Главная » Наука » Психодиагностика: Этика и методы. Предмет психодиагностики различные подходы к пониманию предмета психодиагностики Основные психодиагностические подходы объективный субъективный проективный

Психодиагностика: Этика и методы. Предмет психодиагностики различные подходы к пониманию предмета психодиагностики Основные психодиагностические подходы объективный субъективный проективный

План ответа:

Три основных диагностических подхода. 1

Личностные опросники. 2

Опросники – анкеты. 5

Опросники состояния и настроения. 6

Опросники мнений. 7

Три основных диагностических подхода.

Психодиагностичекий метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов).

1. Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Этот подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), известное противопоставление которых стало традиционным. Это - тесты личности и тесты интеллекта и т.д.

2. Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописание особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен, прежде всего, многочисленными личностными опросниками.

3. Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безразличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Внутри каждого из диагностических подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов).

В то же время некоторые методики трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение – между диагностических методов нет и не может быть строгих, непреодолимых границ.

В границах каждого подхода можно сконструировать значительное количество конкретных методик, с которыми работает исследователь.

Методика – форма реализации как метода, так и специфики диагностического подхода, и представляет собой совокупность приемов и операций, формализованные правила проведения обследования и диагностики.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками.

Опросники - это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений Они предназначены для получения данных со слов обследуемого Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты

Личностные опросники.

Личностные опросникиможно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, "да, нет"; "да, нет, затрудняюсь ответить") Как правило, в личностных опросниках не может быть "правильных" и "неправильных" ответов Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании.

Вместе с тем такая форма ответа "огрубляет" информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений Испытуемые дают ответ по своему усмотрению Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые вопросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, затруднения в интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, заложенного шкалой (например, трудный - легкий, хороший - плохой) Обычно используется трех-, пяти- и семиточечные шкалы Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

Примеры личностных опросников:

Наиболее известным примером личностного опросника является Многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI). Этот тест не только один из самых употребляемых личностных опросников, но и источник обширного потока исследований. Содержание заданий (вопросов) опросника MMPIшироко охватывает такие области, как здоровье, сексуальные, религиозные, политические и социальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наиболее известные невротические и психотические типы поведения, такие, как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, а также садистские и мазохистские наклонности.

MMPIсостоит из 550 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ "верно", "неверно" или "не могу сказать".

Еще одним примером личностных опросников является самоактуализированный тест (CAT), разработанный М.Крозом под руководством Л. Я. Гозмана. В качестве ключевой категории при разработке теста предлагается категория самоактуализации личности, которая, по мнению автора теста, "выступает операционным аналогом личностной зрелости" Данное личностное качество является обобщенной характеристикой психического здоровья личности.CATсостоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, "которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения".

Изучение личности в возрастном плане определяется теми обстоятельствами, что ее структура складывается постепенно, входящие в нее составляющие в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения.

а) "Контрольный перечень проблем" Муни. Он предназначендля определения проблем при групповом обсуждении или при индивидуальном консультировании. Эта методика сформирована на основе анализа письменных изложений проблем почти 4000 старшеклассников, историй болезней, бесед при консультировании и других источников. Методика имеет четыре формы, предназначенные соответственно для учеников средних классов, старшеклассников, студентов колледжей и взрослых. В формы для старшеклассников и студентов колледжей включены такие проблемы, как здоровье и физическое развитие, доходы и условия жизни, общественная деятельность и занятость, социально-психологические и личностные отношения, развлечения, ухаживание, секс, женитьба, дом, семья, мораль и религия, отношение к учебе в школе, будущее (работа или продолжение образования), программы занятий и методика обучения.

б) 16-факторный личностный опросник (16 PF) Кэттелла.Варианты этого опросника были разработаны для школьников от 12до 18 лет (личностный опросник для средних и старших классов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальной школы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость, скромность и самоуверенность, робость и предприимчивость, доверчивость и подозрительность.

Опросники – анкеты.

Опросники – анкетыслужат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни) Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы:

1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (может быть, для одного языкслишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2) все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3) существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4) нет ли опасности получения в основном социально желательныхилистереотипных ответов;

5) не слишком ли много вариантов ответов на вопрос;

6) все ли в порядке со стороны графического оформления анкеты, нет ли переносовв смысловых кусках (например, на другую страницу), четко ли напечатан текстинструкции, вопросы и ответы (В.А. Ядов).

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Опросники состояния и настроения.

Опросники состояний и настроений – группа опросников, предназначенных для диагностики временных, преходящих состояний (настроений), в отличие от устойчивых, относительно стабильных параметров, измеряемых с помощью опросников личностных. Характерной особенностью является то, что содержание заданий, а также инструкции к тесту указывают на необходимость отвечать на вопросы (утверждения) в соответствии с настоящими, имеющими место в данное время, а не обычными чувствами, отношениями, переживаниями.

Методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками. Методики обладают следующими особенностями:

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Психодиагностические методы:

1. Тестирование. обследуемый выполняет заданную деятельность т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого.

Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

Две формы стандартизации: в одном случае идет речь о единообразии инструкций, процедуры обследования, способов регистрации результатов и т.д. при применении того или иного теста - и в этом плане стандартизированными являются все тесты. В другом случае речь идет о том, что данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок.

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом.

Среди стандартизированных тестов распространены:
а) тесты интеллекта;
б) тесты специальных способностей. О специальных способностях можно говорить в двух планах: как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности - способности в области восприятия; мнестические способности - способности в области памяти; способности к логическому мышлению) либо как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности, педагогические и т.п.);
в) тесты креативности, предназначенные для измерения творческих способностей.

Однако есть тесты, ориентированные на иное: они выявляют не оценочные показатели (как, например, уровень развития какого-либо свойства), а качественные особенности личности, не оцениваемые по какому-либо критерию. Иными словами, ответы испытуемого не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие. К этой группе тестов относятся проективные тесты.

Проективные тесты основаны на том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь-то творчество, интерпретация событий, высказывания и т.д. воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

2. Опросники.
Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.

Ответы даются либо в свободной форме (опросники "открытого типа") или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники "закрытого типа").

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок.

Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:
а) Типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями.
б) Опросники черт личности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков.
в) Опросники мотивов.
г) Опросники ценностей.

д) Опросники установок.
е) Опросники интересов.

Основные диагностические подходы:

1.Номотетический подход ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.

2.Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.

3.Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее , назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим . Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

4.Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

5. практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную на выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

6.Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Этапы психодиагностического исследования:

1) Определение цели - формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

2) Создание модели - определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

3) Выбор методик - конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.

4) Практика - непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

4) Интерпретация - обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

План ответа:

Три основных диагностических подхода. 1

Тесты интеллекта. 2

Тесты способностей. 6

Тесты достижений. 8

Тесты личности. 10

Три основных диагностических подхода.

Психодиагностичекий метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов).

1. Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Этот подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), известное противопоставление которых стало традиционным. Это - тесты личности и тесты интеллекта и т.д.

2. Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописание особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен, прежде всего, многочисленными личностными опросниками.

3. Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безразличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Внутри каждого из диагностических подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов).

В то же время некоторые методики трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение – между диагностических методов нет и не может быть строгих, непреодолимых границ.

В границах каждого подхода можно сконструировать значительное количество конкретных методик, с которыми работает исследователь.

Методика – форма реализации как метода, так и специфики диагностического подхода, и представляет собой совокупность приемов и операций, формализованные правила проведения обследования и диагностики.

Тесты интеллекта.

Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Примеры тестов:

Наиболее удачная и жизнеспособная адаптация тестов Бине-Симона, названная шкалами Стэнфорд-Бине, в течение многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а не показателем по определенному тесту.

Она предназначалась для тестирования взрослых. Она содержала 11 субтестов. 6 субтестов составляли вербальную шкалу и 5 - шкалу действия. В вербальную шкалу входили субтесты на осведомленность, понимание, решение арифметических задач, нахождение сходства, запоминание цифр и определение словарного запаса. Шкала действия состояла из субтестов "Цифровые символы", "Завершение картинок", "Конструирование блоков", "Расположение картинок", "Сборка объектов". Итак, в настоящее время имеются три формы шкал Векслера. Все они характеризуются высокими формальными показателями. От тестов Стэнфорд-Бине эти шкалы отличаются следующими параметрами:

1) задания одного типа в этих тестах не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности;

2) субтесты разделяются на вербальные (объединяемые в вербальную шкалу) и действия (объединяемые в шкалу действия); для каждой шкалы в отдельности

вычисляется IQ.

Помимо использования шкал Векслера для измерения общего интеллекта они применяются и как вспомогательное средство психиатрического диагноза.

Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Он создан в 1953 г. и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест отличается хорошими методическими показателями. Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Тест состоит из девяти субтестов,каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один - память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа.

В рамках разрабатываемой К.М. Гуревичем концепции социально-психологического норматива был сделан Школьный тест умственного развития (ШТУР), предназначенный для учащихся 7-9 классов.

Согласно этой концепции психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Комплекс этих требований, называемый социально-психологическим нормативом, может выступать критерием оценки индивидуального и возрастного развития. Воплощенный, в частности, в школьных образовательных программах, он может стать источником содержания теста умственного развития (т.е. определить состав слов и понятий, а также логические действия с ними). В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов" математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 - на общую осведомленность, 3 - на установление аналогий, 4 - на классификацию, 5 - на обобщение и 6 - на установление закономерностей в числовых рядах.

Первое отличие - особое содержание, которое было в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения). Второе отличие - иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степень приближения к социально-психологическому нормативу). Третье отличие - коррекционность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы

исправления замеченных дефектов развития.

ШТУР соответствует высоким статистическим критериям, которым должен соответствовать любой диагностический тест.

Неязыковые тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты. Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для испытания людей, которых невозможно адекватно оценить с помощью вербальных тестов. Речь идет о младенцах, о детях с дефектами речи, с некоторыми психическими и физическими недостатками, о говорящих на иностранном языке, неграмотных, а также о лицах из неблагоприятной культурной среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых применяются либо тесты действия, либо неязыковые тесты, либо тесты, свободные от влияния культуры.

Одним из первых тестов действия, разработанных для испытания умственно отсталых детей, является тест воспроизведения прежнего порядка на доске. Созданный Э. Сегеном еще в 1866 г., он применяется и в настоящее время. Тест состоит в следующем. На доске расположены от 2 до 5 предметов; экспериментатор снимает их и складывает в определенном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее вернуть предметы на прежнее место. Допускается три пробы; показателем по тесту является самое короткое время, необходимое для выполнения задания. Тесты, подобные этому, но большей трудности, применяются для испытания иностранцев. Широко применяется Лабиринтный тест Портеуса, разработанный в 1914 г.

Тесты способностей.

Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

В отечественной психологии разработан прочный теоретико-методологический фундамент исследования способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики.

Для изучения способностей исследователи применяют разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям эти методы не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики.

Поскольку наиболее разработанной проблема диагностики специальных способностей является в зарубежных исследованиях, обратимся к принятой там классификацией способностей к разным видам деятельности. Выделяются четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т е соответствующие той или иной профессии - конторские, артистические, художественные и др. Как видим, классификация эта не является безукоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности

В 1955 г в США появилась высокостандартизованная шкала диагностики моторного развития детей, которая получила название теста Линкольна-Озерецкого. Наиболее распространенными тестами являются следующие: Тест ловкости пальцев О"Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. В отечественной психологии проблема диагностики моторных способностей наиболее интенсивно разрабатывалась в 20-30-е гг. психотехниками. В настоящее время можно назвать работы Н А Розе, Е П. Ильина и др.

Методы диагностики другой группы способностей - сенсорных "выросли" из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине Более "строгий" тест, в котором обеспечивается соблюдение стандартных условий проведения тестирования (уровень освещения, направление взора и др.), называется методом Орто-Рейтера Аналогичными двум вышеприведенным являются Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия.

Для измерения способностей слухового восприятия используются методы диагностики остроты слуха (или измерение абсолютных порогов), выделения сигналов из шумового фона, а также тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. Одним из самых популярных тестов является тест музыкальной одаренности Сишора, используемый не только для обследования музыкантов, но и для профотбора на профессии, в которых хороший слух входит в состав комплекса профессионально важных качеств.

Диагностика технических способностей. Наиболее популярны следующие тесты: Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотскии тест на восприятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей и др.

Диагностика профессионализированных способностей. В нее включены художественные, музыкальные, артистические, конторские и другие способности, для каждой группы создаются свои особые тесты. Батарея тестов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии с английским названием). Другая известная батарея, предназначенная для диагностики способностей, называется Батареей общих способностей (сокращенно ГАТБ).Она была разработана в 40-х гг. в США и использовалась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях.

Тесты достижений.

Тесты достиженийили, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):

1) С их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом;

2) Тесты способностей направлены главным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями, с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов, т.е. диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

3) Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др.

Стэнфордский тест достижений (SAT). Разработанный в 1923 г., он неоднократно перерабатывался. В 1973 г. SAT был стандартизирован на национальной выборке школьников с 1 по 9 классы.

Батарея, которая называется национальным тестом готовности (MRT)С его помощью диагностируется уровень овладения некоторыми важными для дальнейшего обучения понятиями (языковыми и количественными), такими, как умение выделять разные звуки, находить последовательность событий (в картинках).

Достаточно популярными в нашей стране являются тесты школьной зрелости Я. Йирасека и программа диагностики психологической готовности к школе, предложенная Н.И. Гуткиной

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы:

Аппаратурные (тесты исполнения или действия): Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, Тест адаптации к конторской работе Пурдье, Тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и др.

Письменные: набор тестов Пурдье, предназначенных для слесарей и операторов станков;

Устные.Они широко применялись в период первой мировой войны для отбора и классификации военного персонала. Тесты представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний и задаются в форме интервью. Тесты удобны в применении, просты в интерпретации.

Тесты профессиональных достижений применяются:

1) для измерения эффективности обучения или тренировок;

2) для отбора персонала на наиболее ответственные должности, где требуются хорошие профессиональные знания и опыт;

3) для определения уровня квалификации рабочих и служащих при решении вопросов о перемещении и распределении кадров по рабочим постам

Тесты личности.

Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации Методика оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона), интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных) (социометрический тест, предложенный Дж. Морено (1934)), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

  • ВОПРОС №3 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 11 Классификация методов психологического исследования. Уровни применения эмпирических методов в психологии. Анна
  • 1.5. Этика психодиагностического обследования

    Этические принципы работы психодиагноста

    ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ - комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого.

    Основные этические проблемы психодиагностики :

    Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики.
    Распространение диагностических методик.
    Обеспечение тайны результатов обследования.
    Сообщение результатов обследования.

    Этические принципы работа психодиагноста

    Принцип благополучия обследуемого человека
    Принцип ответственности
    Принцип компетентности
    Принцип безоценочности
    Принцип конфиденциальности

    Диагностические методики, тесты могут быть доверены только специалистам, имеющим необходимый опыт работы. Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом.

    Все тесты должны отвечать требованиям, которые описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать. Право на приобретение тестов должно предоставляться лицам, соответствующим определенному квалификационному минимуму.

    Тесты, которые должны быть закрытыми вследствие их применения при отборе и расстановке кадров или при принятии диагностических решений, по понятным причинам не могут публиковаться в средствах массовой информации ни целиком, ни частично. Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям. Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат сложившимся представлениям о себе. Еще одним непрофессиональным (за редким исключением) использованием психологических тестов является тестирование по почте.

    Компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.

    Ни один из психологов не может быть компетентен в использовании всех тестов, а поэтому нельзя пренебрегать предварительной подготовкой. Использование некоторых тестов предполагает специальные знания, а следовательно, обучение. Кодекс этики призывает психологов признавать границы своей компетентности и
    ограниченность своего профессионального опыта.

    Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

    Никто не должен подвергаться какому бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. Обязанность тестирующего — довести до сознания тестируемых будущее использование результатов теста. Тестируемого следует уведомить о цели тестирования, типе собираемых данных и о том, как будут использованы тестовые показатели. Всякое исследование поведения, независимо от того, используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь. Защита неприкосновенности личной жизни связана с двумя ключевыми понятиями: релевантности и осведомленного согласия. Запрашиваемые у индивидуума сведения должны быть релевантны заявленным целям тестирования. Должны быть использованы все реальные возможности, чтобы установить валидность тестов в отношении той диагностической или прогностической цели, ради которой они используются.

    При сообщении любой связанной с проведением тестов информации желательно учитывать типичные особенности ее получателя. Это относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии и тестирования, но и к его ожидаемой эмоциональной реакции на такую информацию. Стандарты тестирования подчеркивают обязанность тех специалистов, которые применяют тесты в клинической практике и консультировании, давать тестируемым целесообразные и понятные объяснения результатов теста и вытекающие из них рекомендации. Когда кому-то сообщают его тестовые результаты, нужно не только обеспечить их интерпретацию достаточно квалифицированными людьми, но и предоставить возможность получить консультацию специалиста каждому, кого такая информация эмоционально обеспокоит.

    Сообщение результатов тестирования должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и, соответственно, входить составным элементом в полное отношение «консультант-клиент». Насколько это возможно, консультанты должны привлекать своих клиентов к интерпретации результатов теста в свете поднимаемых ими конкретных вопросов. Важным моментом в консультировании является принятие клиентом
    предоставляемой ему информации. Принятие правильно интерпретированных данных теста может иметь терапевтическое значение для клиента, — причем и как сам факт принятия, и как информационное сообщение, — особенно в контексте когнитивно-ориентированной терапии.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА - информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности психодиагностические методики, утрачивают свою силу и эффективность.

    КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен.

    1.6. Методы психодиагностики

    Основные подходы в рамках психодиагностического метода

    Различные подходы к классификации методов психодиагностики


    Исследовательские методы в психологии (Бурлачук, 2008) :
    -неэкспериментальный (описательный)
    -экспериментальный
    -психодиагностический

    Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

    Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
    Объективный подход образует в основном два типа методик: для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта . Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Личностные методики в рамках объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты».
    В объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей , предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений , которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

    Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
    Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники , опросники состояния и настроения , а также опросники мнений и опросники-анкеты .

    Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
    (Моторно-экспрессивные методики, перцептивно-структурные методики и апперцептивно-динамические методики)

    Классификация психодиагностических методик по качеству (К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, 1997)


    -Малоформализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности)
    -Формализованные (тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики)

    Классификации психодиагностических методов В.К.Гайды, В.П.Захарова,1982


    По качеству:
    -стандартизованные
    -нестандартизованные

    По материалу, которым оперирует испытуемый:
    -бланковые
    -предметные
    -аппаратурные

    По форме ответа:
    -устные
    -письменные

    По степени однородности задач:
    -гомогенные
    -гетерогенные

    По характеру ответов на задачи:
    -тесты с предписанными ответами
    -тесты со свободными ответами

    По характеру умственных действий:
    -вербальные
    -невербальные

    По назначению:
    -общедиагностические
    -тесты профессиональной пригодности
    -тесты специальных способностей
    -тесты достижений

    По количеству обследуемых:
    -индивидуальные
    -групповые

    По ведущей ориентации:
    -тесты на скорость
    -тесты мощности
    -смешанные тесты

    По комплексности:
    -изолированные тесты
    -тестовые наборы (батареи)

    По области охвата психического:
    -тесты личности
    -интеллектуальные тесты

    Классификация методов психодиагностики Й.Шванцара, 1978 (первая классификация)


    По используемому материалу:
    -вербальные
    -невербальные
    -манипулятивные
    -"бумаги и карандаша"

    По количеству получаемых показателей:
    -простые
    -комплексные

    По психической активности испытуемых:
    -интроспективные
    -экстроспективные
    -проективные
    -исполнительные

    Тесты с правильным решением и тесты с возможностью различных ответов

    Классификация пиходиагностических методик по основному методическому принципу


    Объективные тесты

    Стандартизированные самоотчеты :
    Тесты-опросники
    Открытые опросники
    Шкальные техники и методики классификации
    Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток

    Проективные техники

    Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры.

    Характеристика малоформализованных методов психодиагностики

    МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

    К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

    1. Метод наблюдения - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

    НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.

    М.Я Басов разработал методику психологических наблюдений. Основные принципы:
    1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений
    2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов
    3) избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

    К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности

    2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле) Они могут иметь открытый или закрытый характер.

    Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

    Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная)

    В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым ("исповедальным"). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения

    3. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) - это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности/ Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

    Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название "контент-анализ" (буквально "анализ содержания"). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или ко-дифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Принципы контент-анализа могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.

    Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.

    В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

    Характеристика высокоформализованных методов психодиагностики

    ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерна определенная регламентация процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

    К формализованным методикам относятся тесты , опросники , проективная техника и психофизиологические методики . Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

    1. ТЕСТЫ — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

    2. ОПРОСНИК — более или менее стандартизированная процедура по-лучения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

    Задания в опроснике представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.

    Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений, испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

    Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

    3. ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще-ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети-ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси-хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

    Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

    Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
    Принято различать следующие группы проективных методик:
    методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
    методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
    методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
    методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
    методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
    методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

    4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.)
    Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
    Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Лишены оценочного подхода к индивиду. При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)

    По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными - используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа "карандаш и бумага" (бланковые методики).

    Вопрос о том, что изучает психологическая диагностика, решается в современной психологии далеко не однозначно. Следовательно, признание ее своеобразия и самостоятельности проблематично. Из существующего потока мнений можно выделить несколько, наиболее часто встречающихся.

    1. Психологическая диагностика изучает вообще все психическое . Отсутствие специфичности предмета психодиагностики как одна из научных точек зрения. Сточки зрения В.К. Гайды, предмет психодиагностики такой же, как и любой другой психологической дисциплины.

    Психодиагностику нельзя рас­сматривать как отдельную отрасль психологии по аналогии с общей, социальной, клинической. Психодиагностика не имеет соб­ственной, только ей присущей области исследования, соб­ственного объекта изучения. Психодиагностика существует не иначе как во взаимодействии с другими пред­метными областями психологии. Таким образом, психо­диагностика не имеет собственного, т.е. отдельного от дру­гих психологических дисциплин, объекта исследования. То, что должно быть диагностировано, определяется конк­ретным предметным содержанием психологических дис­циплин, а то, как это должно быть сделано,- общей методологией исследования. На это можно возразить, что психодиагностика ориентирована на изучение человека (или группы людей), но и другие отрасли психологии объ­явили человека предметом своих исследований.

    Первые шаги в советской психодиагностике были сделаны Ананьевым, который полагал, что психологическую диагностику следует рассматривать как направление исследований, имеющих целью «определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности... установление структурных особенностей каждого из лих и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения... распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций <...>, определение потенциалов человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.)» (Ананьев, 1968). Нетрудно заметить, что данное Ананьевым определение цели психодиагностики достаточно широко и охватывает едва ли не весь спектр психологических и психофизиологических исследований человека. К тому же собственно специфика психодиагностических исследований остается неясной, поскольку, например, распознание состояний человека при действии разного рода стимуляторов может осуществляться разными путями.

    Такое широкое представление о предмете характерно для немецкой научной школы. Так, Г. Вицлак полагает, что психодиагностика изучает психическое в самых различных формах проявления. В то же время вводится ряд ограничений в это понимание. Психические проявления становятся диагностические релевантным, если он включены в следующую систему отношений:

    интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности);

    интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями);

    отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований). Несмотря на введенные ограничения, четкие границы между предметом психодиагностики и психологии человека отсутствуют.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта