Главная » Семья и отношения » Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии. Сократ. биография и труды сократа. древнегреческий философ, один из родоначальник диалектики как метода Что вы знаете о сократе

Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии. Сократ. биография и труды сократа. древнегреческий философ, один из родоначальник диалектики как метода Что вы знаете о сократе

В становлении и развитии выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, и . Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников . И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами :

  • необходимостью каждому “познать самого себя”
  • “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели . По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”.

Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой . В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Индуктивные рассуждения

Рассматривая другие идеи Сократа, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие философии, важно отметить его роль в разработке общих определений и индуктивных рассуждений. “Две вещи можно по справедливости, — пишет Аристотель, — приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения”. При этом общие определения, с помощью которых Сократ стремится отыскать “сущность вещей”, Аристотель увязывает с появлением диалектического анализа, который, по существу, отсутствовал до Сократа. “Ведь тогда еще не было, — объясняет свою мысль Аристотель, — диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности”. Индуктивное рассуждение предполагает, что в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений можно сделать общее суждение через понятие. Так, например, (в диалоге Платона “Горгий”) из утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, является архитектором, кто обучался музыке, — музыкантом, тот, кто изучал медицину — стал врачом, Сократ приходит к общему утверждению, т. е. к понятию, что тот, кто изучил науку — это тот, кто сделал саму науку. Таким образом, индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия и это понятие должно выражать сущность или природу вещи, т. е. чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоков формирования в философии общих понятий.

Диалектика

Существенным, как уже отмечалось выше, был вклад Сократа в развитие диалектики. , например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. Учению о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия . К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.

Величайшая жизненная заслуга великого древнегреческого философа состояла в неутомимой борьбе с ложью, тщеславием и корыстолюбием своих современников. Сократ был сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Он родился в Афинах 469 г. до Р. Х., и умер в 399 г., пожертвовав жизнью за убеждения. В начале своей биографии Сократ занимался ремеслом своего отца, но на 30 году оставил его и с тех пор жил в бедности. Подобно всем афинским гражданам, он принимал участие в войнах своего отечества, находился, между прочим, в том войске, которое, в начале Пелопоннесской войны , осаждало Потидею, и участвовал в битвах при Делосе и Амфиполе. На военном поприще он не только отличался храбростью, но своею стойкостью и терпением заслужил удивление изнеженных соотечественников. В битве при Делосе, где афиняне были разбиты наголову, Сократ сражался с такою храбростью, что впоследствии один из полководцев говорил, что афиняне непременно одержали бы победу, если б все так блистательно выполнили свои обязанности, как Сократ. Когда афинское войско обратилось в бегство, он спас свою честь упорною обороною во время отступления. Окруженный врагами, Сократ неминуемо бы погиб, если б его не освободил подоспевший на помощь Алкивиад .

Великий древнегреческий философ Сократ

В государственном управлении Сократ принимал участие лишь настолько, насколько этого требовал долг гражданина. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов. Не обращая внимания ни на выгоды, ни на опасности, Сократ всегда действовал согласно своим убеждениям, приходилось ли ему высказывать свое мнение в суде, или произносить приговор в народном собрании. Так, например, когда после битвы при Аргинузских островах судили оставшихся в живых военачальников за неисполнение их обязанностей, Сократ, несмотря на волнение народа и угрозы демагогов, один из всех тогдашних пританов противился осуждению обвиненных. Во время владычества Тридцати тиранов , когда столько граждан было умерщвлено или осуждено на изгнание, Сократа не преследовали, хотя он однажды прямо воспротивился приказанию тиранов. Без сомнения, он был пощажен только потому, что не принадлежал ни к какой политической партии и не хотел играть никакой роли в государстве, или, как он сам выражался, потому, что никогда не имел честолюбия.

О частной стороне биографии Сократа, особенно об его семейных отношениях рассказывают множество вымышленных анекдотов, сделавших из его истории какой-то роман. Позднейшие писатели древнего мира передали нам о его жене, Ксантиппе , различного рода анекдоты, появившиеся только после смерти философа. По их рассказам, Ксантиппа была самая несносная и беспокойная женщина. Но в сочинениях афинских писателей времен Сократа, как враждебных, так и расположенных к нему, содержащих в себе много подробностей его частной биографии, мы не встречаем ничего подобного. Ксенофонт , любимый ученик и друг философа, говорит в одном месте, что Сократ, напротив того, очень уважал свою жену. Он действительно рассказывает, что Ксантиппа была капризна и однажды поссорилась со своим мужем; по всей вероятности, это обстоятельство и дало повод к тем преувеличенным рассказам, вследствие которых имя Ксантиппы, как злой женщины, обратилось в поговорку.

Сократ употребил для своего образования все, что только могло ему представить его время. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки; ознакомился, под руководством Продика Кеосского, с искусством софистов и, находясь в знакомстве с Аспазией и другими знаменитыми женщинами, старался усвоить себе светское образование.

Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать истину; он не думал, как большая часть философов того времени, ни основывать школы, ни ораторствовать публично, и не заботился, подобно софистам , о приобретении богатств с помощью тех средств, которые ему давали наука и образование. Эта высокая цель отличала Сократа от всех современных философов и вывела его на новую дорогу.

Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Первоначально стремления греческих философов были почти исключительно направлены к познанию природы и предметов отвлеченных; но такому человеку, как Сократ, все мудрствования о природе, основанные не на фактах и наблюдениях, а на выводах и умозаключениях, должны были казаться несостоятельными и бесполезными. Он ясно сознал всю нелепость того, что при исследовании первоначальной причины всего и вопросах о божестве не обращают внимания на нравственные склонности человека и свойства человеческой природы. Сократ понял очень хорошо, что ложным путем мнимого знания и понимания, современники его были доведены до тщеславного самообольщения и приучились диалектическими и софистическими злоупотреблениями философы пренебрегать основные законы нравственности и насмехаться над всяким истинным чувством.

Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался о её приложении к действительной жизни. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Так понимал и сам Сократ изречение «познай самого себя», служившее надписью над входом в Дельфийский храм , сказав, что в этих словах заключается истинная мудрость. Он говорил, что сверхчувственные предметы, сокровенные силы и конечные причины природы непостижимы для человеческого разума, да если б и можно было их понять, то это не принесло бы никакой существенной пользы жизни и её целям. Чтобы показать все превосходство здравого смысла над ученостью и знанием, Сократ, в противоположность софистическим крикунам своего времени, утверждал, что сам он ничего не знает, и уже одно это сознание доказывает, что он был умнее других людей.

На протяжении всей своей биографии Сократ не думал создавать и строить новой философской системы; его простое, популярное учение предназначалось для каждого непредубежденного человека. Выступая с одним здравым смыслом на борьбу против заблуждений своего времени, он этим самым думал удачнее противодействовать влиянию софистов. Он не желал учить своих современников различным философским воззрениям и делать из них ученых, но хотел приучить людей мыслить и сделать их разумнее и лучше. Оттого Сократ не имел школы, а был только народным учителем, философом, который хотел действовать на ум и сердце современников, развивать и облагораживать людей. Самый способ философской проповедиСократа вполне соответствовал его главной цели, и очень понятно, что он не основал особой школы, не построил никакой системы. Сократ никогда не читал лекций, но учил, спрашивая, так что казалось, что в разговорах с другими он сам только искал истины. Философ, шутя, говорил, что, помогая развитию других людей, он в умственном отношении продолжает занятие своей матери. Его талант учить методою катехизическою, т. е. в вопросах, был так велик, что этот способ преподавания и теперь часто называется сократовским. Постоянно и добросовестно стремясь узнать истину, Сократ дошел до такой уверенности в справедливости своих убеждений, что мог во всем полагаться на себя. Этот инстинктивно действующий рассудок, развитый им в борьбе с господствовавшими тогда диалектикою и софистикою , он называл своим гением-хранителем, который никогда его не оставляет, предостерегает в опасностях и удерживает от заблуждений. Не основав особенной школы, Сократ сгруппировал около себя молодых людей, которые, находясь в постоянных сношениях с ним, получили образование под влиянием его учения или усвоили себе его направление. На них-то и смотрели как на учеников Сократа. Знаменитейшими из них были: историк Ксенофонт , Алкивиад , тиран Критий , сделавшийся во время своего владычества врагом прежнего учителя, великий философ Платон , так называемый, сократик Эсхин , получивший это прозвание для отличия от оратора Эсхина, Эвклид Мегарский, Аристипп Киренский и Антисфен Афинский. Нам передано об отношениях Сократа к его ученикам и о сближении с ними много разных анекдотов, и хотя большая часть этих мнимых биографических сведений вымышлена, но все они, вместе взятые, определяют характеристические черты практического философа и его учения и в то же время указывают на господствовавшие о нем взгляды в позднейшем греческом мире. Знакомство Сократа с Ксенофонтом произошло следующим образом. Встретив однажды на улице молодого человека, красота и наружность которого понравились философу, Сократ остановил его и спросил, не знает ли он, где продается мука и другие припасы. Когда Ксенофонт указал ему место, Сократ спросил его: «А знаешь ли, где можно приобрести мудрость и добродетель?» – и, увидев изумление молодого человека, сказал: «иди за мной, я покажу тебе». С того времени Ксенофонт сделался самым горячим приверженцем и учеником философа. Два другие ученика Сократа, Эвклид Мегарский и Антисфен Афинский были так преданы своему учителю, что, несмотря на отдаленность своих жилищ (последний жил в Пирейской гавани , отстоявшей от города почти на две мили) пользовались каждым удобным случаем, чтобы быть с ним вместе. Даже запрещение ходить в Афины, объявленное жителям Мегары по случаю войны, возникшей между обоими городами, не могло остановить Эвклида, приходившего к Сократу переодетым в женское платье. Молодой Эсхин, желая сделаться учеником философа, боялся придти к нему, видя его окруженным богатыми юношами. Узнав об этом, Сократ сказал ему: «неужели ты так мало ценишь себя и ни за что не считаешь подарка, который ты мне делаешь в себе самом?»

Сократ. Античный бюст. Национальный археологический музей, Неаполь

После всего сказанного не может быть и речи о философской системе Сократа, нравственные правила которого никогда не имели характера догматического учения, твердой и законченной систематичности. Сам Сократ за всю свою биографию не написал ни одного сочинения, не считая нужным записывать свое учение, приспособленное только к духу времени и к потребностям тогдашней жизни. Трое из его учеников – Эсхин, Ксенофонт и Платон – записали изречения своего учителя в той диалогической или катехизической форме, в которой сам он излагал свое учение. Но все трое представляют своего учителя так, как сами его понимают, и часто приписывают ему свои собственные мысли.

Нельзя, однако, сказать, чтобы взгляды Сократа были совершенно независимы от той философии, которая преподавалась до него в Афинах, потому что духовная жизнь людей, подобно внешним событиям истории, тесно связана с общим ходом дел и является только результатом всех обстоятельств, имевших на нее влияние. По всей вероятности, воззрения Сократа ближе всего подходили к учению ионийской (милетской) школы . Ученик Анаксагора , Архелай , которого некоторые писатели древности прямо называют учителем Сократа, преподавал в Афинах вместе с философией природы и нравственное учение, которое, кажется, имело более всего влияния на взгляды и направление великого философа. Впрочем, учение этих двух философов далеко не было сходно; философия Архелая только вызвала философию Сократа, но не послужила для неё содержанием. Философия Сократа , развившись из учения Архелая, была совершенно новым, самостоятельным учением, имевшим мало общего со своим источником.

Не считая вообще философских систем надежными руководительницами человека в жизни, Сократ не следовал в своей практической деятельности ни одной из школ, развившихся до него, и не признавал поэтической народной религии (бывшей в то же время государственной религией), исполняя однако внешние её обряды. Он видел, что его современники, стремясь только за ученостью и внешними благами, предпочитают всем остальным наукам софистику и диалектику, сделавшиеся модною философией, как средство достичь своих корыстных целей; видел, что тщеславные афиняне гордятся только блеском знания и отвергают истины, очевидные для каждого здравомыслящего человека, но нетерпимые и ненавидимые эгоистами и корыстолюбцами. Сократ презирал подобные цели, так же как и средства, служившие к их достижению. Все его стремления были направлены к тому, чтоб сделаться самому умнее, узнать начала добра, уметь всегда отличать истину ото лжи и определить себе настоящую цель жизни. Развить природный ум людей приобретенными сведениями и житейской опытностью, внушить доверие к собственным силам тем, которые не имели софистического образования, обратить внимание своих современников на нравственные побуждения и цели, показать им пустоту софистических мудрствований и бесполезность исследований о человеке, мире и божестве, не основанных на наблюдении и опыте – вот что было главной целью его деятельности, существенной задачей его жизненной биографии. Выступив с правдою и чистыми побуждениями на борьбу против современников, Сократ подвергся преследованию своих тщеславных и корыстолюбивых врагов, боявшихся его стремлений. Но среди всех гонений он сохранял спокойствие, умеренность и твердость, и наконец пожертвовал жизнью за истину, которую проповедовал.

Знакомый со всеми софистическими тонкостями и уловками, Сократ, с помощью своей иронии и сатирического таланта, успешно боролся против пагубного влияния софистов, – и в этом отношении его деятельность имела особенно благодетельные последствия. Все стремления Сократа были в высшей степени полезны уже по одному тому, что имели характер отрицательный и, следовательно, были главным образом направлены к уничтожению лжи и низости; сверх того, его учение, назначенное для народа и приспособленное к его понятиям, было хорошо и потому, что заменило собой древнюю религию, уже утратившую все свое значение. Но, с другой стороны, деятельность Сократа имела и свои вредные последствия. Его философия, предназначенная исключительно для жизни, была перенесена учениками в школу, облечена в форму и превращена в систему. К этому нужно присоединить еще то замечание, что никакая философия, никакие правила разума и нравственности не могут заменить религии у неразвитых людей, составляющих огромное большинство. Для них недостаточно одного простого сознания добра: им нужна еще игра фантазии, страх и надежда, нужно, чтоб страсти противопоставлялась страсть.

Не принадлежа ни к какой политической партии и не желая никогда принимать участия в государственных делах, Сократ не мог быть опасен тогдашнему правительству, и потому беспрепятственно продолжал свою деятельность под владычеством тиранов, которые с ожесточением преследовали всех лучших граждан. Но положение его изменилось, когда, с восстановлением демократии, выступили на сцену толпы софистов, лицемерных жрецов и корыстолюбивых государственных людей. Для них Сократ был слишком опасным врагом. Пока длилась Пелопоннесская война, поглощавшая все внимание народа, враги Сократа не имели возможности возбудить против него народа: но с восстановлением мира можно было действовать успешнее, и Сократ, даже в старости, был им так страшен, что они не хотели выждать его и без того уже близкой смерти. Враги Сократа соединились, чтобы общими силами преследовать его. Прежде всего они старались клеветою восстановить против него общественное мнение. Для возбуждения ненависти к Сократу они воспользовались еще свежею в памяти народа тираниею свирепого Крития, ученика Сократа, и презрением к религии другого его ученика, Алкивиада. И Критий, и Алкивиад были, правда, в сношениях с Сократом, но они никогда не имели склонности следовать его нравственным принципам, а старались только приобрести себе философское и образование, для преследования своих честолюбивых планов и, достигнув цели, оставили своего учителя; Критий был даже решительным его врагом. Но при непостоянстве и легкомыслии народа, все было возможно в Афинах. Так старались распространить мнение, что учение Сократа воспитало в Алкивиаде и Критии атеистические и тиранические идеи, принесшие столько вреда афинянам. Враги Сократа могли тем легче рассчитывать на успех, что философ не очень благосклонно отзывался о действиях народного собрания, часто действительно безрассудных, и, следовательно, не трудно было представить его человеком, враждебным народной религии и существовавшему правлению.

Когда таким образом общественное мнение было достаточно подготовлено, враги Сократа открыто выступили против него. Они формально обвинили его в том, что он отвергает существование богов и своим учением развращает юношество. Защищаясь перед судом, Сократ не употреблял тех средств, которыми обыкновенно, пользовались обвиненные, чтоб подействовать на судей и склонить их на свою сторону; он остался верен себе, и в минуту опасности говорил энергично, с полным сознанием собственного достоинства. Со свойственною ему ловкостью и иронией, он опроверг своих обвинителей и, доказав самым очевидным образом нелепость взведенных на него обвинений, пристыдил и осмеял своих врагов. Обращаясь к судьям, Сократ говорил так смело и решительно, что привыкший к лести народ несколько раз прерывал его речь ропотом, и за это главным образом признал его виновным. По афинскому судопроизводству осужденному дозволялось, до произнесения приговора, объявить какого рода наказание, по его мнению, он заслужил. Подсудимые пользовались обыкновенно этим правом, чтобы склонить судей к более легкому приговору; но Сократ, считавший себя невинным, объявил с полным сознанием своего достоинства, не обращая никакого внимания на чувствительность судей, что, в награду за свои попечения о благе афинян, он заслужил права обедать в пританее на счет государства. Судьи приговорили его выпить чашу с ядом (обыкновенный род смертной казни в Афинах). Со спокойствием и твердостью выслушав приговор, Сократ отвечал на него краткой речью, в которой с полным благородством доказал своим судьям как легко бы ему было спасти себя, но что, в течение всей биографии неуклонно следуя своим правилам, он скорее перенесет все возможные несправедливости, чем отступит от своих убеждений.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

В сочинениях Платона, знаменитейшего из учеников Сократа, находится сказанная Сократом в свою защиту речь , написанная так, как будто Сократ действительно произносил ее перед судьями. Но эта речь не принадлежит Сократу, она написана уже после его смерти и с другою целью самим Платоном. Передав в ней в общих чертах то, что говорил Сократ и как он держал себя перед судьями, Платон влагал в уста своего учителя свои слова, имевшие, очевидно, целью оправдать и почтить его перед всем греческим народом. Оттого в частностях сочинение Платона может и не согласоваться с тем, что действительно говорил Сократ.

Смертный приговор, произнесенный над Сократом, мог быть приведен в исполнение только через тридцать дней, потому что корабль, ежегодно отправляемый в Делос с жертвенными дарами, незадолго перед тем отплыл и не скоро должен был вернуться. Между тем, по древнему закону, никакая казнь не могла совершиться в то время, как корабль находился в пути. Эти последние дни своей биографии Сократ провел, как всегда, со своими учениками, ежедневно приходившими к нему в темницу. Спокойствие и твердость не покидали его и тут; он остался до последней минуты верен своим правилам и убеждениям. За несколько дней до казни, один из учеников философа предложил ему бежать, но Сократ не хотел воспользоваться представлявшимся случаем, потому что думал и учил, что ничто не дает людям права не повиноваться законам государства.

Смерть Сократа. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

По поводу последней беседы Сократа с его учениками, Платон развивает в особом сочинении учение Сократа о бессмертии души и при этом превращает смерть своего учителя в трогательную драму.

Сократ, вероятно, наиболее известен благодаря методу ведения разговора, который получил название в его честь - метод Сократа. Сократ начинал обсуждать какую-то тему с учеником. Задавая вопросы, он выявлял основную движущую силу, которая формировала убеждения оппонента, и так приближался к истине. Своими вопросами Сократ подчеркивал противоречия в мышлении собеседника, что позволяло ему прийти к единственно верному заключению.

Метод Сократа (elenchus - др.-греч. «испытание») заключается в опровержении утверждений. Можно выделить следующие шаги «сократовской» беседы.

  1. Собеседник выдвигает тезис, который Сократ считает ложным. Или Сократ задает собеседнику вопрос, например: «Что такое мужество?»
  2. Когда собеседник отвечает на вопрос, Сократ описывает ситуацию, с позиции которой ответ собеседника не имеет смысла, и настаивает, чтобы тот признал противоречивость своего изначального тезиса. Например, если оппонент говорит, что «Мужество - это стойкость », Сократ может опровергнуть его утверждение заявлением, что «Мужество - это хорошо», а вот «Упорство без благоразумия - это плохо».
  3. Оппонент соглашается с противоречивостью своего суждения, а Сократ изменяет это утверждение так, чтобы включить в него исключение из правила.
  4. Сократ доказывает, что утверждение оппонента ложно и верно обратное. По мере того как оппонент меняет свою формулировку, Сократ продолжает ее опровергать. Тем самым ответы собеседника Сократа становятся всё ближе к истине.

Благодаря методу Сократа можно научиться критически мыслить, логически выстраивать свои аргументы, а также находить и ликвидировать слабые места в своей позиции.

«Досократики»

Учение Сократа было столь отличающимся от других, что появился термин «досократики», то есть «философы, разрабатывавшие свои учения до Сократа». И утвердился он в 1903 году благодаря немецкому филологу Герману Дильсу (1848–1922).

На самом деле Сократ жил в одно время с большинством философов, которых относят к «досократикам». И термин не подразумевает, что они физически существовали до Сократа.

Скорее, он отражает различия в идеологии и принципах. Многие досократики создавали философские тексты, которые, к сожалению, не сохранились. Наше представление о них основано на сохранившихся фрагментах их работ, а также цитатах в работах более поздних историков и философов, обычно отличавшихся предвзятостью.

Первая научно-философская школа досократиков была основана в городе Милете, на западном побережье Анатолии (территория современной Турции). Тремя главными ее представителями стали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Это милетская школа. Пифагор и Гераклит Эфесский - тоже относятся к досократикам. Как и Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский и Мелисс Самосский, а также Левкипп и Демокрит.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Полюбите ее тоже. Это здорово.

В конце V в. до н.э. в Древней Греции наблюдался серьезный кризис политической системы, а также культурной жизни, что сопровождалось активным распространением идей софистов, не признававших существования единой истины и считавших, что для каждого она своя. Эти учения достаточно сильно подрывали общественные ценности. В подобных условиях, по мнению Сократа, важно было найти спасение, но не в укрывании традиций от критики, а в познании и постижении внутреннего мира человека.

Сократ не оставил после себя письменных сочинений, но его устные высказывания и мысли дошли до наших дней через труды его учеников, прежде всего, Платона и Ксенофонта. При этом, нельзя считать, что мы совершенно точно можем судить о философии этого древнегреческого мудреца, поскольку его суждения и теории переданы по-разному. Нередко в литературе возникают дискуссии по поводу того, кто именно донес учение Сократа в более чистом и неизмененном виде. Нужно понимать, что с полководцем Ксенофонтом и с философом Платоном Сократ обсуждал совершенно разные вещи. Кроме того, существует древнегреческая комедия «Облака», в которой философ предстает софистом и человеком, не признающим богов, однако, точных доказательств ее истинности сейчас найти невозможно.

Краткая биографическая справка

Будущий философ родился в семье скульптора и акушерки в, так называемый, нечистый день, поэтому теоретически мог быть принесен в жертву, если бы такое решение вынесло собрание людей. В молодости он обучался искусствам у софиста Дамона, слушал лекции и рассуждения Анаксагора и был человеком грамотным, умея читать и писать.

Сократ известен не только как мудрец, но и как храбрый полководец, отличившийся в важных битвах, в том числе знаменитой Пелопонесской войне, как ополченец. Вел небогатый и скромный образ жизни. Люди называли его неутомимым спорщиком, отказывавшимся принимать дорогие подарки и предпочитавший старые одеяния. Судя по сохранившимся до наших дней запискам и воспоминаниям о его беседах, можно отметить, что Сократ был настолько образован и мудр, что мог дискутировать на совершенно различные темы: от ремесел и искусств до военного дела и справедливости.

Многим известно, как закончилась жизнь знаменитого философа. Он самостоятельно принял яд, поскольку был приговорен к казни за высказывание неуважения к местным богам, введение новых идолов, а также развращение умов молодых людей.

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Так, истинное «любомудрие» реализуется в стремлении объединить знание и добродетель. Поэтому философия не сводится только лишь к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрецы должны культивировать благие поступки, правильный образ жизни, а также побуждать других делать то же самое.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи. При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам.

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании, Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

  • ирония – она встречается во всех его беседах, философ будто бы тонко насмехается над своим оппонентом. По этой причине «Диалоги», переданные Платоном, полны забавных сцен и веселых ситуаций. Однако смеется Сократ не просто так, а над людьми, которые слишком уверены в своих знаниях, а также крайне самонадеянны. Ирония философа направлена и на тех, кто слепо верен традициям, не признавая ничего нового;
  • гипотезы – Сократ в своих дискуссиях периодически строит какие-либо предположения, пытаясь доказать или опровергнуть их, а не просто ради создания спора и ведения полемики, как раньше поступали софисты;
  • дефиниция – крайне важна, поскольку прежде чем о чем-то беседовать, нужно четко определить все используемые термины и понятия, особенно если они неоднозначные. Без этого совершенно невозможно прийти к консенсусу.

Учение о добром и злом

Верный и истинный выбор происходит исключительно в процессе познания доброго и злого, а также нахождения своего места в мире. Основная ценность и важность хорошего и плохого состоит в непосредственном влиянии их на человеческую личность. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто осознал хорошее и дурное, в дальнейшем будет поступать так, как велит ему знание.

Так, можно сделать вывод, что Сократ считает человека изначально незлым, а также не совершающим дурные поступки добровольно. Кроме того, философ утверждал тождественность добра и пользы, являющихся по сути одним и тем же термином. Позднее некоторые школы толковали подобные высказывания в духе утилитаризма и даже гедонизма, однако, на самом деле Сократ не сводил все к материальной выгоде. Он лишь подразумевал «истинную», как бы возвышенную пользу таких чувств.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

  • смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
  • справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
  • воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.

Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.

Сократ призывал не слишком увлекаться естественными науками, концентрируясь на гуманитарных областях, поскольку именно они помогают нам познавать себя, свою деятельность в целом, а также делают людей действительно благородными. Предмет философии же также направлен на изучение человека, образа его мышления и жизни. Поэтому девизом Сократа стала известная фраза: «Познай самого себя».

Глава 1. Жизнь Сократа и его труды

Сократ родился в 469 г. до н. э. в деревне на склонах горы Ликабетт, откуда в то время можно было пешком за 25 минут добраться до Афин. Его отец был скульптором, а мать -- повивальной бабкой. Сначала юный Сократ работал подмастерьем у своего отца; некоторые исследователи считают, что Сократ создал скульптуру "Три грации", которая украшала Акрополь. Затем его отправили учиться к Анаксагору. Сократ продолжил учебу у философа Архелая, который, как сообщает Диоген Лаэртский, автор биографий знаменитых философов, живший в III в. до н. э., "любил его в худшем смысле этого слова". В Древней Греции, как, впрочем, и сейчас в восточном Средиземноморье, гомосексуализм рассматривался как вполне обычное проявление половой жизни. Так продолжалось до тех пор, пока христианство не наложило ограничения на этот обычай, закрепив как норму сексуальной жизни гетеросексуальные контакты. Поэтому Анаксагору, который учил, что Солнце - это светящаяся звезда, пришлось бежать из Афин, чтобы спасти свою жизнь. Зато Архелай оставался на свободе, беспрепятственно предаваясь наслаждению умственного общения со своими учениками, заходившего иногда, впрочем, довольно далеко. Вместе с Архелаем Сократ изучал математику, астрономию и учения древних философов. К тому времени философия развивалась уже немногим более столетия.

Вскоре Сократ пришел к выводу, что размышления о природе мира никакой пользы человечеству не принесут. Как это ни удивительно, Сократа парадоксальным образом можно считать противником науки. В этом на него наверняка повлиял один из величайших философов досократиков - Парменид Элейский. Сократ в свои юношеские годы, будто бы встретил стареющего Парменида и "многому у него научился". Парменид разрешил спор между теми, кто считал, что мир состоит из единого вещества и тех, кто подобно Анаксагору, считал, что мир состоит из множества всевозможных веществ. В этом непримеримом споре победил Парменид: он просто не обратил на него никакого внимания. Согласно Пармениду, тот мир, который нам известен - это всего лишь обман зрения. Наши рассуждения о том, из чего состоит мир, не имеют никакого значения, потому что сам то он не существует. Единственная реальность представляет собой вечное Божество - бесконечное, неизменное, неделимое. Для этого Божества нет ни прошлого, ни будущего: оно включает в себя всю вселенную и все то, что вообще может в ней произойти. "Все в одном" такой был принцип Парменида.

Отношение Сократа к философии, конечно, было психологическим в изначальном смысле этого слова (по-гречески "психология" означает "изучение ума"). Однако Сократ не был ученым. Здесь сказалось влияние Парменида, который считал реальность не более чем обманом зрения. Эта идея оказала отрицательное влияние на Сократа и его преемника Платона. На протяжении их жизни в математике было сделано несколько открытий, но только в силу того, что она считалась вневременной и абстрактной, а, стало быть, была связана с божественной сущностью. К счастью, их последователь Аристотель по-другому относился к миру. Он во многих смыслах стал основателем науки и снова развернул философию к реальности. Однако ненаучный -- по сути дела, антинаучный -- подход, развиваемый Сократом, пагубно повлиял на философию, и от этого влияния она не могла избавиться в течение многих веков. Во многом именно благодаря тому, что Сократ занял позицию противника науки, немногие великие научные умы Древней Греции предпочли творить вне рамок философии. Так Архимед (в физике), Гиппократ (в медицине) и в некоторой степени Евклид (в геометрии) работали в отрыве от философии, а стало быть, и от любой традиции развития знания и аргументации.

"Человеку, - говорил Сократ,- невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр" .

Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с божественной мудростью. И уже совсем мало что значит в этом отношении обыденное, непросвещенное мнение.

Сократ начал посвящать в свое философское учение на Агоре -- рыночной площади древних Афин. Эти многочисленные развалины и до сих пор можно увидеть ниже Акрополя. В Афинах того времени можно было увидеть человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему по пути. Его можно было встретить на рыночной площади, в мастерской оружейника, плотника, сапожника, в гимнасиях и палестрах (местах для занятий гимнастикой) -- словом, почти всюду, где можно было общаться с людьми и вести беседы. В то же время этот человек избегал публичных выступлений в народном собрании, суде и других государственных учреждениях. Это был не кто иной, как афинянин Сократ, сын Софрониска.

Алкивиад говорил о Сократе: "Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу".

В возрасте 50 лет Сократ женился на Ксантиппе. Известны из прошлого рассказы о боевой и задиристой Ксантиппе, однако не надо забывать, что ведь и жизнь с Сократом была не сахар. Представив себе, что живешь с человеком, который целыми днями ходит по улицам и ведет философские споры, не стремясь заработать ни копейки. После попоек со своими друзьями он является, когда ему вздумается (при этом опять же без денег), и его, как и всех других философов, поднимают на смех соседи. Считается, что Ксантиппа была единственной, кто мог совладать в споре с Сократом. Тем не менее, как это часто бывает при таких отношениях, имеется свидетельство одного человека, что Сократ и Ксантиппа были очень близки. У нее от него было 3 сына, но ни один из них, так ничему выдающемуся от отца не научился. Ксантиппа, несмотря на свое постоянное недовольство мужниным поведением, прекрасно понимала, каким незаурядным человеком был ее муж. Она, не колеблясь, оставалась рядом с Сократом, когда нужда шла за ним по пятам, и глубоко страдала после его смерти. Достоверно известно, что Сократ был казнен в 399 г. до н. э. в возрасте 70 лет.

Глава 2. Труды философа

Чему же конкретно учил Сократ на этих занятиях? Одно из наиболее часто приводимых высказываний его таково: "А жизнь без (такого) исследования не есть жизнь для человека" . Сократ считал, что истинной самостью человека является его душа (псюхе). До него философы в свое время утверждали, что душа -- это вечное "дыхание жизни" в нас, которое "спит в то время, когда тело действует, но бодрствует, когда тело спит", -- нечто вроде бессмертного подсознания, мало отличающегося от того, о чем пишет в своем учении Юнг. Сократ рассматривал душу как сознательную личность: как некую сущность, которая может быть умной или глупой, хорошей или плохой, -- то есть как нечто такое, за что мы нравственно в ответе. Он считал, что следует стремиться к тому, чтобы сделать нашу душу как можно лучше, дабы она могла уподобиться Богу. Однако зачем? Сократ доказывал, что все люди стремятся к счастью. Достигают они этого или не достигают -- все зависит от состояния их души. Лишь добрые души достигают состояния счастья. Причина, по которой люди поступают нехорошо, в том, что вещи, к которым их влечет, только кажутся хорошими, но на деле отнюдь не хороши. Если бы люди только знали, что является хорошим, они бы всегда вели себя как подобает. И тогда бы не было конфликтов ни внутри нас самих, ни в обществе. Наверное, один лишь философ мог столь простодушно уверовать в это. Легко утверждать, что все мы обладаем неким туманным неисследованным понятием добра. Ведь стоит нам только задуматься о нем, сводя его к частностям реального мира, как мы обнаруживаем, что начинаем расходиться во мнениях -- и в личном смысле, и в общественном. Хорошо ли тратить время на размышления о философии?

Представление Сократа о добре, по всей вероятности, можно расценивать как результат стечения его личных обстоятельств, а также влияния его эпохи. Все население Афин тех времен -- включая женщин, детей, иноземцев и рабов -- составляло, видимо, около 250 тысяч человек. Но считало ли большинство населения Афин, лишенное прав, что причина всех их несчастий в плохом состоянии их душ, -- это уже другой вопрос. Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. В диалоге Платона "Менексен" . а) он утверждает: "И всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью".

По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире. Главную ценность знаний о добре и зле, о хорошем и плохом Сократ видел в их непосредственной действенности и активности, в их прямом воздействии на человека. По словам платоновского Сократа, знание, которое относится к области добродетели, "способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание" . Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание "естества" человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву "Познай самого себя". В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Исходя из того, что философ -- это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал, как было сказано, испытывать "самого себя и других". Основным средством "испытания" он избрал диалог, живую беседу, вопросно-ответный метод исследования проблем.

Как и всякая глубокая идея, дельфийская формула мудрости "Познай самого себя" вышла за рамки своего времени. Популярная во времена античности, она нередко становилась ведущей идеей на поворотных пунктах истории и неоднократно изменяла "весь образ человеческой мысли в древнем мире и в последующие времена".

Сократ -- античный философ-идеалист и рационалист, а не средневековый христианский богослов, для которого человек как творение Бога, как чисто духовное существо был существом "не от мира сего". Ставя заботу о душе выше заботы о теле и подчеркивая первенство идеального перед материальным, Сократ, тем не менее, рассматривал бытие человека в тесном единстве с космосом. Отправляясь от этого единства, он считал возможным проводить аналогию между человеком и миром, судить о мире по аналогии с человеком. Так, из наличия у человека тела и души он делал вывод о том, что мир в целом состоит не только из материальных вещей, но также из всеобщего разума-души.

Ансельм Кентерберийский

К числу важнейших сочинений Ансельма относятся Монолог (Monologion), Прибавление к рассуждению (Proslogion)...

Атомистическое учение Демокрита

Жизнь Демокрита поучительна преданностью науке. Сам Демокрит заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Источники сообщают, что ночами он запирался на кладбище в полом надгробии...

Джон Локк

Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие «вышли из Локка» 18. На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки...

Знание - сила (Философия Френсиса Бекона)

Френсис Бэкон родился 22 января 1561 г. Детство прошло в лондонской резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом королевы. Расположение Йорк-хауза довольно точно отражало и то место...

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Общеизвестная философия Лейбница изложена в "Монадологии" и в "Началах природы и благодати"; одну из названных работ (неизвестно которую) он написал для принца Евгения Савойского, сослуживца герцога Мальборо...

Нравственные начала жизни человека и общества в античной философии

В период своего становления человеческое познание направлено "вовне", на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний...

Роль Платона и Аристотеля в истории науки

Платон родился в 428 или 427 году до н.э., в первые годы Пелопонесской войны. Он был богатым аристократом, связанным с разными людьми, имевшими отношение к правлению «тридцати тиранов». Имя, данное ему при рождении - Аристокл...

платон аристотель метафизика общество Платон родился в Афинах в 428 (427) г. до н.э. в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы...

Роль Платона и Аристотеля в развитии древней греческой философии

Древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Родился в 384 г. до н.э. в Стагире греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика...

Творчество Г.Лейбница

Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения...

Философия Сократа

Колоссальное влияние на процесс развития античной и мировой философии оказал Сократ. Сократ появился на свет в 470 г. До Н.Э его отец Софрониск был скульптором, его мать Фенарета - повивальной бабкой...

Философия Сократа

Так как Сократ не оставил сам сочинений, то единственный аутентичный источник для познания его учения суть сочинения его учеников, - для нас - сочинения Платона и Ксенофонта...

Философия Сократа

философия античный сократ религия Сократ решительным образом возвращает философские исследования от изучения природы и Космоса к человеку как духовного существа. «Познай самого себя» - такой исходный тезис сократовского философствования...

Философские труды Френсиса Бэкона

«Нравственные и политические очерки» (1597). Этот сборник эссе на моральные; религиозные и политические темы, написанный под влиянием «Опытов» и «Монтеня», в дальнейшем дополнялся автором и при его жизни выходил еще дважды...

Философский анализ книги Ошо "Осознанность"

Вполне закономерно то, что Ошо и его книги вызвали в обществе резонанс - появление сторонников и противников и, соответственно, обилия критики. К сожалению, критика не снабжает читателя разносторонними рассуждениями на тему Ошо...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта