта скоморошина исполняется в быстром темпе и звучит в Северном хоре великолепно только благодаря озвученным согласным и разговорности произношения. Слова: «да жила барыня блоха, да, злая зляща голова» поются — «да жила барыня б(ы)лаха, да з(ы)лая, з(ы)ляща голова». Но вставные гласные звучат при этом ненавязчиво, а именно как едва уловимый призвук.
В Северном хоре на репетиции никак не получалась современная песня композитора А. Мосолова на слова А. Прокофьева «Едем по дороге»

Певицы жестко произносили слова, и она звучала грубо, тогда как характер мелодию и содержание слов требовали пружинистого, легкого исполнения. Хотелось в песне слышать как бы раскачивание слова и звука. Хормейстер сказал: «— вот ведь в скоморошине вы поете слова мягко, согласные озвучиваете, и как хорошо она звучит, — и сначала быстро, а потом медленно пропели 1-е предложение песни. — Попробуйте и эту песню спеть также». Дело быстро наладилось.

Тренировать озвучивание согласных нужно сначала медленно, так, чтобы певец осознал, а язык привык к этому способу. Потом можно переходить к скороговорочному их произношению.
И наконец, при пении в каждом слоге, заканчивающемся согласной, /например, «сое» в слове сосна последняя согласная «с» всегда относится к последующей букве и выпевается слитно с ней. Например: говорится и пишется — сос-на, поется — со-сна.
говорится пов-стре-ча-ли ог-нем у-го-ща-ли,
и пишется:
поется: по-встре-ча-ли о-гне-му-го-ща-ли. Это элементарный закон произношения слов в пении. Однако, чтобы приучить -певцов выполнять его, потребуется много усилий. Чаще всего гласная не допевается, согласная появляется раньше окончания музыкальной длительности звука, ритм сдвигается, тогда все нужно начинать сначала.

Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

Программа нацелена:

- – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

- – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

- – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования г. Курска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Дополнительная общеобразовательная программа

«ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

Направленность программы – художественная

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 6 -18 лет

Срок реализации программы – 7 лет

Составитель программы – НЕБОГАТЫХ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Педагог дополнительного образования

Курск 2016 год

Пояснительная записка

Направленность программы – художественная

Актуальность программы. Приобщение детей к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение языка разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение детей в самостоятельную творческую работу на этой основе способствует развитию эстетического чутья, которое поможет им в дальнейшем оценивать место и значимость разных пластов культуры.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор и народное пение» реализуется в фолк-модерн студии «Макоша».

Педагогическая целесообразность

Подлинно традиционные народные песни изучаются и исполняются в современной аранжировке. Новое звучание старинной песни определило направление «фолк-модерн». Для детей это интересно, и сегодня востребовано. Русская песня в таком звучании становится более доступной, близкой и понятной современным детям. В мастерской сольного народного пения прививается любовь к народной песне, народной музыке, народному исполнительству. Ребята учатся исполнять как подлинно-традиционные народные песни, так и их обработку, а также авторские произведения, написанные для народного голоса. Прививается навык пения a"cappella, в сопровождении ансамбля народных инструментов, под фонограмму.

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

Профессиональную ориентацию учащихся;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

Формирование общей культуры учащихся.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

При разработке программы учитывались материалы известных педагогов, музыкантов. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород; Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород (ноты).

Отличительные особенности программы

На базе детской фолк-модерн студии «Макоша» была создана мастерская сольного народного пения. Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ национального и патриотического воспитания. При этом народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.

Программа нацелена на сохранение национальных традиций – через изучение народного творчества происходит понимание детьми принадлежности к своей родине, понимание национально-культурной идентичности личности ребенка, понимание его самого себя как русского человека;

- на поликультурное воспитание детей – развитие этнической толерантности, готовность детей к межэтническим контактам, к конструктивному взаимодействию с представителями иных этносов;

- профессиональное самоопределение обучающихся – по завершению обучения по программе обучающиеся поступают в средние и высшие учебных заведения по специальности «Народное художественное творчество». Являются активными участниками ансамблей народной песни, участниками областного фестиваля «Студенческая весна соловьиного края».

Принципы, лежащие в основе программы:

Природосообразности; воспитывающего обучения; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности; наглядности; сознательности и активности; прочности.

Цель программы: приобщение детей к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности, популяризация русской народной песни.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач

Образовательные задачи:

Изучить и освоить жанры народной музыки;

Развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;

Обучить элементам народной бытовой хореографии;

Обучить навыкам инструментального музицирования;

Приобщить обучающихся к занятиям прикладным творчеством;

Сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

Научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;

Обучить сценическому мастерству;

Воспитывающие задачи:

Воспитывать личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

Воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;

Воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

Воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

Развивающие задачи:

Формировать качества творческой личности;

Развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

Развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

Раскрывать индивидуальные способности у детей;

Развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

Научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

Адресат программы.

Программа реализуется для обучающихся 6-18 лет. Выполнение программы рассчитано на 7 лет. Принимаются в фолк-студию дети от 6 до 11 лет. Такой значительный возрастной диапазон требует дифференциации при формировании учебных групп, что предопределяет вариативность в содержании учебных планов и методики их реализации.

Особенности организации образовательного процесса

Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием на наличие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти. Основанием перевода обучающихся на следующий год обучения служит успешное выполнение учебного плана. Насколько ребенок усвоил материал, показывает итоговое занятие в конце каждого года. Отчетные концерты по итогам года. Итоговые занятия проводятся в конце каждого года.

Режим занятий

Для 1-2 года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа за год. Для 3-го и последующих годов обучения групповые занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа, для более успешного усвоения учебного материала используется индивидуальная форма занятий и занятия по подгруппам в количестве 2-3 человека (2 занятия в неделю по 1 часу), всего 216 часов в год. Количество обучающихся в группе – от 8 человек (в зависимости от года обучения, в соответствии с САНПиН).

Продолжительность одного часа занятий – 45 мин. (групповое), 30 мин. (индивидуальное).

Планируемые результаты для ансамблевого исполнительства.

1-й год обучения:

Знание жанров музыкального фольклора (игры, считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки);

Знание народных игр;

Исполнить выученные песни.

2-й год обучения:

Знание жанров музыкального фольклора (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные песни и приговорки);

Овладение народной манерой пения и чистого интонирования;

Знание элементов народной хореографии (с пением);

Исполнить программу 2-го года обучения.

3-й год обучения:

Знание "Народного музыкального календаря";

Исполнить выученные песни;

Показать народные игры, выученные в этом году.

В конце второго полугодия:

Знание жанра сказка;

Знание традиционных народных танцев;

Показать программу за год.

4-й год обучения:

Знание жанра былины;

Знание жанров: историческая песня, солдатская песня;

Продемонстрировать игру на народном инструменте;

Знание песен южнорусских и северных;

Знание традиционных народных танцев и игр.

6-й год обучения:

Знание жанра лирическая песня;

7-й год обучения:

Знание свадебного обряда;

Исполнение свадебных песен.

Ожидаемые результаты для сольного исполнительства

Итоговые занятия в конце каждого года.

3-й год обучения.

(a "cappella

4-й год обучения.

Исполнить два произведения, освоенные за год (a "cappella и с инструментальным сопровождением).

5-й год обучения.

Исполнить три произведения:

A "cappella (протяжная),

A "cappella

6-й год обучения.

Исполнить три произведения:

A "cappella (протяжная),

A "cappella (со сложным ритмическим рисунком),

С инструментальным сопровождением в умеренном темпе.

7-й год обучения.

Показать программу, освоенную за год:

A "cappella (в скором темпе),

A "cappella (протяжная),

Шуточная (частушки или страдания) с инструментальным сопровождением,

Обработка с инструментальным сопровождением.

Конкурсная и концертная деятельность на протяжении всего периода обучения.

Предметные результаты :

Изучение и освоение жанров народной музыки;

Развитие вокального слуха и певческого голоса, умение петь в народной манере;

Уметь выполнять элементы народной бытовой хореографии;

Иметь навыки инструментального музицирования;

Должны быть сформированы вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

Владение сценическим мастерством;

Личностные результаты:

Иметь воспитанные личностные качества ребенка с опорой на национальную традиционную культуру;

Активно относиться обучающимся к народной музыке;

Уважительно относиться к культуре своего народа;

Понимать и уважать мировую культуру в разных национальных формах ее воплощения

Метапредметные результаты:

- сформированные качества творческой личности;

Развитый музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

Развитый эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

Раскрытые индивидуальные способности у детей;

Развитые навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

Умение анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Основными критериями оценивания учащихся является их участие в отчетных концертах, открытых занятиях, конкурсах различного уровня. Критерии оценки достижения предполагаемых результатов развития учащихся на каждом году обучения: овладение основными компетенциями развитие музыкальных способностей, владение психофизическим аппаратом, креативность, отношение к миру и к себе, развитие коммуникативных способностей.

Для изучения уровня развития исполнительской культуры как части музыкальной культуры учащихся на протяжении всего процесса обучения осуществляется педагогический мониторинг с использованием входящей, промежуточной и итоговой диагностики. На начальном этапе обучения используется входящая диагностика, при помощи которой диагностируется психологическое состояние учащегося, особенности его адаптации, готовность к освоению содержания программы. Успешное освоение учебного плана образовательной программы и контроль качества полученных знаний в конце каждого полугодия гарантирует переход на следующую ступень обучения. В случае возникновения рисков оперативно вносятся коррективы для обеспечения качества реализации образовательного процесса. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Игры.

Игры словесные.

Анализ работы детей

Игры подвижные.

Анализ работы детей

Игры хороводные.

Наблюдение

Игры-драматизации.

Наблюдение

2. Жанры музыкального фольклора.

Считалки.

Наблюдение,

анализ ответов

Скороговорки.

Анализ работы детей

Музыкальные загадки.

Наблюдение,

анализ ответов

Шуточные приговорки.

Анализ работы детей

Попевки.

Анализ работы детей

Певческая установка (положение корпуса, головы, мимика, мышечная работа при пении).

Наблюдение,

анализ ответов

Навыки правильного, оптимального для каждого исполнителя, певческого дыхания.

Анализ работы детей

Основные принципы народного звукообразования (разговорный посыл звука, преобладание грудных резонаторов).

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

2-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Жанры музыкального фольклора.

Песенки-дразнилки.

Наблюдение,

анализ ответов

Колыбельные.

Анализ работы детей

Потешки.

Наблюдение,

анализ ответов

Плясовые.

Анализ работы детей

Шуточные песни.

Анализ работы детей

2. Элементы бытовой народной хореографии.

Курский шаг.

Наблюдение,

анализ ответов

Дробь.

Анализ работы детей

Белгородский «пересек».

Наблюдение,

анализ ответов

Ручеек.

Анализ работы детей

Танок (змейка).

Наблюдение,

анализ ответов

"Опора" звука (взаимодействие диафрагмы, воздушной струи и голосовых связок при пении).

Наблюдение,

анализ ответов

Правильная артикуляция и дикция.

Анализ работы детей

Навыки чистого интонирования мелодий.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

3-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. «Народный музыкальный календарь».

Песенки-дразнилки.

Наблюдение,

анализ ответов

Осенние песни.

Анализ работы детей

Песни «Зимних Святок».

Наблюдение,

анализ ответов

Весенние песни.

Наблюдение,

анализ ответов

Песни «Зеленых Святок».

Анализ работы детей

2. Сказка.

О животных.

Наблюдение,

анализ ответов

Кумулятивные.

Анализ работы детей

Волшебные.

Наблюдение,

анализ ответов

Пение в высокой позиции (правильное резонирование, благодаря которому голос приобретает звонкость и полетность).

Наблюдение,

анализ ответов

mf, legato, умеренный темп, первичные навыки пения a’cappella.

Анализ работы детей

Характерные приемы народного

исполнительства.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

4-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией (Поморы, Семейские Забайкалья).

Наблюдение,

анализ ответов

2.Жанр былина.

Новгородские былины.

Наблюдение,

анализ ответов

Былины Киевские.

Наблюдение,

анализ ответов

«Округление» звука (более высокое, чем при разговорной речи, положение мягкого неба).

Наблюдение,

анализ ответов

Правильное вокальное интонирование восходящих и нисходящих скачков.

Наблюдение,

анализ ответов

Специфика дыхания в сольном пении.

Анализ работы детей

Исполнение произведений в подвижных темпах, элементы нюансировки и фразировки.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

5-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие. Знакомство с северно-русской традицией.

Историческая песня.

Наблюдение,

анализ ответов

Солдатская песня.

Анализ работы детей

Северный хоровод.

Наблюдение,

анализ ответов

  1. Народные музыкальные инструменты.

Кугиклы и рожок.

Наблюдение,

анализ ответов

Ложки, трещотки, коробочка.

Анализ работы детей

Балалайка.

Наблюдение,

анализ ответов

Скрипка (гудок).

Наблюдение,

анализ ответов

  1. Постановка голоса

Чистое интонирование в широкообъемных ладах народн. музыки(миксолидийский, дорийский), в натуральном мажоре и миноре.

Наблюдение,

анализ ответов

Пение с головным резонированием.(северная манера).

Анализ работы детей

Исполнение сложных ритмических рисунков, освоение пения вставных

гласных (огласовки).

Наблюдение,

анализ ответов

Специфическая крытая манера пения (казачья), освоение других традиций.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

6-й год обучения.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Лирическая песня.

Наблюдение,

анализ ответов

Страдания.

Анализ работы детей

Частушка.

Наблюдение,

анализ ответов

Духовный стих.

Наблюдение,

анализ ответов

Кант.

Анализ работы детей

Медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности.

Наблюдение,

анализ ответов

Элементы сценическ. движения.

Анализ работы детей

Зычная манера пения. Расширение грудного диапазона.

Наблюдение,

анализ ответов

Пение с применением грудных и головных резонаторов.

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Свадебный обряд.

Наблюдение,

анализ ответов

Величальные.

Анализ работы детей

Плачи.

Наблюдение,

анализ ответов

Плясовые.

Наблюдение,

анализ ответов

Расширение диапазона путем сглаживания регистров.

Наблюдение,

анализ ответов

mf, p; различные нюансировка и

фразировка.

Анализ работы детей

Особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен.

Наблюдение,

анализ ответов

Исполнение произведений с

инструментальным сопровождением.

Наблюдение,

анализ ответов

Итого часов

1-й год обучения.

I раздел: Игры (словесные, подвижные, хороводные, драматизации), теория и практика.

II раздел: Детский музыкальный фольклор (считалки, скороговорки, музыкальные загадки, шуточные приговорки, попевки), теория и практика. Форма занятий – групповая.

2-й год обучения.

I раздел: Детский музыкальный фольклор (песенки-дразнилки, колыбельные, потешки, плясовые, шуточные), теория и практика.

II раздел: Элементы бытовой народной хореографии (Курский шаг, дробь, Белгородский «пересек», ручеек, танок), теория и практика. Форма занятий – групповая.

3-й год обучения.

I раздел: «Народный музыкальный календарь» (песни и обряды осенних, зимних, весенних и летних праздников), теория и практика.

II раздел: Сказка (о животных, кумулятивные, волшебные), теория и практика. Форма занятий – групповая.

4-й год обучения.

I раздел: Северно-русская традиция, теория и практика.

II раздел: Жанр былина (былины Киевские, Новгородские), теория и практика. Форма занятий – групповая.

5-й год обучения.

I раздел: Северно-русская традиция (историческая песня, солдатская песня, северный хоровод), теория и практика.

II раздел: Русские народные музыкальные инструменты (кугиклы, рожок, ложки, трещотки, коробочка, скрипка, балалайка), теория и практика. Форма занятий – групповая.

6-й год обучения.

I раздел: Жанр лирическая песня. Теория и практика.

II раздел: Страдания. Теория и практика.

III раздел: Частушки. Теория и практика.

IV раздел: Духовный стих. Теория и практика.

V раздел: Канты. Теория и практика. Форма занятий – групповая.

VI раздел: Постановка голоса (медленные и скорые темпы; f, диалектные особенности, расширение грудного диапазона, пение с применением грудных и головных резонаторов), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

7-й год обучения.

I раздел: Свадебный обряд (величальные и плясовые песни, плачи), теория и практика. Форма занятий – групповая.

II раздел: Постановка голоса (расширение диапазона путем сглаживания регистров, особенности исполнения фольклора, обработок и авторских песен, исполнение произведений с инструментальным сопровождением), теория и практика. Форма занятий – индивидуальная и групповая.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы включает: методику проведения групповых занятий, методику индивидуальных занятий, способы подготовки к конкурсной и концертной деятельности (подбор и освоение репертуара, запись фонограмм для выбранных песен, создание и пошив народных костюмов, работа над сценическими образами), методика научно-исследовательской деятельности обучающихся в фольклорных экспедициях (методика сбора информации, методика обработки информации).

Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете для занятий вокалом, в концертном зале, студии звукозаписи – с использованием фортепиано, баяна, звукоусиливающей аппаратуры, микрофонов, компьютера и компьютерного обеспечения.

На занятиях фольклорного ансамбля и сольного народного пения используются сборники песен для народного голоса, сборники сценариев праздников, методические пособия.

Методы обучения , применяемые в учебном процессе: объяснение, показ, демонстрация, беседа, упражнения, тренинг, наблюдение.

Формы занятий: групповые и индивидуальные занятия, репетиции, класс-концерт, сценическое воплощение фольклора, занятия в студии звукозаписи, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах.

Список литературы для педагогов

1. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар, М., 2005

2. Антипова Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора, М., 2003

3. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е., Мир детства в народной культуре, М., 2008(методическое пособие).

4. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе, Белгород 2004

5. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды, Белгород 2003

6.Карачаров И., народные песни сел Купино и Большое городище. Белгород 2005 (ноты).

Список литературы для обучающихся

  1. Детство. Репертуарно-методический сборник, М., 2004
  2. Кашаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники, М., 2005.
  3. Краснопевцева Е.А. Поют дети, М., 2009 (ноты).
  4. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки, М., 2004.
  5. Науменко Г. "Березовая карусель", М.,2008 (игры-хороводы).
  6. Науменко Г. "Родничок" М.,2008 (ноты).
  7. Науменко Г. "Жаворонушки" вып. 1-4, М., 1977-1986 (ноты).

Приложение

Фонохрестоматия.

1. "Спокойной ночи, малыши" (Русские народные сказки с напевами Галины Егоровой). Фирма "Мелодия" 1990.

2. Антология. Русская народная музыка западных, центральных областей и Поволжья. "Мелодия" Запись 1981.

3. Инструменты русского народного оркестра. "Мелодия" 1989.

4. Молодежные фольклорные ансамбли. "Мелодия" 1990.

5. Народный календарь - 1. Фирма "Мелодия" 1989.

6. Народный календарь - 2. Фирма "Мелодия" 1989.

7. Пасхальные звоны Москвы. МП "Русский диск" 1992.

8. Песни и обряды Черноморских казаков. "Мелодия" 1990.

Аудиозаписи.

1. Былины Печеры. Вып. I, П.

2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Звуковое приложение.

3. Казаки - некрасовцы на чужбине и в России.

4. Поют казаки Дона (ч. 1).

5. Русская народная музыка Севера и Сибири.

6. Фольклорный ансамбль "Казачий круг".

Видеозаписи.

1. Авсень-Таюсень (Рязань).

2. Зеленые святки (Курск).

3. Зимние песни Белгородских степей.

4. Казачья старина (Волгоград).

5. Костромские узоры (Зимние святки).

6. Программа "Мировая деревня".

7. Программа "У околицы".

8. Русская карусель (Альманах).

9. Сказка о дудочках (Курск).




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта